Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной работе раскрывается сущность маркетингового анализа предприятия. Описывается маркетинговая деятельность предприятия по таким направлениям, как ценовая, товарная ,коммуникационная ,сбытовая политика.
Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия.........5
1.1 Понятие и основные категории маркетинга.............................................5
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности промышленного предприятия.................................................................................................................8
1.3 Методы анализа маркетинговой деятельности.......................................11
2 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия...............................18
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия...............................20
2.3.1 Оценка товарной политики предприятия.............................................20
2.3.2 Оценка сбытовой политики предприятия............................................25
2.3.3 Оценка коммуникационной политики предприятия...........................31
2.3.4 Оценка ценовой политики предприятия..............................................35
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металургический завод»............................................................................................38
3.1 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»......................................................38
3.2 Экономическая эффективность совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..............................41
Заключение.......................................................................................................49
Список использованных источников.............................................................51
- сущностью изучаемых процессов и явлений;
- степенью срочности получения выводов;
- структурой сведений;
- доступностью или ограниченностью информации;
- компьютерной технологией [14, с. 86-87].
2 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»
2.1 Организационно-
Открытое акционерное общество «Могилевский металлургический завод» является основным производителем в Республике Беларусь стальных сварных труб и чугунной технической дроби.
Основным направлением деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод» является производство и реализация стальных труб электросварных прямошовных водогазопроводных, конструкционных круглого и прямоугольного сечения, люков чугунных, дроби чугунной и стальной - литой и колотой, фасонного литья, товаров народного потребления.
Кроме указанных видов
деятельности предприятие производит
широкую гамму товаров
Миссией предприятия ОАО «Могилевский металлургический завод» является выпуск и реализация продукции высокого качества, которая удовлетворяет требованиям потребителей.
Организационная структура управления ОАО «Могилевский металлургический завод» представлена в приложении А.
Организационная структура управления ОАО «Могилевский металлургический завод» является линейно-функциональной.
Анализ основных показателей
производственно-хозяйственной
Данные таблицы 2.1 представлены в приложениях Б, В, Г.
По данным таблицы 2.1 видно, что товарная продукция в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 73 501 млн р. или на 139 %, выручка от реализации продукции увеличилась на 82 382 млн р. или на 144,3 %. Себестоимость товарной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 37 349 млн р. (41,5 %), однако в 2010 произошло увеличение на 68 660 млн р. или на 130,4 %.
Таблица 2.1 - Показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Темп роста, % | |||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 . к 2010г. | |||||
Товарная продукция, млн р. |
109 205 |
58 347 |
126 145 |
-56 561 |
+ 73 501 |
48,2 |
239 | |
Выручка от реализации, млн р. |
111 686 |
57 096 |
139 478 |
-54 590 |
+82 382 |
51,1 |
244,3 | |
Себестоимость товарной продукции, млн р. |
89 993 |
52 644 |
121 304 |
-37 349 |
+68 660 |
58,5 |
230,4 | |
Общая прибыль, млн р., в т. ч. |
5 723 |
- 9 221 |
-760 |
-14 944 |
+8 461 |
161 |
8,2 | |
Прибыль от реализации продукции, млн р. |
7 874 |
-4 753 |
3 120 |
-12 627 |
+7 873 |
-60,4 |
65,6 | |
Чистая прибыль, млн р. |
3 219 |
-9 652 |
-4 178 |
-12 871 |
+5 474 |
-299,8 |
43,3 | |
Среднесписочная численность, чел. |
1 094 |
1 068 |
1 082 |
-26 |
+14 |
97,6 |
101,3 | |
Среднегодовая стоимость основных фондов, млн р. |
44 543 |
46 308 |
50 107 |
+1 765 |
+3 799 |
103,9 |
108,2 | |
Оборотные средства, млн р. |
36 084 |
32 981 |
64 579 |
-3 103 |
+31 598 |
91,4 |
195,8 | |
Фондоотдача, р. |
2,5 |
1,2 |
2,8 |
-1,3 |
1,6 |
48 |
233 | |
Фондоемкость |
1,02 |
0,9 |
0,9 |
-0,12 |
0 |
88,2 |
100 | |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, р. |
2,1 |
0,99 |
2,2 |
-1,11 |
1,21 |
47,1 |
222 |
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. общая прибыль сократилась на 14 944 млн р. (61 %), а в 2011 г. она увеличилась на 8 461 млн р. (91,8 %), прибыль от реализации в 2010 г. уменьшилась на 12 627 млн р. или 39,6 %, в 2011 г. увеличилась на 7 873 млн р (34,4 %). Чистая прибыль в 2010 г. уменьшилась на 12 871 млн р. (199,8 %), а в 2011 г. увеличилась на 5 474 млн р.
Среднесписочная численность работников в 2011 году увеличилась на 14 чел., а в 2010 наблюдалось снижение на 26 чел. По сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2011 г. увеличилась на 3 799 млн р. или на 8,2 %. Оборотные средства в 2011 г. увеличились на 31 598 млн р. или 95, 8 %.
Деятельность предприятия не является рентабельной так как показатели рентабельности имеют отрицательное значение.
К причинам, не позволяющим обеспечить стабильную работу предприятия относятся:
Основная проблема деятельности предприятия - производство, в основном, осуществляется из импортного сырья.
Закупается сырье в основном на предприятиях изготовителях Российской Федерации, Украины и Казахстана.
Уровень цен данных предприятий
хотя и ниже, чем на аналогичную
продукцию производителей стран
дальнего зарубежья, но имеет в последние
годы высокий темп роста. Отсутствие
у предприятия возможности
Еще одной проблемой является высокий уровень износа активной части основных производственных фондов.
Износ активной части основных производственных фондов ОАО «Могилевский металлургичекий завод» составляет 85 %.
В дальнейшем деятельность предприятия должна быть направлена на поиск резервов для стабилизации финансового положения.
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Внутренняя среда ОАО «Могилевский металлургический завод» - это та часть общей среды, которая находится в рамках предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, предприятие должно уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для него. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие и ОАО «Могилевкий металлургический завод» в целом.
Для анализа внутренней среды предприятия проведем SNW-анализ.
SNW- анализ является усовершенствованной методикой анализа слабых и сильных сторон.
SNW- анализ ОАО «Могилевский металлургический завод» представлен в таблице 2.2.
В результате SNW - анализа внутренней среды ОАО «Могилевский металлургический завод» выяснилось, что из 12 стратегических позиций 3 (30 %) сильных, 8 (61 %) нейтральных и 1 (9 %) слабая. Преобладание нейтральных и сильных сторон говорит о правильной организации управления и производства.
Таблица 2.2 - SNW-анализ ОАО «Могилевкий металлургический завод»
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции | ||
S |
N |
W | |
Бизнес-стратегии (в целом) |
+ |
||
Оргструктура |
+ |
||
Структура затрат (уровень себестоимости) |
+ |
||
Умение торговать |
+ |
||
Информационная технология |
+ |
||
Качество рабочих |
+ |
||
Репутация работодателя |
+ |
||
Репутация на рынке |
+ |
||
Уровень маркетинга |
+ |
||
Отношения с системой налогового контроля |
+ |
||
Инновации |
+ |
||
Общее финансовое положение |
+ |
Внешняя среда является источником, питающим ОАО «Могилевский металлургический завод» ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия ОАО «Могилевский металлургический завод» со средой, которая позволяло бы ему поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.
Оценим различные стороны деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод» (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Качественная оценка состояния и развития предприятия
Сфера Окружения |
Характеристика сфер окружения |
Оценка вектора изменения | |
Текущий период |
Будущий период | ||
1 Производство |
Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента |
Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента |
+ |
2 Финансы |
Увеличение прибыли, финансовой устойчивости |
Стабилизация получения |
+ |
3 Кадры |
Улучшение эффективности использования кадров |
Рациональная организация труда, увеличение мотивации труда, увеличение надбавок |
+ |
4 Руководство |
Обеспечение стабильной работы |
Обеспечение стабильной работы |
+ |
5 Ноу-хау |
Идет развитие технологий производства продукции |
Внедрение новых видов продукции |
+ |
6 Маркетинг |
Развит |
Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия |
+ |
Хотя отдел маркетинга
осуществляет сбор и анализ данных,
характеризующих
Предприятию требуется планировать свои действия на случай реализации этих угроз, для усиления своих слабых позиций.
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
2.3.1 Оценка товарной политики предприятия