Повышение прибыли и рентабельности производства (на примере «ОАО Сукно»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства на ОАО «Сукно».
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ объема производства, себестоимости продукции по статьям калькуляции, основных производственных фондов, теплоэнергетических ресурсов, показателей эффективности труда, финансовых коэффициентов, прибыли и рентабельности за 2006 – 2008 гг.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности.
1.1 Сущность прибыли и рентабельности.
1.2 Классификация прибыли и рентабельности
1.3 Факторы роста прибыли и повышения рентабельности
2. ОАО «Сукно», его характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности.
2.1 Краткая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта
2.3 Анализ технико-экономических показателей
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции
2.3.3 Анализ основных производственных фондов, теплоэнергетических ресурсов, показателей эффективности труда.
2.3.4 Анализ финансовых коэффициентов.
2.3.5 Анализ прибыли.
2.3.6 Анализ рентабельности
3. Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности производства
3.1 Разработка проекта на техническое перевооружение.
3.2 Внедрение нового продукта.
3.3 Совершенствование технологического процесса
3.4 Разработка сборочного чертежа устройства сопряжения ЭВМ с установкой инфракрасного нагрева.
4. Оптимизация зрительного взаимодействия оператора со средствами отображения информации на основе ЭЛТ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик1.doc

— 7.47 Мб (Скачать файл)

ОАО «Сукно» занимает особое место на рынке тонкосуконных тканей в республике в силу технологических возможностей производства. Выпускаемая продукция отличается не только широтой ассортимента, но и разнообразием исходного сырья, что позволяет потребителям тканей изготовить изделия, конкурентоспособные не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Продукция, выпускаемая на ОАО «Сукно» востребована на внутреннем и внешнем рынке, поэтому согласно стратегических целей предприятия мы будем расширять оба рынка.

Можно выделить следующие сегменты (в соответствии с рисунками 2,1; 2,2; 2,3):

- рынок Республики Беларусь;

- рынок Российской Федерации;

- рынок Дальнего Зарубежья.


Рисунок 2.1 – Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2006 году

 

Рисунок 2.2 – Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2007 году

 

Рисунок 2.3 – Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2008 году

 

В течение трех лет реализация продукции на рынок Дальнего Зарубежья практически не менялась. Но все большую долю рынка Российской Федерации завоевывало ОАО «Сукно», и соответственно снижалась доля реализации продукции на территории Республики Беларусь. Положительной тенденцией является реализация большего объема реализации продукции на внешние рынки.

 

2.3 Анализ технико-экономических показателей

 

Анализ динамики технико-экономических показателей за 2006 – 2008 гг. представлен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1–Технико-экономические показатели

Показатель

Ед. изм.

2006 год

2007 год

2008 год

Объем производства продукции

млн. р.

27221,0

34898,0

40428,0

Пряжа

тонн

850,0

1017,0

993,0

Ткани готовые

тыс.м.

1001,0

1039,0

1127,0

Ткани готовые

тыс.м2

1482,0

1528,0

1676,0

Полная себестоимость

млн. р.

27997

35427

41771

Фондоотдача

 

1,18

1,33

1,52

Фондоемкость

 

0,85

0,75

0,66

Газ природный

т.у.т.

2976

3166

2846

Электрическая энергия

тыс. кВт.ч.

4531

5024

4838

Тепловая энергия

Гкал

22116

23419

20971

Среднесписочная численность

чел.

812

813

798

Среднемесячная заработная плата

тыс.р.

418,1

511,1

580,3

Расходы на оплату труда

млн.р.

4111,7

5030,6

5624,4

Производительность труда

тыс.р.

51199

58217

65169

Коэффициент текущей ликвидности

 

4,3

2,8

2,9

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

0,7

0,6

0,6

Балансовая прибыль

млн.р.

438

1368

1498

Рентабельность реализованной продукции

%

5,1

5,8

4,5



2.3.1 Анализ объема производства

Показатели для анализа объема производства в натуральном выражении представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Объем производства

Показатель

Ед. изм.

2006 год

2007 год

2008 год

Объем производства продукции

млн. р.

27221,0

34898,0

40428,0

Пряжа

тонн

850,0

1017,0

993,0

Ткани готовые

тыс.м.

1001,0

1039,0

1127,0

 

тыс.м2

1482,0

1528,0

1676,0

индексы к предыдущему году

 

 

 

 

Объем производства продукции

%

112,7

128,2

115,8

Пряжа

%

111,0

119,6

97,6

Ткани готовые, тыс.м.

%

110,9

103,8

108,5

Ткани готовые, тыс.м.2

%

109,9

103,1

109,7


 

Объем произведенной продукции в стоимостном выражении растет в течение 3-х лет, как за счет увеличения объема произведенной продукции в натуральном выражении, так и за счет увеличения стоимости продукции. В 2007 году объем произведенной продукции в стоимостном выражении растет в основном за счет стоимости продукции, а в 2008 году в большей степени за счет увеличения объема продукции.

 

Рисунок 2.4 – Объем производства

Объем пряжи в 2007 году увеличился на 19,6 % или на 167 тонн. В 2008 году произошло снижение на 2,4 % (24 тонны). Из-за плохого качества закупленной шерсти, в 2008 году она содержала большое количество костры и поэтому привела к более длительной обработке, в результате чего мы имеем снижение данного показателя.

