Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:19, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ методов управления персоналом в ресторанно-гостиничном бизнесе.
Задачи исследования:
рассмотреть организационно-административные методы управления персоналом;
изучить сущность экономических методов управления персоналом;
охарактеризовать социально-психологические методы управления персоналом;
дать характеристику применяемых методов управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe»;
Введение 3
ГЛАВА 1. Исследование методов управления персоналом в ресторанно-гостиничном бизнесе 5
1.1. Организационно-административные методы управления персоналом 5
1.2. Экономические методы управления персоналом 9
1.3.Социально-психологические методы управления персоналом 14
ГЛАВА 2. Исследование методов управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe» 24
2.1. Характеристика применяемых методов управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe» 24
2.2. Эффективность управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe» 36
2.3. Влияние методов управления персоналом на результаты хозяйственной деятельности предприятия 45
ГЛАВА 3. Предложения по усовершенствованию методов управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe» и их эффективность 59
3.1. Предложения по совершенствованию методов управления персоналом в ресторане «Nu-Art-Kafe» 59
3.2. Эффективность предложенных мер 84
Заключение 89
Список использованной литературы 93
Таким образом, рассмотренная компенсационная система позволит увеличить зависимость получаемой оплаты труда от уровня его трудового вклада и тем самым повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда.
Для совершенствования обучения персонала необходимо:
1) проводить систематические недели обмена опытом между структурными подразделениями предприятия; межу старшим и младшим персоналом;
2) ежегодно направлять на курсы повышения квалификации наиболее перспективных работников;
3) раз в полгода проводить тренинги по совершенствованию наименее развитых трудовых навыков.
Предприятию необходимо расширять методы набора персонала, использовать для этого Интернет, организовывать сотрудничество со службами занятости региона и кадровыми агентствами.
Особого внимания на предприятии заслуживает совершенствование методов отбора кандидатов на вакантную должность.
Как показал анализ, проведенный во второй главе данной работы, на предприятии отсутствует комплексный подход к отбору персонала.
Комплексный подход при отборе персонала предусматривает прохождение сотрудником последовательно следующих этапов.
1) анкетирование;
2) тестирование;
3) собеседование;
4) итоговая оценка кандидатов на вакантную должность;
5) проведение конкурса на замещение вакантной должности.
С помощью анкетирования производится первоначальная оценка соответствия кандидатов на вакантную должность.
С помощью тестирования
определяется наличие необходимых
психологических качеств
На собеседовании,
проводимым сотрудником кадровой службы,
руководителем структурного подразделения,
куда нанимается сотрудник и психологом
оценивается возможность
В результате прохождения
всех этапов каждому кандидату
Затем с оставшимися пятью кандидатами проводится конкурсное тестирование, содержащее наиболее трудные вопросы и проблемные ситуации.
По результатам конкурсного тестирования каждому сотруднику присваиваются места.
Кандидат, занявший первое место, направляется на обучение.
Из кандидатов, занявших второе и третье место, формируется кадровый резерв.
Во время обучения кандидат принимается на работу на испытательный срок. В процессе обучения руководители структурного подразделения осуществляют введение в должность нового сотрудника.
Таким образом, во время испытательного срока сотрудник проходит профессиональную адаптацию.
По окончании прохождения испытательного срока сотрудника утверждают в должности.
Главным стимулом
сотрудников предприятия к
Для осуществления продвижения по службе раз в три любой сотрудник предприятия должен подтвердить свою квалификацию в процессе прохождения аттестации. Сотрудникам, прошедшим аттестацию, в соответствии с набранными балами присваивают должностной разряд. При этом рейтинг руководителя должен быть выше рейтинга главного специалиста. А рейтинг главного специалиста должен быть выше, чем рейтинг специалиста первой категории. Таким образом, на предприятии будут созданы стимулы для повышения квалификации, как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Совершенствование аттестации в ресторане будет заключаться в совершенствовании методов оценки персонала. Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель (как на рассматриваемом предприятии) являются традиционными.
Однако, традиционные методы в оценки персонала, применяемые на предприятии, имеют следующие недостатки:
- сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку;
- основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении «царя и бога» по отношению к подчиненному - он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого - коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков;
- ориентированы в прошлое и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.
Поэтому для совершенствования оценки персонала необходимо использовать и нетрадиционные методы оценки персонала.
Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов:
- новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе;
- оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации;
- во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно различают три группы методов:
- количественные
– это все методы с числовой
оценкой уровня качеств работни
- качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей;
- комбинированные - широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
В частности на предприятии могла бы применяться комплексная оценка сотрудника, как один из нетрадиционных методов оценки персонала.
Оценка производится на основе комплексного показателя, который может быть получен путем 2-х частных оценок:
- первая – определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители;
- вторая – определяет показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.
Рассмотрим этапы комплексной оценки сотрудников.
Первый этап - расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П).
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл. 3.1, табл.3.2, табл. 3.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.
Таблица 3.1
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 |
1,0 |
1,25 | ||
Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
0,34 |
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений |
0,23 |
0,17 |
0,23 |
0,29 |
Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу) |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,16 |
Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат; способность направлять и учить подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений |
0,25 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
Таблица 3.2
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 |
1,0 |
1,25 | ||
Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора; умение работать с документами |
0,34 |
0,25 |
0,34 |
0,42 |
Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности |
0,1 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям |
0,1 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Таблица 3.4
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества рабочих
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 |
1,0 |
1,25 | ||
Профессиональная компетентность – умение точно и в срок выполнять порученную работу |
0,34 |
0,25 |
0,34 |
0,42 |
Сознание ответственности за выполняемую работу |
0,10 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Умение рационально использовать рабочее время |
0,10 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
Способность выполнять полученные задания самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности |
0,10 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
Творческий
подход к решению поставленных задач,
активность и инициатива в освоении
новых способов производства и умение
приспосабливаться к |
0,10 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях |
0,10 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Способность качественно выполнять порученную работу |
0,11 |
0,12 |
0,15 |
0,17 |