Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа
Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».
Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85
Примечание - Источник: собственная разработка
Таким образом,
коэффициент обеспеченности собственными
оборотными средствами составил на начало
и конец года 0,2; коэффициент обеспеченности
запасов собственными оборотными средствами
к концу периода снизился на 0,1
пункт и составил 0,2;коэффициент
маневренности собственного капитала
стабилен и составляет 0,26; коэффициент
соотношения оборотных и
Таблица 2.15 - Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «ЦУМ-Минск»
Коэффициент |
На 1.01.2009г. |
На 1.01.2010г. |
Отклоне-ние (+,-) |
Оптимальное значение |
1. Автономии |
0,5 |
0,46 |
-0,04 |
|
2. Финансовой напряженности |
0,5 |
0,54 |
+0,04 |
<0,5 |
3. Соотношения заемных и собственных средств |
0,98 |
1,15 |
0,17 |
<1 |
4. Платежеспособности |
1,27 |
1,22 |
-0,05 |
>1 |
5. Покрытия |
1,0 |
0,9 |
-0,1 |
>2 |
6. Обеспеченности
собственными оборотными |
0,2 |
0,2 |
- |
>0,1 |
7. Абсолютной ликвидности |
0,2 |
0,2 |
- |
>0,3 |
8. Промежуточной ликвидности |
0,2 |
0,2 |
- |
>0,5 |
9. Общей ликвидности |
1,27 |
1,22 |
-0,05 |
>1,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Одним из важнейших
показателей, характеризующих автономность
организации, является коэффициент
соотношения заемных и
По расчетам коэффициент платежеспособности на начало анализируемого периода составил 1,27, на конец анализируемого периода – 1,22, т.е. он находится на оптимальном уровне.
Способность
организации выполнять свои обязательства
анализируется через
Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными
средствами не изменился и составил
0,2, что объясняется наличием собственных
оборотных средств на конец исследуемого
периода. Платежеспособность организации
характеризуют также
Таким образом, показатели ликвидности ОАО «ЦУМ-Минск», рассмотренные в различных аспектах, характеризуют рост способности организации к погашению своих финансовых обстоятельств.
К основным элементам коммерческой деятельности в ОАО «ЦУМ-Минск» относятся:
1. Информационное
обеспечение коммерческой
2. Установление
хозяйственных связей с
3. Управление торговым ассортиментом;
4. Коммерческая
деятельность по организации
розничной продажи и ее
5. Рекламно-информационная работа;
6. Предоставление комплекса услуг и сервисное обслуживание;
7. Разработка
стратегии коммерческой
Коммерческая деятельность в универмаге заключается в том, что товароведы и продавцы постоянно анализируют спрос товаров, выявляют продукцию, пользующуюся повышенным и пониженным спросом. Наличие низкого спроса на некоторые товары или отсутствие спроса определяют позицию специалистов в отказе от получения таких товаров, тормозящих рост товарооборота и загружающих стеллажи и склады универмага.
В условиях конкуренции возможно
выживать только предлагая товар, отличающийся
высокими качественными
Товароведы
и специалисты в своей работе
по изучению конъюнктуры товарного
рынка руководствуются
При формировании ассортимента специалисты ОАО «ЦУМ-Минск» на основе изучения спроса населения в товарах осуществляют активное воздействие на предприятия промышленности по увеличению выпуска, совершенствованию, обновлению, улучшению ассортимента товаров пищевой промышленности, повышению их качества для более полного удовлетворения потребностей населения. ОАО «ЦУМ-Минск» располагает широким ассортиментом товаров, полученных как от предприятий промышленности республики, так и от зарубежных производителей; техническими возможностями для проведения активной рекламы; высококвалифицированными компетентными специалистами.
Широко практикуется
проведение с поставщиками совместных
мероприятий: выставок-продаж, многие
из которых сопровождаются консультациями
специалистов предприятий-изготовителей,
розыгрышей и вручений призов, сувениров,
подарков, демонстраций моделей одежды,
обуви, головных уборов, аксессуаров. Все
это дает возможность получать информацию
о спросе непосредственно от покупателей,
выявлять, насколько ассортимент
и качество продукции конкретного
производителя соответствуют
С целью изучения спроса на товары в универмаге проводятся следующие мероприятия:
- опросы и
анкетирование покупателей по
поводу их отношения к
- организация
выставок-продаж товаров как
- реализация пробных партий товаров;
- анализ хода продаж товаров, составление и обзор конъюнктуры рынка;
- учет предложений
по совершенствованию
- представление
покупателям информации и
- проведение рекламных акций.
