Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:39, реферат
Работа над этой книгой началась в январе 2006 года, и тогда ее рабочим названием было "Маркетинг города: скоро в России". Прошло два года, и стало ясно, что название устарело: "скоро" теперь можно смело заменить на "уже". Стремительность перемен в жизни российских городов подтверждает, насколько актуальна тема, которой посвящена книга. В итоге было решено "не гнаться за временем" и оставить "обобщенное" название. Мы видим, что, несмотря на трудности специфического местного самоуправления в России, множится число городов, пытающихся формировать осознанную и даже относительно самостоятельную социально-экономическую политику своего развития.
2. Анкетирование уссурийских специалистов, работающих в туристической сфере, показывает, что рынок туристических услуг в городе еще далеко не сложился. Многие ниши на рынке пока вообще не заняты. Различные стороны, имеющие отношение к туризму и заинтересованные в его развитии (администрация округа, туристические фирмы, фирмы смежных отраслей, организации- производители городских услуг и т.д.), разобщены. Их совместная деятельность не скоординирована и не служит для решения общих задач. Ввиду этого округу (прежде всего, администрации) предстоит большая работа по обеспечению коммуникаций между заинтересованными сторонами, выработке совместных планов деятельности и мониторингу ее успешности. Необходимо также переосмыслить деятельность и функций ассоциации туристических организаций, как центрального исполнительного звена в реализации городских программ в сфере туризма.
3. Показательно, что многие
параметры туристического
4. Наиболее сильными конкурентными сторонами Уссурийска и туристы, и местные специалисты назвали: 1) природные комплексы, окружающие Уссурийск; 2) архитектурный облик города, реконструкцию городского центра, стилизованного под "старый", дореволюционный Уссурийск; 3) исторические памятники города.
5. Среди наиболее негативных
черт города выделяются: 1) плохое
состояние дорог и
6. Уссурийск имеет колоссальный потенциал развития в качестве туристического центра. Для этого у города есть много конкурентных преимуществ перед соседями, даже такими большими, как Владивосток. Главные преимущества: географическое положение в центре Приморского края, транзитное расположение на пути в/из Китая, близость уникальных природных комплексов, относительная близость аэропорта.
7. У города есть уникальные
возможности для имиджевого
8. При развитии туристического
комплекса городу необходимо
фокусироваться на работе с
конкретными и наиболее
9. Чем более фокусной,
сконцентрированной на работе
с конкретными целевыми
Визгалов Д.В.,
руководитель проектов Института экономики города
──────────────────────────────
*(1) "Голливуд - это, прежде всего, место. Его индустрия работает за счет постоянного доступа к креативным талантам совокупности людей, которые здесь сосредоточены... Такие места служат магнитом для талантов, притягивая их и объединяя... Реальный экономический смысл "голливудизации" заключается в том, что вместо компаний ее основными организационными элементами становятся различные места" (Флорида Р. Креативный класс. М.: Классика-XXI век, 2005. С. 44).
*(2) Современный экономический словарь / Под. ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 1998.
*(3) Meer J., van der. The role of city marketing in urban management. Rotterdam: EURICUR. Erasmus University, 1992.
*(4) Функе У. Методологические основы разработки городской концепции // Евроград. 1998. N 10. С. 48-53.
*(5) В связи с демографическим
кризисом российские эксперты даже выдвинули
тезис о грядущей "насильственной гуманизации"
общества. Ценность и значимость человеческой
жизни, личностного начала, демократических
прав и свобод будут необходимо главными
в российской государственной риторике
(см. напр. http://www.demoscope.ru/
*(6) Флорида Р. Креативный класс. М.: Классика-XXI век, 2005. С. 43-45.
*(7) Показателен в этом плане пример Бостона, см.: Ward S.V. Selling Places: The marketing and Promotion of Towns and Cities 1850-2000. London: Spon Press, 2004. Р. 190.
*(8) Один из наиболее интересных и основательных трудов, описывающих историю маркетинга городов-курортов, - книга С. Уарда (Ward S.V. Selling Places: The marketing and Promotion of Towns and Cities, 1850-2000. London: Spon Press, 2004).
*(9) См.: Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М.: Прогресс, 1993. С. 210.
*(10) Рекламные прокламации
новоявленных американских
*(11) Cм.: Ward S.V. Selling Places... Р. 13.
*(12) См.: USBC, County and City Data Book. Washington, D.C., 1994.
*(13) См.: Office of Population Census and Surveys, UK, London, 1994-1996.
*(14) См.: O'Connor J., Wynne D. From the Margins to the Center: Cultural Production and Consumption in Post-Industrial City. Aldershot Arena, 1996.
*(15) Новый урбанизм, о котором в России еще почти ничего не известно, - это попытка бороться с бесконтрольным ростом города путем восстановления общинного духа и чувства сообщества. Новый урбанизм сочетает в себе элементы архитектуры, планирования и градостроительства, объединенные вокруг нескольких ключевых идей: 1) взгляд на город с точки зрения пешехода - так называемые пять минут ходьбы; 2) особая роль границ - сплошное застроенное нечто должно смениться кластерами, между которыми лежат свободные пространства; 3) единство и целостность городского пространства. Идеальный город должен быть вписан в климат и ландшафт данной местности, в культуру своей страны, в свою историю, притом не только внешним обликом, но и структурно.
*(16) По подсчетам специалистов, только благодаря Олимпийским играм в Атланте в экономику Джорджии в период с 1991 по 1997 поступило около $5 млрд.
*(17) Мэр Ярославля
предложил всем городским
*(18) Впрочем, у Краснодара появился серьезный конкурент: велика вероятность того, что Краснодарский экономический форум может "мигрировать" в Сочи.
*(19) К. Андросов, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации, в интервью журналу "Эксперт" (2007. N 21).
*(20) В экономике
событий также присутствует
*(21) От англ. brand - товарная марка, клеймо.
*(22) Данный результат
имеет прямое экономическое
*(23) Жаль, однако, что пока в большинстве случаев подобные пиаровские кампании, спонтанные и поверхностные, проводятся в преддверии местных выборов или - и того хуже - в преддверии приезда высоких федеральных или региональных чиновников.
*(24) "Мостар" в переводе с турецкого - мостохранитель.
*(25) Типология - вид
классификации с упором на
качественные параметры
*(26) Похожая схема планирования проектов предлагается в монографии: Морс К., Страйк Р., Пузанов А.С. Эффективные решения в экономике переходного периода : Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики. М.: Айрис-пресс, 2007. С. 19-33.
*(27) См.: http://www.rian.ru/society/
*(28) Формат книги
не позволяет полностью
*(29) У Ф. Котлера этот процесс назван "визуализацией целевого поведения". См.: Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. С. 228.
*(30) Подробно о
способах оценки успешных
*(31) См., например: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 2001.
*(32) В философии
наиболее распространена
*(33) Гандрабура Е. Высокая мода для городов // Городской альманах. 2006. Вып. 2. С. 195.
*(34) Ashworth G., Voogd H. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning. L: Belhaven, 1990. Р. 82-83.
*(35) Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. С. 205.
*(36) За рубежом он лучше, чем внутри страны. Для европейцев Санкт-Петербург - это культурная столица России, с уникальной архитектурой, особым историческим микроклиматом, туристическими достопримечательностями. А к внутрироссийскому имиджу города в последние годы стали примешиваться нежелательные мотивы, связанные с ксенофобскими настроениями, криминализацией, неухоженностью городской среды.
*(37) Многочисленные примеры того, что интеллектуальные, эмоциональные и духовные качества выдающегося человека бывают обусловлены конкретным городом, приводятся в увлекательной книге П. Вайля "Гений места": "...связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Вернее так: несомненна, но таинственна..." (М.: Независимая газета, 2001. С. 7).
*(38) На это можно
возразить, приведя примеры городов,
называющих себя Северной
*(39) См., напр.: Ивина Л.В., Воронцов В.А. Терминология венчурного финансирования. М.: Академический проект, 2002. С. 66.
*(40) Закрытое административно-
*(41) См.: Гандрабура Е. Высокая мода для городов. С. 194.
*(42) Визгалов Д. Молчат о Перми? И слава Богу! Значит, это спокойный респектабельный город // Новый компаньон. 2004. 30 марта.
*(43) См.: Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. С. 268.
*(44) Бытует мнение, что у молодежи труднее всего пробудить интерес к общегородским делам. Это досадное заблуждение, поскольку, согласно многочисленным исследованиям и городским маркетинговым проектам, наиболее "отзывчивыми" и социально активными категориями горожан являются молодежь и пенсионеры.
*(45) Например, в нескольких городах по рекомендации Института экономики города использовался так называемый метод обученных наблюдателей, когда жители города (наиболее активны в этом смысле пенсионеры) на волонтерских началах оценивают состояние городских "мусорок" по единой визуальной шкале.
*(46) Согласно докладу
МОК, 18 тыс. человек, то есть 2/3 персонала,
обслуживавшего зимнюю Олимпиаду в Турине
в 2006 году, были волонтерами из числа жителей
города и его окрестностей (http://www.olympic.org/uk/
*(47) Под эффективностью понимается соотношение результатов и затрат.
*(48) Подробнее об
инвестиционном паспорте
*(49) См.: Atkinson R. Domestication by Cappuccino or a Revenge on Urban Space? Urban Studies, vol. 40, no. 9 (2003): 1829.
*(50) См.: Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. С. 288.
*(51) Принцип формирования "плотной" коммуникативной среды был в свое время положен в основу создания Силиконовой долины в США.
*(52) Недавно представитель
одной консалтинговой компании,
работающей с бизнесом, уверял
меня, что проблема кадров перед
российскими компаниями не
*(53) Еще одной
существенной для городов