Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…..………….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой
организации………………………………………………………………………7
Сущность и социально-экономическое значение коммерческой
деятельности …………………………………………………………………….7
Содержание коммерческой деятельности…………………………………12
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20
2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35
2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66
3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66
3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования
ассортимента …………………………………………………………………….70
3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Коммерческая деятельность ЦУМ-Минск.docx

— 212.80 Кб (Скачать файл)

По форам  обслуживания ОАО «ЦУМ-Минск» является магазинам с совмещенной формой обслуживания – самообслуживания, обслуживание через прилавок, по образцам.

ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.

ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.

Коллектив ОАО  «ЦУМ-Минск» дважды удостаивался высокой награды – премии «Бронзовый Меркурий»: в 1998 г. – за проведение реконструкции и достижение высоких финансово-экономических показателей, в 2001 г. – за лучшую организацию торгово-бытового обслуживания населения, обеспечение высокого уровня культуры торговли, высокоэффективную хозяйственную деятельность, развитие и совершенствование торговой отрасли в городе и республике.

Схема организационной  структуры ОАО «ЦУМ-Минск» представлена в приложении А.

Высшим органом  управления предприятием является собрание акционеров. В его компетенцию  входят следующие задачи:

- внесение  изменений и дополнений в устав;

- изменение  уставного фонда;

- определение  основных направлений деятельности  общества, утверждение его планов  и отчетов об их выполнении;

- утверждение  годовых отчетов, а также отчетов  и заключений ревизионной комиссии, распределения прибылей и покрытия  убытков, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков предприятия;

- создание, реорганизация  и ликвидация общества;

- решение  иных вопросов в соответствии  с уставом.

В период между  собраниями акционеров руководство  деятельностью предприятия осуществляет наблюдательный совет. Он осуществляет организацию выполнения решений  собрания акционеров, утверждает сметы  расходов на содержание органов управления и контроля, в том числе на обучение и повышение квалификации членов наблюдательного совета, ревизионной  комиссии и дирекции, осуществляет найм и освобождает от должности  директора, согласовывает назначение и освобождает от должности членов дирекции, осуществляет контроль за деятельностью  дирекции, привлекает аудиторов для  проверки деятельности предприятия  и решает другие задачи.

Члены наблюдательного  совета избираются ежегодно очередным  собранием акционеров из числа акционеров и их представителей.

Возглавляет универмаг директор. Руководство  текущей деятельностью данного  общества осуществляет дирекция и директор, которые подотчетны по всем вопросам своей деятельности Собранию  акционеров и Наблюдательному совету. Директор действует на основании контракта, заключенного в порядке, предусмотренном  законодательством.

Он осуществляет текущее руководство деятельностью  универмага, обеспечивает выполнение решений общего собрания участников и выполняет следующие функции:

  1. несет ответственность за деятельностью организации;
  2. издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
  3. применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
  4. утверждает штатное расписание, применяет на работу и увольняет работников;
  5. заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и иные счета

Немаловажную  роль играет наличие в ОАО "ЦУМ-Минск" отдела организации торговли, который осуществляет следующие функции:

  1. внедрение современных методов и форм торгового обслуживания;
  2. оказания дополнительных услуг покупателям;
  3. разработка и осуществления мероприятий по совершенствованию торгового процесса;
  4. обеспечение информацией покупателей по вопросам торгового обслуживания в универмаге;
  5. рекламная, информационная и дизайнерско-оформительская деятельность;

Отдел организации торговли обеспечивает наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний и умений работников, необходимых для совершенствования торгового процесса универмага, для полного удовлетворения потребностей как новых так и постоянных покупателей.

Существуют  такие структурные подразделения, как отдел кадров, коммерческий отдел, отдел цен, отдел организации торговли, экономический отдел, отдел АСУ, бухгалтерия, в состав которой входят следующие отделы: учета товаров и тары на складах, учета товаров и тары в розничной торговле, финансово-расчетных операций, расчетов с рабочими и служащими,  а также сектора по учету основных фондов и по безналичным расчетам и др.

Таким образом, правильно организованная работа структурных  подразделения ОАО "ЦУМ-Минск" позволяет универмагу достичь высоких результатов деятельности.