На основании изучения рынка специалисты коммерческого отдела представляют промышленным предприятиям, концерну «Белпищепром», Минторгу обзоры конъюнктурных исследований рынка. О результатах проведенных разовых мероприятий (опросов, выставок) поставщики-производители информируются в 10-ти дневный срок.
В качестве примера изучения спроса проанализируем динамику продаж некоторых видов бытовой техники.
Таблица 2.16 - Динамика продажи отдельных видов непродовольственных товаров за 9 мес. 2009-2010гг, штук
Ассортимент товаров |
9 мес 2009г |
9 мес 2010г |
Отклоне-ние, +/- |
2010г в % к 2009 |
Телевизор «Горизонт» |
691 |
240 |
-451 |
34,7 |
Телевизор «Витязь» |
776 |
368 |
-408 |
47,4 |
Телевизор импортных марок |
141 |
582 |
441 |
412,8 |
Холодильник «Атлант» |
1881 |
1139 |
-742 |
60,6 |
Холодильник импортных марок |
29 |
64 |
35 |
220,7 |
Машины стиральные «Атлант» |
145 |
83 |
-62 |
57,2 |
Машины стиральные импорт |
37 |
162 |
125 |
437,8 |
Газовые и электроплиты |
331 |
163 |
-168 |
49,2 |
Плиты импортных марок |
224 |
99 |
-125 |
44,2 |
Ювелирные изделия отечественные |
3588 |
4091 |
503 |
114,0 |
Ювелирные изделия импорт |
18538 |
19020 |
482 |
102,6 |
Мебель отечественная |
2686 |
2408 |
-278 |
89,7 |
Мебель импортная |
93 |
62 |
-31 |
66,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка
За 9 мес 2010 г в универмаге «ЦУМ-Минск» значительно сократилась реализация бытовой техники белорусских производителей. Так, в отчетном периоде продажи телевизоров «Горизонт» сократились на 451 единицу, телевизоров «Витязь» - на 408 единиц, холодильников «Атлант» - на 742 единиц газовых и электроплит – на 125 единиц. В тоже время вырос спрос на технику импортных производителей. Так, импортных телевизоров было продано на 441 единицу больше, стиральных машин – на 125 единиц, холодильников – на 35 единиц. В отчетном периоде было реализовано 19020 штук ювелирных изделий зарубежных изготовителей и 4091 единица отечественных изготовителей. Рост благосостояния населения Республики Беларусь влияет на изменение спроса в сторону более дорогих импортных изделий.
Проведение конъюнктурных обзоров по отдельным товарам позволяет определить конкурентоспособность товаров, отечественных производителей.
ЗАО «Атлант» поставляет только старые модели техники. Заявки ОАО «ЦУМ-Минск» на ЗАО «Атлант» в 2010г не удовлетворены: холодильники с покрытием «металлик» при потребности 25 штук не отгружались, морозильники отгружались не в полном объеме заявки. С 10.6.2010г стартовала акция «Чай, баня не лишняя», но производитель не уведомил об этом специалистов универмага. По требованию специалистов универмага рекламный материал был предоставлен с опозданием.
Таким образом, снижение спроса на отечественную бытовую технику связано с неудовлетворительной работой некоторых белорусских производителей, с опозданием от мировых тенденций осваиваются новые модели, не совершенствуется дизайн и функциональные возможности изделий, цены не конкурентоспособны по сравнению с аналогичным импортным товаром.
Для ОАО «ЦУМ-Минск» определены квоты на поставку продукции отечественных производителей. При этом универмаг принимает на реализацию товары и с низким спросом. В качестве примера проанализируем выполнение плана поставок производителей швейных изделий (таблица 2.17).
