Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:26, дипломная работа
Целью написания данного дипломного проекта является рассмотрение путей повышения производственного потенциала на основании совершенствования коммерческой деятельности на ОАО «Горецкая райагропромтехника».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования производственного потенциала и эффективность его использования;
2.Изучить состояние, тенденции развития предприятия;
3.Проанализировать коммерческую деятельности предприятия;
4.Определить пути совершенствования производственного потенциала;
5.Обосновать резервы роста объемов производства и направления инвестиционной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИЛА
ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА…………………………….……....7
1.1. Производственный потенциал и эффективность его использования…...8
1.2. Становление и развитие агросервиса в Беларуси……………………….12
1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях
агросервиса…………………………………………………………………16
1.4 Анализ автотранспортных услуг в системе агросервиса………………..22
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………...26
2.1. Краткая характеристика и история развития……………………………26
2.2. Ресурсы предприятия……………………………………………………..29
2.3. Организационно-производственные показатели………………………..32
2.4. Показатели финансово-экономической эффективности ……………….38
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………..41
3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей
с потребителями…………………………………………………………...41
3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг…………………42
3.3. Анализ хозяйственных связей с поставщиками
материально-технических ресурсов……………………………………...47
4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»………………….51
4.1. Оценка прибыльности производственной деятельности………………51
4.2. Оптимизация автотранспортных перевозок…………………………….57
4.2.1. Оптимальный план перевозок комбикорма и муки…………………..58
4.2.2. Оптимальный план перевозок горюче смазочных материалов………60
4.2.3. Оптимальный план перевозок сельскохозяйственной продукции…..60
4.3. Бизнес-план инвестиционного проекта «Приобретение
автотранспорта для осуществления грузоперевозок»………………….63
5. ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………70
5.1 Анализ состояния охраны труда в ОАО «Горецкая райагропромтехника»71
5.2 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………...74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...79
Кроме того, сложившиеся в системе снабжения взаимоотношения позволяют решать не только вопросы закупки продукции, а и многие другие. Так, например, при участии предприятий снабжения в республике организовано производство около 1500 наименований запчастей, завозимых ранее из ближнего и дальнего зарубежья. Сложившаяся система взаимоотношений позволила на качественно новом уровне возобновить работу информационно-поисковой системы, разрушенной в период развала Союза. В настоящее время в поисковую систему включено 65 райагросервисов и все областные предприятия снабжения.
В течение 10 лет работы РО “Белагросервис” заняло лидирующее положение в Республике Беларусь на рынке поставки сельскохозяйственным предприятиям различной техники и других материально-технических ресурсов, зарекомендовало себя как надёжный поставщик качественной продукции. Наращивая из года в год объёмы товарооборота, в настоящее время предприятие обеспечивает 10% от всего объёма продаж, осуществляемого предприятиями материально-технического снабжения АПК Республики Беларусь [9].
За последние пять лет предприятие увеличило объём товарооборота в 29,4 раза, доведя его в 2008 г. до 5,1 млрд. рублей, против 0,19 млрд. рублей в 2003 г., а в первом полугодии 2009 г. значение данного показателя достигло отметки в 5,57 млрд. рублей.
Гибкая система поставок позволяет удовлетворить практически любые требования отечественных потребителей. Благодаря продуманной ценовой политике Белагросервиса покупатели получают продукцию с минимальной торговой надбавкой. В прошедшие годы сельхозтоваропроизводителями было приобретено свыше 1600 тракторов и 1000 зерноуборочных комбайнов, около 1500 почвообрабатывающих и посевных машин, а также почти в 3 раза больше льно- и кормоуборочных, в 4,5 раза – свеклоуборочных комбайнов, чем за соответствующий период прошлого года [24].
Однако за последние годы в силу ряда объективных и субъективных причин технический потенциал сельского хозяйства республики значительно снизился. По состоянию на 1 октября 2008 года в сравнении с соответствующим периодом 2007 года численность тракторов уменьшилась на 7,9%, зерноуборочных комбайнов на 5,5%, кормоуборочных на 6,6%, почвообрабатывающей и посевной техники на 8% – 11%, разбрасывателей минеральных удобрений на 7%. Существенно уменьшился парк картофеле- и льноуборочных комбайнов, других машин. В основном указанная техника приобреталась на условиях долгосрочной аренды. Несмотря на это обновление машинно-тракторного парка хозяйств составило 9% – 18% от требуемого норматива замены (при выбраковке в соответствии с амортизационными сроками) [10].
Основной причиной резкого сокращения объёмов поставок новой техники является всё нарастающий диспаритет между уровнем цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, поставляемые промышленностью. Если в целом цены на сельскохозяйственную продукцию за минувший год повысились в два раза, то на потребляемые отраслью ресурсы – в четыре раза и более. На рынке техники преобладают в основном заводы-монополисты, которые бесконтрольно повышают цены на свою продукцию, а с другой стороны сельским товаропроизводителям противостоят монополисты в среде закупок и переработки их продукции, диктующие на неё заниженные цены [11].
По мнению А.Э. Шибеко и Н.Е. Петровского [26] экономическое положение в сельском хозяйстве определяется не только процессом внутренних преобразований, но и в значительной степени зависит от эффективности реформирования других отраслей, непосредственно с ними взаимодействующих.
Например, взаимоотношения сельского хозяйства с предприятиями машиностроения и технического сервиса машин. В переходный период, когда регулирующая роль государства была отдана стихии рынка, предприятия машиностроения, используя своё монопольное положение, реализовали возможность возмещения собственных затрат (убытков) за счёт повышения цен. Рост цен на сельскохозяйственную технику не был ориентирован на спрос со стороны потребителей. Таким образом, за годы реформирования обменные диспропорции достигли критического предела, который заблокировал спрос на материально-технические ресурсы и привёл к падению производства в отраслях, их производящих. Сфера технического сервиса оказалась не готовой к восприятию рыночного механизма хозяйствования. Необходима реконструкция существующей системы технического сервиса машин. В условиях рынка потребитель машин имеет реальную возможность выразить своё несогласие с достигнутым уровнем качества сервиса, сроками и ценами, стремясь при этом более эффективно использовать резервы собственной ремонтно-обслуживающей базы [26].
А.С. Сайганов [19] отмечает, что созданная за многие годы инфраструктура материального снабжения и технического обслуживания сельского хозяйства в виде баз, складов, подъездных путей, средств механизации, ремонтных предприятий, пунктов технического обслуживания, обменных и прокатных пунктов из-за отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных предприятий, резкого падения объёмов производства и реализации техники и услуг используется на 10%–15%. В результате село лишилось значительной части инфраструктуры снабжения и ремонтно-технического обслуживания, а сложившиеся объёмы закупок не удовлетворяют его текущие потребности.
Сложное
финансовое положение сложилось
у заводов-изготовителей
Состояние экономики Республики Беларусь заставило государство искать пути регулирования рынка. В переходный период к рынку государственное регулирование должно иметь принципиально новые формы по сравнению с административно-командной системой управления экономикой. Оно строится на преимущественно экономических методах регулирования, использовании индикативных методов планирования, дающих право выбора предлагаемых условий и программ, применении демократических принципов принятия решений о регулировании на основе согласия сторон [5].
Одним из таких путей, по мнению А.С. Сайганова является организация поставки техники и оборудования по лизингу, предполагающему существенные элементы вмешательства государства в процесс её реализации. РО “Белагросервис” включилось в реализацию государственной программы, связанной с поставкой сельскохозяйственным предприятиям на условиях долгосрочной аренды и лизинга новой высокопроизводительной техники отечественного и иностранного производства [18].
Одним из способов преобразования предприятий материально-технического снабжения является создание ОАО (на основании проработки литературных источников и практики приватизации системы материально-технического обеспечения в странах СНГ и, прежде всего в Российской Федерации) с передачей не менее 40% акций ОАО производителям сельскохозяйственной продукции. Это позволит создать единую рыночную среду и систему управления на всех стадиях формирования сельскохозяйственной продукции для достижения единства интересов всех участников производственного процесса. В целях повышения управляемости ОАО со стороны государства в процессе в процессе разгосударствления и приватизации республиканской собственности и отраслей хозяйства А.С. Сайганов [22] предлагает создание холдингов различного типа.
Реформирование сельского хозяйства республики изменяет систему технического сервиса в агропромышленном комплексе. Новых подходов в её совершенствованию требует и создаваемый на селе многоукладный характер сельскохозяйственного производства и переработки с учётом развития фермерских хозяйств. Потребуется мобильная и эффективная система проката техники и её технического сервиса, которая позволила бы оперативно осуществлять по заявкам потребителей выезд на место и устранение отказов техники в максимально короткие сроки.
Заводы-изготовители, получая право самостоятельно торговать выпускаемой продукцией, одновременно должны нести ответственность за её работоспособность, обеспечение запасными частями и организацию необходимого технического сервиса в течение всего срока службы.
С переходом
к экономическим методам
Для реализации техники и её технического сервиса в каждом районе на базе райагросервиса должен создаваться многоцелевой технический центр (дилер), осуществляющий предпродажную подготовку и продажу техники потребителям, реализацию запасных частей, ремонтных материалов и сборочных единиц, техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, восстановление и изготовление деталей, сбор, ремонт и продажу списанной и подержанной техники, в т. ч. используя аренду и лизинг, подготовку кадров, обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники, маркетинг.
