Лекции по "Маркетинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и значение маркетинга
Вопросы лекции:
Маркетинг, как система деятельности на рынке.
Категории маркетинга.

Файлы: 1 файл

Лекции Маркетинг.2010.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

- Спрос потребителя  имеет палитру нужд, запросов, потребностей, интересов, поэтому система агромаркетинга должна в обязательном порядке удовлетворить первичные потребности и гибко реагировать на «неуправляемые» запросы и интересы. Причем даже индивидуальный спрос очень разнообразен в сервисном, инфратоварном, эстетическом аспекте или имеет окраску моды, каприза и т.п.

- Существует острая  конкуренция на рынке с/х продукции из-за идентичности товаров. Поэтому выигрывают предприятия, имеющие конкурентоспособную систему не только в своем сегменте, но и за рубежом.

- Производство многих  видов продукции зависит от  погодных условий, следовательно,  необходима самоорганизация системы агромаркетинга, от уровня и скорости адаптивности которой зависит результативность предпринимательства или агробизнеса.

- Система агромаркетинга  должна быстрее адаптироваться  к государственным и другим  директивным решениям из-за многообразия конкурентных организационно-правовых форм.

Девятая особенность практического агромаркетинга - более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в сравнении с другими видами маркетинга. Данное положение обусловлено многими факторами: во-первых, производители имели и имеют дело с продуктами первой необходимости, да еще на дефицитном рынке, поэтому руководители с/х предприятий и формирований уделяли мало внимания агромаркетингу, вследствие чего у них почти нет опыта в этой области; во-вторых, до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. В с/х и агропромышленных предприятиях только начинают создаваться службы маркетинга, которые вынуждены работать по инерции и на интуитивно-эмпирической основе.

Особенности агромаркетинга определяются особенностями рынков в системе агробизнеса и особенностями спроса и предложения, а также цен в агропродовольственном комплексе. Комплекс агробизнеса включает в себя четыре основных сферы:

- маркетинговая сфера:  сбор, хранение, переработка, реализация  с\х продукции;

- сфера сервиса: государственный,  частный сервис;

- сельское хозяйство;

- сфера ресурсов: техника,  корма, семена, удобрения, ХСЗР, трудовые и кредитные ресурсы.

Основой комплекса агробизнеса  в РФ является сельское хозяйство, которое производит продукты питания для населения и сырье для многих отраслей промышленности. Все остальные сферы обслуживают сельское хозяйство, хотя каждая из них имеет самостоятельное значение.

В сферу ресурсов входят отрасли, обеспечивающие с/х техникой, кормами, семенами, удобрениями, химическими средствами защиты растений и животных и другими материальными факторами производства. Сюда же входят кредитные учреждения, без которых с/х (как никакая другая отрасль) существовать не может. Эта сфера формирует рынок ресурсов с/х, определяет его технический и технологический уровень, влияет на величину издержек с/х через цены и   условия кредитования.

Сфера агросервиса включает в себя широкий спектр видов деятельности: обеспечение с/х предприятий техникой на условиях аренды или лизинга, ремонта с\х техники и обеспечение запасными частями, мелиоративные работы, агрохимия, научные исследования и внедрение новых технологий, управление и координация работы с\х предприятий, подготовка и переподготовка кадров. Эта сфера обеспечивает улучшение деятельности   комплекса в целом и его отдельных отраслей. В сферу агросервиса входят как государственные, так и частные структуры, которые с углублением рыночных отношений приобретают все большее значение.

Маркетинговая сфера агробизнеса включает в себя все отрасли, обеспечивающие движение продукта от производителя до потребителя, т.е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. В этой сфере определяются потребности государства и населения в продуктах с/х, т.е. она отвечает на три главных вопроса рыночной экономики: что производить, сколько производить, по какой цене продавать? В нее входят предприятия оптовой и розничной торговли, хранилища, заготовительные предприятия, перерабатывающие предприятия, биржи, аукционы и т.д. Роль маркетинговой сферы достаточно велика и продолжает возрастать по мере движения к рынку. В конечном итоге она займет первостепенное значение среди других сфер агробизнеса. Например, в США в структуре конечного продукта АПК на маркетинговую сферу приходится 75% его стоимости, а в Российской Федерации пока лишь около 25%.




Информация о работе Лекции по "Маркетинг"