Совершенствование внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия гостиничного бизнеса. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования………………….7
1.1 Роль и значение планирования в управлении предприятием……………..7
1.2 Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях гостиничного бизнеса…………………………………………16
1.3 Формирование внутрифирменного планирования и бюджетирования.…23
2. Анализ внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»……………………………………………………………..……30
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………………………….…30
2.2 Анализ организации и осуществления плановой деятельности в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»………………………………………44
3. Совершенствование внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………….57
3.1 Совершенствование текущего планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»…………………………………………………..….57
3.2 Стратегическое планирование как основа для составления текущего планирования…………………………………………………………………..66
Заключение………………………………………………………………………73
Список использованных источников и литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

Интересы ООО «Гостиничного комплекса «Дом лесника» требуют определенных подходов к планированию. Речь идет в первую очередь о доминировании финансовых показателей в планировании над натуральными, включении в систему планирования не только производственных, но и финансовых ресурсов, также свободно обращающихся на рынке, как и прочие ресурсы, и, наконец, о необходимости внутреннего планирования деятельности с учетом текущих и стратегических целей. В условиях экономической самостоятельности, динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы никто, кроме самих фирм (в лице их руководства или владельцев) не сделает этого: никто не спустит «сверху» план, который приведет к желаемому финансовому результату. Да и никто, кроме самих руководителей и собственников, не сможет составить такой план.

Для многих предприятий в России до сих пор планирование осуществляется по принципу «от достигнутого». Подавляющее большинство предприятий понятия не имеют о типе конкуренции, в которой им приходится работать. При планировании часто не разделяют затрат на переменные и постоянные, а валовую прибыль (основу для определения точки безубыточности) заменяют операционной прибылью, да еще в версии, нужной разве что налоговым органам, но бесполезной для финансового анализа.

Второй причиной сложностей, возникающих при внедрении полноценного финансового планирования, является та система целей, которые ставят перед собой их руководители. Чаще всего в качестве одной из главных целей бизнеса декларируется прибыль. При этом руководство не всегда отдает себе отчет в том, о какой прибыли идет речь: долгосрочной или краткосрочной, операционной, балансовой, чистой и т. д. Иногда вспоминают о ликвидности, сбалансированности финансовых потоков. О построении целостной системы финансовых целей, позволяющей разрабатывать сбалансированные финансовые планы, чаще всего нет и речи. Управление финансами и финансовое планирование — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких показателей. Все зависит от целей и задач в области финансов, которые ставит перед собой руководство того или иного предприятия.

В результате сложившаяся в подобных условиях в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника» система внутрифирменного планирования, не привязанная к настоящему бюджетированию, не позволяет их руководителям четко ставить конкретные цели перед своими организациями (прежде всего в финансовых терминах), выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации и т.п. Очень часто неправильно выбраны критерии оценки достигнутых хозяйственных результатов и, следовательно, неверно выстроены целевые показатели плана. Такая система внутрифирменного планирования даже не предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, не предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия или фирмы, оценку финансовой устойчивости бизнеса к изменяющимся условиям внешней хозяйственной среды.

Гостиничный комплекс ООО«Дом лесника» является малым предприятием.

В таких условиях практически отсутствует разделение труда в сфере управления. Из-за ограниченности финансовых ресурсов и относительно небольшого объема оказываемых услуг нет возможности иметь в штате высокопрофессиональных специалистов в области планирования и иных функций управления. Малое предприятие имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения планирования ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника» обладает следующими преимуществами:

  • относительная простота организационно-управленческих связей, что предопределяет достаточно простую структуру плана;
  • немногочисленность управленческого персонала, что облегчает взаимосогласование разделов плана;
  • мобильность и гибкость перехода к новациям, легкость смены видов деятельности;
  • узкая специализация по видам бизнеса, вследствие чего в плане также не требуется дифференциация: по видам деятельности;
  • относительная легкость переориентации вида деятельности в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка;
  • высокая возможность приспособления бизнеса к местным условиям.

Предприятие отличается простой структурой управления. При формировании плана обычно стоит стратегическая задача увеличения прибыли и своей доли на рынке сбыта.

Помимо собственника, ведущую роль играет главный бухгалтер, который кроме прямых обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса проводит анализ финансово-экономической деятельности, контролирует движение финансовых потоков и эффективность использования ресурсов.

При планировании необходимо ориентироваться в первую очередь на финансовые возможности и кредитные ограничения. В этих условиях нужно тщательно контролировать расходование средств, так как экономия всех видов ресурсов и эффективно использование имеющегося потенциала предприятия являются источникам и экономического роста организации и базой для перехода в средний по размерам бизнес.

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

  • плановый персонал, сформированный в организационную структуру;
  • механизм планирования;
  • процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);
  • средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов оказания гостиничных услуг и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы планирования гостиничного комплекса ООО«Дом лесника».

