Конкурентоспособность фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………... 3

1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6

1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия…. 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….... 8

2. Анализ и процесс маркетингового исследования ООО “Пекарня»………………………………………………………….. 13

2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия……………………………………………………….. 14
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38

3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43

3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение ………………………………………………………… 57

Список литературы……………………………………………… 61

Файлы: 1 файл

1Конкурентоспособность фирмы. Курсовая работа.doc

— 872.00 Кб (Скачать файл)

Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

,     (4)

где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (2);

n - число нормативных  параметров, подлежащих оценке.

Анализ результатов:

если хотя бы один из единичных  показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

,     (5)

где Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1), (2), (3);

ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих  в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.

Полные затраты потребителя  определяются по формуле:

,     (6)

где З - полные затраты  потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы;

i - год по порядку.

Подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле:

,    (7)

где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;

З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;

Сi, С0i - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;

Т - срок службы товара;

ai - коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

     (8)

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой  продукции по отношению к изделию-образцу;

Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в  потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

     (9)

где Кср - интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;

Ri - весомость i-го образца в группе аналогов;

N - количество аналогов.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

 

 

2. Анализ и процесс маркетингового

исследования ООО “Пекарня»

 

2.1. Характеристика предприятия

 

 

ООО «Пекараня» занимается выпечкой батонов, рулетов, булочек с различными начинками и т.д. и продажей продукции в розницу и оптом. Вся продукция поступает в продажу сразу после выпечки, поэтому всегда свежая. Также пекарня не так давно начала заниматься производством изделий с добавлением сои и ее продуктов: пищевая соевая добавка, соевый сыр «Тофу, соевое молоко и хлеб. Это привлекло новых потребителей.

Пекарня имеет два  магазина для распространения своей  продукции. Проводится реклама изделий пекарни по местному телевидению, радио и газете.

Пекарня достаточно молода, но уже успела завоевать хорошую  репутацию качеством своих изделий  и ассортиментов. Деятельность пекарни  не стоит на месте. Если изначально она была создана для производства хлебобулочных изделий из муки высшего сорта, то теперь, учитывая потребности покупателей, пекарня производит изделия из муки грубого помола с добавлением отрубей и кориандра, а также изделий, не содержащих муки, произведенных по новой технологии расщепления целого зерна. Также большое внимание уделяется изделиям из сои.

Продукция имеет оригинальный вкус и внешний вид. К тому же она доступна всем. Пекарня поставляет продукцию на заводы города, а также любой из покупателей может приобрести продукцию в магазинах пекарни, которые находятся в двух районах города: в центре и на окраине.

В качестве правового  статуса выбрана форма общества с ограниченной ответственностью общества. Это форма проста и удобна по своей структуре. Общество учреждено несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, определенные учредительскими документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Учредительными документами  являются: учредительный договор  и устав.

Высшим органом Общества является общее собрание участников.

Также Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано в акционерное общества по единогласному  решению участников.

 

2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети предприятия

 

 

По мере роста пекарни  менялось и соотношение между  розничной и оптовой торговлей. Объем розничной торговли в недавнее время возрастал, однако центр тяжести  планируется перенести на увеличение оптовых продаж.

Основными потребителями  продукции являются:

  • жители районов, где расположены магазины пекарни;
  • организации и предприятия (АО «Сиб», ГРЭС-2, МИОП);
  • любые клиенты, желающие приобрести нашу продукцию.

Основные критерии сегментации рынка:

возраст    от 14 до 70 лет

пол     женщины и мужчины

социальная принадлежность рабочие, служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, школьники, домохозяйки

уровень дохода средний

Цель – снабжение продукцией своих клиентов, находящихся не только в ближайших районах с пекарней и ее магазинами, но и за их пределами.

Главное – привлечь покупателей  и сделать так, чтобы они приходили  к нам снова и снова.

Товар пекарни является товаром ежедневного потребления, поэтому агрессивная реклама будет неуместна. Успех, возможно, принесет стенд рядом с магазином и привлекательный плакат с ценами. Положительный эффект окажут проведение распродаж в праздничные дни со скидкой, организация экскурсий школьников и студентов на пекарню. Стимулирование  также можно производить с помощью красочного оформления витрин.

Все это в будущем  планируется осуществить, так как  перед пекарней стоят серьезные проблемы конкуренции.

Рыночная ориентация пекарни – продукто-ориентированная  концепция, утверждающая, что потребители отдают предпочтение товарам, предлагающим наивысшее качество, обладающим лучшими свойствами и характеристиками.

