Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Коммерческая деятельность ЦУМ-Минск.docx

— 212.80 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная  разработка

 

Таким образом, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил на начало и конец года 0,2; коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами к концу периода снизился на 0,1 пункт и составил 0,2;коэффициент  маневренности собственного капитала стабилен и составляет 0,26; коэффициент  соотношения оборотных и внеоборотных активов увеличился с 1,7 до 1,9; коэффициент  реальной стоимости имущества составил 14,04.

 

Таблица 2.15 - Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «ЦУМ-Минск»

 

Коэффициент

На 1.01.2009г.

На 1.01.2010г.

Отклоне-ние (+,-)

Оптимальное значение

1. Автономии

0,5

0,46

-0,04

>0,5

2. Финансовой  напряженности

0,5

0,54

+0,04

<0,5

3. Соотношения  заемных и собственных средств

0,98

1,15

0,17

<1

4. Платежеспособности

1,27

1,22

-0,05

>1

5. Покрытия

1,0

0,9

-0,1

>2

6. Обеспеченности  собственными оборотными средствами

0,2

0,2

-

>0,1

7. Абсолютной  ликвидности

0,2

0,2

-

>0,3

8. Промежуточной   ликвидности

0,2

0,2

-

>0,5

9. Общей  ликвидности

1,27

1,22

-0,05

>1,1


 

Примечание - Источник: собственная  разработка

 

Одним из важнейших  показателей, характеризующих автономность организации, является коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств. Если отношение заемных  средств к собственным превышает 1, то финансовая устойчивость организации  достигает критического уровня. В  анализируемой организации на конец 2009 года он составил 1,15, что на 0,17 пунктов  больше, чем на начало 2009 года. Таким  образом, зависимость ОАО «ЦУМ-Минск» от внешних источников финансирования (поставщиков) несколько увеличилась.

По расчетам коэффициент платежеспособности на начало анализируемого периода составил 1,27, на конец анализируемого периода  – 1,22, т.е. он находится на оптимальном  уровне.

Способность организации выполнять свои обязательства  анализируется через коэффициент  покрытия задолженности. На  начало 2009 года коэффициент составляет 1,0, на  конец 2009 года – 0,9, т.е. на конец  исследуемого периода величина показателя находится на критическом уровне.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не изменился и составил 0,2, что объясняется наличием собственных  оборотных средств на конец исследуемого периода. Платежеспособность организации  характеризуют также коэффициенты ликвидности. Так, коэффициент общей  ликвидности должен быть больше 1,1; фактически за анализируемый период он снизился с 1,27 до 1,22. Коэффициент  промежуточной ликвидности должен быть больше 0,5, а его значение  составило 0,2. Коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,2, а его  оптимальная величина – 0,3.

Таким образом, показатели ликвидности ОАО «ЦУМ-Минск», рассмотренные в различных аспектах, характеризуют рост способности организации к погашению своих финансовых обстоятельств.

К основным элементам  коммерческой деятельности в ОАО «ЦУМ-Минск» относятся:

1. Информационное  обеспечение коммерческой деятельности  на основе комплексного исследования  рынка;

2. Установление  хозяйственных связей с поставщиками  товаров;

3. Управление  торговым ассортиментом;

4. Коммерческая  деятельность по организации  розничной продажи и ее стимулированию;

5. Рекламно-информационная  работа;

6. Предоставление  комплекса услуг и сервисное  обслуживание;

7. Разработка  стратегии коммерческой деятельности

Коммерческая  деятельность в универмаге заключается  в том, что товароведы и продавцы постоянно анализируют спрос  товаров, выявляют продукцию, пользующуюся повышенным и пониженным спросом. Наличие  низкого спроса на некоторые товары или отсутствие спроса определяют позицию  специалистов в отказе от получения  таких товаров, тормозящих рост товарооборота  и загружающих стеллажи и склады универмага.

В условиях  конкуренции возможно выживать только предлагая товар, отличающийся высокими качественными характеристиками, относительно низкими ценами и доступной  выкладкой для покупателя, что  возможно только на торговых объектах самообслуживания, каким и является ОАО «ЦУМ-Минск».

Товароведы  и специалисты в своей работе по изучению конъюнктуры товарного  рынка руководствуются действующим  законодательством, приказами, инструкциями и указаниями Министерства торговли Республики Беларусь, концерна «Белпищепром», органов исполнительной власти и другими нормативными актами.

При формировании ассортимента специалисты  ОАО «ЦУМ-Минск» на основе изучения спроса населения в товарах осуществляют активное воздействие на предприятия промышленности по увеличению выпуска, совершенствованию, обновлению, улучшению ассортимента товаров пищевой промышленности, повышению их качества для более полного удовлетворения потребностей населения. ОАО «ЦУМ-Минск» располагает широким ассортиментом товаров, полученных как от предприятий промышленности республики, так и от зарубежных производителей; техническими возможностями для проведения активной рекламы; высококвалифицированными компетентными специалистами.