К плановому персоналу относятся все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других — сочетаться с другими видами деятельности. На предприятии гостиничного комплекса ООО«Дом лесника» функции планирования в основном выполняет бухгалтерия. Необходимо повысить уровень организации плановой работы и создать плановый отдел, для которого плановые функции будут основным видом деятельности. Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующими причинами:

  • возрастанием инвестиционного характера современного бизнеса;
  • усилением в условиях конкуренции приоритетности качества и уровня оказания услуг;
  • повышением значимости творческого труда всех работников;
  • усилением коллективного характера труда;
  • развитием в труде предпринимательских начал.

Перечисленные факторы очень остро ставят проблему повышения уровня организации плановой работы, учета в работе предприятия индивидуальных качеств плановиков, их личностных установок и психологических предпочтений, глубокой заинтересованности в конечных результатах труда. Для того, чтобы успешно выполнять свои функции, плановик-менеджер помимо высокой профессиональной квалификации должен обладать способностью к обучению, общению и сотрудничеству.

Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

  • с централизованными функциями планирования;
  • с децентрализованными функциями планирования.

Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретного субъекта хозяйствования.

В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая планово-экономическим отделом (ПЭО). Она подчиняется непосредственно ген. директору или заместителю ген. директора, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения. В данном случае мы имеем дело с предприятием, на котором организовано централизованное управление.

В ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника» будет разумным разместить ПЭО наряду с кадровым отделом и бухгалтерией. Не следует подчинять ПЭО напрямую высшему руководству. Будет разумнее наладить взаимодействие ПЭО со структурными подразделениями административной службы предприятия.

В состав ПЭО могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования; себестоимости; цен; экономического анализа; учета и статистики; калькуляции; нормативов и др.

Так как гостиничный комплекс сравнительно небольшое предприятие, нет нужды вводить в состав ПЭО структурные подразделения, будет вполне достаточным принять решение о найме двух-трех опытных плановиков.

Таким образом, ПЭО будет выполнять следующие основные функции на предприятии:

1. В области планирования:

1.1. Организация и общее  руководство разработкой проектов  перспективных и текущих планов предприятия;

1.2. Планирование производственно-хозяйственной  деятельности структурных подразделений  предприятия;

1.3. Внесение соответствующих  корректировок в планы предприятия  и отдельных подразделений в  случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

2. В области организации  планово-экономической работы:

2.1. Подготовка необходимых  материалов для рассмотрения  проектов планов, итогов работы  предприятия в различных органах  управления предприятием;

2.2. Организация хозрасчета  на предприятии;

2.3. Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии;

2.4. Организация разработки  мероприятий по эффективному  использованию основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

2.5. Организация разработки  мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий;

3. В области анализа  и оперативно-статистического учета:

3.1. Контроль за выполнением  службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.

3.2. Организация и руководство работы по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.3. Представление необходимых  обобщающих материалов и справок  по результатам анализа производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

3.4. Контроль за правильностью  производимых соответствующими  службами предприятия расчетов  экономической эффективности внедрения  новой техники, рационализаторских  предложений и других организационно-технических  мероприятий, направленных на повышение  качества услуг.

3.5. Организация статистической  отчетности предприятия:

4. В области методологической  работы

4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ.

4.2. Изучение и распространение  передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Механизм планирования.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования.

В общем виде в механизм планирования входят:

  • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
  • функции планирования;
  • методы планирования.

На данном предприятии механизм планирования носит весьма условный характер.

В данном случае не имеет смысла говорить о процессе обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования) и средствах, обеспечивающих процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение), т.к. они в гостиничном комплексе отсутствуют.

Таким образом, по результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результаты деятельности ООО«Дом лесника» за 2012-2013 гг., которые приведены ниже. При этом учтено не только текущее значение показателей, но и их динамика.

Следующие 12 показателей финансового положения и результатов деятельности ООО«Дом лесника» имеют исключительно хорошие значения:

  • чистые активы превышают уставный капитал, при этом в течение 2013г. наблюдалось увеличение чистых активов;
  • оба показателя, характеризующие платежеспособность (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами), уложились в норму;
  • абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств;
  • коэффициент покрытия инвестиций полностью соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО«Дом лесника» составляет 91%);
  • коэффициент обеспеченности материальных запасов соответствует норме;
  • идеальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
  • коэффициент текущей (общей) ликвидности вполне соответствует общепринятому значению;
  • полностью соответствует нормативному значению коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности полностью соответствует нормативному значению;
  • за отчетный период получена прибыль от продаж (4335 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с прошлым периодом (+690 тыс. руб.);
  • чистая прибыль составила 3275 тыс. руб. (+564 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.);
  • значительная, по сравнению с общей стоимостью активов организации прибыль (24,9%).

Информация о работе Совершенствование внутрифирменного планирования в ООО «Гостиничный комплекс «Дом лесника»