Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:23, курс лекций
Тема 1. Сущность и значение маркетинга
Вопросы лекции:
Маркетинг, как система деятельности на рынке.
Категории маркетинга.
2.Отбор источников информации
3.Сбор информации
4.Анализ собранной информации
5.Представление результатов
Процесс планирования маркетингового исследования:
1. Определение целей и задач исследования:
- выявление проблемы: Что было раньше? Что происходит сейчас? Должны ли мы этим заняться?
- формулировка проблемы и поиск путей ее решения: Когда нужно получить решение? Насколько значимо решение? Насколько значима высокая точность?
Определение проблемы исследования - один из наиболее ответственных его этапов. Расплывчатая формулировка целей исследования может стать причиной того, что поставленные задачи не будут решены или будет собрана ненужная информация с большими потерями времени и средств.
Основные типы целей маркетингового исследования:
- поисковые, предусматривающие сбор предварительной информации и выработку гипотезы;
- описательные, предусматривающие описание определенного круга явлений;
- экспериментальные, предусматривающие проверку определенной гипотезы (например, снижение цены товаров на 10% должно повысить их сбыт на 7% и т.п.).
2. Отбор источников информации:
- поиск вторичных и объединенных источников информации, опубликованных в СМИ:
Имело ли это место в прошлом? Обратиться к внутренним и внешним экспертам. Как могут помочь специализированные маркетинговые фирмы? Есть ли опубликованные исследования на данную тему?
3. Сбор информации:
- проведение предварительного экспресс-анализа: Провести опрос торгового контингента лично или по электронной почте. Нанести визиты клиентам / дистрибьюторам. Провести собрания целевых групп.
- всесторонний предварительный анализ: Определить тип выборки (потребительская панель в масштабе страны с произвольной выборкой, проведенная исследовательской фирмой). Выбор методики опроса (личный визит, опрос на месте покупки, телефонный опрос, почтовый опрос). Разработка опросника.
4. Анализ собранной информации:
- анализ информации: Изучение наглядных статистических данных (проценты, средние значения, коэффициент вариации). Анализ зависимостей (взаимосвязей) (перекрестная классификация, корреляционный анализ, моделирование структурных уравнений, сопряженный анализ).
5. Представление результатов:
- представление результатов исследования: Провести краткие совещания по поводу наиболее важных результатов. Осветить презентацию в прессе.
Цели маркетинговых исследований формулируются исходя из стратегических целей компании или проблем, с которыми она столкнулась.
Причины проведения маркетинговых исследований:
Основные: внедрение нового продукта на рынок; поиск новых рынков для существующих продуктов; увеличение продаж существующего продукта.
Другие: изучение деятельности конкурента; разработка рекламной кампании; снижение уровня продаж; и др.
В результате проведения маркетинговых исследований решаются комплексно или выборочно следующие основные задачи.
Задачи маркетинговых исследований: оценка рыночного потенциала предприятия; анализ доли рынка; изучение характеристик рынка; анализ продаж; изучение тенденций деловой активности; нахождение потенциальных потребителей, оценка их потребностей, существующего и будущего спроса; текущие наблюдения за целевым рынком; прогнозирование долговременных тенденций развития рынка; изучение деятельности конкурентов; анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Задачи маркетингового исследования потребителей: прогнозировать их потребности; выявить услуги, пользующиеся наибольшим спросом; улучшить взаимоотношения с потенциальными потребителями; приобрести доверие потребителей за счет понимания их запросов; понять, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении товаров; выяснить источники информации, используемые при принятии решения о покупке.
В процессе анализа, планирования и осуществления контроля предприятию требуется информация: о клиентах, товаре, ценах и конкурентах и т.д. Такую информацию называют целевой системой маркетинговой информации, которую определяют как постоянно действующую систему взаимосвязи людей, оборудования, методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее с целью совершенствования планирования, внедрения и осуществления контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
Маркетинговая информация слагается из:
системы анализа маркетинговой информации, включающих банк статистических данных и банк моделей.
