Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Коммерческая деятельность ЦУМ-Минск.docx

— 212.80 Кб (Скачать файл)

Методика  расчета и анализа показателей  финансового состояния для торговых  организаций представлена в таблице  1.2.

Для оценки уровня конкурентоспособности торговой организации  рассчитываются коэффициенты: абсолютной ликвидности, промежуточной ликвидности, промежуточной ликвидности, текущей  ликвидности, автономии, финансовой неустойчивости, напряженности, маневренности, коэффициенты оборачиваемости оборотных активов  и рентабельности, исчисленные из прибыли итоговой, чистой прибыли к разным финансовым показателям.

 

Таблица 1.2 – Показатели финансовой оценки уровня конкурентоспособности торговой  организации

 

Показатель

Методика расчета

Содержание

1

2

3

Коэффициент   абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные  финансовые вложения) / Краткосрочные  обязательства

Показывает способность выполнить  неотложные финансовые обязательства фирмы за счет готовых средств платежа

Коэффициент                     промежуточной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные  финансовые вложения + Средства в  расчетах) / Краткосрочные обязательства

Показывает эффективность использования высоколиквидных активов и готовых средств платежа

Коэффициент           текущей ликвидности

Текущие активы / Краткосрочные обязательства

Показывает возможность удовлетворения всей текущей задолженности за счет всех текущих (оборотных) активов

Коэффициент               автономии

Собственный капитал / Валюта баланса

Показывает долю собственного капитала в ресурсах предприятия и степень независимости от внешних источников финансирования

Коэффициент              финансовой неустойчивости

Заемные средства /

Собственный капитал

Показывает соотношение между  заемными и собственными средствами, т.е. степень зависимости от внешних источников финансирования

Коэффициент маневренности

Собственные оборотные средства /

Собственный капитал

Показывает долю собственных средств, находящихся в высокооборотной форме

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Собственные оборотные 

средства /

Оборотные

средства

Показывает долю собственных источников в оборотных средствах предприятия, т.е. степень независимости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости активов

Товарооборот по себестоимости   / Средняя сумма активов

Показывает число оборотов всех активов предприятия за анализируемый период

Коэффициент оборачиваемости текущих активов

Товарооборот по себестоимости / Сумма  текущих активов

Показывает количество оборотов, совершенных  оборотными средствами

Окончание таблицы 1.2

1

2

3

Коэффициент          оборачиваемости товарных запасов

Товарооборот по себестоимости / Средняя  сумма товарных запасов

Показывает уровень использования товарных запасов как основной части оборотных средств, а также степень удовлетворения спроса и эффективность маркетинговой деятельности

Коэффициент          рентабельности    вложенного капитала

Балансовая прибыль / Средняя сумма  вложенного капитала

Показывает уровень прибыли, генерируемой всеми активами предприятия

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Чистая прибыль / Средняя сумма  собственного капитала

Характеризует прибыльность собственного капитала, инвестированного в предприятие

Коэффициент рентабельности продаж

Прибыль от реализации товаров и услуг / Товарооборот

Характеризует прибыльность торговой (основной) деятельности предприятия


 

Примечание –  Источник: собственная разработка на основе [2, с. 38, табл. 2.3]

 

Оценка соответствия используемого производственно (торгово)-технологического процесса современным технологиям.

Производственно (торгово)-технологический процесс  оценивается по следующим критериям:

  • объем выпуска и реализации продукции;
  • размер и состояние производственных (торговых) мощностей предприятия;
  • расходы на производство (реализацию);
  • эффективность использования ресурсов на всех стадиях технологического процесса;
  • организация технологического процесса.

Показателями  эффективности торгово-технологического процесса торговой организации могут быть определены следующие (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 – Показатели эффективности торгово-технологического процесса организации

 

Показатель

Методика расчета

1

2

Выработка  на  одного работника

Товарооборот / Среднесписочная численность  работников

Фондоотдача

Товарооборот / Средняя стоимость  основных фондов

Затратоотдача

Товарооборот / Издержки обращения

Окончание таблицы 1.3

1

2

Коэффициент   износа

Сумма начисленного износа / Первоначальная (полная восстановительная) стоимость

Нагрузка на 1  м2 торговой площади

Товарооборот / Торговая площадь

Фондовооруженность

Средняя стоимость активных основных фондов / Средняя численность торгово-оперативного персонала

Ресурсоотдача

Товарооборот / Средняя сумма основных фондов, оборотных средств и фонда  заработной платы

Товарооборачиваемость

Средняя сумма товарных запасов / Однодневный  товарооборот по себестоимости

Коэффициент                    ритмичности поставок

Число поставок по графику / Общее число  поставок

Темп изменения товарооборота  в сопоставимых ценах

Темп изменения товарооборота  в действующих ценах / Индекс цен

Коэффициент                  реализации товаров

Товарооборот / (Запасы товаров на начало + Поступление товаров^

Коэффициент оседания товаров в запасах

Запасы товаров на конец / (Запасы на начало + Поступление товаров)

Коэффициент                        обновления товарных ресурсов

Поступление товаров / (Запасы на начало + Поступление товаров)

Коэффициент                            эффективности услуг

Стоимость реализованных услуг / Затраты  на их оказание

Уровень доходности

Валовой доход / Товарооборот

Индекс цены торговой услуги

Темп прироста валового дохода / Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах


 

Примечание –  Источник: собственная разработка на основе [2, с. 39, табл. 2.4]

 

Анализ организации  и управления:

Критериями  оценки в области организации  и управления являются:

-действующая  система планирования;

-оперативность  управления;

-профессионализм  руководства и управления;

-рациональность  оргструктуры управления;

-информационное  обеспечение и технологии управления.

