Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной работе раскрывается сущность маркетингового анализа предприятия. Описывается маркетинговая деятельность предприятия по таким направлениям, как ценовая, товарная ,коммуникационная ,сбытовая политика.
Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия.........5
1.1 Понятие и основные категории маркетинга.............................................5
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности промышленного предприятия.................................................................................................................8
1.3 Методы анализа маркетинговой деятельности.......................................11
2 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский металлургический завод»..........................................................................................16
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия...............................18
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия...............................20
2.3.1 Оценка товарной политики предприятия.............................................20
2.3.2 Оценка сбытовой политики предприятия............................................25
2.3.3 Оценка коммуникационной политики предприятия...........................31
2.3.4 Оценка ценовой политики предприятия..............................................35
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металургический завод»............................................................................................38
3.1 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»......................................................38
3.2 Экономическая эффективность совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод»..............................41
Заключение.......................................................................................................49
Список использованных источников.............................................................51
Отгрузка труб стальных в дальнее зарубежье и страны Балтии осуществляется в том числе и по давальческим контрактам. Увеличились по прямым договорам с потребителями отгрузка продукции в страны Европейского Союза.
На трубном рынке стран Европейского Союза представлена продукция заводов из Турции, Польши, Украины, России, Италии, Германии и т.д. В условиях жесткой рыночной конкуренции, когда трубные производства Украины, Германии, Польши испытывают недостаток в заказах и временами вынужденно простаивают, трубы ОАО «Могилевский металлургический завод» по соотношению цена/качество по-прежнему востребованы на западном рынке. Рассмотрим динамику отгрузки труб по рынкам сбыта в таблице 2.7.
Данные таблицы 2.7 показали, что отгрузка труб стальных в Республике Беларусь в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 3,8 %, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. темп роста составил 265,4 %. За 12 месяцев 2011 года объем реализации стальных труб производства ОАО «Могилевский металлургический завод» составил 66 310 тонн, что составило 139,0 % к уровню 2010 года. В страны Содружества Независимых Государств отгрузка труб уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 28,5 %, в 2010 г. по сравнению с 2010 г. отгрузка труб увеличилась на 68,6 %.
Таблица 2.7 - Анализ рынков сбыта труб стальных ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009-2011 гг.
В тоннах
Страна |
2009 г. |
Уд. вес, % |
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Темп роста, % | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||||
Беларусь |
3 878 |
4,5 |
3 999 |
8,3 |
14 613 |
22,1 |
103,8 |
365,4 |
СНГ, в т. ч. |
21 064 |
24,6 |
15 052 |
31,6 |
25 347 |
38,1 |
71,5 |
168,6 |
- Россия |
20 918 |
99,3 |
14 855 |
98,7 |
24 785 |
99,1 |
71 |
166,8 |
- Казахстан |
146 |
0,7 |
197 |
1,3 |
195 |
0,9 |
134,9 |
99 |
ЕС, в т. ч. |
60 848 |
70,9 |
28 656 |
60,1 |
26 350 |
39,8 |
50,5 |
92 |
- Германия |
47 130 |
77,5 |
26 911 |
93,9 |
22 605 |
86 |
57,1 |
84 |
- Страны Балтии |
13 718 |
22,5 |
1 663 |
6,1 |
3 683 |
14 |
17,3 |
221,5 |
Итого |
85 790 |
100 |
47 707 |
100 |
66 310 |
100 |
58,5 |
139 |
В страны Европейского Союза отгрузка труб стальных в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилась на 49,5 %, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 8 %. Основная часть труб стальных была отгружена в страны Европейского Союза.
Проведенный анализ структуры реализации труб стальных за 2009-2011 гг. показал, что трубы производства ОАО «Могилевский металлургический завод» наиболее востребованы на рынке Германии, России.
Ключевые факторы успеха
по отзывам европейских
На трубном рынке России широко представлена продукция российских производителей. Производством стальных труб в России занимается порядка 50-ти предприятий, 7 из них обеспечивает основной объем выпуска (около 80 %). В среднем в стране ежемесячно производится около 725 тыс. тонн трубы (в т. ч. малого и среднего диаметра - 300,4 тыс. тонн, профильных - 87, 3 тыс. тонн).
Таблица 2.8 - Ключевые факторы успеха (отраслевые факторы успеха) ОАО «Могилевский металлургический завод»
Сфера деятельности (продукт) |
Ключевые факторы успеха |
Реализация труб стальных |
- высокое качество труб - мобильность производства в части выполнения заказов - постоянное расширение сортамента выпускаемых труб - четкая организация доставки до потребителя - конкурентоспособная цена |
Реализация дроби |
- соответствие дроби действующим стандартам - гарантия сохранности качества при транспортировке - универсальная упаковка в мешки типа «Биг-Бэг» вместимостью 1 тонна либо в мешки из пропиленовой ткани вместимостью 25 кг на европоддонах массой 1 000 кг. или 500 кг заказов |
Крупнейшим зарубежным поставщиком на рынок труб Российской Федерации остается Украина. По итогам 12 месяцев 2009 года ее доля в поставках труб из-за рубежа на рынок Российской Федерации составила 60 %. В тоже время, ввиду увеличения в 2009 г. импорта труб из Германии и Китая, данный показатель снизился. Именно рост поставок из Китая обеспечил рост совокупного импорта трубной продукции в Российской Федерации.
Основными потребителями дроби чугунной являются машиностроительные, вагоностроительные и станкостроительные предприятия, литейные производства, инструментальные заводы.
Наиболее предпочтительные рынки сбыта дроби чугунной ОАО «Могилевский металлургический завод»: Республика Беларусь, Украина, Чехия, Польша, Российская Федерация. Высокий уровень цен на дробь в Республике Беларусь обусловлен тем, что завод является единственным производителем дроби в стране.
Рассмотрим динамику отгрузки дроби чугунной по рынкам сбыта за 2009-2011 гг. в таблице 2.9.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшился объем отгрузки на 41,7 %.
За 2011 год объем продаж дроби чугунной производства ОАО «Могилевский металлургический завод» составил 11 143 тонн. За аналогичный период прошлого года было реализовано 6 022 тонн. Объем реализации составил по отношению к 2010 году 185 %.
Таблица 2.9 - Анализ рынков сбыта дроби чугунной ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009-2011 гг.
В тоннах
Страна |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, 2010 г. к 2009 г., % |
Темп роста 2011 г. к 2010 г., % |
Беларусь |
2 374 |
1 237 |
1 242 |
52,1 |
100,4 |
СНГ, в т. ч. |
5 029 |
2 583 |
4960 |
51,3 |
192 |
Россия |
2 241 |
1 905 |
2 779 |
85 |
145,9 |
Украина |
2 606 |
609 |
2 039 |
23,4 |
334,8 |
Казахстан |
182 |
55 |
134 |
30,2 |
243,6 |
Молдова |
0 |
14 |
8 |
75,5 |
57,1 |
ЕС, в т. ч. |
2 918 |
2 202 |
4 941 |
85,2 |
224,4 |
Германия |
1 028 |
876 |
2 472 |
75,5 |
282,2 |
Польша |
770 |
581 |
1 074 |
85,2 |
184,9 |
Нидерланды |
320 |
540 |
420 |
1,68 |
77,8 |
Чехия |
800 |
185 |
468 |
123,1 |
253 |
Великобритания |
0 |
0 |
240 |
- |
0 |
Страны Балтии |
0 |
20 |
267 |
- |
1 335 |
Итого |
10 321 |
6 022 |
11 143 |
58,3 |
185 |
Проведенный анализ структуры продаж дроби чугунной за 2011 год показал, что дробь производства ОАО «Могилевский металлургический завод» наиболее востребована на рынке России, Украины, Германии, Польши.
За 12 месяцев 2009 года на рынок Российской Федерации отгружено 2 241 тонну дроби чугунной, что способствовало падению объемов продаж дроби чугунной, то обусловлено переходом части потребителей на использование стальной дроби и появлением новых производителей дроби чугунной.
Литейный завод «Феррум-Плав», г. Вологда активно реализует политику продвижения продукции на рынок Российской Федерации, предлагает гибкую систему скидок с предоставлением долгосрочных товарных кредитов. ЗАОР «Старооскольский механический завод», г. Старый Оскол, производит как чугунную, так и стальную дробь. При этом 2/3 в объемах производства занимает стальная дробь, как более перспективная с точки зрения реализации.
Важным резервом увеличения объемов продаж ОАО «Могилевский металлургический завод» является дальнейшее развитие производства люков смотровых колодцев. За 12 месяцев 2009 года было отгружено 4 294 тонны (таблица 2.10).
За 2011 год реализация чугунного литья ОАО «Могилевский металлургический завод» составила 2 240 тонна, или 54, 6 % к объему реализации за аналогичный период 2010 года.
Доля ОАО «Могилевский металлургический завод» в общем объеме фасонного литья, производимого в Республике Беларусь, составляет 13-15 %.
Таблица 2.10 - Анализ рынков сбыта люков чугунных ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009 - 2011 гг, т.
Страна |
2009 г. |
Уд. вес, % |
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Темп роста, % | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||||
Беларусь |
2 483 |
58,3 |
2588 |
63,1 |
1 568 |
70 |
104,2 |
60,6 |
Россия |
1 654 |
38,3 |
1397 |
34 |
577 |
25,8 |
84,5 |
41,3 |
Страны Балтии |
157 |
3,4 |
118 |
2,9 |
95 |
4,2 |
75,2 |
80,5 |
Итого |
4 294 |
100 |
4103 |
100 |
2240 |
100 |
95,6 |
54,6 |
Из таблицы 2.10 видно, что в 2009 г. по сравнению с 2010 г. объем отгрузки люков чугунных снизился на 4,4 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. отгрузка люков уменьшилась на 45,4 %. В 2008 г., 2010 г., 2011 г. больше всего было реализовано люков чугунных в Республику Беларусь, так как удельный вес отгрузки составил 58,3 %, 63,1 % и 70 % соответственно. Меньше всего люков было реализовано в Страны Балтии.
На рынке Республики Беларусь люки производства ОАО «Могилевский металлургический завод» конкурируют с продукцией Гомельского завода «Центролит», КУП «Сморгонский литейно-механический завод», РУП «Слуцкий завод «Эмальпосуда». Доля ОАО «Могилевский металлургический завод» в общем объеме фасонного литья, производимого в Республике Беларусь, составляет 17-19 %.
2.3.3 Оценка коммуникационной политики предприятия
По всем видам продукции, изготавливаемой ОАО «Могилевский металлургический завод», ведется целенаправленная рекламная работа. Изучаются запросы и предложения потребителей, как при помощи прямой рассылки рекламной информации и прайс-листов, в телефонных разговорах, так и посредством проведения переговоров непосредственно на заводе и выставках.
Участие в выставках - один из наиболее эффективных приемов стимулирования сбыта.
В 2011 г. ОАО «Могилевский металлургический завод» принял участие в следующих выставках:
- «БудПрогресс-2011»;
- «СтройЭкспо-2011»;
- «КульБытХозтовары-2011»;
- «Хозтовары-2011»;
- «Хозторг-2011»;
- «КазБилд»;
- «УзБилд»;
- «МогилевСтройПрогресс-2011»;
- Национальная выставка Республики Беларусь в Москве;
- постоянно действующая выставка продукции г. Могилева и Могилевской области.
Для того, чтобы оценить эффективность от участия предприятия в выставочной деятельности в таблице 2.12 были определены сводные затраты на эти мероприятия и эффект полученный от них в денежной сумме заключенных договоров.
Таблица 2.11 - Оценка выставочной деятельности ОАО «Могилевский металлургический завод» за 2009-2011 гг.
Год |
Затраты на участие, р |
Суммы заключенных договоров, р. |
Кол-во заключенных договоров, шт. |
2009 г. |
54 523 095 |
87 950 754 |
12 |
2010 г. |
59 394 887 |
160 204 400 |
104 |
2011 г. |
65 527 847 |
193 575 800 |
85 |
Итого |
179 445 829 |
441 730 954 |
199 |