Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа
Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».
Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85
По форам обслуживания ОАО «ЦУМ-Минск» является магазинам с совмещенной формой обслуживания – самообслуживания, обслуживание через прилавок, по образцам.
ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.
ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.
Коллектив ОАО «ЦУМ-Минск» дважды удостаивался высокой награды – премии «Бронзовый Меркурий»: в 1998 г. – за проведение реконструкции и достижение высоких финансово-экономических показателей, в 2001 г. – за лучшую организацию торгово-бытового обслуживания населения, обеспечение высокого уровня культуры торговли, высокоэффективную хозяйственную деятельность, развитие и совершенствование торговой отрасли в городе и республике.
Схема организационной структуры ОАО «ЦУМ-Минск» представлена в приложении А.
Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров. В его компетенцию входят следующие задачи:
- внесение
изменений и дополнений в
- изменение уставного фонда;
- определение
основных направлений
- утверждение
годовых отчетов, а также
- создание, реорганизация и ликвидация общества;
- решение иных вопросов в соответствии с уставом.
В период между
собраниями акционеров руководство
деятельностью предприятия
Члены наблюдательного совета избираются ежегодно очередным собранием акционеров из числа акционеров и их представителей.
Возглавляет универмаг директор. Руководство текущей деятельностью данного общества осуществляет дирекция и директор, которые подотчетны по всем вопросам своей деятельности Собранию акционеров и Наблюдательному совету. Директор действует на основании контракта, заключенного в порядке, предусмотренном законодательством.
Он осуществляет
текущее руководство
Немаловажную роль играет наличие в ОАО "ЦУМ-Минск" отдела организации торговли, который осуществляет следующие функции:
Отдел организации торговли обеспечивает наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний и умений работников, необходимых для совершенствования торгового процесса универмага, для полного удовлетворения потребностей как новых так и постоянных покупателей.
Существуют
такие структурные
Таким образом, правильно организованная работа структурных подразделения ОАО "ЦУМ-Минск" позволяет универмагу достичь высоких результатов деятельности.
Коммерческий отдел выполняет коммерческие функции. Ответственными исполнителями коммерческого отдела являются товароведы, основные функции которых закреплены в должностной инструкции товароведа.
На товароведа возлагаются следующие функции:
1.Определение соответствия
2.Осуществление связей с поставщиками и потребителями продукции.
3.Оперативный учет поступления и
реализации товарно-материальных
ценностей.
4.Участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей.
5.Оформление документации на поставку
и реализацию продукции,
составление
отчетности.
6.Контроль за соблюдением
товарно-материальных ценностей на
складах.
В состав универмага входят 6 товарных отделов, сформированных по потребительскому назначению: хозяйственные товары, обувно-галантерейные товары, швейно-трикотажные товары, товары для дома, культтовары, продовольственные товары. Каждый из отделов в свою очередь, делится на секции, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Формированием ассортимента и изучением спроса покупателей занимается коммерческая функция. В ее функции входит также организация закупки товаров, организация выставок, ярмарок и распродаж товаров. Роль данного структурного подразделения велика, так как от правильно организованной его работы зависит не только текущая деятельность универмага, но и конечный финансовый результат.
Универмаг имеет два филиала: отдел № 5 «Комаровский», расположенный по ул. В.Хоружей, и отдел № 6 «Товары для женщин», расположенный по ул. Куйбышева.
Эти отделы являются его структурными подразделениями и находится на балансе ОАО "ЦУМ-Минск".
Универмаг оказывает 30 бесплатных и 40 платных услуг покупателям: раскрой тканей, доставки товаров на дом, оформление подарков, хранение товаров в бюро услуг, подгонка купленных в универмаге швейных изделий. Одной из последней и более значимых услуг является открытие детской комнаты в универмаге. Дополнительные услуги. Оказываемые покупателям, пряма влияют на увеличение товарооборота универмага.
Перечень дополнительных услуг, оказываемых ОАО "ЦУМ-Минск" представлен в приложение Б.
Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам (Виза, Маэстро, Виза электрон)
ОАО "ЦУМ-Минск" управляет специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат 2 основных критерия – образования и опыт работы в сфере торговли. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.
В универмаге
представлен широкий
Ассортимент товаров в универмаге «ЦУМ-Минск» формируется по различным признакам. При этом учитывается действие многих факторов:
1) тип и
размер предприятия. ОАО «ЦУМ-
2) техническая оснащенность торгового предприятия. ОАО «ЦУМ-Минск» отличается высокой технической оснащенностью торгово-складским оборудованием;
3) численность обслуживаемого населения. ОАО «ЦУМ-Минск» обслуживает достаточно большое количество покупателей г.Минска и гостей столицы.
