Теоретические основы организации производства (ОП) и ее взаимосвязь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

Организация означает устройство или сочетание чего-либо в единое целое.
Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средства достижения желаемого результата.
Организация производства – это неотъемлемая часть любого способа производства, изменяющаяся и совершенствующаяся по мере его развития.

Файлы: 1 файл

Organizatsia_proizvodstva.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

«+»: Высокая компетенция специалистов, освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов.

«–»: Трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными  службами, длительная процедура принятия решений, отсутствие взаимопонимания  между функциональными службами, снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что  каждый исполнитель получает задания от нескольких руководителей, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, т.к. каждый руководитель ставит свои вопросы на 1 место.

Линейная структура  управления

Особенности структуры:

  1. Образуется в результате построения аппарата управления и взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.
  2. Во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления.
  3. Разделение системы управления на составляющие части осуществляются по производственному признаку.
  4. Принцип единоначалия.
  5. Используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство.

«+»: Единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, четкая система взаимосвязей между руководителем и подчиненными, быстрота реакции в ответ на указание, полученное исполнителями увязанных между собой заданий, личная ответственность руководителя за результаты.

«–»: Высокие требования к руководителю, перегруженность менеджеров высшего  уровня, тенденция к волоките при решении вопросов, отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Линейно-функциональная структура управления

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности:

  1. Обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать.
  2. Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на производственные подразделения формально, как правило, они не имеют право отдавать им распоряжения.
  3. Роль функциональных подразделений зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом.
  4. Функциональные службы осуществляют всю технологическую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с процессом производства.

«+»: 1) Освобождение линейных руководителей  от решения многих вопросов, связанных  с планированием, финансовыми расчетами  и др. 2) Построение связи руководитель–подчиненный по иерархической лестнице, где каждый работник подчиняется только одному руководителю.

«–»: 1) Отсутствие тесных взаимосвязей по горизонтали между производственными  подразделениями. 2) Чрезмерно развита  система взаимодействия по вертикали. 3) Каждое звено заинтересовано в  достижении своей узкой цели, а  не общей цели. 4) Аккумулирование на верхнем уровне решений как стратегических, так и оперативных задач.

Линейно-штабная структура  управления



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности:

  1. Включают в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений к руководству ниже стоящим подразделениям.
  2. Главная задача штабных подразделений – оказание помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
  3. К штабным подразделениям относят службу контроля, отделы координации и анализа, социальные, юридические службы.
  4. Штабная структура включает штабных специалистов при линейных руководителях.
  5. Часто менеджеры штабных структур наделяются правами функционального руководства. К ним относятся планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.

«+»: Более глубокая и осмысленная  подготовка управленческих решений; освобождение менеджеров от чрезмерной нагрузки и  возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.

«–»: Недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решение не участвует в его реализации; сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения.

Дивизиональные структуры  управления: особенности, преимущества и недостатки. Продуктовая, региональная и смешанная дивизиональные структуры

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дивизиональная структура построена по отделениям:

    1. Управление процессом принятия решений;
    2. Функциональное управление;
    3. Дивизиональное управление;
    4. Управление людьми;
    5. Управление процессом.

Особенности структуры:

  1. Потребность в применении возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов.
  2. Ключевыми фигурами в управлении являются менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.
  3. Структуризация организации по подразделениям производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая), по обслуживающим регионам (региональная), по ориентации на потребителя.
  4. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственным подразделением.
  5. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб по всем заводам отделения.

Преимущества:

  1. Более тесная связь с потребителями.
  2. Улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу.
  3. Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм.

Отрицательные стороны:

  1. Рост иерархичности по вертикали может чрезмерно расширяться.
  2. Дублирование функций управления на различных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
  3. Дублирование работ разных подразделений.

Продуктовая структура


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой подход предполагает делегирование  высшим управленческим звеном обширных полномочий по руководству производственной, сбытовой, вспомогательной и инженерной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов. За счет этого достигается большая согласованность действий и улучшается обслуживание клиентуры.

Региональная структура 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это распространенный метод структуризации физически рассредоточенных предприятий. Все виды деятельности предприятий  на данной территории группируются и  подчиняются высшему руководителю по территории. Экономические причины  выбора такого принципа структуризации связаны с издержками. Выбор района для размещения предприятия может быть сделан исходя из стремления снизить транспортные расходы.

 

Смешанная структура


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появляются такие структуры  в крупных диверсифицированных  компаниях, где идет ориентация на конкретного потребителя.

Проектные (органические) структуры управления. Матричная, бригадная  структуры, их достоинства и недостатки

Проектное управление – это управление важными видами управления в организации, которые требуют постоянного  руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работ.

Существует 3 варианта организации  проектных работ:

  1. Образовать целевую группу, координационный отдел или комитет, однако это не подходит для принятия решений по комплексным проблемам.
  2. Наделить полномочиями и ответственностью за решение отдельных частей комплекса задач руководителя одного их функциональных отделов, не снимая с него других обязанностей, проблема в разрешении конфликтов и обеспечение координации работы. Требуется участие высшего звена управления, это приводит к распылению ответственности за выполнение задач.
  3. Выделить руководителя проекта с полной и неделимой властью над всеми сторонами деятельности по проекту. Под проектной структурой понимается временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи. В одну команду собираются работники разных профессий, руководителю проекта полностью подчинены все члены команды и выделенные для данной цели ресурсы.

Проектные структуры различаются  между собой по масштабу деятельности, по широте охвата контролем, по характеру связей с линейными и функциональными подразделениями по кругу полномочий и взаимодействию с внешней средой.

Матричная структура  управления

Особенности:

  1. Построена по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственно руководителю функциональной группы, который представляет персонал и текущую помощь, с другой стороны, руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.
  2. Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
  3. Переход к матричной структуре обычно охватывает часть организации, при этом ее успех зависит от того, насколько руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров.
  4. Создание структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки.
  5. Применяется в основном в наукоемких отраслях.

Положительные:

    • Лучшая ориентация на проектные цели и спрос;
    • Более эффективное текущее управление;
    • Возможность снижения расходов и повышения качества;
    • Гибкость и оперативность в маневрировании ресурсами;
    • Усиленная ответственность руководителя;
    • Сокращается время на исполнение пожеланий заказчика;

Отрицательные:

      • Нарушается принцип единоначалия;
      • Проблемы, возникающие при установлении приоритета в задании и распределении времени в работе специалистов;
      • Возникновение конфликтов между менеджерами, функциональными подразделениями и управляющими проектами.

Бригадная структура  управления

Особенности:

  1. Ее основу составляет бригадная форма организации труда;
  2. Бригады формируются из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев. Обладает производственной самостоятельностью и независимостью и полностью отвечает за результаты своей деятельности;
  3. Принципы построения бригад: самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали, замена жестких связей бюрократического типа гибкими связями, привлечение для разработки и решения задач сотрудников из других подразделений;
  4. Распределение всего персонала по группам в 10-15 человек, бригаду возглавляет освобожденный руководитель.

Положительные:

    • В бригаде поощряется взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителя. Поэтому менеджмент носит характер консультаций и опирается на групповое решение проблем.
    • Существенно меняются требования к квалификации рабочих, предпочтение отдается людям с универсальными навыками и знаниями.
    • Резко снижается необходимость в жестком контроле извне.
    • Меняются условия оплаты труда, вводятся гибкие системы оплаты.

Отрицательные:

  • Переход к таким структурам требует значительной подготовки организации.

Производственная  и организационная структура  геодезического предприятия на примере  производственного объединения  «Инжгеодезия». Функции и задачи подразделений предприятия

Информация о работе Теоретические основы организации производства (ОП) и ее взаимосвязь с другими науками