Развитие международной электронной торговли в России (на примере ФСМС «ЮНИОН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 02:20, дипломная работа

Описание работы

В первой главе дипломной работы «Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики» рассматривается понятие и сущность электронной торговли, дана характеристика основных форм организации электронной торговли, представлены особенности форм электронной торговли, определена роль электронной торговли в развитии мировой экономики.
Вторая глава «Оценка современного состояния развития электронной торговли в РФ» посвящена анализу основных показателей развития электронной торговли в РФ. В ней выявлены преимущества и перспективы развития электронной торговли для Российской экономики, рассмотрены основные проблемы развития электронной торговли.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………........5
1 Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики…………11
1.1 Понятие и сущность международной электронной торговли……………..….11
1.2 Основные формы организации электронной торговли……………..…………19
1.3 Международные электронные торговые системы……………………..………30
1.4 Роль электронной торговли в развитии мировой экономики……….………...38
2 Оценка современного состояния развития электронной торговли в России…….45
2.1 Анализ показателей развития электронной торговли в России……………...45
2.2. Организационно-экономическая характеристика ФСМС «ЮНИОН»……...65
2.3. Анализ деятельности интернет- магазина ФСМС «ЮНИОН»……………...79
3 Совершенствование развития международной электронной торговли………......85
3.1 Предложения по решению проблем развития электронной торговли в России……………………………………………………………………………85
3.2. Мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж ФСМС «ЮНИОН» через интернет-магазин…………………………………………..92
Заключение……………………………………………………………………………..99
Список использованных источников ...………………………………………..…....108

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Приверженцы более «широкого» подхода помимо Интернета к средствам осуществления электронной коммерции относят и закрытые частные компьютерные сети (так называемый Интранет) и их объединения (иначе именуемые Экстранет). Определение такого типа было предложено, например, Правительством США: "Electronic commerce (e-commerce) is any transaction completed over a computer-mediated network that involves the transfer of ownership or rights to use goods or services. Computer-mediated networks are electronically linked devices that communicate interactively over network channels»[31, с.45]  .

Самые «широкие» определения данной категории утверждают, что электронная коммерция может осуществляться посредством шести основных инструментов: телефона, факса, телевидения, систем электронных платежей и перевода денег, электронного обмена данными (EDI) и компьютерных сетей, включая Интернет. В качестве примеров такого подхода можно привести определение правительства Канады: «Electronic commerce is the conduct of business activities - buying, selling and transactions of all kinds - by means of communications and computer technologies. It includes transactions that take place by telephone, fax, ABM, credit card, debit card, EDI and Internet», а также дефиницию из отчета рабочей группы под председательством министра экономики, финансов и промышленности Франции: «Le commerce electronique corresponad a l'ensemble des echanges electroniques lies aux activites commerciales: flux d'informations et transactions concernant des produits ou des services. Ainsi defini, il s'etend aux relations entre entreprises, entre entreprises et administrations, entre entreprises et particuliers et utiliser divers formes de transmission numerisees, telephone, television, reseaux informatiques, Minitel, Internet» [22, с.32].

Русский эквивалент термина «электронная коммерция» - термин «электронная торговля».

Хотя сам термин «электронная торговля» появился относительно недавно, уже давно существует большое количество самых разнообразных его трактовок. Часто под электронной торговлей понимают такой вид торговли, в которой сделки купли-продажи осуществляются с использованием компьютерных систем в сети Интернет, но возможен более широкий и не бесспорный подход: по любым электронным сетям (например, используя ресурсы интерактивного телевидения).

Сложность в определении сути рассматриваемого явления заключается в том, что понятие «электронная торговля» как русский эквивалент английского термина e-commerce не совсем точно отражает его содержание, последний имеет более широкое толкование, чем просто сделки купли-продажи, торговые транзакции. По мнению ВТО, электронная коммерция – это производство, реклама, продажа и распространение продукции по телекоммуникационным сетям. С ВТО согласны эксперты ОЭСР и ЕС. Поэтому, даже, несмотря на то, что «электронная торговля» не полностью соответствует в русском языке «электронной коммерции», вслед за большинством международных организаций, аналитиков и экспертов, в данной работе будем считать эти термины синонимами и русское слово «торговля» расширим до английского «commerce», добавив туда производственную составляющую и целый ряд сопутствующих такой торговле аспектов.

