Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:28, курс лекций
1, ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рыночные возможности представляют собой те направления деятельности, которые открываются перед предприятием, исходя из совокупности условий, в которых оно функционирует.
Для их анализа необходимо располагать достаточным объемом надежной и своевременной информации. Это обеспечивается осуществлением маркетинговых исследований (изучение рынка, товара, конкурентов, среды маркетинга, потребителей). В связи с тем, что рыночных возможностей может быть достаточно много, предприятию целесообразно сопоставить свои цели с имеющимися в его распоряжении ресурсами, чтобы выделить маркетинговые возможности.
- получение и использование
исчерпывающей информации о
- маневрирование ценами
с тем, чтобы получить
- получение конкурентного
преимущества за счет лучшего
по качеству товара или за
счет лучшей организации его
продвижения (неценовая
10.ТОВАР В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ.
В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.
Сущность товара в маркетинге можно выразить следующим образом:
Товар = продукт + поддержка + инструмент маркетинга
По общему назначению все товары подразделяются на две группы: потребительские и товары производственного назначения.
С учетом характера потребления и воплощения осязаемых физических характеристик в группе потребительских товаров могут быть выделены:
- товары краткосрочного
- товары длительного пользования – мат-ные изд., обычно выдерживающие многократное использование (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);
- услуги – это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение (стрижка в парикмахерской, учеба в вузе и др.).
Потребительские товары обычно классифицируют с учетом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:
1. товары повседневного (
2. товары тщательного (
3. престижные товары (особого спроса)
– это товары, которые либо
действительно обладают
4. товары пассивного спроса – это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении.
Итак, товар является главным действующим лицом на рынке. Однако, люди приобретают не товар, а их функциональную способность удовлетворять определенную потребность. Маркетинговый анализ как раз и признан, прежде всего, выявить те свойства товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.
11. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ТОВАРОВ: СУЩНОСТЬ И
Конкурентоспособность товара – это комплексная многоаспектная хар-ка тов., определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. Это позволяет выделить те параметры, которые представляют для потребителя наибольший интерес и определяют их предпочтение по сравнению с товарами конкурентов: – качество и полезность товара, которые и определяют степень удовлетворения товара в той или иной потребности; – затраты, которые будут связаны с приобретением и использованием товара.
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
1. Качественные – характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность .
2. Экономические – характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).
Качественные показатели конкурентоспособности товаров
Классификационные Оценочные
Регламентируемые
Экологические |
Функциональные |
Безопасности |
Надежность в потреблении |
Патентно-правовые |
Эргономические |
Взаимозаменяемость и |
Эстетические |
Экономические показатели конкурентоспособности товаров
Единовременные затраты Текущие затраты
Цена товара |
Расходы на ремонт |
Расходы на транспортировку |
Страховые взносы |
Стоимость установки, монтажа товара |
Расходы на послегарантийное техническое обслуживание |
Налоги | |
Расходы на утилизацию |
Конкурентоспособность товара является
относительной их характеристикой.
Это обусловлено следующими факторами:
она определяется только в результате
сравнения оцениваемого товара с
товарами конкурента; она тесно привязана
к конкретному рынку и
12. МАРКЕТИНГОВОЕ
ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА
Правильное понимание
В теории и практике маркетинга термины
«покупатель», «потребитель», «заказчик»
используются как синонимы, хотя в
отдельных случаях имеется
С точки зрения маркетинга потребителей можно разделить на две группы:
1. конечные потребители – это отдельные покупатели, приобретающие товары для личного (семейного, домашнего) использования;
2. предприятия-потребители – это оптовые покупатели, приобретающие товары для использования в процессе дальнейшего производства и получения отдельных продуктов, эксплуатации в рамках организаций, а также для перепродажи.
Всех покупателей товаров массового спроса делят на следующие категории: экономные (чувствительные к ценам, качеству товара); персонифицированные (приверженные к товарам конкретной фирмы); этичные (готовые пожертвовать ценой, но поддержать товары фирмы, государства); апатичные (безразличные).