Оценка эффективности  применяемого маркетинга.

В области  маркетинга эффективность оценивается следующими критериями:

- ассортиментная политика;

- ценовая политика;

- рекламная деятельность;

- организация хозяйственных связей, их стабильность и 
эффективность;

- характер коммерческих сделок и их эффективность;

- конкурентоспособность продукции и услуг.

Анализ эффективности  стимулирования труда:

Состав рабочей  силы и стимулы к труду оцениваются  следующими критериями:

- обеспеченность рабочей силой;

- производительность и эффективность труда;

- уровень заработной платы и социальных выплат;

- стабильность состава коллектива.

Оценка эффективности  коммерческой деятельности организаций необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы организации, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых организаций, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволяет хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.

С учетом взаимосвязи  уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торговой организации необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих на коммерческий успех.

Рассмотрим  ключевые факторы коммерческого  успеха.

1. Состояние материально-технической базы торговой организации и ее соответствие современным требованиям:

  • состояние торговых зданий, обеспеченность площадями;
  • уровень технического оснащения, наличие торгово- 
    технологического оборудования, электронно-вычислительной техники;
  • использование новых технологий в процессе переработки, продажи товаров;
  • автоматизированная обработка коммерческой информации, внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов; .
  • инновационные возможности по внедрению новой техники и технологий.

2. Финансовые факторы коммерческого успеха:

  • объем и структура основного и оборотного капитала;
  • оборачиваемость капитала;
  • размер собственных оборотных средств;
  • ликвидность;
  • финансовая устойчивость, платежеспособность.

3. Кадровый потенциал:

  • количественный и качественный состав кадров;
  • высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала;
  • квалификация и опыт коммерсантов-менеджеров;
  • совпадение личных и групповых интересов.

4. Организационные факторы:

  • наличие развитых информационных систем;
  • своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации;
  • возможность быстрой реализации новых достижений и эффективных коммерческих стратегий;
  • наличие эффективной рыночной инфраструктуры;
  • оптимальная организационная структура организации и система управления ею.

5. Факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка:

  • объемы спроса и предложения;
  • структура торгового ассортимента;
  • качество товаров и услуг;
  • сервисное обслуживание;
  • наличие взаимовыгодных договоров поставки, качество их выполнения;
  • эффективная реклама и система стимулирования сбыта;
  • оптимальные затраты на продвижение товара на рынок;
  • высокий имидж, положительная репутация торговой организации.

Наличие множества  факторов, их взаимозависимость, динамизм определяют сложность коммерческой деятельности, многовариантность решений, принимаемых зачастую в условиях неопределенности, что сопряжено с хозяйственным риском. Это требует изучения и глубокого анализа степени влияния различных факторов на конечный результат торговой организации, определяет необходимость выделения ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень коммерческой работы и возможность увеличения доходов.

Таким образом, факторы коммерческого успеха можно разделить на зависящие от торговой организации и не зависящие от нее. К первой группе относятся: объем деятельности торговой организации, ее ассортимент и структура, организация управления коммерческой деятельностью, структура торгового аппарата, квалификация персонала, эффективность его работы, финансовое состояние организации. К факторам, не зависящим от торговой организации, следует отнести: налоговую и финансовую политику правительства; состояние платежеспособности населения, вкусы, предпочтения, спрос; состояние экономики республики: инфляцию, динамику производства товаров; таможенную политику; демографическую ситуацию; уровень конкуренции, конкурентную среду и т.д. Необходимо учитывать степень влияния этих факторов, изучать их, уметь грамотно использовать для получения наилучшего экономического результата.

2   Анализ коммерческой  деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»

 

2.1 Краткая характеристика ОАО  «ЦУМ-Минск»

 

Центральный универмаг Республики Беларусь был  открыт 5 ноября 1964 года. ОАО "ЦУМ-Минск" создано на основании приказа Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31.12.1998 №306 путём преобразования арендного торгового предприятия "ЦУМ-Минск" в соответствии с Законом РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного арендного предприятия. Учредителями ОАО "ЦУМ-Минск" являются Минский городской Комитет по управлению госимуществом и приватизации РБ и коллектив арендного предприятия "ЦУМ-Минск".

ОАО «ЦУМ-Минск» является одним из самых крупных в республике торговым центром, который расположен в центральной части города Минска по адресу – пр. Независимости, 54.

ОАО «ЦУМ-Минск» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом открытого акционерного общества «ЦУМ-Минск», утвержденного собранием акционеров.

Целью создания ОАО «ЦУМ-Минск» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством.

Общество  является собственником имущества  и денежных взносов, переданных ему  учредителем; продукции, произведенной  обществом в результате хозяйственной  и иной деятельности; полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым  законодательством.

Основным  видом деятельности открытого акционерного общества «ЦУМ-Минск» являются: розничная торговля товарами; розничная торговля на рынках; хранение и складирование; эксплуатация и сдача в наем собственного имущества; производство свежевыпеченного хлеба и хлебобулочных изделий; рестораны, кафе, бары; деятельность в области охраны общественного порядка и безопасности. Срок деятельности общества не ограничен.

Характеристика:

Юридическое наименование: ОАО «ЦУМ-Минск»

Характер  деятельности: промышленные и продовольственные  товары

Число занятых: 1124 человека (на 01,09,2008)

Основная  сфера деятельности: розничная торговля товарами народного потребления

Режим работы: с 9 до 21(воскресенье – с 10 до 18 часов)

ОАО «ЦУМ-Минск» по товарной специализации относится к универсальным магазинам

Информация о работе Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск