Конкурентоспособность фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………... 3

1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6

1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия…. 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….... 8

2. Анализ и процесс маркетингового исследования ООО “Пекарня»………………………………………………………….. 13

2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия……………………………………………………….. 14
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38

3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43

3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение ………………………………………………………… 57

Список литературы……………………………………………… 61

Файлы: 1 файл

1Конкурентоспособность фирмы. Курсовая работа.doc

— 872.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 12.

 

Анализ устойчивости ассортимента хлеба

в разрезе предприятий торговли г. Енисейска

 

Предприятия торговли

Число разновидно-стей, шт.

N max

Число разновидностей на дату обследования

Коэффи-циент устойч-ивости

N 1

На дату 1-го обследования

N 2

На дату 2-го обследования

 

А

1

2

3

 

4

«Пекарня»

8

5

8

 

1,6

«Пищекомбинат»

7

7

3

 

1,4

«Тройка»

11

8

11

 

1,7

«Минипекарня»

4

4

4

 

2,0

«Ромашка»

10

6

10

 

1,6

«Енисей»

8

8

3

 

1,3


 

Проведем анализ спроса потребителей на продукцию «Пекарня» (Таблица 13, 14, 15, рис. 3).

 

Таблица 13.

Карта опроса потребителей

 

             Типы потребителей

                           

Потребности

Учащиеся

Работа-ющие

Предпри-ниматели

Домохо-зяйки

Пенси-онеры

å

Утоление голода

7

7

6

4

5

29

Экономия времени

2

2

3

1

1

9

Желание чего-то нового

0,4

0,5

0,5

0,3

0,2

1,9

Интерес сравнения

0,2

0,1

0,1

0,2

0,3

0,9

Профилактика и лечение

0,3

0,3

0,3

4

2,5

7,4

Дополнение (к столу  или как ингредиент для приготовления пищи)

0,1

0,1

0,1

0,5

1

0,9

å

10

10

10

10

10

 

 

Рыночный спрос на товар – это то количество товара, которое может быть куплено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный

отрезок времени, в одной  и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы

Рис. 3. Динамика спроса на продукцию  пекарни 

с мая 2006 года по апрель 2007 года.

 

Спрос в течение года колебался  от 2300 шт. до 3900 шт. в месяц (рис. 3).

Спад спроса в мае-июле 2006 года объясняется наступлением лета, соответственно, это овощи, фрукты, зелень, булочки теряют популярность. К тому же пекарня еще не имела достаточной популярности.

В период с августа по декабрь  спрос неуклонно растет. Рост обусловлен появлением новых изделий: товаров из сои и хлеба «Сдобный».

С декабря по апрель спрос уменьшается. В этот период на рынке появляется новый производитель хлебобулочной  продукции «Тройка» с большим разнообразием ассортимента. Покупатель частично переключается на их товар.

Был проведен анкетный опрос потребителей (Таблица 14).

 

Таблица 14.

Анкетный опрос потребителей


    Желания   

          потре- 

                бителей

 

 

 

Повы-шение качес-тва

Сниже-ние цены

Упаковка товара

Увеличе-ние ассорти-мента

Развитие службы по доставке продук-ции

Возмож-ность приобре-тения  товара всюду

Аннота-ции к проду-ктам

 

10%

           

Качество никогда не может быть достаточ-ным, всегда есть желание повыше-ния качества

30%

         

Поско-льку наша продук-ция  немного дороже, чем обычно, естест-венно, что потребители хотели бы сниже-ния цены

25%

       

Покупа-тели желают, чтобы  товар был в гермети-чной упаковке, долго сохранял свежесть, выглядел эстетич-но, чтобы на упаковке был  ярлык

15%

     

В увеличении ассортимента заинтересовано 15% покупателей, которые хотят, чтобы появились в ассортименте круассаны, слойки  с разнообразными начинками

8%

   

Потребители хотели бы иметь  возмож-ность заказать продук-цию  на дом, сэконо-мив тем самым время

10%

 

Многие покупате-ли предпо-читают не покупать товар лишь в двух наших магази-нах, а иметь возмож-ность купить его всюду, на рынке, на набереж-ной и т.д.

2%

Жен-щины поже-лали иметь  аннота-ции на некото-рые издел-ия и рецеп-ты (к сыру «То-фу») для  удобст-ва приго-товле-ния


 

 

Сегментирование – маркетинговая деятельность компании, направленная на наиболее точный выбор целевого рынка.

Среди потребителей пекарни:

  • люди, занимающие должности в городе;
  • служащие и рабочие;
  • люди состоятельные и со средним доходом;
  • пенсионеры, учащиеся, домохозяйки;
  • люди, осведомленные о нашей продукции и неосведомленные;
  • приезжие и горожане;
  • положительно и отрицательно  настроенные на нашу продукцию.

Деление по признакам:

  1. Географический признак
  • городские жители;
  • приезжие.
  1. Демографический признак
  • возраст (до 30 и после 30 лет);
  • уровень дохода (средний, выше среднего, ниже среднего);
  • пол (мужчины и женщины);
  • род занятий (служащие и рабочие, должностные лица, пенсионеры, студенты,  домохозяйки, безработные, предприниматели);
  1. Поведенческий признак
  • искомые выгоды (качество, экономия, скорость);
  • интенсивность потребления (низкая, средняя и высокая покупательская активность);
  • отношение к товару (благожелательное, безразличное, отрицательное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование потребителей

Таблица 15.

