Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:26, дипломная работа
Целью написания данного дипломного проекта является рассмотрение путей повышения производственного потенциала на основании совершенствования коммерческой деятельности на ОАО «Горецкая райагропромтехника».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования производственного потенциала и эффективность его использования;
2.Изучить состояние, тенденции развития предприятия;
3.Проанализировать коммерческую деятельности предприятия;
4.Определить пути совершенствования производственного потенциала;
5.Обосновать резервы роста объемов производства и направления инвестиционной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИЛА
ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА…………………………….……....7
1.1. Производственный потенциал и эффективность его использования…...8
1.2. Становление и развитие агросервиса в Беларуси……………………….12
1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях
агросервиса…………………………………………………………………16
1.4 Анализ автотранспортных услуг в системе агросервиса………………..22
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………...26
2.1. Краткая характеристика и история развития……………………………26
2.2. Ресурсы предприятия……………………………………………………..29
2.3. Организационно-производственные показатели………………………..32
2.4. Показатели финансово-экономической эффективности ……………….38
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»……………………..41
3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей
с потребителями…………………………………………………………...41
3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг…………………42
3.3. Анализ хозяйственных связей с поставщиками
материально-технических ресурсов……………………………………...47
4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»………………….51
4.1. Оценка прибыльности производственной деятельности………………51
4.2. Оптимизация автотранспортных перевозок…………………………….57
4.2.1. Оптимальный план перевозок комбикорма и муки…………………..58
4.2.2. Оптимальный план перевозок горюче смазочных материалов………60
4.2.3. Оптимальный план перевозок сельскохозяйственной продукции…..60
4.3. Бизнес-план инвестиционного проекта «Приобретение
автотранспорта для осуществления грузоперевозок»………………….63
5. ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………70
5.1 Анализ состояния охраны труда в ОАО «Горецкая райагропромтехника»71
5.2 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………...74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...79
Приведенный анализ свидетельствует, что в структуре дебиторской задолженности ОАО «Горецкая райагропромтехника» за последние 3 года не произошло значительных изменений (таблица 2.9). По-прежнему наблюдается увеличение доли непросроченной задолженности покупателей и заказчиков с одновременным ростом расчетов с прочими дебиторами. Это означает, что предприятие вовремя взыскивает с дебиторов долги, соблюдает расчетную дисциплину.
Способность ОАО «Горецкая райагропромтехника» обеспечивать свои финансовые обязательства, подтверждаются показателями, приведенными в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Структура расчетов с кредиторами
Показатели |
Годы | ||
2007 |
2008 |
2009 | |
Кредиторская задолженность |
2836 |
2775 |
2364 |
В т. ч.: расчеты с поставщиками и подрядчиками |
2325 |
2179 |
1892 |
расчеты по оплате труда |
65 |
67 |
100 |
расчеты по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению |
156 |
158 |
147 |
расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
230 |
327 |
120 |
расчеты с акционерами (учредителями) |
17 |
23 |
64 |
Прочие виды обязательств |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
3731 |
3632 |
3247 |
Показатели платежеспособности ОАО «Горецкая райагропромтехника» представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Показатели финансового состояния ОАО «Горецкая
райагропромтехника»
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,40 |
0,42 |
0,52 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,02 |
2,12 |
2,87 |
Коэффициент платежеспособности |
1,4 |
1,72 |
2,09 |
Анализ таблицы 2.11 показывает, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, составил в 2009 г. 0,52 при нормативе не менее 0,2 и увеличился по отношению к 2007 г. на 0,12. В то же время коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, составил в 2009 г. 2,87 при нормативе не ниже 1,5 и увеличился в сравнении с 2007 г. на 0,85. Вместе с тем коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, который характеризует способность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Он составил в 2009 г. 2,09 при нормативе 0,85 и увеличился в сравнении с 2007 г. на 0,69.
Таким образом, в 2009 г. финансовое состояние предприятия в отличие от 2007 г. значительно улучшилось, что связано с увеличением спектра оказываемых услуг, а также повышения их качества.
Изучение организационно-
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
3.1. Организация работы коммерческой службы и система связей
с потребителями
В ОАО «Горецкая райагропромтехни
Таким образом, предприятие уделяет слишком мало внимания исследовательской работе (по изучению рынка, конкурентов, потребительских предпочтений). Здесь не разрабатывается план маркетинга, не производится качественный анализ ассортимента оказываемых услуг. Из множества средств размещения рекламы (реклама в прессе, на радио, телевидении, в Интернете, наружная реклама, реклама на транспорте, на месте продажи, прямая почтовая рассылка и т.д.) не используется ни одно. Кроме того, предприятие не использует приемов стимулирования сбыта услуг.
Отдел сбыта ОАО «Горецкая Райагропромтехника» выполняет следующие функции:
– определение потребности, ассортимента материально-технических ресурсов;
– определение затрат на приобретение этих товаров;
– разработка и предоставление заказов на материально-технические ресурсы, заключение договоров на поставку товаров.
– контроль отгрузки, доставки, разгрузки и складирования приобретенных товаров;
– предъявление претензий в случае недопоставки, несоответствия качества или просрочке.
– контроль качества поступающих материально-технических ресурсов, их приёмка и хранение;
– подготовка материальных ресурсов к отпуску, их отпуск.
– контроль своевременности оплаты поставленного товара;
– ведение учета и отчетности.
3.2. Анализ хозяйственных связей с потребителями услуг
Система сбыта товаров и услуг – одна из важнейших в политике предприятия. В сбытовой политике затрагивают вопросы выбора наиболее оптимальных каналов сбыта, методов сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, позволяет увеличить прибыль предприятия.
Основными потребителями оказываемых
услуг ОАО «Горецкая Райагропро
Изучение потребителей – это еще один шаг к достижению поставленных целей и более эффективному функционированию. Только тогда предприятие будет знать, какую продукцию и в каких объемах производить.
Помимо изучения своих потребителей предприятие должно изучать и поведение своих конкурентов. На территории Горецкого района ОАО «Горецкая Райагропромтехника» является самым крупным предприятием агросервиса. Но, как и любое другое предприятие, ОАО «Горецкая Райагропромтехника» имеет конкурентов: это, во-первых, сельскохозяйственные предприятия, часть услуг выполняющие сами; во-вторых, крупные предприятия, которые реализуют запчасти, минеральные удобрения, дизтопливо, ядохимикаты.
Изучая поведение конкурентов, предприятие должно корректировать свою деятельность в отношении политики ценообразования, товарной политики (в области ассортимента). В современных рыночных условиях необходимо быстро реагировать на изменяющуюся рыночную обстановку и разрабатывать стратегии и методы управления, позволяющие найти свою "рыночную нишу".
Работа по сбыту начинается с того, что в конце каждого года (обычно ноябрь-декабрь месяц) инженера отдела сбыта рассылают всем постоянным потребителям письма с коммерческими предложениями на продажу товаров, реализуемых ОАО «Горецкая Райагропромтехника». При получении положительного ответа на коммерческое предложение заключается договор поставки, с приложением спецификации. В течение периода, на который заключен договор, покупатели присылают в ОАО «Горецкая Райагропромтехника» розовые заявки с указанием необходимого ему товара в соответствии со спецификацией.
Помимо этого многие покупатели сами звонят, либо присылают заявки на покупку товарно-материальных ценностей с указанием необходимого количества и наименования.
Расчёт с покупателями производится как за наличные деньги, так и по безналичному расчёту. С юридическими лицами платежи производятся только в безналичном порядке (счёт-фактура, платёжное поручение и т.п.). В счёт-фактуре указывается отправитель, получатель, наименование товара с указанием его количества, итоговой суммы и наценки. После оплаты счёт-фактуру покупателю выписывается ТТН.
В настоящее время сельскохозяйственным предприятиям, фермерским хозяйствам в связи с низкой их платёжеспособностью, предоставляются различные формы расчёта за предоставляемые им материальные ресурсы: расчёт сельскохозяйственной продукцией, отсрочка платежа.
Расчеты с физическими лицами осуществляются за наличные деньги. Товары отпускаются через магазин. На магазин выписывается счёт-фактура, а покупатель на складе получает оплаченный товар. Счёт-фактура составляется в 3-х экземплярах: 1-ый остается в бухгалтерии, 2-ой – у покупателя, 3-ий – в магазине.
При несвоевременной оплате или же не оплате за поставленный товар ОАО «Горецкая райагропромтехника» предъявляет покупателям претензии. В претензиях указывается причина (то есть неоплата или несвоевременная оплата), сумма, которую покупатель должен заплатить и срок, в течение которого эта сумма должна поступить на счёт филиала. Если же ответа на претензию не последует, то все документы передаются в хозяйственный суд для принудительного взыскания долга, увеличенного на сумму инфляции, с уплатой пени и отнесением расходов на погашение за счет покупателя. Перед подачей документов в суд база отзывает из обслуживающего ее банка платежное поручение покупателя и прилагает его к заявлению, которое подается в суд. В заявлении указывается просьба в порядке исполнительного производства обратить взыскание на имущество должника, при этом указываются реквизиты истца. Платежное поручение, отозванное из банка, с отметкой «возвращено без оплаты плательщиком», является исполнительным документом, исполнение по которому осуществляется при отсутствии денежных средств судебными исполнителями хозяйственного суда. Все документы, подаваемые в суд, подписываются директором ОАО «Горецкая райагропромтехника».
Таблица 3.12 – Реализация материально-технических средств
ОАО «Горецкая райагропромтехника», млн. руб.
Продукция |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Структура 2009 г., % |
Нефтепродукты и другие виды топлива |
1920 |
2144 |
3251 |
21,0 |
Запчасти |
327 |
425 |
554 |
3,6 |
Минеральные удобрения |
6460 |
6980 |
7910 |
51,0 |
Известь |
456 |
542 |
612 |
3,9 |
Химические средства защиты |
1123 |
1587 |
2159 |
13,9 |
Прочие товары |
870 |
910 |
1023 |
6,6 |
Всего |
11156 |
12588 |
15509 |
100,0 |
Как видно из таблицы 3.12, наибольший удельный вес в выручке от реализации материально-технических средств занимают минеральные удобрения – 51,0% и нефтепродукты – 21,0%.
В таблице 3.13 представлены данные реализации услуг по автотранспорту.
Как видно из таблицы 3.13, в последние годы наблюдается тенденция увеличения вывозки сельскохозяйственной продукции. В то же время по стоимости транспортных услуг наибольший удельный вес занимает вывозка извести – 56,2% и вывозка сельскохозяйственной продукции – 22,5%.
Таблица 3.13 – Реализация услуг по автотранспорту
Наименование работ |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г |
Структура 2009 г. % | |||
тыс. тонн |
млн. руб. |
тыс. тонн |
млн. руб. |
тыс. тонн |
млн. руб. | ||
Вывозка извести |
35,6 |
248 |
36 |
213 |
34,2 |
245 |
56,2 |
Вывозка органики |
13 |
16,1 |
12 |
16 |
13 |
15,9 |
3,6 |
Вывозка мин. удобрений |
2 |
13,9 |
2,1 |
13 |
3,2 |
13,8 |
3,2 |
Вывозка с.-х продукции |
8 |
114 |
10 |
77 |
14 |
98,3 |
22,5 |
Прочие |
2,4 |
55 |
2,5 |
58 |
2,1 |
63 |
14,4 |
Итого |
- |
447 |
- |
377 |
- |
436 |
100 |