Теоретические основы коммерческой деятельности производственного потенциала предприятий агросервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:26, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данного дипломного проекта является рассмотрение путей повышения производственного потенциала на основании совершенствования коммерческой деятельности на ОАО «Горецкая райагропромтехника».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования производственного потенциала и эффективность его использования;
2.Изучить состояние, тенденции развития предприятия;
3.Проанализировать коммерческую деятельности предприятия;
4.Определить пути совершенствования производственного потенциала;
5.Обосновать резервы роста объемов производства и направления инвестиционной деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИЛА
ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА…………………………….……....7
1.1. Производственный потенциал и эффективность его использования…...8
1.2. Становление и развитие агросервиса в Беларуси……………………….12
1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях
агросервиса…………………………………………………………………16
1.4 Анализ автотранспортных услуг в системе агросервиса………………..22
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………...26
2.1. Краткая характеристика и история развития……………………………26
2.2. Ресурсы предприятия……………………………………………………..29
2.3. Организационно-производственные показатели………………………..32
2.4. Показатели финансово-экономической эффективности ……………….38
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………..41
3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей
с потребителями…………………………………………………………...41
3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг…………………42
3.3. Анализ хозяйственных связей с поставщиками
материально-технических ресурсов……………………………………...47
4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»………………….51
4.1. Оценка прибыльности производственной деятельности………………51
4.2. Оптимизация автотранспортных перевозок…………………………….57
4.2.1. Оптимальный план перевозок комбикорма и муки…………………..58
4.2.2. Оптимальный план перевозок горюче смазочных материалов………60
4.2.3. Оптимальный план перевозок сельскохозяйственной продукции…..60
4.3. Бизнес-план инвестиционного проекта «Приобретение
автотранспорта для осуществления грузоперевозок»………………….63
5. ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………70
5.1 Анализ состояния охраны труда в ОАО «Горецкая райагропромтехника»71
5.2 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………...74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...79

Файлы: 1 файл

Диплом полностью готовый.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

Приведенный анализ свидетельствует, что в структуре дебиторской задолженности ОАО «Горецкая райагропромтехника» за последние 3 года не произошло значительных изменений (таблица 2.9). По-прежнему наблюдается увеличение доли непросроченной задолженности покупателей и заказчиков с одновременным ростом расчетов с прочими дебиторами. Это означает, что предприятие вовремя взыскивает с дебиторов долги, соблюдает расчетную дисциплину.

Способность ОАО «Горецкая райагропромтехника» обеспечивать свои финансовые обязательства, подтверждаются показателями, приведенными в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 – Структура расчетов с кредиторами

Показатели

Годы

2007

2008

2009

Кредиторская задолженность

2836

2775

2364

В т. ч.: расчеты с поставщиками и подрядчиками

2325

2179

1892

            расчеты по оплате труда

65

67

100

           расчеты по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению

156

158

147

          расчеты с разными дебиторами и кредиторами

230

327

120

          расчеты с акционерами (учредителями)

17

23

64

Прочие виды обязательств

0

0

0

ИТОГО

3731

3632

3247


 

Показатели платежеспособности ОАО «Горецкая райагропромтехника» представлены в таблице 2.11.

 

Таблица 2.11 – Показатели финансового состояния ОАО «Горецкая

райагропромтехника»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,40

0,42

0,52

Коэффициент текущей ликвидности

2,02

2,12

2,87

Коэффициент платежеспособности

1,4

1,72

2,09


 

Анализ таблицы 2.11 показывает, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, составил в 2009 г. 0,52 при нормативе не менее 0,2 и увеличился по отношению к 2007 г. на 0,12. В то же время коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности  и  своевременного  погашения  срочных  обязательств  предприятия,  составил  в 2009 г.  2,87 при нормативе не ниже 1,5 и увеличился в сравнении с 2007 г. на 0,85. Вместе с тем коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, который характеризует способность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Он составил в 2009 г. 2,09 при нормативе 0,85 и увеличился в сравнении с 2007 г. на 0,69.

Таким образом,  в  2009 г.  финансовое  состояние  предприятия  в  отличие от 2007 г. значительно улучшилось, что связано с увеличением спектра оказываемых услуг, а также повышения их качества.

Изучение организационно-экономической  характеристики ОАО «Горецкая райагропромтехника» за три последних года позволяет сделать вывод, что существующий машинно-тракторный парк предприятия имеет высокий износ техники и нуждается в обновлении. Кроме этого предприятие нуждается в адресной государственной поддержке и мероприятиях по повышению уровня организации и качества проведения работ механизированными и автотранспортными отрядами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОАО «ГОРЕЦКАЯ  РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»

 

3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей

 с потребителями

 

В ОАО «Горецкая райагропромтехника» служба маркетинга как таковая отсутствует. Ее роль выполняет отдел сбыта и снабжения, а также экономист по ценам. Однако в функции отдела сбыта входит лишь часть функций маркетинговой деятельности. Причиной этому является недостаточно развитая система применения приемов маркетинга на предприятии. ОАО «Горецкая Райагропромтехника» не имеет квалифицированных специалистов в данной области, что, несомненно, является большим недостатком в деятельности предприятия.

Таким образом, предприятие уделяет слишком мало внимания исследовательской работе (по изучению рынка, конкурентов, потребительских предпочтений). Здесь не разрабатывается план маркетинга, не производится качественный анализ ассортимента оказываемых услуг. Из множества средств размещения рекламы (реклама в прессе, на радио, телевидении, в Интернете, наружная реклама, реклама на транспорте, на месте продажи, прямая почтовая рассылка и т.д.) не используется ни одно. Кроме того, предприятие не использует приемов стимулирования сбыта услуг.

Отдел сбыта ОАО «Горецкая Райагропромтехника» выполняет следующие функции:

  1. Планирование по снабжению:

– определение потребности, ассортимента материально-технических ресурсов;

– определение затрат на приобретение этих товаров;

– разработка и предоставление заказов на материально-технические ресурсы, заключение договоров на поставку товаров.

  1. Заготовительная работа по снабжению:

– контроль отгрузки, доставки, разгрузки и складирования приобретенных товаров;

– предъявление претензий в случае недопоставки, несоответствия качества или просрочке.

  1. Организация складского хозяйства:

– контроль качества поступающих материально-технических ресурсов, их приёмка и хранение;

– подготовка материальных ресурсов к отпуску, их отпуск.

  1. Финансовая деятельность:

– контроль своевременности оплаты поставленного товара;

– ведение учета и отчетности.

  1. Установление договорных обязательств по сбыту продукции.
  2. Контроль выполнения договоров по сбыту.
  3. Оформление документов по поставке товаров.
  4. Анализ выполненной работы.

 

3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг

 

Система сбыта товаров и услуг  – одна из важнейших в политике предприятия. В сбытовой политике затрагивают вопросы выбора наиболее оптимальных каналов сбыта, методов сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, позволяет  увеличить прибыль предприятия.

Основными потребителями оказываемых  услуг ОАО «Горецкая Райагропромтехника» являются сельскохозяйственные предприятия и население г. Горки и Горецкого района. Деятельность предприятия во многом зависит от того, востребованы или нет услуги на рынке, какие услуги пользуются наибольшим спросом, чем это вызвано. Чтобы ответить на все эти вопросы необходимо изучать запросы, требования, предпочтения своих потребителей и делать соответствующие выводы.

Изучение потребителей – это  еще один шаг к достижению поставленных целей и более эффективному функционированию. Только тогда предприятие будет знать, какую продукцию и в каких объемах производить.

Помимо изучения своих потребителей предприятие должно изучать и поведение своих конкурентов. На территории Горецкого района ОАО «Горецкая Райагропромтехника» является самым крупным предприятием агросервиса. Но, как и любое другое предприятие, ОАО «Горецкая Райагропромтехника» имеет конкурентов: это, во-первых,  сельскохозяйственные предприятия, часть услуг выполняющие сами; во-вторых, крупные предприятия, которые реализуют запчасти, минеральные удобрения, дизтопливо, ядохимикаты.

Изучая поведение конкурентов, предприятие должно корректировать свою деятельность в отношении политики ценообразования, товарной политики (в области ассортимента). В современных рыночных условиях необходимо быстро реагировать на изменяющуюся рыночную обстановку и разрабатывать стратегии и методы управления, позволяющие найти свою "рыночную нишу".

Работа  по сбыту начинается с того, что  в конце каждого года (обычно ноябрь-декабрь месяц) инженера отдела сбыта рассылают всем постоянным потребителям письма с коммерческими предложениями на продажу товаров, реализуемых ОАО «Горецкая Райагропромтехника». При получении положительного ответа на коммерческое предложение заключается договор поставки, с приложением спецификации. В течение периода, на который заключен договор, покупатели присылают в ОАО «Горецкая Райагропромтехника»  розовые заявки с указанием необходимого ему товара в соответствии со спецификацией.

Помимо  этого многие покупатели сами звонят, либо присылают заявки на покупку  товарно-материальных ценностей с  указанием необходимого количества и наименования.

Расчёт  с покупателями производится как за наличные деньги, так и по безналичному расчёту. С юридическими лицами платежи производятся только в безналичном порядке (счёт-фактура, платёжное поручение и т.п.). В счёт-фактуре указывается отправитель, получатель, наименование товара с указанием его количества, итоговой суммы и наценки. После оплаты  счёт-фактуру покупателю выписывается ТТН.

В настоящее  время сельскохозяйственным предприятиям, фермерским хозяйствам в связи с  низкой их платёжеспособностью, предоставляются  различные формы расчёта за предоставляемые им материальные ресурсы: расчёт сельскохозяйственной продукцией, отсрочка платежа.

Расчеты с физическими лицами осуществляются за наличные деньги. Товары отпускаются через магазин. На магазин выписывается счёт-фактура, а покупатель на складе получает оплаченный товар. Счёт-фактура составляется в 3-х экземплярах: 1-ый остается в бухгалтерии, 2-ой – у покупателя, 3-ий – в магазине.

При несвоевременной  оплате или же не оплате за поставленный товар ОАО «Горецкая райагропромтехника»  предъявляет покупателям претензии. В претензиях указывается причина (то есть неоплата или несвоевременная оплата), сумма, которую покупатель должен заплатить и срок, в течение которого эта сумма должна поступить на счёт филиала. Если же ответа на претензию не последует, то все документы передаются в хозяйственный суд для принудительного взыскания долга, увеличенного на сумму инфляции, с уплатой пени и отнесением расходов на погашение за счет покупателя. Перед подачей документов в суд база отзывает из обслуживающего ее банка платежное поручение покупателя и прилагает его к заявлению, которое подается в суд. В заявлении указывается просьба в порядке исполнительного производства обратить взыскание на имущество должника, при этом указываются реквизиты истца. Платежное поручение, отозванное из банка, с отметкой «возвращено без оплаты плательщиком», является исполнительным документом, исполнение по которому осуществляется при отсутствии денежных средств судебными исполнителями хозяйственного суда. Все документы, подаваемые в суд, подписываются директором ОАО «Горецкая райагропромтехника».

 

Таблица 3.12 – Реализация материально-технических средств

ОАО «Горецкая райагропромтехника», млн. руб.

Продукция

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Структура 2009 г., %

Нефтепродукты и другие виды топлива

1920

2144

3251

21,0

Запчасти

327

425

554

3,6

Минеральные удобрения

6460

6980

7910

51,0

Известь

456

542

612

3,9

Химические средства защиты

1123

1587

2159

13,9

Прочие товары

870

910

1023

6,6

Всего

11156

12588

15509

100,0


 

Как видно из таблицы 3.12, наибольший удельный вес в выручке от реализации материально-технических средств занимают минеральные удобрения – 51,0% и нефтепродукты – 21,0%.

В таблице 3.13 представлены данные реализации услуг по автотранспорту.

Как видно из таблицы 3.13, в последние годы наблюдается тенденция увеличения вывозки сельскохозяйственной продукции. В то же время по стоимости транспортных услуг наибольший удельный вес занимает вывозка извести – 56,2% и вывозка сельскохозяйственной продукции – 22,5%.

 

Таблица 3.13 – Реализация услуг по автотранспорту

Наименование работ

2007 г.

2008 г.

2009 г

Структура 2009 г. %

тыс. тонн

млн. руб.

тыс. тонн

млн. руб.

тыс. тонн

млн. руб.

Вывозка извести

35,6

248

36

213

34,2

245

56,2

Вывозка органики

13

16,1

12

16

13

15,9

3,6

Вывозка мин. удобрений

2

13,9

2,1

13

3,2

13,8

3,2

Вывозка с.-х продукции

8

114

10

77

14

98,3

22,5

Прочие

2,4

55

2,5

58

2,1

63

14,4

Итого

-

447

-

377

-

436

100

Информация о работе Теоретические основы коммерческой деятельности производственного потенциала предприятий агросервиса