Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.
Введение…………………………………………………………... 3
1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6
1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия…. 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….... 8
2. Анализ и процесс маркетингового исследования ООО “Пекарня»………………………………………………………….. 13
2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия……………………………………………………….. 14
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38
3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43
3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение ………………………………………………………… 57
Список литературы……………………………………………… 61
2.4. Оценка конкурентоспособности товаров предприятия
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. [6]
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:
К= Р/С max
Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.
Для оценки уровня конкурентоспособности применяют схему единичных, групповых (сводных, обобщенных, комплексных) и интегральных показателей. [13]
Технические показатели характеризуют техническое совершенствование продукции, под которым понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека (обслуживающего персонала).
К регламентируемым следует отнести также показатели взаимозаменяемости и совместимости. Они характеризуют насыщенность товара стандартными унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, образующихся на рынке.
Показатель совершенства выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем.
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность
К экономическим показателям (рис. 4), определяющим конкурентоспособность товаров, относятся полные затраты потребителя (единовременные затраты) и издержки, связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие)
Организационно-коммерческие
показатели отражают преимущества или недостатки
в уровне конкурентоспособности товара
по характеру и качеству исследований
рынка и запросов конечных потребителей,
степени эффективности работы по продвижению
товара, стимулированию продаж, рекламной
деятельности, правильности выбора ценовой
стратегии, рациональности формирования
сбытовой сети и каналов товародвижения
и др.
Экономические показатели |
Единовременные (затраты на приобретение товаров) |
Текущие (затраты на эксплуатацию товаров) | |
Цена товара |
Затраты на эксплуатацию | |
Расходы на транспортировку |
Расходы на ремонт | |
Стоимость установки, монтажа и приведение товара в работоспособное состояние |
Расходы на послегарантийное техобслуживание | |
Налоги | ||
Страховые взносы | ||
Расходы на утилизацию |
Рис. 4. Экономические показатели
Таким образом, конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). [15]
В порядке убывающей значимости
можно выделить определяющие факторы
конкурентоспособности и
Таблица 17.
Факторы конкурентоспособности
Факторы |
Пекарня |
Пищекомбинат |
Тройка |
Минипекарня |
Качество |
Теплые, свежие изделия. Сертификат качества |
Теплые, свежие изделия. Сертификат качества |
Хлеб не всегда свежий. Сертификат качества |
Хлеб не всегда свежий. Сертификат качества |
Местона-хождения |
15 м от рынка, остановки |
1 км от рынка. В глубине квартала |
700 м от рынка, но высока
посещае-мость, так как |
2 км от центрального павильона |
Уровень цены |
Средняя |
Выше средней |
Высокая цена |
Низкая цена |
Дизайн |
Неординарная форма изделий |
Ординарная форма изделий |
Неординарная форма изделий |
Ординарная форма изделий |
Исключи-тельность товара |
Товар-новинка |
Товар-новинка |
||
Ассорти-мент |
Средний |
Широкий |
Широкий |
2-3 вида |
После-прода-жное обслужи-вание |
Кафе на базе мини-пекарни |
|||
Время работы |
Круглосуточно |
8.00 – 20.00 13.00 – 14.00 перерыв |
8.00 - 20.00 13.00 - 14.00 перерыв |
8.00 - 18.00 13.00 - 14.00 перерыв |
Репутация фирмы, изделия. |
Новое предприятие. Товар-новинка |
Ненадежная репутация. Постоянные клиенты |
Надежная репутация. |
Надежная репутация. |
Товар конкурентоспособен.
Средняя цена в сочетании с
высоким качеством, новизной, достаточным
ассортиментом
Разработка финансовой
стратегии для данного
3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий
Основываясь на данных Таблиц 18, 19, 20, Рассчитаем показатели финансового состояния предприятия.
Анализ коэффициентов ликвидности (Таблица 21) показал, что все они находятся ниже нормы, что говорит о том, что предприятие не в состоянии погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных средств.
Коэффициент текущей ликвидности рассматриваемого предприятия чрезвычайно мал. Это значит, что оборотных средств недостаточно для погашения краткосрочных обязательств. Коэффициент срочной ликвидности находится ниже нормы. Рекомендуемое значение этого коэффициента 0,8 ё¸1,0. Отрицательная величина чистого оборотного актива говорит о том, что предприятие не в состоянии погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных средств, также не имеет финансовых ресурсов для расширения своей деятельности в будущем.
Расчеты показали, что коэффициенты деловой активности (Таблица 22) находятся на достаточно высоком уровне. Это положительно характеризует финансовое управление компанией, поскольку приток денежных средств от дебиторов более интенсивен, чем их отток кредиторам.
Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности (Таблица 23) полезно сопоставить эти показатели между собой. Сравнивая рентабельность всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли, видно, что компания привлекает внешние источники финансирования. Компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.
Анализ коэффициентов показал, что коэффициент собственности (Таблица 24) очень мал, а коэффициент финансовой зависимости огромен, что подтверждает еще раз то, что на предприятии очень много заемных средств. Существует опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.
Таблица 18.
Показатели актива пекарни, руб.
№ |
Показатель |
Расчет |
Сумма |
1 |
Общая сумма активов |
Стр. 399-390 |
2429305 |
2 |
Внеоборотные активы |
Стр. 190+230 |
1091720 |
3 |
Оборотные активы |
Стр. 290 |
1337585 |
4 |
Денежные средства |
Стр. 260 |
23846 |
5 |
Краткосрочные финансовые вложения |
Стр. 250 |
- |
6 |
Чистая дебиторская задолженность |
Стр. 240 |
143233 |
7 |
Материально-производственные запасы |
Стр. 210-217 |
960108 |
8 |
Основные средства |
Стр. 120+130 |
960108 |
9 |
Долгосрочные финансовые вложения |
Стр. 140 |
- |
10 |
Нематериальные активы |
Стр. 110 |
- |
Таблица 19.
Показатели собственного и заемного капитала, руб.
№ |
Показатель |
Расчет |
Сумма |
1 |
Собственный капитал |
Стр. 490-450 |
233594 |
2 |
Вложенный капитал |
Стр. 410+420 |
107771 |
3 |
Накопленная прибыль прошлых лет |
Стр. 470 + 420 + 430 + 440 |
148585 |
4 |
Краткосрочные обязательства |
Стр. 690 |
2212267 |
5 |
Долгосрочные обязательства |
Стр. 590 |
- |
6 |
Заемный капитал |
Стр. 590-690 |
2212267 |
Таблица 20.
Показатели доходов и расходов, руб.
№ |
Показатель |
Расчет |
Сумма |
1 |
Чистая выручка от реализации продукции |
Стр. 010 |
7238267 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции А) прямые затраты на материалы; Б) прямые затраты на труд В)производственно-накладные расходы; Г) прочие производственные расходы |
Данные учета |
6529890 |
3 |
Валовая прибыль от реализации продукции |
Стр. 010-020 |
708377 |
4 |
Общехозяйственные расходы |
Стр. 030 + 040 |
583649 |
5 |
Прибыль от деятельности предприятия |
Стр. 4 Отчета о прибылях и убытках – Стр. 5 того же отчета + (Стр. 090 – 100) + (Стр. 120 – 130) |
708377-583649+52349+0 = 177077 |
6 |
Сальдо результатов финансовой деятельности |
Стр. 060-070+080+ (Стр. 120 – 130) |
- |
7 |
Прибыль от обычной хозяйственной деятельности |
Стр. 6 Отчета о прибылях и убытках + Стр. 7 того же отчета |
75009 |
8 |
Чрезвычайная прибыль |
Стр. 120-130 |
- |
9 |
Прибыль до уплаты налога |
Стр. 140 |
75009 |
10 |
Чистая прибыль после уплаты налога |
Стр. 140-150- отвлеченные средства, за исключением отчислений в фонд накопления |
75009-11611-9733-1878=51787 |
Таблица 21.
Коэффициенты ликвидности
№ |
Показатель |
Расчет |
Источник информации |
Сумма |
1 |
Текущая (общая) ликвидность |
Оборот. Средства/ Краткосроч. Обязат-ва |
Стр. 3 Т.9/ Стр. 4 Т.10 |
1337585/2212267 = 0,6 раза |
2 |
Срочная ликвидность |
(Денеж ср-ва + Краткосроч
фин. влож-я + Чистая дебет задолж-ть)/ |
(Стр.3 Т.9 – Стр.7 Т.9)/ Стр.4 Т.10 |
(1337585-960108)/ 2212267 = 0,2 раза |
3 |
Абсолютная ликвидность |
Денеж ср-ва/ Краткоср обяз-ва |
Стр.4 Т.9/ Стр.4 Т.10 |
23846/2212267 = 0,1 раза |
4 |
Чистый оборотный капитал |
Оборотные средства – Краткоср-е обязательства |
Стр.3 Т.9 – Стр. 4 Т.11 |
1337585-2212267= 874682 руб. |