Товары, которые предлагает пекарня, каждодневного потребления, без него человек не обойдется. Но разумный покупатель при наличии большого выбора изделий, предпочтет все-таки тот товар, который имеет высшее качество, обладающий, вдобавок, всевозможными лечебными, профилактическими, диетологическими  свойствами. Если зарекомендовать свой товар с лучшей стороны, производство его будет очень прибыльным.

Изделия пекарни знают  и покупают многие. С появлением продукции из сои спрос на товары возрос, возросла и прибыль.

Имеется возможность  развивать имеющиеся технологии, внедрять новые, гасить взятые кредиты.

Государство предоставило пекарне льготные долгосрочные кредиты и субсидии.

С поставщиками работа уже  отлажена. Качество сырья и сроки  поставки устраивают. Появилась возможность  заключения новых более выгодных контрактов. Острой проблемы здесь  не стоит.

Основной конкурентное преимущество пекарни – способность действовать в нескольких направлениях, в которых конкуренты не хотят или не имеют возможности соответствовать уровню пекарни. Контрольная карта анализа сильных и слабых сторон пекарни приведена в Таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Контрольная карта сильных и слабых сторон пекарни

 

 

Оценка

Значимость

основные сильные стороны

незначительные сильные  стороны

нейтральный фактор

незначительные сильные  стороны

основные сильные стороны

высокая

средняя

низкая

Маркетинг

1

Репутация

+

       

+

   

2

Доля рынка

     

+

 

+

   

3

Качество продукции

+

       

+

   

4

Качество обслуживания

     

+

   

+

 

5

Эффективность ценовой  политики

     

+

   

+

 

6

Эффективность методов  продвижения товаров

     

+

   

+

 

7

Эффективность службы сбыта

     

+

 

+

   

8

Эффективность инноваций

+

         

+

 

9

Географическое распределение

 

+

         

+

Финансы

10

Издержки/Доступность  капитала

+

       

+

   

11

Потоки денежных средств

 

+

     

+

   

12

Финансовая устойчивость

+

       

+

   

Производство

13

Мощности

+

         

+

 

14

Возможности

+

         

+

 

15

Экономия на масштабах

 

+

       

+

 

16

Рабочая сила

   

+

     

+

 

17

Технический уровень  производства

+

       

+

   

Организация

18

Заинтересованность сотрудников

+

       

+

   

19

Предпринимательская ориентация

 

+

     

+

   

20

Менеджеры

       

+

+

   

 

Из Таблицы 1 видно, пекарня достигла высокой репутации за счет качества продукции, ее новизны, оригинальности.

Но качество обслуживания нужно повышать. Организовать работу служб сбыта. Существует возможность  создания летних открытых кафе рядом  с магазинами; организации службы доставки изделий на дом со скидками за количество.

Пекарня начала производство на основе государственного финансирования, получения льгот по кредитам, что  имеет большое значение. Ранее  проведенный анализ показывает, что  предприятие финансово устойчиво. Многие показатели близки к идеальным. Единственное, что предприятие живет за счет займов, не имя достаточно собственного капитала. Но поскольку проценты по кредитам низкие, тем более были предоставлены субсидии, займы  дают очень положительный эффект. Появляется возможность   увеличить собственный капитал.

Пекарня молодая, оборудование достаточно новое, некоторое не используется на полную мощность, поэтому возможности  повышения объемов с точки  зрения технического уровня производства имеются.

Все сотрудники являются акционерами общества, поэтому заинтересованность в производстве максимальная. Развита предпринимательская ориентация. Каждый понимает - останавливаться нельзя, нужно разрабатывать новые стратегии, развивать рынок сбыта, внедрять новую продукцию.

Но пекарня не имеет достаточно квалифицированных менеджеров, что является ее слабой стороной. Над этим нужно работать, возможно, стоит привлечь специалиста со стороны, если этого не получится, то понадобится обучать собственный сотрудников.

Жизненный цикл товара –  важнейшая концепция, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке.

Например, возьмем нетрадиционное изделие пекарни – «хлеб безмучный», созданный по технологии расщепления  зерна, поэтому мука, как таковая, не используется при выпечке хлеба.

ЖЦТ состоит из четырех  этапов: внедрение, рост, зрелость, спад. «Хлеб Сдобный» (рис. 2) находится на этапе роста, переходящего в этап зрелости (фазу взросления).

 

 

 Объем продажи


  и прибыль

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 


Внедрение    Рост   Зрелость

 

Рисунок 2. ЖЦT хлеба “Сдобный»

 

 

Внедрение происходило  медленно, так как для потребителей этот продукт был очень необычным. Поступив на рынок, хлеб стал завоевывать  покупателей. Естественно, поскольку  пекарня понесла большие затраты  на покупку оборудования для производства хлеба, прибыль на этом этапе была нулевая.

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы