Повышение эффективности работы предприятия путем снижения издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются анализ и разработка мероприятий по снижению издержек для повышения эффективности деятельности работы предприятия (на примере ООО «Троицкое»).
Для достижения цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы издержек
2. изучить теоретические аспекты, связанные с эффективностью деятельности предприятия
3. провести анализ деятельности предприятия
4. провести анализ внешней и внутренней среды предприятия
5. провести анализ эффективности предприятия
6. разработать проект мероприятий по снижению издержек производства продукции зернового подкомплекса

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия.......6
1.2 Понятие издержек………………………………………………………...12
1.3 Определение издержек производства……………………………………16
1.4 Направление повышения эффективности деятельности предприятия зернового подкомплекса АПК………………………………………………..21
1.5 Резервы снижения издержек по Зубу………………………………..….24
II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТРОИЦКОЕ»……………………..34
2.1 Современное состояние отрасли растениеводства В России………… .34
2.2 Краткая характеристика ООО «Троицкое»………………………………39
2.2.1 Местоположение и природно-климатические условия…….…....40
2.2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации………….…...41
2.2.3 Анализ динамики развития портфеля организации………..….....46
2.3 Анализ внутренней и внешней среды предприятия………………….…48
2.3.1 SNW – анализ ООО «Троицкое»………………………………….48
2.3.2 SWOT – анализ ООО «Троицкое»……………………………..….51
2.3.3 PESTEL – анализ ООО «Троицкое»…………………………...…58
2.3.4 Концепция 7С МакКинси……………………………………….…62
2.3.5 Пять сил конкуренции Портера…………………………………...64
2.3.6 Анализ структуры управления…………………………………..66
2.4 Анализ эффективности производства ООО «Троицкое»………………71
III.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ООО «ТРОИЦКОЕ», ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ...76
3.1 Содержание проекта по снижению издержек зернового подкомплекса…………………………………………………………......76
3.2 Организационный план внедрения проекта…….……………………….77
3.3 Оценка эффективности организационного проекта.……………………79
Заключение……………………………………………...……………………..…85
Список литературы……………………………………………………………....87

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 324.97 Кб (Скачать файл)

Вывод: Изучив динамику и структуру товарной продукции в течение трех лет можно сказать, что в первые два года преобладает продукция растениеводства, а в третий продукция животноводства. В животноводстве преобладает производство молока. Отсюда можно сделать вывод, что хозяйство является хозяйством зерно - молочного направления.

 Рассмотрим  так же данные по себестоимости  и выручке реализуемой продукции  за 3 года. 

 

 

 

 

Таблица 5

Себестоимость и выручка реализуемой продукции

показатель

2009 год

2010 год

2011 год

отклонение +/- 2011 года от 2009 года

полная себестоимость

выручено

полная себестоимость

выручено

полная себестоимость

выручено

полная себестоимость

выручено

зерновые и зернобобовые культуры всего, тыс. руб.

10478

18519

13141

15617

7308

9775

-3170

-8369

в том числе: пшеница, тыс. руб.

9670

17679

12615

15250

6629

9304

-3041

-7864

ячмень, тыс. руб.

459

317

247

164

115

74

-344

-243

овес, тыс. руб.

349

148

279

203

564

397

215

249

скот в живой массе всего, тыс. руб.

4138

2092

1507

1079

2581

1315

-1557

-777

крупный рогатый скот, тыс. руб.

3945

1964

1459

981

2581

1315

-1364

-649

лошади, тыс. руб.

193

128

48

98

0

0

-193

-128

молоко цельное, тыс. руб.

6887

4548

5264

5579

11434

13239

4547

8691

ИТОГО

36119

44509

34560

38971

31212

35419

-4907

-9090


Вывод: Наибольшую выручку предприятие получило в 2009 году – 44509 тыс. руб., что на 9090 тыс. больше чем в 2011 году и на 5538 тыс. чем в 2010. Снижение выручки связанно с сокращением реализуемой продукции и снижением урожайности. Себестоимость продукции также имеет наибольшее значение в 2009 году -36119 тыс. руб., это на 4907 тыс. и  1559 тыс. в 2011 и 2010 годах соответственно.

В 2011 году ООО «Троицкое» получило прибыль 4207 тыс. руб. Высокие показатели рентабельности имеет такая продукция как молоко цельное и пшеница. Самая не рентабельная продукция – это скот в живой массе.

Рассмотрим  материально-техническую базу предприятия  и технико-технологические показатели.

Материально – техническая база подразумевает  под собой совокупность средств производства, которые используются или могут быть использованы в экономических процессах.

Таблица 6

Наличие основных средств

показатель

2009 год

2010 год

2011 год

изменение +/- 2011 г. от 2009 г.

изменение +/- 2011 г. от 2010 г., %

Здания и сооружения, тыс. руб.

2120

2120

11921

9801

562

машины и оборудования, тыс. руб.

18259

17542

95136

76877

521

транспортные средства, тыс. руб.

939

933

10817

9878

1152

производственный и хозяйственный  инвентарь, тыс. руб.

-

-

-

-

-

рабочий скот, тыс. руб.

35

24

24

-11

69

продуктивный скот, тыс. руб.

3312

3599

7407

4095

224

многолетние насаждения, тыс. руб.

-

-

-

-

-

другие ОС, тыс. руб.

-

-

-

-

-

Итого, тыс. руб.

24665

24218

125305

100640

508


 

Вывод: в таблице отчетливо видно, что наибольшее количество основных средств у предприятия было в 2011 году и составляло 125305 тыс. руб. Значительную долю в ОС занимает машины и оборудования – 95135 тыс. руб. в 2011 году. Это на 76877 тыс. больше чем в 2009 и на 77594 тыс. больше чем в 2010 году. В 2011 году уменьшился лишь один показатель рабочий скот (на 11 тыс. руб.), а таких показателей как производственный и хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения и другие ОС у  предприятия отсутствуют.

Энергообеспеченость – это показатель, характеризующий  степень обеспеченности сельхоз  производства электрической и механической энергией.

Энерговооруженность – это показатель, характеризующий  связь затрат живого труда с производственным потреблением механической и электрической  энергии.

Рассмотрим  показатели энерговооруженности и  энергообеспеченности в динамике за 3 года. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 7 

Энерговооруженность и энергообеспеченость

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

изменение +/- 2011 г. от 2009 г.

изменение +/- 2011 г. от 2010 г.

Эоб

117,3

96,7

141,2

23,9

44,5

Эвт

84,2

79,6

113,7

29,5

34,1


Вывод: Таким образом, получаем, что наибольшее значение показатели энергообеспеченности и энерговооруженности имеют в 2011 году, они равны 141,2 и 113,7 соответственно. Это связано с увеличением энергетических мощностей  и уменьшением площади пашни. В 2010 году наблюдается снижение обоих показателей, в связи с резким сокращением энергетических мощностей (на 2252 л. с. по сравнению с 2009 годом) .

К материально-технической  базе относят так же оборотные  средства предприятия.

Большое влияние на уровень производительности труда, на использование земель, производственных фондов и капиталовложений оказывает  обеспеченность хозяйства трудовыми  ресурсами. Наличие трудовых ресурсов организации представляет собой  сумму фактической численности  постоянных, сезонных и временных  рабочих, руководителей и специалистов. От обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят: объём и своевременность выполнения работ, эффективность использования техники, объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и другие показатели.

Данные по изменению состава и численности  сотрудников в динамике за 3 года представлены в таблице 7.

 

Таблица 8

Среднегодовая численность работников

показатель

2009 год

2010 год

2011 год

изменение +/- 2011 г. от 2009 г.

изменение +/- 2011 г. от 2010 г.

работников по организации – всего, чел.

128

107

101

-27

-6

в том числе занятых в с/х производстве, чел.

120

103

96

-24

-7

трактористы – машинисты, чел.

36

28

16

-20

-12

операторы машинного доения, чел.

13

9

7

-6

-2

скотники КРС, чел.

13

11

10

-3

-1

служащие, чел.

22

21

18

-1

-3

в том числе руководители, чел.

5

5

6

0

1

Специалисты, чел.

10

9

9

-1

0


Вывод: Как видно из таблицы идет постепенное сокращение персонала предприятия. С 2009 по 2011 год численность сократилась на 27 человек. За этот период из приведенных в таблице показателей увеличилось лишь количество руководителей (на 1 человека).

 

2.2.3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОРТФЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Результаты  хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации  производства. Специализация сельскохозяйственного  производства развивается под воздействием двух тенденций: с одной стороны, углубление общественного разделения труда содействует более узкой  специализации, а с другой – особенности  сельскохозяйственного производства (сезонность, особая роль земли и  тесная связь растениеводства и  животноводства) вызывают необходимость  развития многоотраслевых предприятий.

Рассмотрим  структуру выручки товарной продукции, чтобы определить от каких видов  продукции и отраслей получает организация  больше выручки (таблица 1).

