Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:26, дипломная работа
Целью написания данного дипломного проекта является рассмотрение путей повышения производственного потенциала на основании совершенствования коммерческой деятельности на ОАО «Горецкая райагропромтехника».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования производственного потенциала и эффективность его использования;
2.Изучить состояние, тенденции развития предприятия;
3.Проанализировать коммерческую деятельности предприятия;
4.Определить пути совершенствования производственного потенциала;
5.Обосновать резервы роста объемов производства и направления инвестиционной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИЛА
ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА…………………………….……....7
1.1. Производственный потенциал и эффективность его использования…...8
1.2. Становление и развитие агросервиса в Беларуси……………………….12
1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях
агросервиса…………………………………………………………………16
1.4 Анализ автотранспортных услуг в системе агросервиса………………..22
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………...26
2.1. Краткая характеристика и история развития……………………………26
2.2. Ресурсы предприятия……………………………………………………..29
2.3. Организационно-производственные показатели………………………..32
2.4. Показатели финансово-экономической эффективности ……………….38
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………..41
3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей
с потребителями…………………………………………………………...41
3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг…………………42
3.3. Анализ хозяйственных связей с поставщиками
материально-технических ресурсов……………………………………...47
4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»………………….51
4.1. Оценка прибыльности производственной деятельности………………51
4.2. Оптимизация автотранспортных перевозок…………………………….57
4.2.1. Оптимальный план перевозок комбикорма и муки…………………..58
4.2.2. Оптимальный план перевозок горюче смазочных материалов………60
4.2.3. Оптимальный план перевозок сельскохозяйственной продукции…..60
4.3. Бизнес-план инвестиционного проекта «Приобретение
автотранспорта для осуществления грузоперевозок»………………….63
5. ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………70
5.1 Анализ состояния охраны труда в ОАО «Горецкая райагропромтехника»71
5.2 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………...74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...79
Проведенный нами анализ коммерческой деятельности позволяет сделать вывод, что предприятие уделяет слишком мало внимания исследовательской работе (по изучению рынка, конкурентов, потребительских предпочтений). Поэтому для увеличения эффективности коммерческой деятельности сотрудники отдела сбыта и снабжения ОАО «Горецкая райагропромтехника» должны больше внимания уделять изучению спроса и рынков сбыта, для того, чтобы оставшиеся после продажи сельскохозяйственным предприятиям материально-технические средства продать более выгодным покупателям, которые могут рассчитаться незамедлительно и по выгодным для ОАО «Горецкая райагропромтехника» ценам.
4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ И ПУТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
Формирование рациональных объемов производства невозможно осуществить без определения точки и анализа безубыточности как нового подхода к организации эффективной работы предприятия.
Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах:
На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Поэтому важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности предприятия.
Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является анализ порога рентабельности или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume –Profit; CVP – анализ) в основе которого лежит деление затрат предприятия на постоянные и переменные. CVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP («break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.
Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный левередж и маржинальный запас прочности.
Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
Анализ безубыточности
производства ОАО «Горецкая райагропромтехни
Показатели |
Значения |
Выручка от реализации, млн. руб. |
15509 |
Переменные затраты, млн. руб. |
10097 |
Постоянные затраты, млн. руб. |
4320 |
Маржинальный доход, млн. руб. |
5412 |
Норма маржинального дохода, % |
0,3 |
Прибыль, млн. руб. |
1092 |
Порог рентабельности, млн. руб. |
12380 |
Запас финансовой прочности, млн. руб. |
3129 |
Диапазон безопасности, % |
20,2 |
Эффект производственного левереджа |
5,0 |
Графическое представление точки безубыточности вместе с основными финансовыми показателями изображены на рисунке 4.1.
Прибыль
затраты
Рисунок 4.1 – График безубыточности производства
ОАО «Горецкая райагропромтехника» за 2009 г.
Проанализировав расчеты точки безубыточности можно сказать, что предприятию в 2009 году нужно было реализовать продукции и услуг на сумму 12380 млн. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 15509 млн. руб., что выше порога на 3129 млн. руб., или на 20,2 %. Это и есть запас финансовой прочности, показатель которого свидетельствует о том, что выручка может уменьшаться на 20,2 % и только тогда рентабельность будет равна нулю.
Для более детального анализа потенциала ОАО «Горецкая райагропромтехника», точка безубыточности была определена для всех основных подразделений предприятия.
Анализ безубыточности производства по подразделению «Материально-технического снабжения и удобрений» ОАО «Горецкая райагропромтехника» методом маржинального дохода представлен в таблице 4.2.
Показатели |
Значения |
Выручка от реализации, млн. руб. |
8289 |
Переменные затраты, млн. руб. |
5120 |
Постоянные затраты, млн. руб. |
2500 |
Маржинальный доход, млн. руб. |
3169 |
Норма маржинального дохода, % |
0,4 |
Прибыль, млн. руб. |
669 |
Порог рентабельности, млн. руб. |
6539 |
Запас финансовой прочности, млн. руб. |
1750 |
Диапазон безопасности, % |
21,1 |
Эффект производственного левереджа |
4,7 |
Проанализировав расчеты точки безубыточности по подразделению «Материально-технического снабжения и удобрений» можно сказать, что подразделению в 2009 году нужно было реализовать продукции и услуг на сумму 6539 млн. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 8289 млн. руб., что выше порога на 1750 млн. руб., или на 21,1 %. Это и есть запас финансовой прочности, показатель которого свидетельствует о том, что выручка может уменьшаться на 21,1% и только тогда рентабельность будет равна нулю.
Графическое представление точки безубыточности вместе с основными финансовыми показателями по подразделению изображены на рисунке 4.2.
Прибыль
затраты
Рисунок 4.2 – График безубыточности производства за 2009 год
Анализ безубыточности производства по подразделению «Комплексный механизированный отряд» ОАО «Горецкая райагропромтехника» методом маржинального дохода представлен в таблице 4.3.
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации, млн. руб. |
1124 |
Переменные затраты, млн. руб. |
607 |
Постоянные затраты, млн. руб. |
313 |
Маржинальный доход, млн. руб. |
517 |
Норма маржинального дохода, % |
0,5 |
Прибыль, млн. руб. |
204 |
Порог рентабельности, млн. руб. |
626 |
Запас финансовой прочности, млн. руб. |
498 |
Диапазон безопасности, % |
44 |
Эффект производственного левереджа |
2,3 |
Графическое представление точки безубыточности вместе с основными финансовыми показателями по подразделению изображены на рисунке 4.3.
Прибыль
затраты
Рисунок 4.3 – Определение безубыточности производства за 2009 год
по подразделению «Комплексный механизированный отряд»
Проанализировав расчеты точки безубыточности по подразделению «Комплексный механизированный отряд» можно отметить, что подразделению в 2009 году нужно было реализовать продукции и услуг на сумму 626 млн. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 1124 млн. руб., что выше порога на 498 млн. руб., или на 44%. Это и есть запас финансовой прочности, показатель которого свидетельствует о том, что выручка может уменьшаться на 44% и только тогда рентабельность будет равна нулю.
Анализ безубыточности производства по подразделению «Автотранспорт» ОАО «Горецкая райагропромтехника» методом маржинального дохода представлен в таблице 4.4.
Проанализировав расчеты точки безубыточности по подразделению «Автотранспорт» можно сказать, что подразделению в 2009 году нужно было реализовать продукции и услуг на сумму 629 млн. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 681 млн. руб., что выше порога на 52 млн. руб., или на 7,7 %. Это и есть запас финансовой прочности, показатель которого свидетельствует о том, что выручка может уменьшаться на 7,7% и только тогда рентабельность будет равна нулю.
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации, млн. руб. |
681 |
Переменные затраты, млн. руб. |
250 |
Постоянные затраты, млн. руб. |
398 |
Маржинальный доход, млн. руб. |
431 |
Норма маржинального дохода, % |
0,6 |
Прибыль, млн. руб. |
33,11 |
Порог рентабельности, млн. руб. |
629 |
Запас финансовой прочности, млн. руб. |
52 |
Диапазон безопасности, % |
7,7 |
Эффект производственного левереджа |
13 |
Графическое представление точки безубыточности вместе с основными финансовыми показателями по подразделению изображены на рисунке 4.4.
Таким образом, проведенный нами анализ показал, что наиболее слабым среди проанализированных подразделений является «Автотранспорт», что требует от руководства проведения дополнительных мероприятий по эффективному использованию имеющегося потенциала.
Прибыль
затраты