Производственная функция электронной коммерции реализуется в отношении электронных услуг и некоторых видов электронных товаров, главным образом, информационных (например, электронных документов). Экономические характеристики электронных услуг несколько отличаются от традиционных. Электронные услуги, в отличие от обычных услуг, могут быть оказаны вовсе не реальным субъектом, а виртуальным, созданным компьютерной программой. Электронные услуги могут быть видимы. Например, на экране монитора, мы можем видеть, как средства с одного банковского счета переходят на другой банковский счет в системе Интернет-банкинга.

Экономические отношения в сети Интернет составляют основу Интернет-экономики, или по-другому сетевой экономики. Дальше можно увидеть, какова ее структура. Понятие сетевой экономики, как и электронной торговли, появилось не сегодня, но в прежние годы оно точно так же означало совсем другое: сетевые кооперационные связи коммерческих предприятий, противоположность иерархическим структурным объединениям. Сегодня в подавляющем большинстве случаев сетевой экономикой называют экономические процессы, происходящие в глобальной информационной сети Интернет [12, с.56].

Возвращаясь к сути электронной торговли, нужно подчеркнуть, что определяющим элементом в ее понимании является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. В результате такой сделки право собственности на товар или услугу, а также финансовые ценности переходит от одного обособленного хозяйственного субъекта (включая домашнее хозяйство) другому. Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интернет-контакты с поставщиками, послепродажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров онлайновым или традиционными способами и т.д. Лишенные ключевого звена – коммерческой сделки в Интернете, все эти элементы лежат вне процесса электронной торговли и уж тем более их нельзя называть видами электронной коммерции.

Понятия «электронная торговля» и «Интернет-трейдинг», несмотря на близкое значение этих терминов в англо-русском переводе, не являются синонамами. Интернет-трейдинг – уже устоявшаяся категория, означающая торговлю в сети Интернет исключительно финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, тогда как электронная торговля включает более широкий перечень торгуемых объектов.

Таблица 1 – Классификация коммерческих сделок в сети интернет

Вид коммерческой сделки

Условия осуществления

1

2

Полностью осуществляемые в Интернете

Выбор продукции данного интернет-магазина

Покупка продукции  данного интернет-магазина

Поставка продукции данным интернет-магазином

С элементами дистрибьютерских услуг

Выбор продукции данного интернет-магазина

Покупка продукции данного интернет- магазина

Доставка по почте или ТС

С использованием транспортной функции телекоммуникационных сетей

Выбор продукции во всех доступных интернет-магазинах

Покупка продукции любым выбранным способом

Доставка продукции любым выбранным способом


 

Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов (таблица 1):

  • полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;
  • включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция неважно, товар или услуга, выбрана или куплена on-line, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);
  • использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуги, услуги электронной почты и др.).

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют, стадию заказа и оплаты, в том случае, если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию поставки.

Нередко экономисты-международники пытаются выделить в электронной торговле внутреннюю и международную составляющие, говорить о внешнеэкономических или более узко – внешнеторговых ее аспектах. Сегодня пока что сделать это крайне сложно. Аналитический и статистический учет зарубежных транзакций национальных компаний в Интернет во многих странах мира пока не ведется.

В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес – компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо – государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов в освоении электронного экономического пространства слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, госзакупки с использованием глобальной сети.

 


 



 

 

Рисунок 1 – Основные направления электронной торговли

 

Основными направлениями электронной торговли являются (рисунок 1):

    • фирма-фирма (business to business или b2b) – электронная торговля между компаниями;
    • фирма-потребитель (business to consumer или B2C) – розничная электронная торговля, продажа товаров и оказание частными компаниями услуг домашним хозяйствам;
    • потребитель-потребитель (consumer to consumer или c2c) – коммерческое взаимодействие домашних хозяйств.

