Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ комплекса маркетинга на предприятии.
Введение
В условиях рыночных отношений маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и торговую стратегии предприятий и фирм и основанная на знании потребительского спроса. В настоящее время маркетинг – это система организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.
Необходимость использования маркетинга
в условиях развитых рыночных отношений
не вызывает сомнений. Концепция маркетинга
определяет ориентиры компании на настоящие
и будущие нужды покупателей
с созданием приемлемого
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.
Актуальность исследуемой
Целью курсовой работы является анализ комплекса маркетинга на предприятии.
Объект исследования - ОАО «Белгородасбестоцемент»
Предмет исследования комплекс маркетинга ОАО «Белгородасбестоцемент»
Задачи исследования:
- обзор литературных источников
- изучить основы комплекса маркетинга
- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия
- определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии
- изучить цели и задачи комплекса маркетинга на предприятии
- проанализировать деятельность маркетинговой службы
- разработать комплекс
1. Понятие комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга является одним из основных понятий в современной системе маркетинга.
Комплекс маркетинга – совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство организации старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов. В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы: продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Такая структуризация комплекса маркетинга вписывается в концепцию «4Р», согласно которой в комплекс маркетинга включаются 4 элемента, названия которых в английском языке начинаются с буквы Р ( product, price, place, promotion).
Все элементы комплекса маркетинга между собой взаимосвязаны. Функциональные возможности, качество продукта определяют назначаемую цену, на объем реализации, на прибыль влияют выбранные средства продвижения и доставки продукта.
Выдвижение наиболее важных и общих
задач в области
Стратегия маркетинга – совокупность маркетинговых мероприятий, посредством которых компания намеревается достичь запланированных величин объема продаж и прибыли.
Еще до выхода компании на рынок маркетинговая стратегия предполагает:
Наиболее оптимальное
1.1 Товарная политика
Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая прибыль фирме.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека.
В маркетинге товаром является продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена.
Товар обладает специфическими качественными характеристиками, которые определяют его целевое назначение и полезные свойства, благодаря которым он приобретается и потребляется. Товар как продукт труда, произведенный для продажи, должен быть наделен, кроме физических характеристик, еще и привлекательными характеристиками, которые делают товар легко узнаваемым на рынке среди других аналогичных по назначению товаров, удобным для транспортировки, престижным, рациональным по цене и сервисному обслуживанию.
Важной задачей в товарной политике является создание окружающих продукт характеристик. Основными факторами, которые формируют соответствующее окружение товара и способствуют его эффективному продвижению и потреблению, являются следующие: возможность приобретения, ценность (полезность), цена, качество, срок службы, форма, упаковка, имидж, марка, экологичность.
Товар может рассматриваться как ценность для потребителя, если он сочетает в себе как элементы физических, химических и технических характеристик, так и характеристики окружения товара, которые создают дополнительный эффект для покупателя. [2,c. 230]
Классификация товаров
Все товары с учетом их назначения подразделяются на товары индивидуального потребления (потребительские товары) и товары производственного назначения (средства производства).
Потребительские товары - это товары, приобретаемые покупателями для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего использования.
Товары производственного назначения приобретаются для использования в производстве других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности предприятия.
Как потребительские, так и товары производственного назначения могут быть классифицированы на отдельные группы.
С учетом характера потребления могут быть выделены:
• товары длительного пользования;
• товары краткосрочного пользования;
• услуги — любые мероприятия, выгоды или действия, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей, в основном неосязаемы и не связаны с собственностью.
Потребительские товары обычно классифицируют с учетом поведения покупателей при их приобретении:
• товары повседневного спроса;
• товары предварительного выбора;
• престижные товары;
• товары пассивного спроса.
Товары повседневного спроса обычно подразделяются на:
• основные товары постоянного спроса;
• товары импульсивной покупки;
• товары для экстренных случаев
Товары производственного
• основное и вспомогательное
• сырье, материалы и готовые детали;
• полуфабрикаты;
• стационарные сооружения;
• вспомогательные материалы и услуги.
Важной задачей товарной политики является определение ассортимента товаров. Ассортимент - определение состава выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам.
Основные характеристики ассортимента: принцип формирования, широта и глубина.
Существуют четыре основных
принципа формирования
• функциональный (по близости выполняемых функций);
• потребительский (по группам потребителей);
• бытовой (по типам посреднических, торговых организаций или по
стилю продажи);
• ценовой (по уровню цен).
Широта товарного ассортимента – количество различных товарных групп.
Глубина товарного ассортимента - количество моделей в каждой товарной группе, позволяющее в различной степени удовлетворить потребность в соответствии с ее развитостью.
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Также товарная политика предприятия зависит от жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара — процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
1. Этап выведения на рынок — период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет.
2. Этап роста — период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.
3. Этап зрелости — период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.
4. Этап упадка — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке.
Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.
Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара.
Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя — оптимальное сочетание потребительских характеристик товара.
Основные факторы конкурентоспособности товара