Таблица 2.17 – Поступление товаров в соответствии с доведенными объемами за 2010 г., в тыс.единиц
Наименование товарных групп |
План поставки, тыс.ед. |
Факт поставки, тыс.ед. |
% выпол-нения плана |
Возврат нереализ. товара,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Швейные изделия всего |
191,1 |
234,8 |
122,0 |
1,0 |
ШФ «Надзея» г. Брест |
1,2 |
1,2 |
100,0 |
0,01 |
ШФ г.Барановичи |
3,5 |
3,5 |
100,0 |
0,2 |
ШФ «Лона» г.Кобрин |
1,8 |
1,3 |
72,0 |
1,6 |
ОАО «ЗИ» г.Витебск |
4,5 |
5,4 |
120,0 |
0,3 |
ПТФ «Свитанок» г.Орша |
3,2 |
4,7 |
146,0 |
0,2 |
ОАО «Коминтерн» г.Гомель |
9,5 |
10,8 |
113,0 |
0,2 |
ОАО «Белфа» г.Жлобин |
1,7 |
1,8 |
105,0 |
0,1 |
ОАО «Надэкс» г.Мозырь |
36,0 |
41,2 |
114,0 |
1,1 |
Жлобинская ШФ |
2,1 |
2,8 |
133,0 |
1,2 |
ШТФ «Элод» г. Гродно |
3,5 |
4,2 |
120,0 |
0,8 |
Новогрудская ШФ |
6,3 |
7,8 |
123,0 |
1,3 |
«Веснянка» г. Могилев |
1,9 |
1,9 |
100,0 |
0,8 |
«Славянка» Бобруйск |
8,5 |
9,5 |
111,0 |
0,9 |
«Элема» Минск |
6,0 |
8,0 |
133,0 |
1,1 |
ШФ «Элиз» Дзержинск |
33,0 |
45,0 |
136,0 |
1,2 |
«Калинка» Солигорск |
10,0 |
20,0 |
200,0 |
1,6 |
ШФ «Юнона» Молодечно |
18,0 |
20,0 |
111,0 |
1,3 |
«Центр моды» |
2,2 |
3,9 |
177,0 |
1,1 |
ОАО «Людмила» Минск |
10,0 |
13,5 |
135,0 |
2,7 |
ОАО Борисовская ШФ |
0,3 |
0,3 |
100,0 |
- |
ОАО «Мона» |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
0,2 |
ОАО «Белфа» |
1,7 |
1,8 |
108,0 |
0,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ЦУМ-Минск»
В силу ряда причин, а именно: нарушения производственных программ, отсутствие широкого ассортимента качественных швейных изделий квоты на поставку товара с ОАО ШФ «Лона» освоены не в полном объеме, на 77%. Поступления товаров от других производителей осуществлялись в соответствии с доведенными объемами.
Работа по выборке квот активно велась на протяжении всего отчетного периода. В адрес таких промышленных предприятий, как ОАО «Элиз», Новогрудская швейная фабрика, ОАО «Надзея» ОАО ШФ «Элод», ОАО «Коминтерн», ОАО «Надэкс» направлялись письма с заявками на необходимый ассортимент, а также с требованием своевременной поставки швейных изделий.
Таким образом, за 2010 год план объема поставок от всех производителей концерна «Беллегпром» перевыполнен. Общий объем поставок швейных изделий перевыполнен на 22% и составил 234,8 тыс.единиц изделий. Возврат составил 32,9 тыс.единиц изделий. Возврат изделий произошел из-за наличия брака в изделиях.
Максимально перевыполнен план поставок такими швейными фабриками, как «Центр моды» - 177%, «Калинка» - 200%, «Элиз» - 136%, ПТФ «Свитанок» г.Орша - 146% от плана. Увеличение объема поставок отдельных фабрик связан с тем, что их продукция пользуется спросом, изделия качественные, ассортимент обновляется и расширяется. ОАО «ЦУМ-Минск» приветствует тех производителей, которые постоянно предлагают новинки, своевременно реагируют на потребности розничной торговли. Новые модели швейных изделий всегда находят достойное место в торговых залах универмага.
Эффективность коммерческой деятельности во многом определяется правильным выбором поставщиков.
Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых отечественные. Ежедневно универмаг посещают более 30 тысяч покупателей, совершается более 45 тысяч покупок.
Основные поставщики товаров в ОАО «ЦУМ-Минск» находятся в Республике Беларусь. Прямые договорные связи с ними являются экономически эффективными и способствуют наиболее полному удовлетворению покупательского спроса.
С помощью двухуровневого канала товародвижения (поставщик – оптовая база – магазин – покупатель) осуществляется продажа 10 – 12% всего товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск». Оперативно решаются с оптовыми базами вопросы замены ассортимента, производится поступление товаров повышенного спроса.
Все сделки по закупке товаров оформляются путем заключения договора поставки, четко указывающего права и обязанности сторон. Степень детализации договоров зависит от вида товара, его количества, предполагаемых услуг и во многом определяется уровнем сложившихся деловых отношений.