Виды маркетинговой информации
Историческая информация формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде.
Текущая информация отражает оперативное состояние бизнеса.
Прогнозная информация представляет результат вероятностной оценки позиции предприятия в обозримой перспективе.
Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов управления.
Поясняющая информация дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обусловливающих те или иные изменения в системе маркетинга.
Плановая информация применяется в ходе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга.
Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия, а также ревизией маркетинговой стратегии.
Количественная информация позволяет установить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых объектов.
Качественная информация дает описание состояния объектов в качественных характеристиках.
Постоянная информация отражает стабильные, т.е. длительное время неизменные величины маркетинговой среды.
Переменная информация показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования системы маркетинга в целом и ее отдельных элементов.
Эпизодическая информация формируется по мере необходимости.
Демоскопическая информация предполагает сведения о самом потребителе.
Экоскопическая информация отражает сведения об общеэкономической ситуации, состоянии рынка, конъюнктурообразуюших факторах, уровне цен и т.д.
Типы методов маркетинговых исследований по объекту исследования
Метод |
Преимущества |
Недостатки |
1. Опрос торгового персонала. Основывается на прошлых наблюдениях менеджеров в области воздействия стратегии маркетинга на объем продаж. |
Менеджеры хорошо понимают и оценивают рынок. Дешевый и легко реализуемый. Рекомендуется для оценки новых товаров, изменения регионального спроса. |
Субъективное мнение может быть очень предвзятым ввиду того, что менеджеры хорошо помнят только те программы, которые в конечном итоге давали какой-либо экстраординарный результат. |
2.Опрос экспертов. Основан на специальных знаниях и профессиональной информации. |
Глубокие отраслевые знания, способность учесть изменение факторов макроуровня. |
Дорогостоящие |
3.Опрос потребителей. Прямой опрос потребителей. Например: совместные исследования, проведение тестирования, обзор покупательских намерений. |
Относительно недорогой. |
Неприемлем для всех тактических ситуаций (например, для абсолютно нового товара или при принятии бюджетных решений). Покупатель должен иметь четкие намерения. |
4.Тестирование рынка. Использование основных маркетинговых переменных для оценки их воздействия на объем продаж и прибыль. Исследование, при котором тестируемые рынки / субъекты произвольно помещаются в специфические условия. |
Возможность обособить эффект воздействия маркетинга на объем продаж и исследовать их взаимодействие - высокая степень эффективности при отсутствии конкурентного влияния.
|
Самый дорогостоящий. Обычно требуется проведение внешней экспертизы. Медленный. |
5.Статистический анализ спроса. Математическая модель спроса, которая оценивает взаимодействие между спросом и организацией сбыта. |
Высокоэффективен при достаточном объеме данных. Позволяет вести учет многих факторов и дает оценку оптимальной деятельности и ее направленности. |
Необходимо иметь широкий диапазон данных. Очень дорогостоящий. Применим только к результатам прошлой деятельности, требует статистических данных. Требует привлечения специальной информации извне. |
Сравнительные характеристики методов обследования потребителей
Критерии |
Прямая / безличная рассылка |
Прямые почтовые опросы |
Телефонные опросы |
Визит на дом |
Опрос на месте покупки |
Личное интервью |
Сложность и многообразие |
Невысокая |
Невысокая |
Значительная (применение сложных критериев оценки) |
Высокая гибкость |
Весьма варьируется |
Высокая гибкость |
Объем данных |
Значительный |
Значительный |
Небольшой, поступающий в течение 15-30 минут |
Максимальный |
Ограничен 25 минутами и менее |
Незначительный |
Контроль за выборкой |
Небольшой |
Значительный, репрезентативность под вопросом |
Хороший; проблему составляют семьи, не попавшие в список |
Теоретически максимален |
Проблематичен репрезентативность выборки может быть недостаточной |
|
Качество данных |
Простые вопросы, но можно задавать и рискованные (вызывающие) вопросы, однако в этом случае невозможно пояснить ответ |
Положительный аспект в процессе разговора устраняется неоднозначность; отрицательный аспект: вместо ответов могут быть получены вежливые отговорки |
Кроме всего прочего, не исключается обман |
Непривычные условия испытания могут стать причиной предвзятости оценок |
Высокое | |
Уровень ответов |
В целом низкий, не более 20 %, разная Возвратность для разных групп населения |
70-80% |
60-80% |
Более 80 % |
Достигает 80 % |
80% |
Скорость проведения |
Несколько недель; сроки завершения удлиняются в связи с отправкой повторных писем |
Несколько недель без повторной рассылки, дольше с повторной рассылкой |
Массовый опрос можно завершить за 3 - 4 недели |
Быстрее почты, но медленнее телефонных опросов |
Массовый опрос может быть завершен за несколько дней |
|
Стоимость проведения |
Невысокая |
Наиболее низкая |
Дороже почтовой рассылки, зависит от степени охвата и длины опросника |
Может быть довольно высокой, значительно варьируется |
Менее высокая, чем при визите на дом, но выше, чем при телефонных опросах; зависит от степени охвата и длины опросника |
Высокая |
Сфера приме- нения |
Административная, промышленная, Медицинская и читательская сферы |
Все сферы маркетинговых исследований, особенно для низкочастотных категорий |
Особенно эффективны в случаях, когда требуется выборка в масштабах всей страны |
Преимущественно при испытании товара или на других стадиях, требующих зрительного контакта |
Испытание на- звания торговой марки, упаковки, анализ эффективности рекламы и доходчивости представления о товаре |
Углубленные исследования, перед массовым опросом |
Гарантия анонимности |
Высокая |
Высокая |
Слабая |
Слабая |
Слабая |
Слабая |
Влияние интервьюера |
Отсутствует |
Отсутствует |
Значительное |
Значительное |
Значительное |
Сильное |
Типология маркетинговых исследований
В зависимости от целей исследования и методов сбора и обработки данных выделяют несколько типов маркетинговых исследований.
Классификация маркетинговых исследований: стандартные исследования и специальные исследования; панельные и репликативные исследования; мультиклиентные и мультиспонсируемые исследования; постоянные и разовые исследования; качественные и количественные исследования; поисковые, описательные и пояснительные исследования.
Панельные исследования:
Панель представляет собой группу лиц или компаний, которая сохраняет все свойства некоторой более крупной совокупности и члены которой регулярно поставляют информацию.
Основным преимуществом панельных исследований является возможность изучения тех или иных явлений (повторные покупки, интенсивность распределения) в течение определенного периода.
Основной недостаток состоит в том, что респонденты панели часто начинают вести себя демонстративно (больше реагируют на цены, больше заботятся об окружающей среде), нарушая, таким образом, репрезентативность.
Мультиклиентные исследования - исследования, результаты которых важны для многих клиентов, затраты распределяются между многими заказчиками.
Мультиспонсируемые исследования - исследования, которые проводятся для разных клиентов, которых интересуют разные вопросы. В отличие от мультиклиентского исследования предоставляет клиенту информацию по тем вопросам, которые он предложил.
Постоянные / непрерывные исследования - исследования, которые проводятся для постоянного сбора данных в определенные моменты времени одного опросника.
Разовые исследования - это исследования, которые меняются от клиента к клиенту, от проблемы к проблеме и которые каждый раз приходится планировать заново.
Качественные маркетинговые исследования - это исследования, цель которых объяснить наблюдаемые явления небольшого масштаба и определить, что движет потребителем, как он принимает решения и на основе каких соображений. Они не нацелены на получение статистических результатов. Примерами качественных исследований являются: интервью; групповые дискуссии; исследования по методу Дельфи.
Количественные исследования - это исследования, целью которых является получение и анализ достоверных статистических данных. Дают возможность проверить точность гипотез, выдвинутых в процессе качественных исследований.
Поисковые исследования - это исследования, целью которых является предварительное объяснение определенной проблемы. Проводятся на начальной стадии изучения рынка с помощью приемов качественною анализа.