Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель работы: разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства на ОАО «Сукно».
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ объема производства, себестоимости продукции по статьям калькуляции, основных производственных фондов, теплоэнергетических ресурсов, показателей эффективности труда, финансовых коэффициентов, прибыли и рентабельности за 2006 – 2008 гг.
Введение.
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности.
1.1 Сущность прибыли и рентабельности.
1.2 Классификация прибыли и рентабельности
1.3 Факторы роста прибыли и повышения рентабельности
2. ОАО «Сукно», его характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности.
2.1 Краткая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта
2.3 Анализ технико-экономических показателей
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции
2.3.3 Анализ основных производственных фондов, теплоэнергетических ресурсов, показателей эффективности труда.
2.3.4 Анализ финансовых коэффициентов.
2.3.5 Анализ прибыли.
2.3.6 Анализ рентабельности
3. Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности производства
3.1 Разработка проекта на техническое перевооружение.
3.2 Внедрение нового продукта.
3.3 Совершенствование технологического процесса
3.4 Разработка сборочного чертежа устройства сопряжения ЭВМ с установкой инфракрасного нагрева.
4. Оптимизация зрительного взаимодействия оператора со средствами отображения информации на основе ЭЛТ
Заключение
Список литературы
Расчет влияния от внереализационных операций:
Рб = (Рр2008 + Рпр2008 + Рвн2008) – (Рр2008 + Рпр2008 + Рвн2007) =
= (1845 + 6 – 353) – (1845 + 6 – 751) = + 398 млн. р.
По расчетам видно, что балансовая прибыль в 2008 году увеличилась только из-за внереализационного финансового результата. Это произошло из-за увеличения внереализационных доходов и снижения расходов. Прибыль от реализации продукции и от прочей реализации как и в 2007 году вели к снижению балансовой прибыли.
Рисунок 2.10 – Рост балансовой и чистой прибыли
Чистая прибыль в 2007 году выросла в 3 раза, а в 2008 году на 13%. Так как удельный вес налога на прибыль практически не менялся, то чистая прибыль росла пропорционально балансовой (рисунок 2.10).
Рисунок 2.11 – Прибыль от реализации продукции, млн. р.
Из рисунка 2.11 видно, что прибыль от реализации продукции на протяжении трех лет снижалась. Так как прибыль от реализации продукции по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, себестоимости и уровня среднереализационных цен, то проследим какой фактор и как влиял на снижение.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находится в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот [16].
В таблице 2.10 приведены показатели цены продукции, ее количества и прибыли.
Таблица 2.10
Показатели цены продукции, ее количества и прибыли
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
Выручка от реализации товаров, продукции Np | 30250 | 37632 | 42462 |
Себестоимость реализации продукции. (млн. р.) | 28787 | 35585 | 40617 |
Прибыль от реализации (млн. р. ) Рр | 1463 | 2047 | 1845 |
Объем реализации (тыс. м.) Q | 1002,05 | 1094,59 | 1131,77 |
Средняя себестоимость за 1 м (тыс. р.) С | 28,73 | 32,51 | 35,89 |
Средняя цена за 1 м (тыс. р.) р | 30,19 | 34,38 | 37,52 |
Проследим какие из факторов в 2007 году повлияли на рост прибыли. Она выросла на 584 млн. р.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции:
Рр = Q2007 (p2006 – C2006) – (Q2006 (p2006 – C2006)) = 1094,59 (30,19 – 28,73) – (1002,05 (30,19 – 28,73)) = + 135 млн. р.;
- средних цен реализации:
Рр = Q2007 (p2007 – C2006) – (Q2007 (p2006 – C2006)) = 1094,59 (34,38 – 28,73) – (1094,59 (30,19 – 28,73)) = + 4586 млн. р.;
- себестоимости реализованной продукции:
Рр = Q2007 (p2007 – C2007) – (Q2007 (p2007 – C2006)) = 1094,59 (34,38 – 32,51) – (1094,59 (34,38 – 28,73)) = - 4137 млн. р.
Результаты расчетов показали, что прибыль в 2007 году перевыполнена в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение объема реализации также способствовало увеличению суммы прибыли на 135 млн. р. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4137 млн. р.
В 2008 году произошло снижение прибыли на 202 млн. р. Определим какие факторы на это повлияли.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции:
Рр = Q2008 (p2007 – C2007) – (Q2007 (p2007 – C2007)) = 1131,77 (34,38– 32,51) – (1094,59 (34,38– 32,51)) = + 69 млн. р.;
- средних цен реализации:
Рр = Q2008 (p2008 – C2007) – (Q2008 (p2007 – C2007)) = 1131,77 (37,52 – 28,73) – (1131,77 (34,38 – 32,51)) = + 7832 млн. р.;
- себестоимости реализованной продукции:
Рр = Q2008 (p2008 – C2008) – (Q2008 (p2008 – C2007)) = 1131,77 (37,52 – 35,89) – (1131,77 (37,52– 28,73)) = - 8103 млн. р.
Из расчетов видно, что повышение себестоимости продукции в 2008 году привело к снижению суммы прибыли. В связи с увеличением средних цен реализации и объема реализации продукции прибыль увеличилась на 7901 млн. р.
Увеличение себестоимости продукции уже в 2007 году отрицательно влияло на сумму прибыли, а в 2008 году оно привело к ее снижению. Предприятию стоит задуматься о путях снижения себестоимости продукции, иначе в итоге она приведет к убыткам.
Балансовая прибыль на протяжении 2006 – 2008 гг. менялась за счет изменения составляющих факторов. Внереализационный убыток снижался и увеличивал балансовую прибыль, а прибыль от операционных доходов, наоборот, снижалась и уменьшала балансовую прибыль. Прибыль от реализации продукции в 2007 году повлияла положительно, а 2008 году привела к уменьшению балансовой прибыли.
Цель предприятия в данной ситуации – это продолжать снижать убыток от внереализационной деятельности и увеличивать прибыль от реализации продукции и прибыль от прочей реализации.
Прибыль от реализации продукции менялась также из-за своих составляющих. Так рост себестоимости продукции все время ведет к уменьшению прибыли, а объем реализации продукции и средние цены реализации увеличивают ее. В 2008 году темп роста средней себестоимости за 1 м увеличился по сравнению с темпами роста средней цены и объемом реализации, что привело к снижению прибыли от реализации продукции.
Такое увеличение себестоимости произошло из-за несвоевременной замены старого оборудования на новое. Уровень износа активной части основных фондов составляет 63,2 %. План замены изношенного оборудования в 2007 году был выполнен не полностью.
Также себестоимость продукции можно снизить путем изменения технологического процесса в ткацко-приготовительном цеху, чего не было выполненного ранее.
Каждый год необходимо выполнять задание по внедрению новой продукции, что ведет к увеличению объема и соответственно к получению дополнительного дохода, а значит и прибыли.
Выполнение данных предложений приведет предприятие к увеличению прибыли.
2.3.6 Анализ рентабельности
В работе проанализированы три показателя рентабельности:
- рентабельность производственной деятельности;
- рентабельность реализованной продукции;
- рентабельность продаж (оборота).
Показатели рентабельности приведены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Показатели рентабельности
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции Np | 30250 | 37632 | 42462 |
Себестоимость реализации продукции (затраты на производство и реализацию продукции) (млн. р.) СРП | 28787 | 35585 | 40617 |
Прибыль от реализации (млн. р.) Рр | 1463 | 2047 | 1845 |
Продолжение таблицы 2.11 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Чистая прибыль (млн. р.) ЧП | 228 | 692 | 788 |
Рентабельность производственной деятельности (%) RЧП | 0,8 | 1,9 | 1,9 |
Рентабельность реализованной продукции (%) RРП | 5,1 | 5,8 | 4,5 |
Рентабельность продаж (%) RП | 4,8 | 5,4 | 4,3 |
На основании данных таблицы 2.11 построим диаграмму динамики рентабельности.
Рисунок 2.12 – Динамика рентабельности
Как видно на диаграмме (рисунок 2.12) рентабельность реализованной продукции, рентабельность продаж и рентабельность продукции чистая в 2007 году была самая высокая. В 2008 году рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж снизились на 1,3 и 1,1 процентных пункта соответственно. Рентабельность продукции чистая осталась на уровне 2007 года.
Проследим, как и какие факторы повлияли на каждую из рассматриваемых рентабельностей.
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет:
- чистой прибыли:
2007 год:
RЧП = (ЧП2007 / СРП2006) – (ЧП2006 / СРП2006) = (692 / 28787) – (228 / 28787) = + 1,6 %;
2008 год:
RЧП = (ЧП2008 / СРП2007) – (ЧП2007 / СРП2007) = (788 / 35585) – (692 / 35585) = + 0,3 %;
- затрат на производство и реализацию продукции:
2007 год:
RЧП = (ЧП2007 / СРП2007) – (ЧП2007 / СРП2006) = (692 / 35585) – (692 / 28787) = - 0,5 %;
2008 год:
RЧП = (ЧП2008 / СРП2008) – (ЧП2008 / СРП2007) = (788 / 40617) – (788 / 35585) = - 0,3 %.
Расчеты показали, что рост чистой прибыли в 2007 году повлиял на увеличение рентабельности производственной деятельности, а увеличение затрат на производство и реализацию продукции наоборот ее снизила. Также расчеты подтвердили данные диаграммы, что рентабельность производственной деятельности в 2008 году не изменилась по сравнению с 2007 годам.
Изменение рентабельности реализованной продукции за счет:
- прибыли от реализации продукции:
2007 год:
RРП = (Рр 2007 / СРП2006) – (Рр 2006 / СРП2006) = (2047 / 28787) – (1463 / 28787) = + 2,0 %;
2008 год:
RРП = (Рр 2008 / СРП2007) – (Рр 2007 / СРП2007) = (1845 / 35585) – (2047 / 35585) = - 0,6 %;
- себестоимости реализованной продукции:
2007 год:
RРП = (Рр 2007 / СРП2007) – (Рр 2007 / СРП2006) = (2047 / 35585) – (2047 / 28787) = - 1,3 %;
2008 год:
RРП = (Рр 2008 / СРП2008) – (Рр 2008 / СРП2007) = (1845 / 40617) – (1845 / 35585) = - 0,7 %.
В 2007 году увеличение прибыли от реализации продукции привело к увеличению рентабельности реализованной продукции на 2 %, но на 1,3 % она снизилась из-за увеличения себестоимости продукции (общий прирост рентабельности составил 0,7 %). В 2008 году увеличение себестоимости и снижение прибыли практически равномерно снизили рентабельность реализованной продукции на 1,3 %.
Изменение рентабельности продаж за счет:
- прибыли от реализации продукции:
2007 год:
RП = (Рр 2007 / NР2006) – (Рр 2006 / NР 2006) = (2047 / 30250) – (1463 / 30250) = + 2,0 %;
2008 год:
RП = (Рр 2008 / NР2007) – (Рр 2007 / NР 2007) = (1845 / 37632) – (2047 / 37632) = - 0,5 %;
- выручки от реализации продукции:
2007 год:
RП = (Рр 2007 / NР2007) – (Рр 2007 / NР 2006) = (2047 / 37632) – (2047 / 30250) = - 1,4 %;
2008 год:
RП = (Рр 2008 / NР2008) – (Рр 2008 / NР 2007) = (1845 / 42462) – (1845 / 37632) = - 0,6 %.
Рентабельность продаж также как и рентабельность реализованной продукции, в 2007 году возросла из-за роста прибыли от реализации продукции и в 2008 году упала в связи со снижением прибыли. Выручка от реализации продукции отрицательно влияла в течение рассматриваемого периода.
Рассматривая рентабельность реализованной продукции и рентабельность производственной деятельности, видно, что снижение данных показателей в течение 2006 – 2008 гг. произошло из-за увеличения затрат на производство и реализацию продукции. Что касается рентабельности продаж, то на ее снижение повлияли, как выручка от реализации продукции, так и прибыль от реализации продукции. Так как прибыль от реализации продукции зависит от выручки и себестоимости, то предприятию нужно увеличивать выручку и снижать себестоимость продукции.
Вывод:
Анализ производственно-хозяйственной деятельности показал: объем пряжи в 2007 году увеличился на 19,6 %. В 2008 году произошло снижение на 2,4 %. Производство готовых тканей в тыс. метрах и в тыс. квадратных мерах на протяжении трех лет росли.
Объем производства в стоимостном выражении рос большими темпам, чем среднегодовая стоимость основных производственных фондов, что привело к увеличению фондоотдачи. А рост фондоотдачи является положительной тенденцией для ОАО «Сукно».
Расходы на оплату труда и среднемесячная заработная плата росли в стоимостном выражении, но темп роста в 2008 году снизился практически в 2 раза. В 2008 году снизилась среднесписочная численность. Производительность труда выросла в 2007 году на 13,7 %, а в 2008 году на 11,9 %.
Анализируя себестоимость продукции по статьям калькуляции видно, что затраты на сырье являются основной статьей расходов на производство продукции, и они растут. Также растут расходы на топливо. Увеличились общепроизводственные и общехозяйственные расходов в течение трех лет.
При анализе теплоэнергетических ресурсов видно, что в 2008 году произошло снижение использования всех теплоэнергетических ресурсов по сравнению с 2007 годом, а природный газ и тепловая энергия снизились и по сравнению с 2006 годом на 4,4 % и 5,2 % соответственно.
Информация о работе Повышение прибыли и рентабельности производства (на примере «ОАО Сукно»)