Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.
Введение…………………………………………………………... 3
1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6
1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия…. 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….... 8
2. Анализ и процесс маркетингового исследования ООО “Пекарня»………………………………………………………….. 13
2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия……………………………………………………….. 14
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38
3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43
3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение ………………………………………………………… 57
Список литературы……………………………………………… 61
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ
Кафедра маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Маркетинг»
На тему: «Конкурентоспособность фирмы»
Выполнил:
Студент ___ курса
Гр._____________
Фамилия, инициалы
Проверил:
________________
Должность преподавателя
________________
Фамилия, инициалы
КРАСНОЯРСК, 2008
Стр.
1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6
1.1. Сущность и понятие
конкурентоспособности
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….
2. Анализ и процесс маркетингового исследования
ООО “Пекарня»………………………………………………………
2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия…………………………………………………
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38
3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43
3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.
Многие предприятия, имеющие
необходимый технологический
Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар был конкурентоспособен.
Общество с ограниченной ответственностью «пекарня» занимается:
Ассортимент хлебобулочных изделий достаточно высок: хлеб нескольких видов, батоны, рогалики, слойки, булочки, ореховые кольца; изделия из соепродуктов: пищевая добавка, соевый сыр «Тофу», соевый хлеб, соевое молоко. Приемлемо и качество. Но с каждым годом на рынке появляется все больше конкурентов не только внутри города, но и за его пределами. Рынок насыщен различными видами выпечки самой разнообразной. Красочная упаковка, форма и содержание изделий привлекают клиентов.
Пекарня начинает терять свою конкурентоспособность.
Пекарня занимает 1/3 долю рынка сбыта хлебобулочных изделий и это является положительным моментом, так как предприятие работает всего год, но уже прочно заняло свое место на рынке.
Отрицательным моментом является то, что предприятие, не имея своих производственных площадей, складских помещений и транспорта несет большие затраты, у Общества недостаточно денежных средств на расширение, внедрение новой продукции, а также на хорошую доброкачественную рекламу.
Чтобы сохранить, а может и улучшить свою позицию на рынке, Обществу необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработать финансовые стратегии.
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.
В перспективе – распространение продукции в других районах за пределами города. Миссия – облегчить всем людям жизнь, экономив их время. Видение – добиться того, чтобы продукцию пекарни знали и узнавали.
Итак, есть план – будут продуманные действия, а не рефлексивная суета. С другой стороны, план позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой. Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в хорошо организованный, последовательный и логичный.
Предприятие, не имеющее стратегии и конкретного плана действий, не может быть оценено инвесторами с точки зрения бизнеса, с учетом прогноза будущих доходов. Такое предприятие представляет собой просто набор активов, отягощенных обязательствами. Другими словами, наличие корпоративной стратегии обеспечивает формирование рыночной стоимости предприятия.
Конкурентоспособный товар,
как правило, может производить
только конкурентоспособное
1. Конкурентоспособность фирмы
1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия
Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение. Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации. [1]
Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. [14]
Рис.1. Пять сил конкуренции по М. Портеру
Конкуренция характеризуется пятью основными силами (рис. 1). В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами (Потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители). [16]
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Если можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого надо стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности. А для этого надо, в свою очередь, ответить на вопрос: в чем должны или в чем могут состоять сравнительные преимущества вашего предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или хозяйственной деятельности надлежит обратить внимание в первую очередь (например, издержки производства и цена, качество, надежность, технический уровень, уровень обслуживания, гибкость производства и т. п.)? [19]
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
Оценка производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. [6]
Сравнение проводится по
группам технических и
При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
Результат оценки:
достигнут ли уровень в целом;
по каким параметрам он не достигнут;
какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
Если за базу оценки принимается
потребность, расчет единичного показателя
конкурентоспособности
где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:
где qi`, qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Pi 0 - величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Анализ результатов оценки:
из формул (2) и (3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности;
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.