Широко практикуется проведение с поставщиками совместных мероприятий: выставок-продаж, многие из которых сопровождаются консультациями специалистов предприятий-изготовителей, розыгрышей и вручений призов, сувениров, подарков, демонстраций моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Все  это дает возможность получать информацию о спросе непосредственно от покупателей, выявлять, насколько ассортимент  и качество продукции конкретного  производителя соответствуют запросам населения.

С целью изучения спроса на товары в универмаге проводятся следующие мероприятия:

- опросы и  анкетирование покупателей по  поводу их отношения к конкретным  товарам. Опросы проводятся как  в устной, так и в письменной  форме, а также посредством  сбора и обработки ответов  и мнений покупателей;

- организация  выставок-продаж товаров как вырабатываемых, так и предлагаемых к производству;

- реализация  пробных партий товаров;

- анализ хода  продаж товаров, составление и  обзор конъюнктуры рынка;

- учет предложений  по совершенствованию ассортимента  и улучшения качества товаров;  внесение поставщикам конкретных  предложений относительно обновления  ассортимента и улучшения качества  товаров;

- представление  покупателям информации и товарах,  их потребительских свойствах;

- проведение  рекламных акций.

На основании  изучения рынка специалисты  коммерческого отдела представляют промышленным предприятиям, концерну «Белпищепром», Минторгу обзоры конъюнктурных исследований рынка. О результатах проведенных разовых мероприятий (опросов, выставок) поставщики-производители информируются в 10-ти дневный срок.

В качестве примера  изучения спроса проанализируем динамику продаж некоторых видов бытовой  техники.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.16 - Динамика продажи отдельных видов непродовольственных товаров за 9 мес. 2009-2010гг, штук

 

Ассортимент товаров

9 мес 2009г

9 мес 2010г

Отклоне-ние, +/-

2010г в % к 2009

Телевизор «Горизонт»

691

240

-451

34,7

Телевизор «Витязь»

776

368

-408

47,4

Телевизор импортных марок

141

582

441

412,8

Холодильник «Атлант»

1881

1139

-742

60,6

Холодильник импортных марок

29

64

35

220,7

Машины стиральные «Атлант»

145

83

-62

57,2

Машины стиральные импорт

37

162

125

437,8

Газовые и электроплиты

331

163

-168

49,2

Плиты импортных марок

224

99

-125

44,2

Ювелирные изделия отечественные

3588

4091

503

114,0

Ювелирные изделия импорт

18538

19020

482

102,6

Мебель отечественная

2686

2408

-278

89,7

Мебель импортная

93

62

-31

66,7


Примечание – Источник: собственная  разработка

 

За 9 мес 2010 г  в универмаге «ЦУМ-Минск» значительно сократилась реализация бытовой техники белорусских производителей. Так, в отчетном периоде продажи телевизоров «Горизонт» сократились на 451 единицу, телевизоров «Витязь» - на 408 единиц, холодильников «Атлант» - на 742 единиц газовых и электроплит – на 125 единиц. В тоже время вырос спрос на технику импортных производителей. Так, импортных телевизоров было продано на 441 единицу больше, стиральных машин – на 125 единиц, холодильников – на 35 единиц. В отчетном периоде было реализовано 19020 штук ювелирных изделий зарубежных изготовителей и 4091 единица отечественных изготовителей. Рост благосостояния населения Республики Беларусь влияет на изменение спроса в сторону более дорогих импортных изделий.

Проведение конъюнктурных обзоров по отдельным товарам позволяет определить конкурентоспособность товаров, отечественных производителей.

ЗАО «Атлант» поставляет только старые модели техники. Заявки ОАО «ЦУМ-Минск» на ЗАО «Атлант» в 2010г не удовлетворены: холодильники с покрытием «металлик» при потребности 25 штук не отгружались, морозильники отгружались не в полном объеме заявки. С 10.6.2010г стартовала акция «Чай, баня не лишняя», но производитель не уведомил об этом специалистов универмага. По требованию специалистов универмага рекламный материал был предоставлен с опозданием.

Таким образом, снижение спроса на отечественную бытовую технику связано с неудовлетворительной работой некоторых белорусских производителей, с опозданием от мировых тенденций осваиваются новые модели, не совершенствуется дизайн и функциональные возможности изделий, цены не конкурентоспособны по сравнению с аналогичным импортным товаром.

Для ОАО «ЦУМ-Минск» определены квоты на поставку продукции отечественных производителей. При этом универмаг принимает на реализацию товары и с низким спросом. В качестве примера проанализируем выполнение плана поставок производителей швейных изделий (таблица 2.17).

