Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:01, дипломная работа
Целью данной работы является проведение анализа и изучение состояния организации оплаты труда работников литейного производства РУП «МАЗ», а также пути ее совершенствования, проведение исследования оплаты труда на предприятии, изучение организации бухгалтерского учета труда и заработной платы и проведения экономического анализа эффективности средств на оплату труда, выявление недостатков в системе оплаты труда, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда, а также разработка рекомендаций по совершенствованию учетной работы и повышению эффективности использования фонда заработной платы.
Премирование индивидуально оплачиваемых рабочих осуществляется в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов. В качестве показателей премирования рабочих рекомендуются также:
- рост производительности труда;
- рост выработки продукции,
снижение ее трудоемкости, выполнение
заданных объемов работ с
- улучшение качества продукции,
работ: повышение удельного
- стимулирование освоения
новой техники и прогрессивной
технологии: повышение коэффициента
загрузки оборудования, сокращение
затрат на его эксплуатацию, повышение
коэффициента сменности работы
новых типов машин,
- стимулирование снижения материальных затрат: экономия сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, инструмента, запасных частей, уменьшение потерь, отходов и т.д. [36 c.69]
Рабочих, занятых обслуживанием
основного производства, рекомендуется
премировать по показателям, непосредственно
характеризующим улучшение
При пофакторном премировании
требуется соблюдать
Премия рабочим из фонда
заработной платы и фонда материального
поощрения или единого фонда
оплаты труда (при второй модели хозрасчета)
максимальными размерами не ограничивается.
Показатели, условия и размеры
премирования различных категорий
рабочих определяются непосредственно
на предприятиях с учетом конкретных
производственных условий и задач,
стоящих перед ними. Руководителям
предприятий предоставляется
Рассматривая данную проблему,
следует обратить внимание, что главный
недостаток действующих систем оплаты
труда состоит в том, что заработная
плата плохо, а зачастую вообще не
связана с конечными
Хотя первый путь объективно
исключен, так как в принципе не
возможно отделить результаты от их коллективной
природы, именно по нему повели нашу экономику
осуществляемые преобразования. Теперь,
спустя более чем десятилетие, бесперспективность
его стала очевидной. Предприятия,
которые старались раздробить коллективный
интерес на множество частных, потеряли
устойчивость и сейчас, чтобы выжить,
спешно налаживают те или иные формы
объединения. Среди хозяйственников
укрепляется понимание, что перспектива
связана с коллективными
Подводя итог, напрашивается вывод, что сдельная схема оплаты труда - это наиболее старый и наиболее распространенный вид поощрительной схемы. Заработок напрямую связан с тем, сколько рабочий производит, так как ему платят по сдельной ставке за каждую единицу изделия, которую он производит,
2. Анализ системы оплаты
труда и заработной платы
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия
Предприятие «Минский автомобильный
завод» - крупнейшее государственное
предприятие Республики Беларусь по
выпуску большегрузной
Завод является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с
Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.
Гамма выпускаемых автомобилей
включает седельные тягачи, бортовые,
среднетоннажные низкорамные
С 1995 г. осуществляется выпуск
городских, пригородных и междугородних
туристических автобусов. Минский
автомобильный завод достиг серийного
производства 8 моделей автобусов
и более 50 модификаций на их базе,
среди которых специальные
Предприятие широко известно
в странах СНГ и во всем мире
как производитель тяжелых
В настоящее время на Минском
автомобильном заводе освоено производство
грузовиков, отвечающих требованиям
ЕВРО-2, ЕВРО-3. В этих автомобилях
воплотились наиболее современные
конструкторские решения, позволившие
получить большую грузоподъемность,
высокую среднетехническую
Минский автомобильный завод до настоящего времени остается единственным в мире производителем не только техники, но и прицепного состава, что позволяет ему предлагать рынку тягачи, прицепы и полуприцепы, полностью унифицированные друг с другом.
Минский автомобильный завод в 2008 г. увеличил выпуск грузовых автомобилей на 3,6% по сравнению с 2007 г. до 20,963 тыс. шт., сообщили в Центре общественных связей предприятия.
Динамика выпущенных автомобилей представлена в табл. 2.1
Таблица 2.1 - Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ
Год выпуска
1998
1999
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ
18560
19607
18965
19453
18785
18745
19863
20504
20789
20963
Графически динамика производства грузовых автомобилей представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика производства грузовых автомобилей
Кроме того, за 2008 г. МАЗ выпустил 1,692 тыс. автобусов (рост на 65,2% по сравнению с 2007 г.), 8,003 тыс. прицепов и полуприцепов (+9,1%/, 452 автокрана /+56,4%).
В денежном выражении общий объем выпуска товарной продукции предприятия в 2008 г. увеличился на 19% до 2,111 трлн. бел. руб.
Финансовые показатели предприятия представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Финансовые показатели предприятия
Показатель
2006г.
2007г.
2008г.
Объем производства, трлн. бел. руб.
1,870
2,410
2,111
Себестоимость, трлн. бел. руб.
1, 120
1, 420
1, 339
Налоги, млн. руб.
304,2
362,2
347,2
Чистая прибыль, млн. руб.
1 098 450
1.21 108 730
11 251 430
Рентабельность, %
50
54
52
Государственное предприятие
Минский автомобильный завод - крупнейший
производитель магистральных
Литейное производство РУП МАЗа - одно из пяти основных структурных подразделений компании - огромный современный комплекс поточно-массового производства литья и поковок.
Производственные мощности позволяют производить до 120 тысяч тонн чугунного, более 35 тысяч тонн алюминиевого литья, свыше 103 тысяч тонн штампованных заготовок и более 1000 тонн металлокерамических заготовок для изготовления деталей и запчастей автомобилей ВАЗ и других машин.
В состав литейного производства РУП МАЗа входят цеха: кузнечный, чугунного литья, чугунного литья специальных видов, алюминиевого литья, порошковой металлургии, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный, вспомогательных цехов (изготовления оснастки, ремонтного и деревомодельного отделений).
Общий объем годового выпуска по маркам чугуна в чугунолитейном производстве распределяется следующим образом (%): блочный чугун- 31,2, общий чугун для большинства деталей - 31,3; высокопрочный чугун- 32,9, легированный чугун- 4,6.
Цеха оснащены высокопроизводительным
универсальным оборудованием, пригодным
для изготовления отливок из нескольких
марок чугуна. Это позволяет сочетать
высокую загрузку оборудования с
изменениями в соотношении
Высокие производительность машин и степень механизации всех операций, а также продуманная расстановка рабочих, обслуживающих машины, создали условия, при которых трудоемкость изготовления отливки на ВАЗе в 2-5 раз ниже, чем в аналогичных цехах других автозаводов страны.
Контроль качества алюминиевых отливок обеспечивается тщательной проверкой исходных материалов и техоснастки, применением статметодов контроля производственных процессов оборудования, использованием скоростных средств и методов контроля, в частности, квантометров для химического анализа металла, рентгенографии и рентгеноскопии. Применение таких методов обеспечивает контроль с минимальными затратами труда, позволяя сократить численность контролеров до минимума.
Комплексные технологические
решения, осуществленные в цехе алюминиевого
литья, обеспечили: повышение производительности
труда, снижение трудоемкости, получение
высококачественных отливок с минимальным
процентом брака, хорошие условия
труда и высокие технико-
2.2 Организация труда работников
литейного производства РУП «
Кадровый состав литейного производства РУП «МАЗ». Как было отмечено выше литейное производство РУП МАЗа составляют следующие цеха: кузнечный, чугунного литья, чугунного литья специальных видов, алюминиевого литья, порошковой металлургии, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный, вспомогательных цехов (изготовления оснастки, ремонтного и деревомодельного отделений).
Персонал предприятия
и его изменения имеют
списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
средний разряд рабочих предприятия;
удельный вес служащих,
имеющих высшее или среднее специальное
образование в общей
средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
текучесть кадров;
фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии и др.
Совокупность перечисленных
и ряда других показателей может
дать представление о
Информация о работе Совершенствование системы оплаты труда на предприятии