Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:57, курсовая работа
Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия гостиничного бизнеса. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования………………….7
1.1 Роль и значение планирования в управлении предприятием……………..7
1.2 Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях гостиничного бизнеса…………………………………………16
1.3 Формирование внутрифирменного планирования и бюджетирования.…23
2. Анализ внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»……………………………………………………………..……30
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………………………….…30
2.2 Анализ организации и осуществления плановой деятельности в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»………………………………………44
3. Совершенствование внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………….57
3.1 Совершенствование текущего планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………………………..….57
3.2 Стратегическое планирование как основа для составления текущего планирования…………………………………………………………………..66
Заключение………………………………………………………………………73
Список использованных источников и литературы…
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
внутрифирменного планирования…
1.1 Роль и значение планирования
в управлении предприятием……………
1.2 Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях гостиничного бизнеса…………………………………………16
1.3 Формирование внутрифирменного
планирования и бюджетирования.
2. Анализ внутрифирменного
планирования в ООО «Гостиничный комплекс
«Дом лесника»…………………………………………………………
2.1 Анализ финансово –
хозяйственной деятельности ООО «Гостиничный
комплекс «Дом лесника»…………………………………………………….…
2.2 Анализ организации и осуществления плановой деятельности в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»………………………………………44
3. Совершенствование
3.1 Совершенствование текущего
планирования в ООО «Гостиничный
комплекс «Дом лесника»…………………………………………………..…
3.2 Стратегическое планирование как основа для составления
текущего планирования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………….75
Приложение……………………………………………………
Введение
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска, приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий. В этой связи с особой остротой встает научная задача обеспечения устойчивости предприятия путем совершенствования внутрифирменного планирования.
Усложнение технологии и организации производственно-торгового процесса современных предприятий обусловливает необходимость совершенствования теории и практики планирования их деятельности с учетом особенностей различных отраслей и форм собственности.
В современных рыночных условиях руководители предприятий осознают значительную роль планирования в управлении деятельностью всего предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать или нет, и как планировать. Несмотря на имеющуюся экономическую литературу, которая часто описывает зарубежный опыт планирования, в связи с отсутствием собственного, применимого к рыночным условиям, не существует системы планирования, адаптированной к условиям функционирования современных российских организаций. Предприятия гостиничного бизнеса в большей мере нуждаются в реформировании системы планирования. Это связано с тем, что планирование в них является, чуть ли не главнейшей составляющей их эффективного функционирования.
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем те организации, которые свою деятельность не планирующие. Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности.
Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование индустрии гостеприимства хорошо известны. Являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, индустрия гостеприимства представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования заключается в разрешении противоречия, сложившегося между необходимостью эффективного планирования деятельности предприятий гостиничного бизнеса с целью обеспечения их устойчивого развития и с отсутствием четкой научно-обоснованной модели планирования.
Все вышеизложенные обстоятельства обусловили выбор темы дипломного исследования.
Перестройка российской экономики и ее ориентация на рыночные отношения вызвали повышенный интерес к изучению проблемы внутрифирменного планирования деятельности предприятия. Эти вопросы глубоко и всесторонне рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных учёных как М.М. Алексеева, А.Б. Борисов, М.И. Бухалков, В.А. Горемыкин, А.В. Грачев, А.И. Ильин, Н.П. Любушкин, М.А. Морозов, Н.А. Сафронов, Р.А. Фатхутдинов, М.А. Федотова и многие другие.
Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия гостиничного бизнеса. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
Объектом исследования курсовой работы выступают отдельные процессы планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника».
Предметом курсовой работы является организационно-экономический механизм формирования и совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии гостиничного бизнеса.
В работе применялись расчетно-конструктивный, монографический, экономико-статический методы научного исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти.
Нормативно-правовой базой исследования послужили действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
Разработанная нами методика обеспечения устойчивости предприятия гостиничного бизнеса за счет внутрифирменного планирования может быть эффективно использована на предприятиях любых форм собственности, так как позволяет в максимальной степени учесть как потенциал предприятия, так и возможные изменения рыночной среды.
Курсовая работа объемом 82 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, а так же списка использованных источников и литературы из 53 наименований, 4 рисунков, 12 таблиц и 2 приложений.
1. Теоретические
основы внутрифирменного
1.1 Роль и значение
планирования в управлении
Начиная рассматривать теоретические основы внутрифирменного планирования, прежде всего, необходимо дать определение, что такое планирование.
Планирование — это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Многие авторы отмечают направленность планирования на максимальную эффективность. Планирование — процесс разработки и принятия решения, направленного на достижение целей при максимальной эффективности функционирования объектов управления[30,c.17].
По мнению М. Бухалкова, сущность планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается:
Планирование в условиях рыночной экономики:
Если рассматривать социально-экономическую систему в целом, то планирование выступает, по мнению Грищенко В.Н., как вид деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанный на определенный период времени.
Целый ряд определений дает в своих работах В. А. Горемыкин, понимая под планированием — процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей[18,c.7].
Планирование — процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия. Планирование — сознательно обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы. Планирование — приведение в относительное соответствие намерений фирмы с ее возможностями в обеспечение рынка товарами. Планирование — разработка альтернативных вариантов перспективного развития. Планирование — разработка и принятие направлений экономического, технического и социального развития. Планирование — система плановых расчетов предпринимательской деятельности. Планирование — систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях [17,c.8].
По мнению М. Алексеевой, планирование имеет два смысла:
Планирование — один из способов идентификации внутренних и внешних условий деятельности, инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается[5,c.4].
Таким образом, в заключение обзора определений планирования можно привести точку зрения В. Гончарова: Планирование — разумная озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать. Планирование — предвидение действий, которые нужно предпринять в период от начала процесса производства до его завершения, и подготовка к выполнению этих действий. Планирование — процесс, призванный заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам[14,c.12].