Маркетинг города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:39, реферат

Описание работы

Работа над этой книгой началась в январе 2006 года, и тогда ее рабочим названием было "Маркетинг города: скоро в России". Прошло два года, и стало ясно, что название устарело: "скоро" теперь можно смело заменить на "уже". Стремительность перемен в жизни российских городов подтверждает, насколько актуальна тема, которой посвящена книга. В итоге было решено "не гнаться за временем" и оставить "обобщенное" название. Мы видим, что, несмотря на трудности специфического местного самоуправления в России, множится число городов, пытающихся формировать осознанную и даже относительно самостоятельную социально-экономическую политику своего развития.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 2.41 Мб (Скачать файл)

 

"Вопрос 8. Откуда Вы в основном  получаете информацию об Уссурийске?"

 

Основными источниками информации для приезжающих в Уссурийск является телевидение, коллеги и друзья. Услугами информационных центров и туристических компаний практически никто не пользовался, а в числе известных назывались "Заря", "Интурист" и "Спутник".

 

"Вопрос 9. Что Вам больше всего  нравится в Уссурийске и делает  Ваше пребывание комфортным?"

 

Больше всего гостям города нравится в Уссурийске его архитектура и благоустройство. Плюсами города, по мнению опрошенных, являются также природно-климатические факторы, хорошая экология и большое количество зеленых насаждений. Из отдельных строений гостям особенно понравились кинотеатр "Россия", бассейн ВРД, ледовая арена и поющий фонтан возле кинотеатра "Горизонт".

 

"Вопрос 10. Что Вам больше всего НЕ нравится в Уссурийске и портит Ваше впечатление о городе?"

 

Больше всего, по мнению опрошенных, портит впечатление о городе грязь на улицах, плохие дороги, обшарпанность фасадов домов и наличие большого количества деревенских домов в центре города.

 

"Вопрос 11. Выделите, пожалуйста, особенности, уникальные черты города, которые  могли бы стать основой для  имиджа Уссурийска и привлекали  бы больше гостей"

 

Уникальными чертами города, по мнению его гостей, являются хорошая экология и природное расположение, а также горожане и атмосфера города, его архитектура и памятники. Среди специфических черт города можно также выделить наличие китайского рынка. Узнаваемыми брендами могут стать уссурийский бальзам и тигры.

 

"Вопрос 12. Собираетесь ли Вы еще раз приехать в Уссурийск?"

 

Несмотря на отмеченные недостатки, большинство опрошенных (74%) собираются в будущем вновь посетить город, тогда как только каждый восьмой гость больше не планирует поездок в Уссурийск.

 

"Вопрос 13. По желанию или по  необходимости?"

 

Анализируя причины, по которым может состояться следующее посещение города, нужно отметить значительную долю отказавшихся отвечать на данный вопрос, что может свидетельствовать о том, что решение посетить город еще окончательно не сформировалось. Из числа ответивших на этот вопрос 71% собирается приехать по желанию, а 29% - по необходимости.

 

Часть 2. Результаты анкетирования городских специалистов, занятых в туристической сфере

 

Анкетирование представителей туристических фирм Уссурийска проводилось в январе-марте 2007 г. Всего было собрано 35 заполненных анкет, но из них 8 анкет не учитывались при анализе результатов, так как их качество было сомнительным (анкеты были заполнены одним и тем же лицом).

 

"Вопрос 1. Укажите, пожалуйста, сферу  Вашей профессиональной деятельности в туристическом комплексе"

 

Среди опрошенных представителей туркомпаний 37% занимаются организацией досуга, экскурсий и предоставляют услуги перевода. 15% работают в сфере торговли, гостиничного бизнеса и предоставления транспортных услуг.

 

"Вопрос 2. Как бы Вы в целом  оценили развитие туризма в  Уссурийске за последние 5-7 лет?"

 

Из числа ответивших на данный вопрос представителей турфирм Уссурийска (60%) большинство (68%) позитивно оценивают развитие отрасли в городе. Однако большое количество опрошенных (40%) затруднились с ответом, что не позволяет однозначно говорить о положительной динамике в развитии отрасли. Как показал анализ последующих ответов, в отрасли имеется большой спектр нерешенных проблем.

 

"Вопрос 3. Оцените по 10-балльной шкале следующие параметры туристической привлекательности города"

 

По мнению представителей туриндустрии Уссурийска, наиболее хорошая ситуация в городе с пассажирским транспортом и привлекательностью внешнего облика города. Наиболее проблемными с точки зрения развития туризма являются низкий уровень безопасности в городе и плохая экология.

 

Вопрос 3. Опишите, пожалуйста, 2-3 портретные категории туристов, чаще всего посещающих Уссурийск

1. Граждане КНР трудоспособного  возраста и школьники. Туризм и торговля автотранспортом.

2. Жители окрестных городов  и сел. Школьники. Экскурсии, отдых.

 

Вопрос 4. Опишите, пожалуйста, те категории туристов, которые город мог бы привлечь, но пока этого не делает

1. Граждане США и Японии. Познавательный и этнографический туризм.

2. Жители других городов  Дальнего Востока и сопредельных  районов. Отдых, рыбалка, экологический  туризм.

 

"Вопрос 4. Есть ли у Уссурийска  города - конкуренты в борьбе за  туристический рынок?"

 

Основным конкурентом Уссурийска в борьбе за туристов, по мнению представителей туристических организаций города, является Владивосток.

В чем их преимущество перед Уссурийском?

1. Географическое положение: наличие моря, порта, аэропорта.

2. Более развитая инфраструктура  отдыха: есть лыжные базы, больше мест отдыха, выше уровень туристического сервиса.

3. Крупный и современный  город: выше предпринимательская  активность, больше достопримечательностей, больше возможностей для активного  отдыха.

4. Благоприятные экологические  условия и красивая природа.

 

"Вопрос 5. Как Вы думаете, что  является сильными сторонами  и главными стимулирующими факторами  Уссурийска в борьбе за туристические  рынки?"

 

Только 4% опрошенных представителей туркомпаний отметили активность администрации как положительный фактор в борьбе за туристические рынки. Большинство опрошенных в качестве таких факторов назвало архитектурные памятники и обустройство города, его географическое положение и природно-климатические условия.

 

"Вопрос 6. В чем главные слабости, проблемы Уссурийска, которые тормозят развитие туристической отрасли?"

 

Основными слабостями Уссурийска являются низкий уровень развития рынка туристических услуг, недостаток информации о городе в Интернете и низкий уровень материально-технической базы музеев. Представители туристических компаний города отмечают, что отсутствие возможностей для отдыха и развлечений сильно тормозит разработку новых туристических маршрутов, так как для сбалансированности экскурсии необходимо предоставить туристам возможность отдохнуть и развлечься.

 

"Вопрос 7. В чем Вы видите  главную проблему непосредственно  в Вашей области деятельности?"

 

На данный вопрос ответило лишь небольшое количество респондентов, но подавляющее большинство отметило наличие турфирм-однодневок в качестве главной проблемы, тормозящей развитие туристической отрасли в городе.

 

Вопрос 8. У Вас есть возможность профинансировать один конкретный проект по развитию туризма в Уссурийске. Что бы Вы сделали?

Жирным выделены конкретные проектные идеи, предложенные респондентами.

1. Инвестирование в развитие Уссурийской заповедной зоны.

2. Строительство аквапарка  или мини-диснейленд с огромной  статуей тигра в центре.

3. Инвестиции на улучшение  безопасности в городе.

4. Объявить конкурс проектов  с хорошим поощрительным призом.

5. Организация туристической базы.

6. Финансирование строительства  отеля или Диснейленда, аквапарка, туристического комплекса.

7. Развитие системы охраны  памятников архитектуры и культуры.

8. Спонсировать турфирму "Незабудка" с целью ее развития  до мировых стандартов.

9. Строительство пансионата в пригороде на берегу реки.

 

"Вопрос 9. Выделите, пожалуйста, (возможные) сильные стороны, особенности, уникальные  черты города, которые могли бы  стать основой для имиджа Уссурийска  и привлекали бы больше гостей"

 

Большинство респондентов полагают, что имидж Уссурийска следует разрабатывать, основываясь на имеющихся в городе памятниках архитектуры и старины, а также большого количества зеленых насаждений. Только 7% опрошенных считают, что отличительных черт, которые послужили бы основой для имиджа города, у Уссурийска нет. Это благоприятно низкий показатель в сравнении с ответами на этот вопрос, полученными в других российских городах.

 

Часть 3. Сравнительный анализ

 

Оцените следующие характеристики Уссурийска и параметры туристической привлекательности города.

 

"Диаграмма 1. Гостиничные услуги"

 

По сравнению с опрошенными туристами представители туристических компаний более негативно оценивают качество гостиничных услуг в городе, отмечая при этом завышенные цены и низкие возможности выбора гостиниц как главную проблему развития туристической отрасли. 14% туристов отметили, что больше всего в городе им понравились гостиницы, а только 5% - что гостиницы и бытовые услуги портят впечатление о городе. Среди представителей туркомпаний 19% назвали низкое качество гостиниц одной из главных слабостей, проблем Уссурийска, которые тормозят развитие отрасли.

 

"Диаграмма 2. Сервис питания"

 

Представители туркомпаний более низко оценивают качество имеющегося в городе сервиса питания. Туристам больше всего нравится разнообразие, возможность выбора и доступность заведений общепита, хотя гостеприимство персонала и соотношение цена-качество они также оценивают достаточно высоко.

 

"Диаграмма 3. Привлекательность  внешнего облика"

 

Оценка внешнего облика Уссурийска туристами и туроператорами практически совпадает. В числе достоинств Уссурийска они отмечают хорошее озеленение города, красивые парки и привлекательный архитектурный облик, особенно в центре. Тем не менее ряд туристов выражают недовольство тем, что в историческом центре города имеется непривлекательная "деревенская" застройка.

 

"Диаграмма 4. Состояние дорог, тротуаров, благоустройство"

 

И представители турбизнеса, и туристы негативно оценивают качество дорог в Уссурийске, отмечая, что это одна из наиболее "проигрышных" с точки зрения туризма черт города, которая не только портит впечатление о нем у приезжающих, но и во многом определяет имидж города.

 

"Диаграмма 5. Уют городской среды"

 

"Диаграмма 6. Экологические условия"

 

Прежде всего обращает на себя внимание резкая поляризация мнений о состоянии окружающей среды среди самих уссурийцев. Это свидетельствует о том, что у горожан нет достаточной информации о реальном положении дел. В результате, как это всегда происходит с представлениями об экологии, люди начинают опираться на мнения, слухи, возникают стереотипы, затем - почти уверенность, не подтвержденная фактами.

И среди туристов, и среди туроператоров достаточно много тех, кто считает экологию Уссурийска не очень хорошей. Главным образом их недовольство связано с качеством воды и загазованностью воздуха. Однако в перспективе, по мнению участников опроса, природно-климатические факторы являются одним из конкурентных преимуществ города.

 

"Диаграмма 7. Стоимость товаров  и услуг"

 

"Диаграмма 8. Услуги связи, информационная среда"

 

"Диаграмма 9. Общественный транспорт"

 

Оценка работы общественного транспорта со стороны туроператоров гораздо выше, чем со стороны опрошенных туристов. Последние жалуются на некультурное поведение кондукторов в автобусах, отсутствие культуры вождения и качество дорог, по которым передвигается общественный транспорт.

 

"Диаграмма 10. Чувство безопасности  в городе"

 

Результаты опроса показывают, что и туристы и представители туриндустрии не удовлетворены качеством работы органов правопорядка и невысоко оценивают безопасность на улицах Уссурийска, особенно в вечернее и ночное время. 10% опрошенных туристов отметили, что именно низкий уровень безопасности портит впечатление о городе. 15% опрошенных туроператоров выделили проблемы с безопасностью в качестве главной проблемы Уссурийска, тормозящей развитие туристической отрасли.

 

"Диаграмма 11. Насколько легко  ориентироваться в городе"

 

Большинство опрошенных туристов отмечают легкость ориентирования в небольшом городе и удобство архитектурной планировки. Впрочем, это свидетельствует не об обилии и качестве ориентационных указателей, а о том, что маршруты приезжих по городу просты, проходят в пределах близких расстояний и часто ограничены по времени.

 

"Диаграмма 12. Культурная жизнь в городе"

 

"Диаграмма 13. Горожане и гостеприимство"

 

Часть 4. Выводы маркетинговых исследований

 

1. Одним из самых показательных  результатов анкетирования стал  существенный разброс мнений  респондентов по большинству  задаваемых вопросов. Это касается и мнений туристов, посетивших город, и (что более удивительно) специалистов, работающих в туристическом комплексе округа. Разброс мнений среди туристов может свидетельствовать о том, что потребительские (в качестве туристов) запросы и вкусы людей, посещающих Уссурийск, очень разные, а чаще вообще еще не сформированы. Это должно ориентировать город на работу с очень "пестрой" целевой аудиторией при развитии туристического комплекса. Большая разница (часто даже противоположность) мнений по ключевым вопросам среди городских специалистов в сфере туризма говорит о том, что у них нет достаточной и качественной информации о состоянии дел в тех или иных сферах жизнедеятельности города, в том числе и о состоянии дел в туристическом комплексе. Это ставит перед администрацией округа задачу обеспечения специалистов регулярной и достоверной информацией, а для этого необходим системный мониторинг развития туризма в городе по набору ключевых показателей.

Информация о работе Маркетинг города