Важнейшей формой участия заводов-изготовителей в техническом сервисе сельскохозяйственной техники является развитие фирменного ремонта наиболее сложных агрегатов и узлов (двигателей, гидротрансмиссий, топливной и гидравлической аппаратуры и т. д.) и восстановление изношенных деталей. Указанное развитие может идти по пути создания собственных ремонтных производств, а также при совместном участии действующих специализированных ремонтных мастерских, ремонтных заводов АПК. На таких совместных предприятиях наряду с фирменным ремонтом можно организовать производство по изготовлению и восстановлению запасных частей.
А.С. Сайганов [21] считает, что одним из приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства является создание машинно-технологичных станций в системе районного АПК, представляющих собой производственно-обслуживающие предприятия, основными функциями которых являются производство сельскохозяйственной продукции (самостоятельно или совместно с существующими сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими товаропроизводителями), оказание многофункционального технического сервиса потребителям.
Машинно-технологические станции должны создаваться в первую очередь в тех регионах республики, в которых наблюдается острейший дефицит сельскохозяйственной техники, её интенсивный износ, крайне низкая обеспеченность трудовыми ресурсами.
Система РО «Белагросервис» занимает лидирующее положение на рынке материально-технических ресурсов в АПК. Однако в некоторых регионах агросервисы уступают своим многочисленным конкурентам – частникам, которые открыли в областных и районных центрах много магазинов запасных частей и техники, хорошо оснащённые мастерские по ремонту тракторов, автомобилей, по оказанию моментальных услуг. А вот наши агросервисы, к сожалению, недостаточно активны в борьбе с конкурентами: у многих склады забиты запчастями, в открытой же продаже в лучшем случае они появляются только у ворот своей базы. Зато в городах, посёлках, в пунктах заправки горючим и расположения ГАИ торгуют оборотистые предприниматели. Такая практика отрицательно сказывается на экономике наших предприятий, на хозяйственной деятельности многих объектов агропромышленного комплекса.
Поэтому необходимо, наконец, осознать, что для успешной работы в современных условиях нужны глубокие знания рынка и умение полно использовать принципы маркетинга. Ведь маркетинг – это не только система управления в условиях конкуренции, в основу которого положено удовлетворение потребительского спроса, это и изучение рынка товаров, и организация продажи их в условиях конкуренции.
Сельские товаропроизводители при выборе товара обращают внимание, в первую очередь, качество, цену и условия оплаты, надёжность и оперативность выполнения заказа, на набор услуг, предлагаемых продавцом. И здесь мы должны, как можно полнее, использовать наши преимущества крупной оптовой структуры Белагросервиса, то есть генеральная дирекция и региональные агросервисы должны создать единую вертикальную маркетинговую систему, которая позволит упорядочить материальные и финансовые потоки в масштабе страны, устранить недостатки в деятельности отдельных предприятий при совместной скоординированной работе. Тогда возможно полнее выявить спрос, закупать и продавать ресурсы потребителям. Такая единая система взаимовыгодна для всех звеньев и, несомненно, даст высокие экономические результаты [4].
Таким образом, можно сказать, что действующая в республике система снабжения в основном удовлетворительно решает вопросы обеспечения материально-техническими средствами колхозов, совхозов и предприятий перерабатывающих отраслей промышленности, однако имеются трудности и проблемы, которые объясняются объективными и субъективными причинами. Так, колхозы, совхозы и другие организации АПК в настоящее время не в состоянии закупать в полном объеме новую высокопроизводительную технику и вынуждены эксплуатировать машинотракторный парк с отслужившим амортизационным сроком службы машин, а те хозяйства, которым была поставлена техника по лизингу, зачастую не в состоянии заплатить за кредит из-за неплатежеспособности.
Кроме того,
стоимость ряда товаров производственно-
Одним словом
– ряд вопросов, касающихся материально-технического
обеспечения сельского
В современных условиях также первоочередной задачей является восстановление технического потенциала сельского хозяйства республики путем создания развитой сферы производственно-технических услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе формирования и функционирования эффективной рыночной системы технического обеспечения и агросервиса. Прежде всего, данная система должна обеспечивать самостоятельность ее структурных элементов, возможность концентрации и оптимизации использования материально-технических ресурсов. На решение этой задачи направлено создание республиканского объединения «Белагросервис» на базе слияния РУП «Белагропромснаб», РУП «Белагрокомплект», РО «Райагропромтехника», РУП «Белсельхозхимия», РО «ТрестПромбудвод». Однако, наряду с положительными, наблюдаются и негативные моменты. Эта организация стала монополистом и не имеет конкурентов в сфере агрообслуживания, что позволяет ей диктовать свои условия предприятиям-потребителям услуг. Зачастую при низком качестве выполнения работ расценки на услуги необоснованно завышаются. Поэтому следующим этапом является формирование эффективной системы технического обслуживания на областном, районном и местном уровнях [6].