Производство готовых тканей в тыс. метрах и в тыс. квадратных мерах на протяжении трех лет росли. Рост в 2007 году составил 103,8 % или 38 т. м., 103,1 % или 46 т.м2. 2008 год – 108,5 % или 88 т.м., 109,7 % или 148 т. м2 (рисунок 2.4).

 

2.3.2 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции

Себестоимость продукции (работ, услуг) - представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукций (работ услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и реализацию [2].

Перечень статей, включаемых в себестоимость продукции, определяется отраслевыми методическими рекомендациями. В таблице 2.3 приведены данные по статьям калькуляции.

 

Таблица 2.3

Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции

Статьи затрат

 

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

(млн. р.)

%

(млн. р.)

%

(млн. р.)

%

Сырье

19334

69,05

24243

68,43

28230

67,58

125,4

116,4

Возвратные отходы

88

0,32

100

0,28

106

0,25

113,6

106,0

Сырье за вычетом отходов

19246

68,73

24143

68,15

28124

67,33

125,4

116,5

Вспомогательные материалы

996

3,56

1321

3,73

1352

3,24

132,6

102,3

Топливо

513

1,83

857

2,42

1116

2,67

167,1

130,2

Вода на техноло- гические нужды

287

1,02

347

0,98

444

1,06

120,9

128,0

Основная и дополнительная зарплата

1528

5,46

2000

5,64

2302

5,51

130,9

115,1

Начисления на зарплату

582

2,08

735

2,08

841

2,01

126,3

114,4

Общепроизводственные расходы

2555

9,12

3427

9,67

4143

9,92

134,1

120,9

Общехозяйственные расходы

2133

7,62

2412

6,81

3220

7,71

113,1

133,5

Потери от брака

4

0,02

2

0,01

3

0,01

50,0

150,0

Производственная себестоимость

27840

99,44

35244

99,49

41545

99,46

126,6

117,9

Внепроизводственные расходы

112

0,40

146

0,41

181

0,43

130,5

124,0

Услуги

45

0,16

37

0,10

45

0,11

82,2

121,6

Полная себестоимость

27997

100

35427

100

41771

100

126,5

117,9


 

Рисунок 2.5 – Диаграмма себестоимости продукции по статьям калькуляции за 2008 год

 

Удельный вес производственной себестоимости от полной себестоимости в течение трех лет менялся незначительно, соответственно удельный вес внепроизводственных расходов и услуг также практически не менялся и оставался около 0,5 %. Основную долю в полной себестоимости составляет стоимость сырья (рисунок 2.5). Удельный вес данной статьи затрат снижается, но при этом растет удельный вес топлива. Очень маленькими затратами являются потери от брака и составляют всего 0,02 % - 0,01 %.

Полная себестоимость возросла на 26,5 % в 2007 году и на 17,9 % в 2008 году. Точно также выросла и производственная себестоимость. Стоимость сырья выросла в связи с увеличением цен на шерсть на мировом рынке. Стоимость топлива и воды выросли из-за повышения государством тарифов на данные статьи затрат. Основная и дополнительная заработная плата выросла в связи с увеличением расценок, а расценки росли с увеличением тарифной ставки. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в 2007 году выросли на 34,1 % и 13,1 %, а в 2008 году на 20,9 % и 33,5 % соответственно.

 

2.3.3 Анализ основных производственных фондов, теплоэнергетических ресурсов и показателей эффективности труда

Для обобщения характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), который определяет выпуск на 1 рубль основных средств (прямой показатель) и фондоемкости характеризует необходимую сумму основных средств для получения продукции на 1 рубль (обратный показатель фондоотдачи) [16]. Данные представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Показатели основных производственных фондов

Показатели

Ед. изм.

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

Объем производства продукции

млн.р.

27221,0

34898,0

40428,0

128,2

115,8

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млн.р.

23111

26331

26576

113,9

100,9

Фондоотдача

 

1,18

1,33

1,52

112,7

114,3

Фондоемкость

 

0,85

0,75

0,66

88,2

88,0



Рисунок 2.6 – Фондоотдача и фондоемкость

 

Фондоотдача в течение рассматриваемого периода увеличилась. Так как фондоемкость обратная величина фондоотдачи, то соответственно она снизилась. Такое изменение этих показателей для предприятия является положительным (рисунок 2.6).

Так как фондоотдача состоит из отношения объема производства продукции в стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных производственных фондов, то можно сделать вывод: рост среднегодовой стоимости производственных фондов (а она выросла на 15 % по сравнению 2008 года с 2006 годом) влияет отрицательно на рост фондоотдачи (на снижение фондоемкости), а рост объема производства продукции наоборот ведет к ее росту. Фондоотдача возросла, потому что темпы роста объема производства продукции выше, чем темпы роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Теплоэнергетические ресурсы являются одними из самых главных ресурсов для предприятия, потребление которых необходимо снижать. В таблице 2.5 приведены их показатели в натуральном выражении и темпы.

 

Таблица 2.5 – Теплоэнергетические ресурсы

Наименование показателя

Единица измерения

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

Газ природный

т.у.т.

2976

3166

2846

106,4

89,9

Электрическая энергия

тыс. кВт.ч.

4531

5024

4838

110,9

96,3

Тепловая энергия

Гкал

22116

23419

20971

105,9

89,5

Информация о работе Повышение прибыли и рентабельности производства (на примере «ОАО Сукно»)