В структуре товарной продукции отрасль  животноводство занимает в 2011 году 59% (в т.ч. молоко – 53%), отрасль растениеводство – 41%. При анализе данных (табл. 1) можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает продукция растениеводства.

Чтобы точно определить уровень специализации  хозяйства применяется коэффициент  специализации (К СП). Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1. Если его уровень меньше 0,2, то это свидетельствует о слабовыраженной специализации, от 0,2 до 0,4 – о средней, от 0,4 до 0,65 – о высокой и свыше 0,65 – об углубленной.

Коэффициент специализации  определяется по формуле:

(1)

где Кс - коэффициент специализации;

Ут - удельный вес отраслей в общем  объеме товарной продукции;

i - порядковый номер вида товарной  продукции в ранжированном ряду.

Кс = 0,61, что свидетельствует о высокой специализации производства.

 

    1. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.3.1 SNW – АНАЛИЗ ООО «ТРОИЦКОЕ»

 

SNW – анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW – анализа необходимо заполнить  следующую таблицу, рассмотрим на примере  ОАО «Троицкое»:

Таблица 9

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Комментарии

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1

Обучение персонала

   

X

В ООО «Троицкое» уделяется недостаточное внимание к обучению персонала

2

Условия труда

Х

   

Личная ответственность каждого  сотрудника в соблюдении требований гигиены и санитарии на территории организации.

3

Мотивация и стимулирование работников

 

 

Х

   

В хозяйстве применяют следующие  виды надбавок и доплат:

- надбавка за классность,

  - доплата за звания,

- на уборке урожая доплата  трактористам – машинистам,

 за экономию ГСМ,

- за мастерство и классность,

  - работа в праздничные дни  и выходные дни,

- размер натурального премирования,

4

Текучесть кадров

   

Х

Текучесть кадров не высокая и на данный момент сократилась

5

Квалификация работников

   

Х

10% всех работников имеют высшее образование.

6

Оценка качества работы персонала

Х

   

Персонал работает качественно  и ответственно.

7

Социальный пакет

Х

   

Полный социальный пакет, соответствующий  трудовому законодательству.

8

Организация планирования

   

X

Планирование осуществляется на недостаточном  уровне, в хозяйстве отсутствует  плановый отдел. 

9

Уровень технической оснащенности

 

Х

 

Уровень технической оснащенности удовлетворителен. Состояние машинно-тракторного парка улучшается, но не очень быстро.

10

Информационное обеспечение

Х

   

Своевременное обновление программного обеспечения.

11

Качество выпускаемой продукции

Х

   

Качество продукции находится  на достаточно высоком уровне.

12

Организация маркетинга в организации

 

Х

 

Организация пользуется общепринятыми методами.

13

Производственные площади

 

Х

 

Предприятие имеет довольно большие  площади, однако использует их не все.

14

Организационная структура предприятия

Х

   

Линейно-функциональная структура управления.

15

Состояние охраны труда

X

   

Проводится постоянный инструктаж по охране труда, сертификация производственных объектов.

16

Объемы производства

 

Х

 

С 2009 года объемы производства снижаются.

17

Ассортимент выпускаемой продукции

 

Х

 

Портфель не достаточно разнообразен: только зерновые и зернобобовые, молоко и мясо КРС.

19

Численность персонала

   

X

Среднегодовая численность работников в 2011г. сократилась на 27 человек по сравнению с 2009 г.

20

Заработная плата

   

Х

Размер заработной платы работников низкий.

21

Имидж (деловая репутация) организации

Х

   

«Троицкое» зарекомендовал себя как  надежный производитель

22

Психологический климат в коллективе

Х

   

Самое ценное в организации – это коллектив, где опытные мастера-наставники передают свой опыт молодому поколению.

23

Финансовая устойчивость предприятия

 

X

 

Ситуация в организации стабильна, но есть небольшой риск неплатежеспособности

24

Территориальное расположение

   

X

Удаленное расположение от федеральной трассы и районного центра.

25

Ценовая политика

 

X

 

Стабильность цен. Малый рост цен  из-за инфляции.

26

Объем продаж

 

X

 

Предприятие поставляет всю продукцию  одному потредителю 

27

Сроки выполнения заказов

X

   

Все заказы выполняются своевременно

28

Зависимость от поставщиков

Х

   

ООО «Троицкое» мало зависимо от поставщиков.

29

Ориентация на потребителя

Х

   

Производимая продукция актуальна для всех слоев и групп населения.

30

Стратегия развития предприятия

X

   

Является стратегия стабильного роста.

Информация о работе Повышение эффективности работы предприятия путем снижения издержек производства