Интернет стал универсальной деловой средой, соединяющей компании друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам электронного бизнеса получили все компании, независимо от их размера и возраста, появляются все новые и совершенные бизнес-схемы [14, с.105]. Уровни использования Интернета простираются от сайта-витрины (информация о своей продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной коммерции: Интернет-магазины, интранет (объединению сетью своих сотрудников) и экстранет (подключение внешних партнеров. Среди функций электронной коммерции можно назвать следующие (таблица 2):

    • реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);
    • представление товара (показ продукции средствами Интернет);
    • проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);
    • послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);
    • налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов).

Таким образом, на основе проведенного анализа определений понятия электронная торговля можно дать следующее определение сущности данного явления: электронная торговля - это деятельность экономических субъектов по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными.

При этом можно подчеркнуть, что торговля может происходить как товарами (материальными/нематериальными), так и услугами (страховые, банковские и др.). Под электронными средствами обмена данных понимаются любые электронные средства обмена данных (сети EDI, телефон, телеграф и др.), а не только Интернет.

 

 

Таблица 2 – Функции электронной коммерции

Функция

Направленное действие

1

2

Реклама

  • привлечение внимания пользователя к определенному сайту

Представление товара

  • показ продукции средствами Интернет

Проведение покупки

  • быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки

Послепродажное обслуживание

  • помощь во время покупки и после

Налаживание долгосрочных отношений с клиентом

  • изучение предпочтений и вкусов

 

 При  этом можно подчеркнуть, что торговля  может происходить как товарами (материальными/нематериальными), так и услугами (страховые, банковские и др.). Под электронными средствами обмена данных понимаются любые электронные средства обмена данных (сети EDI, телефон, телеграф и др.), а не только Интернет.

Рассматривая сущность электронной торговли, можно заключить, что основным признаком электронной торговли является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. Электронная торговля содержит производственную и экономическую составляющие, ей присущ набор определенных функций (реклама, представление товара, проведение покупки, послепродажное обслуживание, установление долгосрочных отношений с клиентом).

 

         1. 2 Основные формы организации электронной торговли

В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес – компании и домашние хозяйства. Третьей действующее лицо – государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов в основании электронного экономического пространства слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, госзакупки с использованием глобальной сети.

Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма – business (сокращенно b), потребитель – consumer (с), государство, правительство, органы государственной власти – government или administration (g или a) [26, с.89].

 

Таблица 3 - Матрица сетевой экономики

 

Государство

Government

Частный бизнес

Business

Потребитель

Consumer

1

2

3

4

Государство

Government

G2G (координация работы госучреждений, в том числе муниципальных органов власти)

G2B

(информирование об изменениях в законодательстве, госзакупки)

G2C

(социальные выплаты, предоставление  информации населению)

Частный бизнес

Business

B2G (развитие систем обеспечения государственных органов, уплата налогов)

B2B (коммерческие сделки, оптовая торговля, субконтракты, отношения с поставщиками и др.)

B2C (розничная торговля, электронные услуги, послепродажное обслуживание и др.)

Потребитель

Consumer

C2G (подача налоговой декларации, уплата налогов и сборов, другие операции)

С2В (участие в опросах и других маркетинговых исследованиях, поиск работы, сравнение цен продавцов)

C2C (акционная торговля, доски объявлений и др.)


 

В таблице 3 представлена структура сетевой экономики, представляющая собой матрицу использования Интернета, приведенную в одном из рабочих документов ОЭСР.

Рассмотрим каждый из указанных сегментов более подробно.

В2С (Business to Consumer) – «бизнес для потребителя». В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи потребителям. Это одна из наиболее успешных форм электронной торговли на настоящий момент [5, с.103].

Информация о работе Развитие международной электронной торговли в России (на примере ФСМС «ЮНИОН»)