Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 02:20, дипломная работа
В первой главе дипломной работы «Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики» рассматривается понятие и сущность электронной торговли, дана характеристика основных форм организации электронной торговли, представлены особенности форм электронной торговли, определена роль электронной торговли в развитии мировой экономики.
Вторая глава «Оценка современного состояния развития электронной торговли в РФ» посвящена анализу основных показателей развития электронной торговли в РФ. В ней выявлены преимущества и перспективы развития электронной торговли для Российской экономики, рассмотрены основные проблемы развития электронной торговли.
Введение……………………………………………………………………………........5
1 Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики…………11
1.1 Понятие и сущность международной электронной торговли……………..….11
1.2 Основные формы организации электронной торговли……………..…………19
1.3 Международные электронные торговые системы……………………..………30
1.4 Роль электронной торговли в развитии мировой экономики……….………...38
2 Оценка современного состояния развития электронной торговли в России…….45
2.1 Анализ показателей развития электронной торговли в России……………...45
2.2. Организационно-экономическая характеристика ФСМС «ЮНИОН»……...65
2.3. Анализ деятельности интернет- магазина ФСМС «ЮНИОН»……………...79
3 Совершенствование развития международной электронной торговли………......85
3.1 Предложения по решению проблем развития электронной торговли в России……………………………………………………………………………85
3.2. Мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж ФСМС «ЮНИОН» через интернет-магазин…………………………………………..92
Заключение……………………………………………………………………………..99
Список использованных источников ...………………………………………..…....108
Сегмент В2С (Business-to-Consumer, Бизнес-Потребитель) характе-ризуется тем, что клиентом здесь является физическое лицо, производящее покупку и оплату товаров и услуг через Интернет. Согласно данным, полученным на основе опроса ряда интернет-магазинов, в 2011 г. объем сегмента В2С) составил 1,02 млрд. долларов, что на 54% больше, чем в 2009-м.
При решенных проблемах с доступом в Сеть в регионах, надежной работе платежных систем и служб доставки сектор В2С полезен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в плане доступности товаров и услуг для потребителя. В 2 С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс В2С – прямые продажи с минимальным количеством посредников, что дает возможности устанавливать конкурентные цены на местах [14, с.26].
В зависимости от объема выполняемых функций систему электронной торговли В2С можно отнести к одному из трех типов:
С точки зрения посетителя сайта все три решения могут выглядеть одинаково. Связано это с тем, что он имеет дело с внешним оформлением сайта: каталогом товаров, системой навигации и поиска, системой оформления заказов и т.д. Предпочтения покупателя зависят в большей степени от удобства использования каталога и системы навигации.
Различия становятся заметными, как только покупатель начинает оформлять заказ. На этом этапе он обычно убеждается в преимуществах Интернет-магазина. Ему сразу выписывается счет с учетом налогов, скидки и стоимости доставки, а также предоставляется возможность оплатить покупку с помощью системы онлайн оплаты.
B2B (Business to Business) – «бизнес для бизнеса», межкорпоративный сегмент электронной коммерции подразумевает электронное взаимодействие двух компаний. В современном понимании это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникационных сетей (Интернета, Интранета, мобильных и других сетей связи). Компания может проводить тендеры, торги, заключать контракты, получать, оплачивать счета, опубликовывать документы и проводить множество других операций в электронном виде [12, с.136].
Сегодня основой построения межкорпоративного бизнеса в Интернете нередко является электронная торговая площадка (B2B-площадка) – место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями – покупателями и продавцами. Кроме непосредственной возможности опубликовать заявки на покупку/продажу товаров и услуг участники площадок платно или бесплатно получают множество дополнительных услуг: новости и аналитику, мини-сайт, импорт каталога товаров непосредственно из учетной системы предприятия, маркетинговые услуги (реклама, рассылка по электронной почте и т. д.), финансовые услуги – онлайновые платежные системы, заявки на финансовые продукты (страхование, кредитование, лизинг и т. п.) и др.
Некоторое время назад торговые В2В-площадки по функциональным возможностям находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой;
Сегодня В2В-площадки принято классифицировать несколько иначе: корпоративные закупочные и сбытовые площадки, отраслевые, вертикальные, горизонтальные и множество других разновидностей. Соответственно возросла сложность и, следовательно, стоимость разработки таких систем. По оценкам компании I.B. Partners, в России она составляет от 100 тыс. до 1 млн. долл., на Западе – от 500 тыс. до 150 млн. долл. [2, с.56].
Сделки между продавцами и покупателями и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций заключаются на виртуальных торговых площадках.
По признаку создания и принадлежности электронные торговые площадки их можно разделить на три категории: создаваемые покупателями, продавцами или третьей стороной.
Площадки, создаваемые покупателями. Одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения множества компаний-поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных фирм в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок.
Площадки, создаваемые продавцами. Наряду с крупными покупателями крупные продавцы также играют активную роль в формировании электронных торговых площадок.
Торговые площадки, создаваемые и управляемые третьей стороной, призваны свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах. Начиная с нейтрального посредничества, многие подобные Internet-площадки все более сближаются с ведущими компаниями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал. Однако это создает потенциальные проблемы с привлечением на рынок других компаний и контролем крупных промышленных инвесторов.
Обычно возникновение тех или иных видов электронных торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области. Если это рынок покупателя, то, интегрируя собственные системы снабжения с системами пула поставщиков, он может создать электронные торговые площадки для обеспечения своих нужд. Если это рынок продавца, то за счет прямого общения с большим количеством покупателей на организуемой им электронной торговой площадке он избегает посредников и тем самым может получить часть их прибыли. «Независимые площадки» в свою очередь эффективны на сильно фрагментированных рынках, где нет ни доминирующего покупателя, ни продавца.
В2G (Business to government) – «бизнес для государства». Процедуры государственных закупок отличаются от тех, к которым привыкло большинство поставщиков, работающих на межкорпоративном секторе электронной торговли. Рынок государственных закупок – это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Этому способствует тот факт, что государственный чиновник не похож на типичного субъекта рынка: ему проще приобретать товары у одного, возможно давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становиться питательной средой для злоупотреблений и коррупции.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в прошлом году объем российского рынка электронной торговли увеличился в 2,5 раза. Он составил 10,1 млрд. долл., что равняется 1% ВВП. Лидером роста впервые стал корпоративный сектор (business to business, В2В) — его обороты возросли в 4,7 раза и достигли 6,15 млрд. долл. [14, с.57].
Объем государственных закупок (business to government, В2G) в 2010 г. увеличился на 22% — до 2,45 млрд. долл. Товарооборот розничной торговли через интернет-магазины (business to consumers, В2С) составил 1,5 млрд. долл., что на 49% больше, чем в 2008 г. Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский полагает, что по итогам нынешнего года совокупный объем рынка электронной коммерции в нашей стране может достигнуть 16–17 млрд. долл.
Менее распространенными схемами ведения бизнеса в Сети являются такие группы как С2С (Consumer to Consumer) – «потребитель для потребителя» и C2B (Consumer to Business) – потребитель для бизнеса.
Компонент С2С направлена на ведение электронной коммерции, при котором главными действующими лицами являются сами потребители, одновременно являющиеся и распределителями продукта, в то время как сама компания остается в стороне, а большинство покупок производится «по совету друг друга».
Наиболее популярными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион.
С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера.
Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. В России одним из ведущих компаний в этой области является molotok.ru. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя [8, с.62].
Вторая схема взаимодействия предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной торговли наименее развит по сравнению с остальными. Потребитель - предприятие (С2В) имеет место, когда потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями, и является наименьшим по объему и самым неразвитым сектором электронной торговли. Самым ярким примером С2В является американская компания Priceline.com, которая позволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тот или иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера, который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене.
Модель С2В в условиях российского рынка не имеет самостоятельного значения. Ее элементы используются некоторыми сетевыми каталогами товаров и услуг для расширения сервиса. Идея этой модели достаточно проста: есть сайт-каталог, на котором большое количество продавцов (юридических лиц) выставляют свои товары. При этом физические лица, посетители сайта, могут оставить на нем заявку на приобретение какого-либо из предлагаемых товаров по цене не выше такой-то. Заявка доступна всем юридическим лицам, зарегистрированным в каталоге. Если кто-то из продавцов находит для себя приемлемой предлагаемую в заявке цену, он связывается через каталог с покупателем, и они совершают сделку купли-продажи.
Как показывает практика, свои перспективы имеют все формы электронной торговли. В электронной торговле ведущие темпы роста сохраняются за сектором В2В (Business-to-Business, Бизнес-бизнес). Этот вид электронных услуг подразумевает различные способы оказания данных услуг между организациями. По оценке Brunswick Warburg ежегодный рост российского В2В-рынка будет составлять 245%. Важным фактором развития всего сектора информационных технологий в стране и дальнейшего становления российского рынка электронной коммерции в сегменте В2В стало осуществление федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2002-2010 годы. Лидируют предприятия ТЭК — 62% всего рынка В2В (806 млн.. долларов), далее идут предприятия сельского хозяйства, компании, торгующие продуктами питания и т. д. [8, с.62].
В настоящее время около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ в Интернет, на рынке действуют свыше 150 электронных торговых площадок.
Использование Интернета позволило многим компаниям самим оформлять заказы и доставку товаров вместо передачи этих функций дистрибьюторам, которые, в свою очередь, сами используют «виртуальную среду», замещая физическое размещение товаров на складах и их движение действиями специалистов по Интернет-технологиям.
Важными элементами инфраструктуры рынка В2В становятся электронные корпоративные площадки и рынки, электронные биржи. Они используются для обеспечения торговли сырьевыми, продовольственными, промышленными, фармацевтическими товарами, разного рода услугами, а также торговли ценными бумагами и иностранной валютой.
Сегмент G2B имеет наибольший удельный вес в общем объеме рынка электронной торговли РФ. Системы G2B (Government-to-Business, Администрация-Бизнес) – обслуживание государственного заказа. В категорию администрация-бизнес входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями. Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом переходят на электронную основу быстрее, чем отношения с гражданами. Создание системы электронных торгов по закупке товаров и услуг для государственных нужд чрезвычайно актуально для сегодняшней России. Развитие электронных торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции. В добавление к объявлениям о закупках административные органы могут также предлагать электронный обмен при таких операциях, как, например, возврат налога на добавленную стоимость [18, с.102]. .
Несколько лет назад Россия вступила на путь переориентации государственных закупок в направлении широкого применения Интернета и современных информационных технологий. Государственные закупки товаров и услуг – весомый компонент национальной экономики, их объем в 2011 г. составил около 2100 млн.долларов. Сейчас мы можем наблюдать за размещение гос.заказов на выполнение работ и приобретение товаров на официальном сайте госзакупок – zakupki.gov.ru.
Такие сегменты рынка электронной коммерции в РФ как G2С (Government-to-Consumer, Администрация-потребитель) – «электронное правительство» или государственные услуги населению) и С2С (Consumer-to-Consumer, Потребитель-потребитель) — электронные аукционы, доски объявлений) являются менее распространенными и находятся в стадии становления.
Кроме того, существует еще целый ряд экзотических моделей, связанных с видами бизнеса, построенными на взаимодействиях правительство - граждане (С2G), правительство-правительство (G2G).
Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рисунке 2. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:
C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;
B2B (business-to-business) — между частными компаниями;
G2C (government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
G2B (government-to-business) — между государством и частными компаниями;
G2G (government-to-government) — между органами государственного управления.
ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G.
Рисунок 2 - Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан
В целом функции сервиса «правительство правительству» можно охарактеризовать как удешевление работы правительства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, и главное – предотвращение коррупции [25, с.31].
Информация о работе Развитие международной электронной торговли в России (на примере ФСМС «ЮНИОН»)