4) место расположения предприятия по отношению к другим торговым предприятиям. ОАО «ЦУМ-Минск» занимает выгодное расположение, так как имеется хорошее транспортное сообщение. Рядом с универсамом находится станция метро, остановка общественного транспорта.
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»
Основные показатели хозяйственной деятельности универмага представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели
финансово-хозяйственной
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Откло-нение (+,-) |
Темпы измене-ния, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Товарооборот в действующих ценах, млн.р. всего в действующих ценах без НДС и налога с продаж, млн.р. в сопоставимых ценах, млн.р. |
150774 124430
150774 |
182606 153715
170660 |
31832 29285
19886 |
121,1 123,5
113,2 |
2. Сумма налогов, включаемых в выручку, млн.р. |
26344 |
28891 |
2547 |
109,7 |
3.Себестоимость реализованных |
97069 |
119637 |
22568 |
123,2 |
4. Расходы на реализацию, млн.р. в % к товарообороту |
23526 15,6 |
27652 15,1 |
4126 -0,5 |
117,5 96,8 |
5. Доходы от реализации, млн.р. в % к товарообороту |
27361 18,1 |
34078 18,7 |
6717 0,6 |
124,5 103,3 |
6. Прибыль от реализации, млн.р. в % к товарообороту |
3835 2,5 |
6426 3,5 |
2591 1,0 |
167,5 140,0 |
7. Убыток от внереализационных доходов и расходов, млн.р. |
-1962 |
-3131 |
- |
- |
8.
Прибыль от операционных |
233 |
308 |
75 |
132,2 |
9. Прибыль итоговая, млн.р. |
2106 |
3603 |
1497 |
171,1 |
10. Налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли, млн.р. |
1397 |
1969 |
572 |
140,9 |
11. Чистая прибыль, млн.р. в % к товарообороту |
709 0,5 |
1634 0,9 |
925 0,4 |
230,5 180,0 |
12. Среднесписочная численность |
1126 |
1152 |
26 |
102,3 |
13. Производительность труда в действующих ценах, млн.р. в сопоставимых ценах, млн.р. |
133,9 133,9 |
161,1 148,1 |
27,2 14,2 |
120,3 110,6 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ЦУМ-Минск»
Объем розничного товарооборота за 2008 год составил 150774 млн.руб., за 2009 год – 182606 млн.руб. и возрос по сравнению с прошлым годом на 21,1 % в действующих ценах, что составило 31832 млн. руб. Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах составил 13,2%.
За 2009 год доход от реализации товаров составил 34078 млн. рублей или 18,7% к обороту. По сравнению с 2008 годом уровень дохода от реализации товаров увеличился на 0,6% к обороту.
Расходы на реализацию за 2009г. составили 27652 млн.руб., или 15,1% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов снизился на 0,5% к обороту.
В ОАО «ЦУМ-Минск» за 2009г. получена прибыль от реализации 6426 млн. руб., что на 2591 млн. руб. больше, чем в 2008г., что составило 3,5% к обороту. На величину прибыли отчетного периода оказали влияние наличие прибыли от операционной деятельности и убыток от внереализационных операций. В результате прибыль отчетного периода составила в 2009 году 3603 млн.руб., темп прироста составил 71,1%.
Размер чистой прибыли в 2009 году увеличился на 925 млн.руб. и составил 1634 млн.руб., темп прироста – 230,5%.
Среднесписочная численность работников организации за 2009 г. по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 26 человек, или на 2,3%, и составила 1152 человек.
Производительность труда в действующих ценах увеличилась на 27,2 млн.руб. или на 20,3%, в сопоставимых ценах – на 17,2 млн.руб. или на 10,6%. Товарооборот на 1 м² торговой площади в 2009 году составил 18,4 млн.руб. в действующих ценах и 17,2 млн.руб. в сопоставимых ценах.
Результаты
финансово-хозяйственной
Эффективность деятельности торговой организации во многом определяется динамикой товарооборота. Развитие розничного товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск» характеризуется данными таблицы 2.2.
Товарооборот |
2008г |
2009г |
Отклонение |
Темп роста, % | |||
сумма, млн.руб. |
уд.вес, % |
сумма, млн.руб. |
уд.вес, % |
сумма, млн.руб. |
уд.вес, % | ||
Всего валовой товарооборот |
150774 |
100 |
182606 |
100 |
31832 |
- |
121,1 |
В том числе: реализация непродоволь-ственных товаров |
139466 |
92,5 |
170371 |
93,3 |
30905 |
0,8 |
122,1
|
реализация продовольст-венных товаров |
11308 |
7,5 |
12235 |
6,7 |
927 |
-0,8 |
108,2
|