Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной работе раскрывается сущность маркетингового анализа предприятия. Описывается маркетинговая деятельность предприятия по таким направлениям, как ценовая, товарная ,коммуникационная ,сбытовая политика.
Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия.........5
1.1 Понятие и основные категории маркетинга.............................................5
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности промышленного предприятия.................................................................................................................8
1.3 Методы анализа маркетинговой деятельности.......................................11
2 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия...............................18
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия...............................20
2.3.1 Оценка товарной политики предприятия.............................................20
2.3.2 Оценка сбытовой политики предприятия............................................25
2.3.3 Оценка коммуникационной политики предприятия...........................31
2.3.4 Оценка ценовой политики предприятия..............................................35
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металургический завод»............................................................................................38
3.1 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»......................................................38
3.2 Экономическая эффективность совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..............................41
Заключение.......................................................................................................49
Список использованных источников.............................................................51
Как видно из таблицы 2.11 затраты на участие в выставках имеют незначительную долю по отношению к сумме заключенных договоров. Затраты на участие составляют 40,62 % от суммы заключенных договоров.
В 2009 году сумма заключенных договоров превышает затраты на 62 % и за этот период было заключено 12 договоров. В 2010-2011 годах суммы заключенных договоров превышают суммы затрат на участие в выставках в 2010 г. на 169,7 %, а в 2011 г. на 195,4 %.
Следовательно, выставочная деятельность ОАО «Могилевский металлургический завод» является эффективной.
Исходя из данных таблицы 2.12, рассчитаем эффективность выставочной деятельности по формуле 2.1.
Рассчитаем эффективность от выставочной деятельности по формуле:
Эф = Д / З, (2.1)
где Д - сумма заключенных договоров;
З - сумма затрат на выставочную деятельность.
1) Рассчитаем эффективность от выставочной деятельности за 2009 год:
Эф 2009 = 87 950 754 / 54 523 095 = 1,6
2) Рассчитаем эффективность от выставочной деятельности за 2010 год:
Эф 2010 = 160 204 400 / 59 394 887 = 2,7
3) Рассчитаем эффективность от выставочной деятельности за 2011 год:
Эф 2011 = 193 575 800 / 65 527 847 = 2,96
В результате проведенных расчетов видно, что наибольший коэффициент эффективности от выставочной деятельности составил 2,96 в 2011 году. Это значит, что на один затраченный рубль приходится 2,96 рубля, полученных от выставочных мероприятий. Это говорит о том, что выставочную деятельность 2011 года на ОАО «Могилевский металлургический завод» можно считать наиболее эффективной. Наименьший коэффициент эффективности от выставочной деятельности приходится на 2009 год и составляет 1,6. Это значит, что на один затраченный рубль приходится 1,6 рубля, полученных от выставочных мероприятий.
Однако метод расчета, применяемый на предприятии недостаточно точно отражает эффективность проводимых выставочных мероприятий, поскольку не используется показатель дополнительной прибыли, полученный от проводимых мероприятий, который бы позволил провести сравнения с затратами на выставочно-ярмарочную деятельность.
В целом выставочную деятельность ОАО «Могилевский металлургический завод» можно считать удовлетворительной, поскольку она не является убыточной.
ОАО «Могилевский металлургический завод» значительное внимание уделяет не только выставкам но и другим мероприятиям коммуникационной политики.
Бюджет на рекламные мероприятия ОАО «Могилевский металлургический завод» формируется в зависимости от имеющихся средств.
Анализ рекламного бюджета ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009-2011 гг. представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Анализ коммуникационной политики ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009-2011 гг.
В тысячах рублей
Показатель |
2009 г. |
Уд. вес, % |
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Темп роста, % | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||||
Рекламе в прессе |
1 565 |
1,58 |
1 769 |
1,63 |
1 884 |
1,6 |
113 |
106,5 |
Печатная реклама |
6 030 |
6,1 |
6 294 |
5,8 |
6 444 |
5,5 |
104,3 |
102,4 |
Аудиовизуальная реклама |
7 324 |
7,4 |
8 597 |
7,96 |
10 231 |
8,7 |
117,4 |
119,1 |
Выставочная деятельность |
54 523 |
55,1 |
59 394 |
55,01 |
65 527 |
55,7 |
108,9 |
110,3 |
Рекламные сувениры |
3 367 |
3,4 |
3 883 |
3,6 |
4 375 |
3,7 |
115,3 |
112,7 |
Прямая реклама |
4 230 |
4,3 |
5 030 |
4,7 |
5 420 |
4,6 |
118,9 |
107,8 |
Наружная реклама |
2 121 |
2,1 |
2 430 |
2,3 |
2 456 |
2,1 |
114,6 |
101,1 |
Интернет-маркетинг |
523 |
0,5 |
776 |
0,7 |
1 212 |
1,03 |
148,4 |
156,2 |
Итого |
98 703 |
100 |
107 962 |
100 |
117 561 |
100 |
109,4 |
108,9 |
По данным таблицы 2.12 видно, что на ОАО «Могилевский металлургический завод» с каждым годом растут расходы на рекламу.
За 2009-2011 гг. расходы на рекламу увеличились. Больше всего в 2009-2011 гг. увеличились расходы на Интернет-маркетинг, темп роста в 2009 г. по сравнению с 2009 г. составил 48 %, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - 56,2 %.
Наибольший удельный вес в расходах на рекламу имеют затраты на выставки и ярмарки (55, 1 % - 2009 г., 55,01 - 2010 г., 55,7 % - 2011 г.),
Наименьший удельный вес имеют расходы на Интернет-маркетинг (0,5 % - 2009 г., 0,7 % - 2010 г., 1,03 - 2011 г.).
Исходя из полученного анализа можно сделать вывод, что рост выручки от реализации, увеличение количества договоров, заключенных на выставках появление новых рынков сбыта является доказательством того, что затраты на коммуникационную политику ОАО «Могилевский металлургический завод» полностью оправдывают себя.
2.3.4 Оценка ценовой политики предприятия
Ценовая политика - это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги.
В своей работе ОАО «Могилевский металлургический завод» использует затратный подход к ценообразованию.
Основой определения цены являются издержки производства на единицу продукции, к которым прибавляется величина неучтенных затрат и планируемая прибыль («средние издержки плюс прибыль»).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Структура затрат на производство
по отдельным элементам
Анализируя таблицу 2.13, можно сказать, что полная себестоимость продукции ОАО «Могилевский металлургический завод» уменьшилась в 2010 году по сравнению с 2009 г. на 56 001 млн р. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло увеличение себестоимости на 72 527 млн р.
Наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции предприятия имеют материальные затраты, их доля в структуре составила в 2009 году - 83,8 %, в 2010 году - 74,4 %, в 2011 г. - 85,4 %, а также расходы на оплату труда, удельный вес которых в 2009 году составил 9,1 %, в 2010 году - 15,8%, в 2011 г. - 8,8 %. Как видно, доля материальных затрат уменьшилась в 2010 году на 51 599 млн р., а в 2011 г. увеличилась на 67 500 млн р., расходы на оплату труда на предприятии в 2010 году сократилась по сравнению с 2009 годом на 1 736 млн р., а в 2011 г. увеличились на 2 815 млн р.
Таблица 2.13 - Анализ себестоимости продукции по элементам затрат за 2009-2011 годы
Элементы затрат |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, млн р. | ||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | |
1 Материальные затраты |
69 178 |
83,8 |
37 579 |
74,4 |
105 079 |
85,4 |
-51 599 |
+67 500 |
2 Расходы на оплату труда |
9 724 |
9,1 |
7 988 |
15,8 |
10 803 |
8,8 |
-1 736 |
+ 2 815 |
3 Отчисления на социальные нужды |
3 738 |
3,5 |
2 769 |
5,5 |
3 761 |
3,1 |
-969 |
+992 |
4 Амортизация основных средств |
1 680 |
1,6 |
298 |
0,6 |
741 |
0,6 |
-1 382 |
+443 |
5 Прочие затраты |
2 158 |
2 |
1 843 |
3,7 |
2 620 |
2,1 |
-315 |
+777 |
Полная себестоимость |
89 933 |
100 |
52 644 |
100 |
121 304 |
100 |
-56 001 |
+72 527 |
- переменные расходы |
73 220 |
84,3 |
39 902 |
74,8 |
102 953 |
85,1 |
-33 318 |
+ 63 051 |
- постоянные расходы |
16 713 |
15,7 |
12 742 |
25,2 |
18 351 |
14,9 |
-3 971 |
+5 609 |
Себестоимость продукции состоит из переменных и постоянных затрат. На предприятии переменные затраты составляют 84,3 % за 2008 год, 74, 8 % за 2009 г. и 85,1 % за 2010 год, т.е. наблюдается сначала уменьшение переменных затрат, а затем увеличение переменных затрат в структуре полной себестоимости продукции предприятия. В абсолютном выражении сумма переменных затрат снизилась на 52 030 млн р. в 2009 г., а в 2010 г. возросла на 66 918 млн р. Сумма постоянных затрат уменьшилась за 2009 год по сравнению с 2008 годом - на 3 971 млн р., а в 2010 г. увеличилась на 5 609 млн р. Продукция предприятия является материалоемкой, так как большую часть затрат составляют материальные затраты.
Ценовая политика ОАО «Могилевский металлургический завод» в области реализации продукции предусматривает стимулирование продаж следующими методами:
- применение надбавок и скидок в зависимости от объемов заказа;
- регулирование уровня цен в зависимости от степени ликвидности продукции;
- установка дифференцированных цен на различных рынках в зависимости от выбранной стратегии продаж.
Минимальные цены рассчитываются по основным видам продукции на основании плановой производственной себестоимости (без учета внепроизводственных расходов). В минимальную цену закладываются нгалоги в соответствии с действующим законодательством и минимальная прибыль, необходимая для воспроизводства.
В том случае, если при подписании спецификации к определенному договору установленная договорная цена на определенный вид продукции не выполняет следующие условия:
- договорная цена ниже уровня доведенной минимальной цены;
- при расчете в бюро цен, средняя величина рентабельности по фактической отгрузке на дату подписания ниже рентабельности, запланированной в плане производства товарной продукции ОАО «Могилевкий металлургический завод» специалисты составляют отчет-обоснование данной договорной цены и предоставляют в бюро цен.
Таким образом, на ОАО «Могилевский металлургический завод» используется метод полных издержек. Так как за основу берется себестоимость, то к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавлена надбавка, которая покрывает затраты по реализации и обеспечивает прибыль. В надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.
3 Совершенствование
3.1 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»