Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа
Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».
Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85
Договора на поставку разрабатываются ведущим юристом. Договора на поставку содержат следующие разделы:
- предмет
договора. Здесь указывается вид
поставляемых товаров, для
- сроки и порядок поставки;
- качество, маркировка поставляемого товара;
- тара и упаковка;
- цена, порядок расчетов;
- ответственность сторон;
- прочие условия;
- срок действия договора;
- торговые точки доставки;
- юридические адреса сторон.
Каждая партия продукции сопровождается документом установленной формы, удостоверяющим ее качество, с указанием в нем следующих данных (в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на конкретные виды продукции).
При заключении
договоров руководство универмага
руководствуется основными
В рамках анализа рассмотрим договорные отношения универмага «Беларусь» с тремя поставщиками: УП «Гродненская типография», РУП «Издательство «Белорусский Дом печати», УП «Бумажная фабрика» Гознака, с Борисовской швейной фабрикой. Прежде всего, следует проанализировать условия договоров поставки с указанными поставщиками.
В таблице 2.18 проведем сравнительный анализ выгодных и невыгодных условий договоров ОАО «ЦУМ-Минск» с поставщиками.
Таблица 2.18 - Сравнительный анализ условий поставки
Поставщики |
условия | |
Выгодные для универмага |
Не выгодные для универмага | |
1 |
2 |
3 |
Гродненская типография |
Расчет за товар по истечении 20 банковских дней. Доставка товара производится транспортом Поставщика и за его счет. |
Поставка осуществляется по свободным отпускным ценам по протоколу согласования цены для каждой партии |
|
||
Окончание таблицы 2.18 | ||
1 |
2 |
3 |
Договор с «Бумажной фабрикой» Гознака |
Расчет за товар производится через 25 банковских дней. Некачественный товар Поставщик обязан обменять в 10-дневный срок. Не реализованный в течение 3-х месяцев товар может быть возвращен Поставщику |
Покупатель оплачивает транспортные услуги Продавца по доставке товара. |
Договор с «Белорусским Домом печати» |
Оплата за товар производится через 30 дней после поставки. Некачественный товар Продавец должен обменять в 10-ти-дневный срок. |
Нет |
Договор с Борисовской швейной фабрикой |
Поставщик устраняет дефекты избранным способом в 10- дневный срок. Товар, соответствующий требованиям качества, не реализованный в сезон, покупатель имеет право возвратить или заменить у поставщика в срок до 60-ти дней со дня отгрузки. Отсрочка платежа 40 дней. |
Поставка осуществляется по свободным отпускным ценам по протоколу согласования цены для каждой партии. |
Примечание – Источник: собственная разработка
Со всеми поставщиками заключены долгосрочные договора на поставку. Доставка товаров в соответствии со спецификацией осуществляется по заявкам, направляемым товароведами секции. Наиболее выгодны для универмага поставщики, предоставляющие максимальный срок отсрочки платежей, к таким относится Бумажная фабрика Гознака. Доставка товаров транспортом поставщика также выгодна универмагу, так как это экономит транспортные расходы торговой организации. За счет продавца поставляется товар из Белорусского Дома печати и Бумажной фабрики Гознака.
Проведенный анализ договоров, заключенных между универмагом «ЦУМ-Минск» и поставщиками продукции позволяет сделать вывод о том, что все они составлены в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь, постановлениями и законами о поставках товаров. Такие договора являются наиболее выгодными для покупателей продукции, так как в них предусматриваются такие выгодные условия, как:
- отсрочка
платежей за поставленную
- ответственность
продавца за поставку
- условия
обмена недоброкачественного
В договорах
часто предусматривается
В договорах
часто предусматривается
Организация мерчендайзинга в универмаге состоит в том, что он должен учитывать интересы нескольких поставщиков одного типа товара, но разных торговых марок. Такой товар располагается в одном месте торгового стеллажа. Задача состоит в том, чтобы правильно разместить все торговые марки с учетом размера упаковки, типа упаковки, качества товара и т.д.
Товароведы универмага уделяют внимание тому, чтобы полки и секции были всегда заполнены товаром с ненарушенной упаковкой, также отслеживаются сроки реализации продовольственных товаров. Товары с истекшими сроками хранения изымаются из продажи.
Все торговое оборудование в универмаге, особенно места, где расположен товар, всегда отличаются чистотой и порядком.
При обустройстве торгового зала использованы современные торговые технологии. В его мерчендайзинге применена концепция "магазин в магазине", что делает торговый зал уютным и опрятным. Тщательно подобрано и все торговое оборудование. Широкие проходы делают пребывание в универмаге комфортным, позволяют свободно перемещаться по торговому залу и не утомляют покупателей.
Легко ориентироваться покупателям помогают указатели отделов и цветовое оформление торгового зала.
Далее проанализируем эффективность распределения и использования торговой площади в универмаге.
Общая торговая площадь универмага составила на начало 2010 года 10077 м2, установочная – 5526 м2.
Таблица 2.19 - Распределение торговой площади в универмаге «ЦУМ-Минск»
Этаж, отдел |
Общая торговая площадь |
В % к общей торговой площади «ЦУМ-Минск» |
ОАО «ЦУМ-Минск», всего |
10077 |
100 |
Первый этаж |
1714 |
17,0 |
Второй этаж |
2215 |
22,0 |
Четвертый этаж |
2247 |
22,3 |
Пятый этаж |
1708 |
17,0 |
Общепит |
499 |
5,0 |
«Комаровский» |
782 |
7,7 |
Установочная площадь « |
530 |
5,2 |
«Товары для женщин» |
984 |
9,7 |
Установочная площадь «Товары для женщин» |
685 |
6,8 |
Установочная площадь |
5526 |
54,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Максимальная торговая площадь приходится на четвертый этаж универмага, 2247 м2 или 22,3% от общей торговой площади универмага, на первый и пятый этаж приходится по 17% общей площади универмага.
Определим степень
эффективности использования
Коэффициент установочной площади:
Ку «Комаровский»: 530/782= 0,7.
Ку «Товары для женщин»: 685/984=0,7
Ку ОАО «ЦУМ-Минск»: 6741/10077=0,67
Обычно эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32. В ОАО «ЦУМ-Минск» имеется перегруженность торговым оборудованием, что не совсем удобно покупателям.
Рациональная выкладка товаров в универмаге осуществляется на основе следующих принципов:
- для выкладки товаров используются все свободные места в торговом зале;
- товары, имеющие одинаковое значение, располагаются в одном отделе универсама;
- сопутствующие товары выставляются в непосредственной близости от основных;
- новые товары,
на которые необходимо
ОАО «ЦУМ-Минск» предлагает 70 видов дополнительных услуг, которые направлены на создание максимальных удобств для покупателей.
Купленные в универмаге товары бесплатно доставляются в пределах г. Минска до жилого подъезда покупателей. Подъем на этаж осуществляется инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам 1 группы, инвалидам других групп с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По желанию покупатель может оформить платную услугу (трансагенство) в случае если купленные в универмаге товары не входят в перечень товаров бесплатной доставки или по другим причинам.
Доставка осуществляется ежедневно (включая выходные и праздничные дни) с 9.00 до 18.00, на следующий день после покупки товара.
Ориентировочное время доставки оговаривается с покупателем дополнительно. В исключительных случаях согласовывается конкретное время доставки.
Перечень товаров, подлежащих бесплатной доставке покупателям:
Холодильники;
Морозильники;
Посудомоечные машины;
Газовые плиты, электроплиты;
Стиральные машины массой свыше 30 кг;
Водонагреватели объемом свыше 50 литров;
Торшеры высотой свыше 150см;
Станки, электроплуги;
Телевизоры по диагонали свыше 37 см;
Металлический несгораемый шкаф (сейф);
Спортинвентарь массой свыше 30кг;
Напольные часы;
Велосипеды подростковые, взрослые;
Наборы мягкой мебели;
Наборы кухонной мебели;
Наборы сантехнической керамики;
Диваны;
Карнизы длинной свыше 200см.;
Тахта;
Шкаф (для обуви, для прихожей, под мойку);
Комод, тумба под телевизор;
Ковровые изделия и тафтинг площадью свыше 15 кв. метров.
В универмаге предусмотрены удобные съезды для инвалидов-колясочников, сотрудники в бюро справок помогают инвалидам подняться на верхние этажи на служебных лифтах.
В универмаге работает детская комната, где родители могут оставить своих детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет на время совершения покупок. Квалифицированный персонал, наборы для рисования, книги, разнообразные игрушки и мультфильмы все это для занимательного и веселого времяпровождения детей и спокойного выбора покупок родителями.
В универмаге работают пункты оформления кредитов от ЗАО «АКБ Белросбанк», ЗАО «РРБ-Банк»; пункты обмена валют: ОАО «Технобанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «АСБ Беларусбанк», установлены инфокиоски и банкоматы.
В универмаге
функционируют объекты
Также из сопутствующих услуг в универмаге имеется: продажа билетов на концертно-зрелищные мероприятия; пункт приема объявлений «Из рук в руки»; продажа DVD и CD с записью; электронная лотерея «Спортпари»; фотоуслуги «Фуджи», упаковка подарков, гравировка; ремонт обуви; ремонт мобильных телефонов, ремонт часов, изготовление ключей; химчистка (3 этаж); оверлочивание ковровых изделий; раскрой тканей; мелкая переделка швейных изделий; пошив штор, покрывал.
Салон «Связной» предлагает продажу мобильных телефонов, подключение к операторам мобильной связи.
Так как здание универмага состоит из четырех высоких этажей, для подъема покупателей на этажи используется эскалатор. На стенах около эскалаторов размещены инструкции пользования эскалатором.
В торговых залах универмага ведется видеонаблюдение.
Торговые залы универмага оборудованы системой кондиционирования воздуха.
В торговых залах используются различные витрины – горизонтальные, вертикальные. Верхняя часть витрины снабжена надписью с указанием товара, например, «наборы посуды». Каждая единица товара в витрине имеет ценник с названием товара и указанием его цены. Ценники хорошо просматриваемы и читаемы.
К потолку в торговых залах подвешены указатели с указанием на группу товаров, которая продается в этом месте, например, «товары домашнего обихода».
На первом этаже торгового зала реализуются продовольственные товары. На стенах вывешена информация на небольших плакатах о мерах профилактики кишечных инфекций.
В коридорах и торговых залах универмага выделены площади для размещения информации рекламного характера отдельных производителей. Например, ОАО «8 марта» г.Гомель. Трикотаж для всей семьи.
В универмаге
есть секции, которые реализуют товар
определенного производителя. Такие
секции оформлены символикой производителя,
например, секция белья «Серж» имеет
прикрепленный к потолку
В отделах обуви отдельными указателями выделены производители обуви «Белвест» и «Отико».
Так как основная масса товаров, реализуемых в универмаге белорусского производства в поддержку белорусского производителя размещены указатели «Зроблена у Рэспублiцы Беларусь».
В универмаге
проводятся акции, распродажи, расширенные
продажи. Об этих мероприятиях сообщают
информационные плакаты: «расширенная
продажа телевизоров», «расширенная
продажа велосипедов