Совершенствование системы оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:01, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа и изучение состояния организации оплаты труда работников литейного производства РУП «МАЗ», а также пути ее совершенствования, проведение исследования оплаты труда на предприятии, изучение организации бухгалтерского учета труда и заработной платы и проведения экономического анализа эффективности средств на оплату труда, выявление недостатков в системе оплаты труда, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда, а также разработка рекомендаций по совершенствованию учетной работы и повышению эффективности использования фонда заработной платы.

Файлы: 1 файл

д1.docx

— 100.84 Кб (Скачать файл)

 

Премирование индивидуально  оплачиваемых рабочих осуществляется в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных  исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение  качества продукции (работ), освоение новой  техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов. В качестве показателей премирования рабочих  рекомендуются также:

 

- рост производительности  труда; 

 

- рост выработки продукции,  снижение ее трудоемкости, выполнение  заданных объемов работ с меньшей  численностью в установленные  сроки, высокоэффективное использование  новой техники и прогрессивной  технологии и др.;

 

- улучшение качества продукции,  работ: повышение удельного веса  продукции высшей категории качества, уровень сдачи продукции с  первого предъявления, отсутствие  или снижение рекламаций от  потребителей, снижение брака, выход  годной продукции, отсутствие  претензий к произведенной продукции  (работам и услугам) и т.д.;

 

- стимулирование освоения  новой техники и прогрессивной  технологии: повышение коэффициента  загрузки оборудования, сокращение  затрат на его эксплуатацию, повышение  коэффициента сменности работы  новых типов машин, современного  высокопроизводительного оборудования, сокращение сроков освоения прогрессивной  технологии и др.;

 

- стимулирование снижения  материальных затрат: экономия сырья,  материалов, топливно-энергетических  ресурсов, инструмента, запасных  частей, уменьшение потерь, отходов  и т.д. [36 c.69]

 

Рабочих, занятых обслуживанием  основного производства, рекомендуется  премировать по показателям, непосредственно  характеризующим улучшение качества их работы: обеспечение бесперебойной  и ритмичной работы оборудования по выпуску продукции, улучшение  коэффициента его использования, увеличение межремонтного периода эксплуатации и сокращение затрат на обслуживание и ремонт; бесперебойное обеспечение  рабочих мест инструментом и оснасткой, транспортными средствами, энергией, топливом и т.д.

 

При пофакторном премировании требуется соблюдать соотношение, при котором сумма премии не должна превышать величину эффекта. При  этом величина эффекта определяется на основе изменения уровня плановых показателей по сравнению с их плановыми уровнями в базисном периоде.

 

Премия рабочим из фонда  заработной платы и фонда материального  поощрения или единого фонда  оплаты труда (при второй модели хозрасчета) максимальными размерами не ограничивается. Показатели, условия и размеры  премирования различных категорий  рабочих определяются непосредственно  на предприятиях с учетом конкретных производственных условий и задач, стоящих перед ними. Руководителям  предприятий предоставляется право  по согласованию с профсоюзным комитетом  самостоятельно утверждать положение  о премировании рабочих.

 

Рассматривая данную проблему, следует обратить внимание, что главный  недостаток действующих систем оплаты труда состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективные, а оплата индивидуальна. Чтобы преодолеть это противоречие, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать  результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

 

Хотя первый путь объективно исключен, так как в принципе не возможно отделить результаты от их коллективной природы, именно по нему повели нашу экономику  осуществляемые преобразования. Теперь, спустя более чем десятилетие, бесперспективность его стала очевидной. Предприятия, которые старались раздробить коллективный интерес на множество частных, потеряли устойчивость и сейчас, чтобы выжить, спешно налаживают те или иные формы  объединения. Среди хозяйственников  укрепляется понимание, что перспектива  связана с коллективными системами  поощрения труда.

 

Подводя итог, напрашивается  вывод, что сдельная схема оплаты труда - это наиболее старый и наиболее распространенный вид поощрительной  схемы. Заработок напрямую связан с  тем, сколько рабочий производит, так как ему платят по сдельной ставке за каждую единицу изделия, которую  он производит,

 

2. Анализ системы оплаты  труда и заработной платы предприятия

 

 

2.1 Экономико-организационная  характеристика предприятия

 

 

Предприятие «Минский автомобильный  завод» - крупнейшее государственное  предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной  и прицепной техники.

 

Завод является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения "БелавтоМАЗ", в составе которого находятся  также РУП «БААЗ» (г. Барановичи), РУП «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), РУП «Литмаш» (г. Минск), ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск).

 

Минский автомобильный завод  включает в себя все виды действующих  производств, свойственных современным  крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.

 

Гамма выпускаемых автомобилей  включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и  установок. Завод в массовом производстве освоил 6 поколений тяжелых грузовиков. В автомобилях МАЗ воплотились  современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволившие получить максимально  возможные грузовместимость и грузоподъемность, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость и надежность в сочетании  с минимальными эксплуатационными  затратами.

 

С 1995 г. осуществляется выпуск городских, пригородных и междугородних  туристических автобусов. Минский  автомобильный завод достиг серийного  производства 8 моделей автобусов  и более 50 модификаций на их базе, среди которых специальные автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах - со специальной системой отопления  и теплоизоляцией салона, двойным  полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах - с усиленной  системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр. С 2006 г. выпускается малогабаритный автобус  МАЗ-256 на 28 посадочных мест с кузовом  из стеклопластика.

 

Предприятие широко известно в странах СНГ и во всем мире как производитель тяжелых грузовиков. За прошедшие годы на заводе было освоено  производство 5 семейств тяжелых грузовиков. В их разработке и производстве использовались передовые отечественные и зарубежные технологии. Автомобили хорошо зарекомендовали  себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынь Каракумов и Сахары, в тропиках Африки и Юго-Восточной  Азии, Дальнего Востока, в Андах и  на Памире. Автомобили МАЗ поставляются в более чем 70 стран мира. Год  от года эти автомобили становятся мощнее, надежнее, эргономичнее.

 

В настоящее время на Минском  автомобильном заводе освоено производство грузовиков, отвечающих требованиям  ЕВРО-2, ЕВРО-3. В этих автомобилях  воплотились наиболее современные  конструкторские решения, позволившие  получить большую грузоподъемность, высокую среднетехническую скорость, топливную экономичность, проходимость, надежность, комфортабельность в  сочетании с низкими эксплуатационными  расходами.

 

Минский автомобильный завод  до настоящего времени остается единственным в мире производителем не только техники, но и прицепного состава, что позволяет  ему предлагать рынку тягачи, прицепы  и полуприцепы, полностью унифицированные  друг с другом.

 

Минский автомобильный завод  в 2008 г. увеличил выпуск грузовых автомобилей  на 3,6% по сравнению с 2007 г. до 20,963 тыс. шт., сообщили в Центре общественных связей предприятия.

 

Динамика выпущенных автомобилей  представлена в табл. 2.1

 

Таблица 2.1 - Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ

 

Год выпуска 

1998 

1999 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

 

Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ 

18560 

19607 

18965 

19453 

18785 

18745 

19863 

20504 

20789 

20963 

 

 

 

Графически динамика производства грузовых автомобилей представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Динамика производства грузовых автомобилей

 

Кроме того, за 2008 г. МАЗ выпустил 1,692 тыс. автобусов (рост на 65,2% по сравнению  с 2007 г.), 8,003 тыс. прицепов и полуприцепов (+9,1%/, 452 автокрана /+56,4%).

 

В денежном выражении общий  объем выпуска товарной продукции  предприятия в 2008 г. увеличился на 19% до 2,111 трлн. бел. руб.

 

Финансовые показатели предприятия  представлены в табл. 2.2.

 

 Таблица 2.2 - Финансовые  показатели предприятия

 

Показатель  

2006г. 

2007г. 

2008г. 

 

Объем производства, трлн. бел. руб. 

1,870  

2,410  

2,111  

 

Себестоимость, трлн. бел. руб. 

1, 120  

1, 420  

1, 339  

 

Налоги, млн. руб. 

304,2  

362,2  

347,2  

 

Чистая прибыль, млн. руб. 

1 098 450  

1.21 108 730  

11 251 430  

 

Рентабельность, % 

50  

54  

52  

 

 

 

Государственное предприятие  Минский автомобильный завод - крупнейший производитель магистральных тягачей  на территории бывшего СССР. Доля МАЗа на российском рынке грузовиков большой  грузоподъемности составляет около 35%. Экспорт автомобилей составляет 95% от общего объема производства.

 

Литейное производство РУП  МАЗа - одно из пяти основных структурных  подразделений компании - огромный современный комплекс поточно-массового  производства литья и поковок.

 

Производственные мощности позволяют производить до 120 тысяч  тонн чугунного, более 35 тысяч тонн алюминиевого литья, свыше 103 тысяч  тонн штампованных заготовок и более 1000 тонн металлокерамических заготовок  для изготовления деталей и запчастей  автомобилей ВАЗ и других машин.

 

В состав литейного производства РУП МАЗа входят цеха: кузнечный, чугунного  литья, чугунного литья специальных  видов, алюминиевого литья, порошковой металлургии, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный, вспомогательных цехов (изготовления оснастки, ремонтного и деревомодельного отделений).

 

Общий объем годового выпуска  по маркам чугуна в чугунолитейном производстве распределяется следующим  образом (%): блочный чугун- 31,2, общий  чугун для большинства деталей - 31,3; высокопрочный чугун- 32,9, легированный чугун- 4,6.

 

Цеха оснащены высокопроизводительным универсальным оборудованием, пригодным  для изготовления отливок из нескольких марок чугуна. Это позволяет сочетать высокую загрузку оборудования с  изменениями в соотношении отливок  из разных сплавов, что особенно необходимо при смене моделей производимых автомобилей.

 

Высокие производительность машин и степень механизации  всех операций, а также продуманная  расстановка рабочих, обслуживающих  машины, создали условия, при которых  трудоемкость изготовления отливки  на ВАЗе в 2-5 раз ниже, чем в аналогичных  цехах других автозаводов страны.

 

Контроль качества алюминиевых  отливок обеспечивается тщательной проверкой исходных материалов и  техоснастки, применением статметодов  контроля производственных процессов  оборудования, использованием скоростных средств и методов контроля, в  частности, квантометров для химического  анализа металла, рентгенографии и  рентгеноскопии. Применение таких методов  обеспечивает контроль с минимальными затратами труда, позволяя сократить  численность контролеров до минимума.

 

Комплексные технологические  решения, осуществленные в цехе алюминиевого литья, обеспечили: повышение производительности труда, снижение трудоемкости, получение  высококачественных отливок с минимальным  процентом брака, хорошие условия  труда и высокие технико-экономические  показатели.

2.2 Организация труда работников  литейного производства РУП «МАЗ»

 

 

Кадровый состав литейного  производства РУП «МАЗ». Как было отмечено выше литейное производство РУП МАЗа составляют следующие цеха: кузнечный, чугунного литья, чугунного  литья специальных видов, алюминиевого литья, порошковой металлургии, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный, вспомогательных  цехов (изготовления оснастки, ремонтного и деревомодельного отделений).

 

Персонал предприятия  и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные  характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:

 

списочная и явочная численность  работников предприятия и (или) его  внутренних подразделений, отдельных  категорий и групп на определенную дату;

 

среднесписочная численность  работников предприятия и (или) его  внутренних подразделений за определенный период;

 

удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;

 

темпы роста (прироста) численности  работников предприятия за определенный период;

 

средний разряд рабочих предприятия;

 

удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное  образование в общей численности  служащих и (или) работников предприятия;

 

средний стаж работы по специальности  руководителей и специалистов предприятия;

 

текучесть кадров;

 

фондовооруженность труда  работников и (или) рабочих на предприятии  и др.

 

Совокупность перечисленных  и ряда других показателей может  дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии  персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий  по повышению эффективности использования  трудовых ресурсов предприятия.

Информация о работе Совершенствование системы оплаты труда на предприятии