Каждая из приведенных категорий может быть подвержена дальнейшей классификации. К примеру, покупателей, относящихся к категории приверженных к товару, делят на четыре группы;
- безоговорочные приверженцы – это потребители, которые все время покупают товар одной и той же модели или формы;
- терпимые приверженцы, которые делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;
- непостоянные приверженцы,
- приверженцы-странники –
В зависимости от отношения к товару покупателей можно разделить на следующие группы:
- неосведомленный, который не знает о товаре, а поэтому и не испытывает желания его приобрести;
- осведомленный – знает только то, что товар существует, но не знаком с его потребительскими свойствами;
- понимающий – имеет
- убежденный – осознал
13. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом. На рынке потребности проявляются в виде платежеспособного спроса.
Выделяют следующую
Задача состоит в том, чтобы не только сделать прогноз изменений уже существующих, осознанных потребностей и учесть их при производстве товаров, но и выявить скрытые потребности. Изучение и удовлетворение скрытых потребностей всегда приносит коммерческий успех.
Человек стремится удовлетворить
самые разнообразные
Мотив – это интенсивное давление
потребности на личность, требование
ее удовлетворения. Удовлетворение потребности
снимает у человека напряжение, но
потом возникают новые
Классификация потребностей
Признак классификации |
Виды потребностей |
Историческое место потребности |
Прошлые Настоящие Будущие |
Степень удовлетворения |
Полностью удовлетворенные Частично удовлетворенные Неудовлетворенные |
Степень сопряженности |
Слабо сопряженные Сопряженные Сильно сопряженные |
Взаимосвязь товаров в процессе удовлетворения потребности |
Простые Сложные |
Степень выраженности |
Открытые Скрытые |
14. ИЗУЧЕНИЕ
МОТИВОВ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО
Мотив – это интенсивное давление
потребности на личность, требование
ее удовлетворения. Удовлетворение потребности
снимает у человека напряжение, но
потом возникают новые
Выделяют несколько подходов к их исследованию и объяснению мотивов покупателей: - теория мотивации З. Фрейда; - теория мотивации А. Маслоу; - теория мотивации Д. Шварц.
Теория мотивации З. Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Данная теория важна для специалистов по маркетингу тем, что рассматривает покупателя как человека, обуреваемого противоречивыми желаниями, которые должны быть удовлетворены приемлемыми с точки зрения общества путями.
А. Маслоу разработал пирамиду, где человеческие потребности располагаются в определенной последовательности, от «низших» материальных до «высших» духовных, от более настоятельных до менее настоятельных. В основании пирамиды лежат потребности, оказывающие наибольшее давление на личность, а на ее вершине – те, что «давят» сравнительно меньше.
Американский ученый Д. Шварц подразделил мотивы человека на две группы: - рациональные; - эмоциональные.
В соответствии с такой классификацией к рациональным следует отнести ряд мотивов. Прибыль или экономия. Желание человека разбогатеть, наращивать свою собственность, эффективно расходовать деньги. Снижение риска. Потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности. Удобства. Желание облегчить, упростить свои действия. Качество. При выборе товара во многих случаях определяющим фактором является его качество. Гарантированное обслуживание. Создание системы сервисного обслуживания товаров в гарантийный и послегарантийный период.
Выделяют также эмоциональные мотивы.
«Свое Я». Каждый человек желает личного признания. Люди хотят, чтобы их ценили, уважали, и всегда стремятся почувствовать свою значимость. Личная власть и влияние. Людям свойственно стремление к обладанию личной властью и влиянием на свое ближайшее окружение.
Познание. Постоянная нацеленность на новые открытия, знания, действия.
Следование моде. В каждой группе потенциальных покупателей есть те, поведение которых на рынке определяет именно этот мотив. Задача фирмы вовремя его определить и предложить соответствующие товары.
Желание быть принятым в обществе. Человек, помимо личного признания и желания почувствовать свою значимость, стремится быть принятым им.
15. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
В маркетинге, где конечной целью является потребитель, важно уметь моделировать его поведение на рынке. С этой целью строятся различные модели. Они дают ответ на вопрос о том, каким образом потребитель реагирует на те или иные маркетинговые стимулы к приобретению товара. Основой для построения всех моделей является базовая маркетинговая модель, в которой потребитель рассматривается в качестве «черного ящика».