Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 02:20, дипломная работа
В первой главе дипломной работы «Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики» рассматривается понятие и сущность электронной торговли, дана характеристика основных форм организации электронной торговли, представлены особенности форм электронной торговли, определена роль электронной торговли в развитии мировой экономики.
Вторая глава «Оценка современного состояния развития электронной торговли в РФ» посвящена анализу основных показателей развития электронной торговли в РФ. В ней выявлены преимущества и перспективы развития электронной торговли для Российской экономики, рассмотрены основные проблемы развития электронной торговли.
Введение……………………………………………………………………………........5
1 Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики…………11
1.1 Понятие и сущность международной электронной торговли……………..….11
1.2 Основные формы организации электронной торговли……………..…………19
1.3 Международные электронные торговые системы……………………..………30
1.4 Роль электронной торговли в развитии мировой экономики……….………...38
2 Оценка современного состояния развития электронной торговли в России…….45
2.1 Анализ показателей развития электронной торговли в России……………...45
2.2. Организационно-экономическая характеристика ФСМС «ЮНИОН»……...65
2.3. Анализ деятельности интернет- магазина ФСМС «ЮНИОН»……………...79
3 Совершенствование развития международной электронной торговли………......85
3.1 Предложения по решению проблем развития электронной торговли в России……………………………………………………………………………85
3.2. Мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж ФСМС «ЮНИОН» через интернет-магазин…………………………………………..92
Заключение……………………………………………………………………………..99
Список использованных источников ...………………………………………..…....108
На протяжении периода 2006-2010 гг. отмечается рост объемов электронной торговли. Причем, можно отметить, что в 2010 году резко увеличился сектор В2В. Развитие данного сектора электронной коммерции можно связать с ростом торговых В2В-площадок.
В2G совершил в 2008 году высокий скачок, увеличив обороты до $ 2130 млн., тогда как в 2006 они составляли лишь $ 141 млн. $. На протяжении 2008-2012 гг. объемы сектора практически не изменялись. Это можно объяснить внедрением информационных технологий на государственном уровне в 2011 году.
Рост сектора В2С на протяжении 2009-2010 гг. проходил равными темпами.
В 2010 году объем российского розничного рынка интернет-торговли в сегменте B2C вырос на 42% и составил $1 450 млн.. Среднегодовые темпы роста всей электронной торговли в 2007–2009 годах составляли 40–50%, а в 2010-м, согласно экспертным оценкам участников рынка, — уже 50–60%.
Столь высокие темпы роста связаны с развитием всех сегментов данного рынка: так, в 2008 году на 1500% возросли государственные закупки (сегмент b2g), в 2009 году на 194% увеличился оборот межкорпоративного сегмента (сегмент b2b), последние годы на 40–50% (в среднем) стабильно растет розничная торговля (сегмент B2C).
В 2010 году в сегменте B2C основной объем розничного интернет-рынка (39%) пришелся на интернет-магазины бытовой техники и электроники. Больше всего пользователи интересовались компьютерами, электроникой, фототоварами, телефонами и бытовой техникой.
Также больший прирост в процентном соотношении в B2C был отмечен в группе товаров косметики и парфюмерии, мультимедийной продукции, товаров для детей, подарков, хобби, цветов и медицинских товаров.
Несмотря на положительную динамику российской электронной торговли, объем розничного товарооборота через Интернет в России пока составляет менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения: в США эта цифра составляет в настоящее время около 15%.
При том, что отечественная интернет-розница отстает по уровню и темпам развития от западной, во многом, тем не менее, она на нее похожа. Как и в Западной Европе и США, в России по количеству заказов в интернет-магазинах лидируют цифровая и компьютерная, аудио- и видеотехника (20% от всех продаж), книги, журналы, CD, DVD (10%), автомобили и запчасти (10%), товары для дома (9%), товары для детей (9%). В последнее время большое распространение в Москве получила продажа через Интернет театральных и кинобилетов. В этих секторах интернет-торговля может потеснить традиционные каналы сбыта.
Интернет представляет собой огромные возможности для продвижения товаров и услуг потребителям. В последнее время появился целый ряд предприятий розничной интернет-торговли, которые успешно конкурируют по своим размерам и эффективности с традиционными розничными предприятиями.
На рисунок 3 представлен уровень интереса пользователей к покупкам через Интернет.
Рисунок 3 - Уровень интереса пользователей к покупкам через Интернет
по городам России, %
Средний дневной товарооборот (выручка) интернет-магазина в России, по данным CNews Analytics, составляет $5,8 т. и пока еще отстает от аналогичного показателя для предприятий розничной торговли, а вот средняя стоимость одной покупки уже сопоставимы по значениям с показателями традиционных магазинов.
При этом уровень интереса к интернет-покупкам у столичных жителей остается заметно выше, чем у региональных. По данным веб-поиска Яндекса, чаще остальных россиян посещают интернет-магазины москвичи. То, что столичные пользователи активнее интересуются интернет-покупками, чем жители регионов, подтверждает и другой способ оценки. В запросах москвичей и жителей центрального региона России чаще, чем у российского интернет-населения в целом, встречаются слова, позволяющие предположить заинтересованность пользователя в получении информации о товаре или совершении покупки — «купить», «покупка», «цена» и др. Показатель Affinity Index по популярности в регионах представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Относительная региональная популярность (Affinity Index) слов «купить», «покупка», «цена», «ассортимент», «продать», «стоимость», «стоит», «прайс-лист» среди пользователей поиска Яндекса
В 2010 году доля их переходов на сайты Интернет-магазинов среди пользователей из всех регионов России составила 62%. Во всех остальных городах — даже в Северной столице — интерес к покупкам через сеть заметно ниже.
Интересно, что ближе всего к Центру здесь находится Дальний Восток — вероятно, потому, что из-за близости Китая и Японии в этом регионе быстро развивается интернет.
Исследовательская компания Gartner подсчитала, что онлайн-коммерция в Америке в 2011 году потеряла $2 млрд. из-за беспокойства пользователей по поводу безопасности осуществления электронных платежей. Для России эта проблема пока не столь актуальна, так как большинство российских интернет-магазинов работает в основном по модели «оплата наличными при доставке» (cash .on delivery). При этом у электронной коммерции в Рунете есть другие, более массовые, преграды. По данным службы Яндекс Маркет, в 2010 году российские интернет-покупатели основной проблемой, с которой им приходилось сталкиваться, называли отсутствие выбранного товара на складе интернет-магазина. Недовольство пользователей вызывают также и неправильные (заниженные) цены, указанные в предложениях магазинов.
Как уже упоминалось, розничный сектор интернет-торговли (сегмент B2C) активно развивается.
Все интернет-магазины строятся по принципу «сайт-склад». Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать с крупными продавцами.
У торговых сетей тоже есть интернет-магазины, правда, они рассматривают их лишь как дополнительный канал сбыта и стимулируют спрос в онлайн-магазинах более низкими ценами, чем в классических магазинах.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих в настоящее время развитие электронной коммерции в России, является «проблема доверия», что связано прежде всего с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых продавцах. Следствиями данной проблемы являются страх быть обманутым, страх перед возможным мошенничеством с платежными средствами или несанкционированным использованием информации персонального характера и др.
У покупателей зачастую нет информации о многих магазинах, работающих в Сети, а среди них есть много занимающихся мошенничеством. Так, по данным Центра анализа интернет-мошенничества (IFCC), чаще всего жертвами компьютерных жуликов становятся участники онлайновых аукционов — 43% от всех случаев. Далее идут покупатели разного рода товаров и услуг — 20%.
Лидером по числу пользователей Сети является Центральный регион, в котором на данный момент находится 23% всей интернет-аудитории. Наибольший процент интернет-пользователей находится в возрастной группе 18-24 лет — 51%. С увеличением возраста респондентов доля интернет-пользователей среди них уменьшается. Так, средний возраст интернет-пользователей в 2012 году составляет 31 год (в четвертом квартале 2011 года средний возраст составлял 33 года). Наименее активными являются люди в возрасте 35-44 года — среди них значимо меньше выходящих в Сеть ежедневно.
Согласно исследованию, проведенному Национальной ассоциацией участников электронной торговли в 2010 году больше половины пользователей Интернета (60%) совершали покупки в интернет-магазинах в течение последнего года. Несколько чаще, чем по России в целом, делали покупки в интернет-магазинах жители Москвы (75%). Причина в том, что большая часть интернет-магазинов находятся в Москве, в других регионах большинству из них приходится действовать через посредников. Зачастую они менее опытны в вопросах логистики и менеджмента онлайн-торговли, что влияет на скорость и стоимость доставки товара, а также на наличие самого товара на складах интернет-магазинов.
Большинство покупателей виртуальных магазинов совершают покупки со следующей периодичностью: реже одного раза в месяц — 72%, примерно раз в месяц — 17%. С частотой два-три раза в месяц делают покупки только 10% опрошенных.
Для 44% пользователей Интернета важен факт увидеть товар «в живую»; также эти респонденты указали на недостаток информации о товаре на сайте. Почти такое же количество рунетчиков (42%) не видят необходимости в таком непривычном для них способе покупке товаров. Меньше трети респондентов (27%) пугают проблемы с доставкой товара на дом, а для 25% опрошенных процесс покупки через Интернет кажется излишне сложным.
По данным проведенного исследования, отвечая на вопрос «Собираетесь ли вы в будущем делать покупки через Интернет?», российские интернет-пользователи проявили высокую степень готовности совершать покупки через Интернет. 33% респондентов отметили, что совершенно точно воспользуются услугами интернет-магазинов в будущем.
Еще 42% опрошенных скорее всего будут совершать покупки онлайн. Наиболее готовы к такому методу шопинга оказались москвичи (45%) и респонденты с уровнем дохода более 25 тыс. рублей (48%), что значимо больше, чем по выборке в целом. Лишь 12% респондентов отметили, что пока не планируют совершать покупки через Интернет. И только 2% российских интернет-пользователей категоричны в отношении онлайн-магазинов: они совершенно точно не собираются покупать товары в Сети.
На принятие решения воспользоваться услугами интернет-магазина влияют следующие факторы:
Средний срок работы интернет-магазина достаточно мал — три года (таблица 5).
Таблица 5 - Основные характеристики интернет-магазинов
Средний срок работы интернет-магазина |
лет |
3 |
Среднее количество посетителей вэб-сайта интернет-магазина в день |
ед. |
1535 |
Среднее количество покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине, в день |
ед. |
78 |
Средний коэффициент конверсии (соотношение кол-ва заказов ко |
% |
4,9 |
Средний товарооборот (выручка) одного интернет-магазина в день |
т.р. тыс. долл. |
162,6 5,8 |
Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа) |
т.р. |
2,1 |
Средний процент возврата товаров |
% |
1,3 |
Это связано с высокой динамичностью данного сегмента электронной коммерции, когда достаточно большое количество ресурсов создается и активно продвигается, не меньшее — прекращает свое существование. Основная причина — достаточно высокая стоимость входа на данный рынок, при первоначально кажущейся низкой цене и простоте.
По оценкам экспертов, средняя величина инвестиций в успешный проект, связанный с розничной онлайновой торговлей, составляет не менее $1 млн. Разброс цен на стандартный сайт-каталог и полноценный интернет-магазин может составить от $900 до $50 т.
Таблица 6 - Процентное распределение способов оплаты
Тип оплаты |
% |
1 |
2 |
Наличный расчет |
53 |
Безналичный расчет |
12 |
Оплата банковскими картами |
17 |
Электронные деньги |
10 |
Наложенный платеж |
8 |
Итого |
100 |
В начале 2012 года аналитическая служба Amabay.ru подготовила отчет об известных фактах закрытия интернет-магазинов, часть из которых выставлена на продажу. Причины, которые привели к закрытию, можно разделить на несколько групп (таблица 7). По оценочным данным аналитиков Amabay.ru, в 2011 году закрылось более 150 интернет-магазинов. Большинство из них были очень маленькими, оборот многих не превышал $5-10 т. Соответственно их общая доля на рынке электронной торговли России не превышала 1%.
Таблица 7 - Причины закрытия интернет-магазинов
Причина |
% |
1 |
2 |
Высокая конкуренция (мало клиентов) |
22 |
Отсутствие финансирования |
20 |
Сложность доставки товаров |
17 |
Технические проблемы |
15 |
Низкая доходность |
14 |
Разочарование в электронной коммерции |
12 |
В 2010 году не зафиксировано ни одного закрытия крупного интернет-магазина. Средняя продажная цена «торговых точек» составляет не более 200 евро, хотя в ряде случаев это даже не окупает инвестиций.
Процесс покупки в интернет-магазине имеет сложную структуру, в отличие от обычного магазина. Покупатель, как правило, просматривает несколько интернет-площадок в поисках товара и сравнения цен и условий доставки. После того как он сделал выбор, его заказ поступает менеджеру интернет-магазина или администратору по заказам торговой точки. В свою очередь те связываются со складом, бронируют заказ или связываются с покупателем для выяснения деталей сделки. После подтверждения условий заказа товар, как правило, доставляют покупателю по указанному им адресу.
Информация о работе Развитие международной электронной торговли в России (на примере ФСМС «ЮНИОН»)