 

Таблица 2.17 – Поступление товаров в соответствии с доведенными объемами за 2010 г., в тыс.единиц

Наименование товарных групп

План поставки, тыс.ед.

Факт поставки, тыс.ед.

% выпол-нения плана

Возврат нереализ. товара,%

1

2

3

4

5

Швейные изделия всего

191,1

234,8

122,0

1,0

ШФ «Надзея» г. Брест

1,2

1,2

100,0

0,01

ШФ г.Барановичи

3,5

3,5

100,0

0,2

ШФ «Лона» г.Кобрин

1,8

1,3

72,0

1,6

ОАО «ЗИ» г.Витебск

4,5

5,4

120,0

0,3

ПТФ «Свитанок» г.Орша

3,2

4,7

146,0

0,2

ОАО «Коминтерн» г.Гомель

9,5

10,8

113,0

0,2

ОАО «Белфа» г.Жлобин

1,7

1,8

105,0

0,1

ОАО «Надэкс» г.Мозырь

36,0

41,2

114,0

1,1

Жлобинская ШФ

2,1

2,8

133,0

1,2

ШТФ «Элод» г. Гродно

3,5

4,2

120,0

0,8

Новогрудская ШФ

6,3

7,8

123,0

1,3

«Веснянка» г. Могилев

1,9

1,9

100,0

0,8

«Славянка» Бобруйск

8,5

9,5

111,0

0,9

«Элема» Минск

6,0

8,0

133,0

1,1

ШФ «Элиз» Дзержинск

33,0

45,0

136,0

1,2

«Калинка» Солигорск

10,0

20,0

200,0

1,6

ШФ «Юнона» Молодечно

18,0

20,0

111,0

1,3

«Центр моды»

2,2

3,9

177,0

1,1

ОАО «Людмила» Минск

10,0

13,5

135,0

2,7

ОАО Борисовская ШФ

0,3

0,3

100,0

-

ОАО «Мона»

0,2

0,2

100,0

0,2

ОАО «Белфа»

1,7

1,8

108,0

0,2


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ЦУМ-Минск»

 

В силу ряда причин, а именно: нарушения  производственных программ, отсутствие широкого ассортимента качественных швейных  изделий квоты на поставку товара с ОАО ШФ «Лона» освоены не в  полном объеме, на 77%. Поступления товаров  от других производителей осуществлялись в соответствии с доведенными  объемами.

Работа по выборке квот активно велась на протяжении всего отчетного периода. В адрес  таких промышленных предприятий, как  ОАО «Элиз», Новогрудская швейная  фабрика, ОАО «Надзея» ОАО ШФ «Элод», ОАО «Коминтерн», ОАО «Надэкс» направлялись письма с заявками на необходимый  ассортимент, а также с требованием  своевременной поставки швейных  изделий.

Таким образом, за 2010 год план объема поставок от всех производителей концерна «Беллегпром» перевыполнен. Общий объем поставок швейных изделий перевыполнен на 22% и составил 234,8 тыс.единиц изделий. Возврат составил 32,9 тыс.единиц изделий. Возврат изделий произошел из-за наличия брака в изделиях.

Максимально перевыполнен план поставок такими швейными фабриками, как «Центр моды» - 177%, «Калинка» - 200%, «Элиз» - 136%, ПТФ «Свитанок» г.Орша - 146% от плана. Увеличение объема поставок отдельных фабрик связан с тем, что их продукция пользуется спросом, изделия качественные, ассортимент обновляется и расширяется. ОАО «ЦУМ-Минск» приветствует тех производителей, которые постоянно предлагают новинки, своевременно реагируют на потребности розничной торговли. Новые модели швейных изделий всегда находят достойное место в торговых залах универмага.

Эффективность коммерческой деятельности во многом определяется правильным выбором поставщиков.

Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых отечественные. Ежедневно  универмаг посещают более 30 тысяч  покупателей, совершается более 45 тысяч  покупок.

Основные поставщики  товаров в ОАО «ЦУМ-Минск» находятся в   Республике Беларусь. Прямые договорные связи с ними являются  экономически  эффективными и способствуют наиболее полному удовлетворению покупательского спроса.

С помощью двухуровневого канала товародвижения (поставщик – оптовая  база –  магазин  –  покупатель)  осуществляется  продажа  10  –   12%    всего товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск». Оперативно решаются  с оптовыми  базами  вопросы замены  ассортимента,  производится   поступление товаров повышенного спроса.

Все сделки по закупке товаров оформляются  путем заключения договора поставки, четко указывающего права и обязанности  сторон. Степень детализации договоров  зависит от вида товара, его количества, предполагаемых услуг и во многом определяется уровнем сложившихся  деловых отношений.

Информация о работе Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск