Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Задача стоит следующая: добиться того, чтобы большую часть своих потребностей потребитель мог удовлетворять продукцией именно этой пекарни, как можно дольше и основательнее работать на рынке и получать прибыль.
Введение…………………………………………………………... 3
1. Конкурентоспособность фирмы……………………….. 6
1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности предприятия…. 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………….... 8
2. Анализ и процесс маркетингового исследования ООО “Пекарня»………………………………………………………….. 13
2.1. Характеристика предприятия…………………….……………... 13 2.2. Анализ производственной среды и сбытовой сети
предприятия……………………………………………………….. 14
2.3. Анализ целевого рынка хлеба в г. Енисейске (конкуренты,
динамика продаж, ассортимент, цены, спрос на продукцию)… 20
2.4.Оценка конкурентоспособности товаров ………………..……… 38
3. Оценка финансовой стабильности и разработка маркетинговых стратегий……………………………………. 43
3.1. Показатели финансового состояния предприятия…………...... 43
3.2. Расчет конкурентоспособности предприятия………………..… 49
3.3. Разработка маркетинговых стратегий………………………….. 51
Заключение ………………………………………………………… 57
Список литературы……………………………………………… 61
Таблица 12.
Анализ устойчивости ассортимента хлеба
в разрезе предприятий торговли г. Енисейска
Предприятия торговли |
Число разновидно-стей, шт. N max |
Число разновидностей на дату обследования |
Коэффи-циент устойч-ивости | ||
N 1 На дату 1-го обследования |
N 2 На дату 2-го обследования |
||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
«Пекарня» |
8 |
5 |
8 |
1,6 | |
«Пищекомбинат» |
7 |
7 |
3 |
1,4 | |
«Тройка» |
11 |
8 |
11 |
1,7 | |
«Минипекарня» |
4 |
4 |
4 |
2,0 | |
«Ромашка» |
10 |
6 |
10 |
1,6 | |
«Енисей» |
8 |
8 |
3 |
1,3 |
Проведем анализ спроса потребителей на продукцию «Пекарня» (Таблица 13, 14, 15, рис. 3).
Таблица 13.
Карта опроса потребителей
Типы потребителей
Потребности |
Учащиеся |
Работа-ющие |
Предпри-ниматели |
Домохо-зяйки |
Пенси-онеры |
å |
Утоление голода |
7 |
7 |
6 |
4 |
5 |
29 |
Экономия времени |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
9 |
Желание чего-то нового |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
1,9 |
Интерес сравнения |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,9 |
Профилактика и лечение |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
4 |
2,5 |
7,4 |
Дополнение (к столу или как ингредиент для приготовления пищи) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
1 |
0,9 |
å |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Рыночный спрос на товар – это то количество товара, которое может быть куплено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный
отрезок времени, в одной и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы
Рис. 3. Динамика спроса на продукцию пекарни
с мая 2006 года по апрель 2007 года.
Спрос в течение года колебался от 2300 шт. до 3900 шт. в месяц (рис. 3).
Спад спроса в мае-июле 2006 года объясняется наступлением лета, соответственно, это овощи, фрукты, зелень, булочки теряют популярность. К тому же пекарня еще не имела достаточной популярности.
В период с августа по декабрь спрос неуклонно растет. Рост обусловлен появлением новых изделий: товаров из сои и хлеба «Сдобный».
С декабря по апрель спрос уменьшается.
В этот период на рынке появляется
новый производитель
Был проведен анкетный опрос потребителей (Таблица 14).
Таблица 14.
Анкетный опрос потребителей
Желания потре- бителей
|
Повы-шение качес-тва |
Сниже-ние цены |
Упаковка товара |
Увеличе-ние ассорти-мента |
Развитие службы по доставке продук-ции |
Возмож-ность приобре-тения товара всюду |
Аннота-ции к проду-ктам |
10% |
|||||||
Качество никогда не может быть достаточ-ным, всегда есть желание повыше-ния качества |
30% |
||||||
Поско-льку наша продук-ция немного дороже, чем обычно, естест-венно, что потребители хотели бы сниже-ния цены |
25% |
||||||
Покупа-тели желают, чтобы товар был в гермети-чной упаковке, долго сохранял свежесть, выглядел эстетич-но, чтобы на упаковке был ярлык |
15% |
||||||
В увеличении ассортимента заинтересовано 15% покупателей, которые хотят, чтобы появились в ассортименте круассаны, слойки с разнообразными начинками |
8% |
||||||
Потребители хотели бы иметь возмож-ность заказать продук-цию на дом, сэконо-мив тем самым время |
10% |
||||||
Многие покупате-ли предпо-читают не покупать товар лишь в двух наших магази-нах, а иметь возмож-ность купить его всюду, на рынке, на набереж-ной и т.д. |
2% | ||||||
Жен-щины поже-лали иметь аннота-ции на некото-рые издел-ия и рецеп-ты (к сыру «То-фу») для удобст-ва приго-товле-ния |
Сегментирование – маркетинговая деятельность компании, направленная на наиболее точный выбор целевого рынка.
Среди потребителей пекарни:
Деление по признакам:
Исследование потребителей |
Таблица 15. | |||||||||||
Переменные сегментирования
Потребители,% |
Уровень дохода |
Искомые выгоды |
Интенсивность потребления |
Отношение к товару | ||||||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже средне-го |
Качес-тво |
Эконо-мия |
Ско-рость |
Низкая |
Средняя |
Высо-кая |
Благо-желательное |
Безраз-личное |
Отрица-тельное | |
Городские жители |
10 |
80 |
10 |
50 |
30 |
20 |
20 |
50 |
30 |
70 |
20 |
10 |
Иногородние |
5 |
80 |
15 |
50 |
40 |
10 |
30 |
50 |
20 |
60 |
35 |
5 |
В возрасте до 30 лет |
10 |
60 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
60 |
20 |
80 |
15 |
5 |
В возрасте после 30 лет |
20 |
70 |
10 |
50 |
30 |
20 |
10 |
70 |
20 |
80 |
20 |
- |
Мужчины |
20 |
75 |
5 |
40 |
20 |
40 |
30 |
50 |
20 |
60 |
30 |
10 |
Женщины |
10 |
80 |
10 |
60 |
30 |
10 |
30 |
60 |
10 |
80 |
15 |
5 |
Служащие и рабочие |
5 |
85 |
10 |
50 |
30 |
20 |
20 |
50 |
30 |
70 |
25 |
5 |
Должностные лица и предприниматели |
25 |
75 |
- |
40 |
15 |
45 |
30 |
60 |
10 |
70 |
20 |
10 |
Пенсионеры |
- |
70 |
30 |
50 |
35 |
5 |
40 |
55 |
5 |
60 |
30 |
10 |
Учащиеся |
- |
5 |
95 |
40 |
50 |
10 |
10 |
70 |
20 |
80 |
15 |
5 |
Домохозяйки |
20 |
70 |
10 |
70 |
20 |
10 |
50 |
40 |
10 |
85 |
10 |
5 |
Из таблиц 14,15 следует:
1. Жители города в
большинстве имеют средний
2. Иногородние имеют
средний доход, достаточно
3. Молодые люди до 30 лет имеют средний доход, доход, ниже среднего, очень благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.
4. Люди после 30 лет имеют средний доход, доход, выше среднего, благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность, ¼ - высокую. В товаре больше всего их привлекает качество.
5. Мужчины имеют средний доход, доход, выше среднего, благожелательно относятся к нашему товару, ¼ - безразлично, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает скорость, возможность быстро перекусить.
6. Женщины имеют средний
доход, благожелательно
7. Служащие и рабочие имеют средний доход, благожелательно относятся к нашему товару, ¼ - безразлично, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.
8. Должностные лица и предприниматели имеют доход, выше среднего, благожелательно относятся к нашему товару, ¼ - безразлично, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает скорость и качество.
9. Пенсионеры имеют средний доход, доход, ниже среднего, очень благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.
10. Учащиеся имеют доход, ниже среднего, благожелательно относятся к нашему товару, имеют среднюю покупательскую активность, 1/5 – высокую. В товаре больше всего их привлекает экономия и качество.
11. Домохозяйки имеют
средний доход, 1/5 - доход, выше
среднего, очень благожелательно
относятся к нашему товару, имеют
среднюю покупательскую
Итак, качество в продукции ценят все, без исключения. Люди, занятые на работе кроме качества продукции ценят экономию времени. Люди с низким доходом – экономию средств.
Практически все очень благожелательно относятся к нашей продукции.
Колеблется интенсивность потребления. В основном она средняя. Но у работающих городских жителей она приближена к высокой. Пенсионеры, домохозяйки не особенно активны, возможно, потому, что имеют много времени на приготовление, обходятся без покупок.
Выводы:
Пекарня собирается осваивать рынок в целом, поэтому заостряем внимание на стратегии дифференцированного маркетинга. Увеличение объема продаж – увеличение прибыли – достижение популярности нашей продукции, удовлетворяющей максимум потребностей покупателе, которые она может удовлетворить.
Цели конкурентов следующие (Таблица 16):
Конкуренты 1, 2 – расширить долю рынка и долгое время получать стабильную прибыль.
Конкуренты 3 – максимизация краткосрочных прибылей.
Цели конкурентов
Конкуренты Цели |
Пекарня |
Пищеком-бинат |
Тройка |
Минипекарня |
Удовлетворение потребностей потребителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
Расширение доли рынка |
+ |
+ |
+ |
- |
Завоевание авторитета |
+ |
+ |
+ |
- |
Максимизация краткосрочных прибылей |
- |
- |
- |
+ |
Получение долгосрочных доходов |
+ |
+ |
+ |
+ |