Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной работе раскрывается сущность маркетингового анализа предприятия. Описывается маркетинговая деятельность предприятия по таким направлениям, как ценовая, товарная ,коммуникационная ,сбытовая политика.
Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия.........5
1.1 Понятие и основные категории маркетинга.............................................5
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности промышленного предприятия.................................................................................................................8
1.3 Методы анализа маркетинговой деятельности.......................................11
2 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия...............................18
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия...............................20
2.3.1 Оценка товарной политики предприятия.............................................20
2.3.2 Оценка сбытовой политики предприятия............................................25
2.3.3 Оценка коммуникационной политики предприятия...........................31
2.3.4 Оценка ценовой политики предприятия..............................................35
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металургический завод»............................................................................................38
3.1 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»......................................................38
3.2 Экономическая эффективность совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..............................41
Заключение.......................................................................................................49
Список использованных источников.............................................................51
Товарная политика - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.
Рассмотрим ассортимент товаров, производимых ОАО «Могилевский металлургичекский завод» в таблице 2.4.
Из таблицы 2.4 видно, что предприятие производит широкий ассортимент продукции.
Качество продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на
рынке. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции.
Таблица 2.4 - Ассортимент товаров ОАО «Могилевский металлургический завод»
Наименование товара | |
Трубы стальные электросварные прямошовные наружным сечением не более 168,3 мм | |
Трубы стальные электросварные профильные с толщиной стенки не более 2 мм | |
Трубы стальные электросварные профильные с толщиной стенки более 2 мм | |
Трубы стальные электросварные прямошовные оцинкованные наружным сечением не более 168,3 мм | |
Дробь чугунная | |
Дробь стальная | |
Профиль стальной оцинкованный холоднодеформированный с толщиной стенки менее 2,5 мм | |
Люки чугунные смотровых
колодцев для телефонных, канализационных,
водосточных и аналогичных | |
Профиль стальной оцинкованный холоднодеформированный с толщиной стенки 2,5 мм и более | |
Лестницы и лестницы стремянки из черных металлов | |
Бидоны для ГСМ | |
Урны металлические | |
Прочие изделия из черных металлов (столбики для изгороди, кресты металлические, секции заборные, скамьи садовые) |
Выпускаемая продукция ОАО «Могилевский металлургический завод» отвечает всем параметрам оценки качества. На предприятии проводится контроль за качеством производимой продукции, постоянный анализ и на этой основе поддерживается высокий уровень качества продукции.
Кроме того важным аспектом деятельности предприятия является соответствие выпускаемой продукции действующим стандартам. В настоящее время сертифицированы все основные виды продукции.
Продукция предприятия (оборудование
для детских игровых и
Рассмотрим структуру производства по основным видам продукции за 2009-2011 гг. в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Структура производства по основным видам продукции
В тоннах
Продукция |
2009 г. |
Уд. вес, % |
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Темп роста,% | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||||
Трубы стальные |
88 807 |
83,78 |
47 143 |
87,3 |
65 820 |
81,9 |
53,1 |
139,2 |
Литье чугунное |
17 196 |
16,2 |
6 880 |
12,7 |
14 518 |
18,1 |
40 |
211,01 |
Литье стальное |
21 |
0,04 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
106 024 |
100 |
54 023 |
100 |
80 338 |
100 |
50,95 |
148,7 |
Данные таблицы 2.5 показывают, что за 2009-2010 гг. объем производства труб стальных уменьшился на 46,9 %, литья чугунного на 60 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. объем производства труб стальных увеличился на 39,2 %, литья чугунного на 111 %. Трубы стальные имеют наибольший удельный вес в производстве, следовательно, трубы стальные являются основным видом производимой продукции.
Для эффективной реализации товарной стратегии и организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товаров, специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объемы продаж и уровень прибыли предприятия.
Продукции ОАО «Могилевский металлургический завод» проходит классический жизненный цикл товаров, затрагивая все стадии жизненного цикла: разработку, выведение на рынок, рост, зрелость, упадок.
Товарной номенклатуре предприятия ОАО «Могилевский металлургический завод» свойственны четыре характеристики: широта, глубина, насыщенность. Под широтой товарной номенклатуры подразумевают количество выпускаемых ОАО «Могилевский металлургический завод» ассортиментных групп. Так, ОАО «Могилевский металлургический завод» производит следующую товарную номенклатуру:
- трубы стальные;
- дробь техническая;
- люки чугунные;
- профили стальные;
- товары народного потребления.
Глубина товарной номенклатуры определяется количеством вариантов исполнения каждого отдельного вида продукции в рамках ассортиментной группы.
Так, например, различают трубы стальные электросварные прямошовные наружным сечением не более 168,3 мм, трубы стальные электросварные профильные с толщиной стенки не более 2 мм, трубы стальные электросварные профильные с толщиной стенки более 2 мм, трубы стальные электросварные прямошовные оцинкованные наружным сечением не более 168,3 мм.
Аналогично имеются
Гармоничность товарной номенклатуры характеризует степень сходства между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, или иных показателей. На ОАО «Могилевский металлургический завод» ассортиментные группы товаров гармоничны в том смысле, что все они производятся из аналогичного сырья.
В настоящее время ОАО «Могилевский металлургический завод» является крупнейшим предприятием Республики Беларусь, выпускающим трубы стальные и сталь техническую.
В качестве товарного знака предприятием ОАО «Могилевский металлургический завод» выбран графический символ, который представляет собой сочетание букв «М» (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Товарный знак ОАО «Могилевский металлургический завод»
Данный товарный знак присущ только продукции ОАО «Могилевский металлургический завод». Товарный знак завода ОАО «Могилевский металлургический завод» используется для создания определенного имиджа и позволяет осуществлять более эффективную политику продаж. Одной из важных функций товарного знака предприятия ОАО «Могилевский металлургический завод» является реклама выпускаемой продукции, поскольку завоевавший доверие товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком.
Что касается упаковки продукции
ОАО «Могилевский металлургический
завод», то упаковка труб производится
в квадратные и шестигранные упаковки
массой от 0,8 тоннн до 4,5 тонн., удобные
для транспортировки и
По желанию заказчика проводится 100 % испытание труб гидравлическим давлением, консервационное покрытие, легко удаляемое с поверхности труб.
Для сохранения высокого качества труб стальных в процессе транспортировки и защиты перевозимых грузов от атмосферных осадков ОАО «Могилевский металлургический завод» производит отгрузку трубной продукции железнодорожным транспортом с использованием специального вида упаковки - полипропиленовых вагонных вкладышей.
Вкладыш изготавливается из полипропиленовой ламинированной ткани в виде короба с откидными крышками (клапанами), оснащенными петлями и завязками для скрепления.
Преимущества данной транспортировки заключаются в следующем:
- защита перевозимых грузов от атмосферных осадков, воздействия влажности воздуха и других внешних факторов;
- повышенная экологичность перевозок;
- отсутствие просыпания груза через конструктивные зазоры и дверное пространство вагонов;
- исключение контакта продукта с металлическими элементами кузова вагона.
Дробь упаковывается в мешки «Биг-Бэг» вместимостью 1000 кг и в мешки из пропиленовой ткани вместимостью 25 кг по 40 шт на деревянном европоддоне под термоусадочной пленкой.
Также возможно изготовление специальной упаковки по требованию клиента.
Таким образом, ОАО «Могилевский металлургический завод» постоянно повышает уровень и качество обслуживания клиентов.
2.3.2 Оценка сбытовой политики предприятия
Для предприятия выбор сбытовой сети (каналов распределения) - это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с его собственными целями.
ОАО «Могилевский металлургический завод» использует канал нулевого уровня (рисунок 2.1) и одноуровневый канал (рисунок 2.2) распределения продукции.
Канал нулевого уровня подразумевает хозяйственные отношения по производству и реализации готовой продукции между ОАО «Могилевский металлургический завод» и заказчиками непосредственно. Более 96 % реализуемой на территории Республики Беларусь продукции поставляется по прямым договорам с потребителями.
Рисунок 2.1 - Нулевой канал распределения продукции ОАО «Могилевский металлургический завод»
В связи с тем, что ОАО «Могилевский металлургический завод» входит в состав ПО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Могилевский металлургический завод» осуществляет реализацию выпускаемой продукции через товаропроводящую сеть РУП «Белорусский металлургический завод»: BELMET Handelsgesellschaft m. b. H, Линц, Австрия; ООО «Торговый Дом БМЗ» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Доведение продукии до потребителя через товаропроводящую сеть является одноуровневым каналом распределения продукции.
Рисунок 2.2 - Одноуровневый канал распределения продукции ОАО «Могилевский металлургический завод»
В настоящее время увеличение объемов продаж осуществляется в основном за счет привлечения новых заказчиков и активизации работы с фирмами, с которыми уже сложились партнерские отношения.
Высокие первоначальные расходы
по организации собственной
Рассмотрим динамику отгрузки продукции по месяцам за период 2009-2011 гг. в таблице 2.6.
Как видно из таблицы 2.6 отгрузка продукции носит неустойчивый характер и имеет ежегодную тенденцию к колебаниям. Вначале 2009 г. наблюдается рост объема отгрузки, а к концу 2009 г. данный показатель снижается. В январе-апреле 2010 г. отгрузка увеличивается, а в мае-декабре наблюдается тенденция к снижению. В 2011 году наблюдается постоянное колебание отгрузки продукции. В 2010 г. по отношению к 2009 г. отгрузка продукции уменьшилась на 30 824, 14 тонн или на 22,4 %. В 2011 г. по отношению к 2010 г. произошло снижение данного показателя на 47 451,3 тонн или на 44,5 %.
Таблица 2.6 - Отгрузка продукции ОАО «Могилевский металлургический завод» по месяцам за 2009-2011 гг.
В тоннах
Месяц |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Темп роста, % | ||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
Январь |
10 522,28 |
11 622,29 |
5 869,85 |
+1 100, 01 |
-5 752,44 |
110,5 |
50,5 |
Февраль |
10 961,15 |
11 454,48 |
3 838, 24 |
+493,33 |
-7 616,24 |
104,5 |
33,5 |
Март |
12 305,1 |
12 491,23 |
4 607,80 |
+186,13 |
-7 883,42 |
101,5 |
36,9 |
Апрель |
11 430,69 |
13 321,55 |
4 873,57 |
+1 890,9 |
-8447,981 |
116,5 |
36,6 |
Май |
12 876,17 |
11 806,76 |
3 216,63 |
-1 069,41 |
-8 590,14 |
91,7 |
27,2 |
Июнь |
13 418,93 |
11 329,52 |
4 652,34 |
-2 089,41 |
-6 677,18 |
84,4 |
41,1 |
Июль |
11 336,54 |
8 731,33 |
7 444,9 |
-2605,21 |
-1 286,43 |
77,01 |
85,3 |
Август |
12 858,58 |
6 404,78 |
4 776,16 |
-6 453,79 |
-1 628,63 |
49,8 |
74,6 |
Сентябрь |
11 743,97 |
6 636,22 |
3 737,72 |
-5 107,74 |
-2 898,51 |
56,5 |
56,3 |
Октябрь |
11 333,91 |
6 462,18 |
6 625,2 |
-4 871,72 |
+163,020 |
57,02 |
102,5 |
Ноябрь |
10 591 |
3 741,51 |
5 056,1 |
-6 849,49 |
+1 314,59 |
35,3 |
135,1 |
Декабрь |
8 088,77 |
2 641,09 |
4 493,19 |
-5 447,67 |
+1 852,10 |
32,6 |
170,1 |
Итого |
137 467,1 |
106 642,95 |
59 191,7 |
-30 824,14 |
-47 451,25 |
77,6 |
55,5 |