Коммерческий отдел выполняет коммерческие функции. Ответственными  исполнителями коммерческого отдела являются  товароведы, основные функции которых закреплены  в должностной инструкции товароведа.

На товароведа возлагаются следующие  функции:

1.Определение соответствия качества  материальных ресурсов нормативным  документам и заключенным договорам.

2.Осуществление связей с поставщиками и потребителями продукции.

3.Оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных 
ценностей.

4.Участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

5.Оформление документации на поставку и реализацию продукции, 
составление отчетности.

6.Контроль за соблюдением правил  хранения 
товарно-материальных ценностей на складах.

В состав универмага входят 6 товарных отделов, сформированных по потребительскому назначению: хозяйственные  товары, обувно-галантерейные товары, швейно-трикотажные товары, товары для дома, культтовары, продовольственные  товары. Каждый из отделов в свою очередь, делится на секции, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Формированием ассортимента и изучением спроса покупателей занимается коммерческая функция. В ее функции входит также организация закупки товаров, организация выставок, ярмарок и распродаж товаров. Роль данного структурного подразделения велика, так как от правильно организованной его работы зависит не только текущая деятельность универмага, но и конечный финансовый результат.

Универмаг имеет  два филиала: отдел № 5 «Комаровский», расположенный по ул. В.Хоружей, и  отдел № 6  «Товары для  женщин»,  расположенный по ул. Куйбышева.

Эти отделы являются его структурными подразделениями  и находится на балансе ОАО "ЦУМ-Минск".

Универмаг оказывает 30 бесплатных и 40 платных услуг покупателям: раскрой тканей, доставки товаров  на дом, оформление подарков, хранение товаров в бюро услуг, подгонка купленных  в универмаге швейных изделий. Одной  из последней и более значимых услуг является открытие детской  комнаты  в универмаге. Дополнительные услуги. Оказываемые покупателям, пряма  влияют на увеличение товарооборота  универмага.

Перечень  дополнительных услуг, оказываемых  ОАО "ЦУМ-Минск" представлен в приложение Б.

Продажа товаров  осуществляется за наличный и безналичный  расчеты, в кредит, а также по пластиковым  карточкам (Виза, Маэстро, Виза электрон)

ОАО "ЦУМ-Минск" управляет специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат 2 основных критерия – образования и опыт работы в сфере торговли. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

В универмаге представлен широкий ассортимент  товаров, в основном белорусского производства - от продуктов питания до товаров  хозяйственно-бытового назначения.

Ассортимент товаров в универмаге «ЦУМ-Минск» формируется по различным признакам. При этом учитывается действие многих факторов:

1) тип и  размер предприятия. ОАО «ЦУМ-Минск» является крупным универсальным магазином, имеет большую торговую площадь, квалифицированный персонал. Планировка торгового зала обеспечивает свободное движение покупательского потока, кратчайшее движение товаров из помещения для хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения. Торгово-технологическое оборудование магазина удобное и современное. В  универмаге используются прогрессивные методы обслуживания.

2) техническая  оснащенность торгового предприятия. ОАО «ЦУМ-Минск»  отличается высокой технической оснащенностью торгово-складским оборудованием;

3) численность  обслуживаемого населения. ОАО  «ЦУМ-Минск» обслуживает достаточно большое количество покупателей г.Минска и гостей столицы.

4) место расположения  предприятия по отношению к  другим торговым предприятиям.  ОАО «ЦУМ-Минск» занимает выгодное расположение, так как имеется хорошее транспортное сообщение. Рядом с   универсамом находится станция метро, остановка общественного транспорта.

 

2.2 Анализ основных экономических  показателей ОАО «ЦУМ-Минск»

 

Основные показатели хозяйственной  деятельности универмага представлены в таблице 2.1.

 

 

 

 

Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» за 2008-2009 гг.

 

Показатели

2008г.

2009г.

Откло-нение (+,-)

Темпы измене-ния, %

1

2

3

4

5

1. Товарооборот 

в действующих ценах, млн.р.

всего в действующих ценах без  НДС и налога с продаж, млн.р.

в сопоставимых ценах, млн.р.

 

150774

124430

 

150774

 

182606

153715

 

170660

 

31832

29285

 

19886

 

121,1

123,5

 

113,2

2. Сумма налогов, включаемых в  выручку, млн.р.

26344

28891

2547

109,7

3.Себестоимость реализованных товаров,  работ, услуг, млн.р.

97069

119637

22568

123,2

4. Расходы на реализацию, млн.р.

     в % к товарообороту

23526

15,6

27652

15,1

4126

-0,5

117,5

96,8

5. Доходы от реализации, млн.р.

   в % к товарообороту

27361

18,1

34078

18,7

6717

0,6

124,5

103,3

6. Прибыль от реализации, млн.р.

в % к товарообороту

3835

2,5

6426

3,5

2591

1,0

167,5

140,0

7. Убыток от внереализационных  доходов и расходов, млн.р.

-1962

-3131

-

-

8. Прибыль от операционных доходов  и расходов, млн.р.

233

308

75

132,2

9. Прибыль итоговая, млн.р.

2106

3603

1497

171,1

10. Налоги и отчисления, уплачиваемые  из прибыли, млн.р.

1397

1969

572

140,9

11. Чистая прибыль, млн.р.

в % к товарообороту

709

0,5

1634

0,9

925

0,4

230,5

180,0

12. Среднесписочная численность

1126

1152

26

102,3

13. Производительность труда

в действующих ценах, млн.р.

в сопоставимых ценах, млн.р.

 

133,9

133,9

 

161,1

148,1

 

27,2

14,2

 

120,3

110,6


 

Примечание - Источник: собственная  разработка на основе данных ОАО «ЦУМ-Минск»

 

Объем розничного товарооборота  за 2008 год составил 150774 млн.руб., за 2009 год  – 182606 млн.руб. и возрос по сравнению  с прошлым годом на 21,1 % в действующих  ценах, что составило 31832 млн. руб. Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах составил 13,2%.

За 2009 год доход от реализации товаров составил 34078 млн. рублей или 18,7% к обороту. По сравнению с 2008 годом уровень дохода от реализации товаров увеличился на 0,6% к обороту.

Расходы на реализацию за 2009г. составили 27652 млн.руб., или 15,1% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов снизился на 0,5% к  обороту.

В ОАО «ЦУМ-Минск» за 2009г. получена прибыль от реализации 6426 млн. руб., что на 2591 млн. руб. больше, чем в 2008г., что составило 3,5% к обороту. На величину прибыли отчетного периода оказали влияние наличие прибыли от операционной деятельности и убыток от внереализационных операций. В результате прибыль отчетного периода составила в 2009 году 3603 млн.руб., темп прироста составил 71,1%.

Размер чистой прибыли  в 2009 году увеличился на 925 млн.руб. и  составил 1634 млн.руб., темп прироста – 230,5%.

Среднесписочная численность  работников организации за 2009 г. по сравнению с прошлым периодом увеличилась  на 26 человек, или на 2,3%, и составила 1152 человек.

Производительность  труда в действующих ценах  увеличилась на 27,2 млн.руб. или на 20,3%, в сопоставимых ценах – на 17,2 млн.руб. или на 10,6%. Товарооборот на 1 м² торговой площади в 2009 году составил 18,4 млн.руб. в действующих ценах и 17,2 млн.руб. в сопоставимых ценах.

Результаты  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ-Минск», рассчитанные за периоды 2008-2009 гг., свидетельствуют о выполнении  принятых обязательств. В течение 2009 года в торговой организации постоянно проводилась активная, целенаправленная работа по увеличению объема товарооборота, что обеспечило высокие темпы прироста этого показателя. Проведенный анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» свидетельствует о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют положительную динамику, организация работает с прибылью.

Эффективность деятельности торговой организации  во многом определяется динамикой товарооборота. Развитие розничного товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск» характеризуется данными таблицы 2.2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 - Анализ розничного товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск» за  2008 – 2009 г.г., млн.руб.

 

Товарооборот

2008г

2009г

Отклонение 

Темп роста, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

Всего валовой товарооборот

150774

100

182606

100

 

31832

 

-

121,1

В том числе: реализация непродоволь-ственных товаров

139466

92,5

170371

93,3

30905

0,8

122,1

 

реализация продовольст-венных товаров

11308

7,5

12235

6,7

927

-0,8

108,2

 

Информация о работе Коммерческая деятельность ЦУМ - Минск