          Переменные

                сегментирования

 

Потребители,%

Уровень дохода

Искомые выгоды

Интенсивность потребления

Отношение к  товару

Выше среднего

Средний

Ниже средне-го

Качес-тво

Эконо-мия

Ско-рость

Низкая

Средняя

Высо-кая

Благо-желательное

Безраз-личное

Отрица-тельное

Городские жители

10

80

10

50

30

20

20

50

30

70

20

10

Иногородние

5

80

15

50

40

10

30

50

20

60

35

5

В возрасте до 30 лет

10

60

30

40

50

10

20

60

20

80

15

5

В возрасте после 

30 лет

20

70

10

50

30

20

10

70

20

80

20

-

Мужчины

20

75

5

40

20

40

30

50

20

60

30

10

Женщины

10

80

10

60

30

10

30

60

10

80

15

5

Служащие и  рабочие

5

85

10

50

30

20

20

50

30

70

25

5

Должностные лица и предприниматели

25

75

-

40

15

45

30

60

10

70

20

10

Пенсионеры

-

70

30

50

35

5

40

55

5

60

30

10

Учащиеся

-

5

95

40

50

10

10

70

20

80

15

5

Домохозяйки

20

70

10

70

20

10

50

40

10

85

10

5


 

 

 

Из таблиц 14,15 следует:

1. Жители города в  большинстве имеют средний доход,  достаточно благожелательно относятся  к нашему товару, имеют среднюю  покупательскую активность. В товаре  больше всего их привлекает качество.

2. Иногородние  имеют  средний доход, достаточно благожелательно  относятся к нашему товару, имеют  среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их  привлекает качество и экономия.

3. Молодые люди до 30 лет   имеют средний доход, доход, ниже среднего, очень благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.

4. Люди после 30 лет   имеют средний доход, доход,  выше среднего, благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность, ¼ - высокую. В товаре больше всего их привлекает  качество.

5. Мужчины   имеют  средний доход, доход, выше  среднего, благожелательно относятся  к нашему товару, ¼ - безразлично, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает скорость, возможность быстро перекусить.

6. Женщины имеют средний  доход, благожелательно относятся  к нашему товару, имеют среднюю  покупательскую активность. В товаре  больше всего их привлекает качество.

7. Служащие и рабочие   имеют средний доход,  благожелательно  относятся к нашему товару, ¼  - безразлично,  имеют среднюю  покупательскую активность. В товаре  больше всего их привлекает  экономия и качество.

8. Должностные лица  и предприниматели  имеют доход, выше среднего, благожелательно относятся к нашему товару, ¼ - безразлично, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает скорость и качество.

9. Пенсионеры имеют  средний доход, доход, ниже  среднего, очень благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.

10. Учащиеся  имеют  доход, ниже среднего, благожелательно  относятся к нашему товару, имеют  среднюю покупательскую активность, 1/5 – высокую. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.

11. Домохозяйки  имеют  средний доход, 1/5 - доход, выше  среднего, очень благожелательно  относятся к нашему товару, имеют  среднюю покупательскую активность, часть – низкую. В товаре больше всего их привлекает  качество.

Итак, качество в  продукции ценят все, без исключения. Люди, занятые на работе кроме качества продукции ценят экономию времени. Люди с низким доходом – экономию средств.

Практически все очень  благожелательно относятся к нашей продукции.

Колеблется интенсивность  потребления. В основном она средняя. Но у работающих городских жителей  она приближена к высокой. Пенсионеры, домохозяйки не особенно активны, возможно, потому, что имеют много времени  на приготовление, обходятся без покупок.

Выводы:

  1. Основное внимание нужно обратить на работающих жителей города со средним доходом.
  2. Но стоит заострить внимание  на домохозяйках. Их привлекает в товаре качество и полезность его. Было бы кстати начать работу по рекламированию продуктов из сои как полуфабрикатов, добавки в основные блюда.
  3. Для занятых деловых людей важна экономия времени. Возникает необходимость службы доставки, что может увеличить объем продаж.
  4. Пенсионерам и учащимся с низким доходом важна экономия средств. Здесь лучше всего подойдет производство изделий, не требующих особых затрат, например, булочки без начинок, слоеные пирожки.

Пекарня собирается осваивать рынок в целом, поэтому заостряем внимание на стратегии дифференцированного маркетинга. Увеличение объема продаж – увеличение прибыли – достижение популярности нашей продукции, удовлетворяющей максимум потребностей покупателе, которые она может удовлетворить.

Цели конкурентов следующие (Таблица 16):

Конкуренты 1, 2 – расширить  долю рынка и долгое время получать стабильную прибыль.

Конкуренты 3 – максимизация краткосрочных прибылей.

Таблица 16.

Цели конкурентов

 

             Конкуренты

Цели

Пекарня

Пищеком-бинат

Тройка

Минипекарня

Удовлетворение потребностей потребителей

+

+

+

+

Расширение доли рынка

+

+

+

-

Завоевание авторитета

+

+

+

-

Максимизация краткосрочных  прибылей

-

-

-

+

Получение долгосрочных доходов

+

+

+

+

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы