Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105
Выбор времени может быть важен для затрат предприятия не только с точки зрения выхода на рынок, но и с точки зрения циклических колебаний деловой конъюнктуры. Здесь возможна стратегия покупки основных средств и других активов в период спада деловой активности по минимальным ценам (как это делают финансовые группы в России в настоящее время). Однако при этом необходимо иметь в виду, что данное преимущество может оказаться недолговечным, если фирме придется осуществлять обновление своих фондов в условиях экономического роста. Это может привести к ухудшению конкурентного положения по затратам.
Политика фирмы. Выбор политики в определенной области деятельности фирмы отражает ее стратегию и поэтому часто является следствием компромисса между снижением затрат и дифференциацией, сознательно принимаемого предприятием. При этом выбор не зависит от других ФПЗ. Наибольшее значение для затрат имеет политика фирмы в следующих областях:
конструкция и характеристики продукции;
разнообразие ассортимента;
уровень сопровождающих услуг;
политика формирования бюджета на маркетинг и развитие технологий;
время поставки готовой продукции;
категории обслуживаемых клиентов (например, крупные или мелкие);
используемые посредники (например, многочисленные мелкие или Небольшое число крупных);
выбор технологии производства независимо от масштаба, времени или других ФПЗ;
требования, предъявляемые к сырью, материалам и другим входным ресурсам, приобретаемым со стороны;
заработная плата и льготы, предоставляемые персоналу предприятия, по сравнению со средним уровнем в отрасли;
политика управления персоналом, включая наем, подготовку и мотивацию работников;
процессы
оперативного управления производством,
ремонтом, продажами другими бизнес-
Местоположение. Данный фактор может влиять на затраты различными путями: за счет стоимости рабочей силы в регионе, наличия квалифицированных управленческих кадров и специалистов в научных областях, наличия источников сырья, энергии и т. д. Кроме того, климат, культурные нормы и потребительские вкусы зависят от местоположения. Причем они влияют не только на потребность в том или ином товаре, но и на способ выполнения бизнес-функции (например, виды льгот персоналу частично определяются местными обычаями).
Институциональные факторы. Институциональные факторы включают в себя правительственное регулирование, налоговую и финансовую политику, деятельность профсоюзов, таможенное законодательство и т.д.
В условиях переходной экономики в России этот фактор поведения затрат превосходит по значению все предыдущие. Объясняется это отсутствием или противоречивостью правовой базы во многих областях деятельности фирмы и, как следствие, непредсказуемостью и субъективизмом многих решений властей разных уровней.
5.2.4. Управление динамикой затрат .
Помимо анализа поведения затрат в определенный момент времени компания должна учитывать их динамику, то есть их эволюцию во времени, обусловленную действием факторов, не зависящих от стратегии фирмы. Эти факторы проявляют себя по мере того, как предприятие растет или изменяются условия ведения бизнеса в отрасли. Наиболее распространенные факторы динамики затрат таковы.
Рост области бизнеса. Рост отрасли может влиять на объемы закупок предприятия и, таким образом, на стоимость приобретаемых ресурсов. В некоторых отраслях рост приводит к нарушению баланса между спросом и предложением, которое влечет за собой рост затрат на приобретение необходимых ресурсов. В то же время рост некоторых отраслей может привести к повышению эффективности работы поставщиков за счет увеличения объемов выпускаемой ими продукции и, как следствие, к снижению затрат фирм при закупках. Рост отрасли также может создавать предпосылки для экономии масштаба, делая возможным внедрение новых технологий в различных видах деятельности внутри цепочки ценности (например, создание компьютеризированной системы обработки заказов).
Различная чувствительность к масштабу. Изменение объемов продаж может кардинально изменить соотношение затрат между разными бизнес-функциями хозяйствующего субъекта, если они имеют различную чувствительность к масштабу. Например, затраты на создание программного обеспечения и know-how в таких областях бизнеса, как производство компьютеров, видеоигры, телекоммуникации, все более растут по сравнению с затратами на производство механической части, которые в большей степени зависят от масштаба производства и обучения. Аналогичное явление может произойти, когда изменяется соотношение затрат фирм-конкурентов, имеющих цепочки ценности с различной чувствительностью к масштабу.
Различная скорость обучения. Соотношение затрат для разных бизнес-функций может изменяться, если обучение в них происходит с разной скоростью. Чем быстрее происходит обучение, тем меньшая доля затрат приходится на данную бизнес-функцию с течением времени.
Различная скорость технологического прогресса. Технологические нововведения, происходящие с различной скоростью, также могут повлиять на соотношение затрат в различных бизнес-функциях.
Различный уровень инфляции издержек. Инфляция издержек для главных бизнес-функций хозяйствующего субъекта часто имеет разные значения, что со временем может существенно изменить структуру его затрат. Различие в уровнях инфляции может превратить маловажный вид деятельности предприятия в фактор исключительной стратегической значимости. Например, на предприятиях переходной экономики стремительно растут затраты таких бизнес-функций, как маркетинг и сбыт (особенно заработная плата специалистов), что заставляет руководство данных компаний - обращать все более пристальное внимание к этим областям управления.
Старение. Стареющие основные средства и рабочая сила повышают затраты. Устаревшее оборудование требует дополнительных расходов на ремонт и страховку, а более зрелые работники обычно получают более высокую заработную плату и больший объем льгот. Для предприятий переходной экономики оба этих фактора представляют серьезную проблему, поскольку, во-первых, многие из них оснащены устаревшим оборудованием и, во-вторых, в силу тенденции старения населения стран с переходной экономикой возрастной уровень их персонала достаточно высок.
Рыночная корректировка. Действие рынка часто устраняет или уменьшает различия в затратах на приобретение ресурсов между предприятиями, которые основаны на более выгодных условиях покупки товаров или услуг отдельными фирмами. Данное явление имело массовый характер в начальный период формирования рыночной экономики в бывших социалистических странах, а также лежало в основе создания огромного числа товарных бирж России в 1991-1993 гг. Однако со временем появлялось все больше таких предприятий, а цены на ресурсы стремительно приближались к рыночным. В результате деятельность по перепродаже перестала быть прибыльной, и товарные биржи в России практически прекратили свое существование.
Таким образом, умение предприятия рано понять закономерности динамики затрат может принести ему значительное преимущество, если оно направит свои усилия на совершенствование тех бизнес-функций, которые в перспективе будут определять конкурентное положение в отрасли, но в настоящий момент не привлекают внимания конкурентов.
5.2.5. Управление трансакционными издержками
В современном мире хозяйствующие субъекты затрачивают огромные усилия по поиску для себя такого положения, которое бы в наибольшей степени соответствовало их интересам. В связи с этим возникают издержки обмена, или трансакционные издержки. Хотелось бы отметить, что проблемы трансакционных издержек достаточно подробно рассмотрены в рамках современной институциональной теории такими исследователями, как Р. Коуз, К. Эрроу, О. Уильямсон, Д. Норт, А. Н. Олейник. Так, К. Эр-роу определял трансакционные издержки как «издержки эксплуатации экономической системы». К ним он относил информационные и коммуникационные затраты взаимодействия, которые включают издержки по недопущению посторонних лиц к использованию данного блага, издержки, связанные с обменом информацией, включая передачу и получение информации об условиях совершения сделок, издержки неравновесности или альтернативного распределения ресурсов.
В классификации трансакционных издержек можно выделить две группы: предварительные (ex ante) и окончательные (ex post) трансакционные издержки. К предварительным издержкам относятся:
Различного рода затраты по поиску выгодных деловых связей (партнеров, инвесторов, клиентов).
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов.
Затраты на оплату услуг посредников.
Затраты на обеспечение гарантий осуществления сделки.
К окончательным трансакционным издержкам можно отнести:
Адаптивные затраты на непредвиденные события.
Судебные издержки по устранению контрактных несогласий.
Издержки разрешения конфликта в несудебных структурах.
Затраты точного выполнения контрактных обязательств.
При высокой
степени согласованности
Однако не всегда такие меры могут благотворно сказаться на деятельности хозяйствующего субъекта. На наш взгляд, одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на рост трансакционных издержек, является недостаток информации. В условиях недостатка информации, администрация предприятия не может быть уверена, что не переплачивает за приобретаемые ресурсы, товары или услуги, а также в том, что получает реальную цену за продукцию. С целью удешевления операций по поиску различных альтернатив снижения трансакционных издержек хозяйствующего субъекта, целесообразнее всего подключиться к информационным системам различного уровня. На глобальном уровне такой информационной системой является Интернет. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском гораздо большие области допустимых хозяйственных решений, вплоть до глобальных решений.
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления затратами
Многие фирмы, работающие в условиях переходной экономики, не всегда понимают возможности улучшения их конкурентного статуса, которые им представляются при управлении затратами. Проблемы предприятий в этой области часто связаны с типичными ошибками, которые они допускают в ходе оценки и улучшения своей позиции по затратам.
Наиболее распространенная ошибка менеджеров состоит в убеждении, что больший удельный вес в структуре общих затрат предприятия занимают затраты на производство и связанные с ним бизнес-функции. При этом упускается из виду то обстоятельство, что такие бизнес-функции, как маркетинг, сбыт, сопровождающие услуги, инфраструктура, НИОКР требуют не меньших, если не больших, расходов. Данная проблема часто может усугубляться концентрацией внимания на бизнес-функциях, связанных исключительно с прямыми затратами, таких, как основное производство или сборка. При этом бизнес-функции, связанные преимущественно с косвенными расходами, например, ремонт и наладка оборудования, вовсе не учитываются. В современных условиях, когда наблюдается неуклонный рост доли косвенных расходов в структуре совокупных затрат хозяйствующих субъектов, актуальность данной проблемы бесспорна.
Другая проблема связана с недостаточным вниманием, уделяемым менеджерами предприятий снабжению. Анализ затрат в отделах снабжения часто сосредоточен исключительно на закупочной цене сырья и материалов, а связи между качеством приобретаемых товаров и услуг и другими видами деятельности в цепочке ценности игнорируются. При этом работа по снабжению доверяется людям, имеющим слишком низкую квалификацию либо мотивацию для того, чтобы они могли способствовать снижению расходов.
Неспособность распознать и использовать связи между бизнес-функциями представляет собой следующую проблему для предприятий переходной экономики. Особенно это касается связей с поставщиками, а также связей между деятельностью по улучшению качества, контролем и сопровождающими услугами. Справедливости ради здесь необходимо заметить, что на возможность использования связей предприятия с поставщиками отрицательно влияют явления, связанные с неустоявшимся характером рыночных отношений, как неплатежи, распространенность бартера при расчетах и т. д. Однако неспособность увидеть связи между бизнес-функциями часто происходит из идеологии менеджеров, воспитанных на принципах директивной экономики. Это приводит к таким ошибкам, как стремление пропорционально снизить затраты во всех подразделениях компании, даже если увеличение расходов в некоторых отделах может привести к снижению суммарных затрат фирмы.
Четвертая проблема тесно связана с предыдущими. Она состоит в том, что менеджеры часто стремятся снижать затраты не изменяя существующую структуру бизнес-функций. Это особенно актуально для предприятий переходной экономики, успешная реструктуризация которых зачастую предполагает принципиальное изменение цепочки ценности. При этом достигается совершенно иной уровень затрат.