Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:42, доклад
Российский рынок специй и приправ в целом несколько ряд подряд показывал высокие темпы роста. Активному развитию рынка способствует целый ряд факторов. С одной стороны, ускоряющий ритм жизни. С другой стороны – развитие рынка происходит и с позиций предложения: благодаря улучшению технологий производства повышается как качество, так и разнообразие продуктов
Самыми емкими на рынке специй и приправ остаются сегменты черного (красного) перцев и лавровый лист, на который по объему приходится порядка половины всех продаж.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Полное содержание исследования ..................................................................6
Список диаграмм ................................................................................................8
Список таблиц ....................................................................................................9
Список схем .......................................................................................................10
Выдержки из исследования.............................................................................11
Описание влияющих Рынков...........................................................................12
Рынок растениеводства ................................................................................12
Сегментация рынка ......................................................................................12
Объемы рынка ..............................................................................................12
Сегментация рынка............................................................................................13
Определение продукции ..................................................................................13
Сегментирование продукции по основным наименованиям....................13
Сегментирование Продукции по видам упаковки......................................13
Область применения специй и приправ ......................................................13
Ценовое сегментирование Продукции.........................................................14
Тенденции различных сегментах Продукции .............................................14
Основные количественные характеристики Рынка ..................................15
Объемы рынка...................................................................................................15
Влияние сезонности на Рынок.......................................................................15
Сбытовая структура Рынка .............................................................................16
Цепочка движения товара..............................................................................16
Краткое описание основных сегментов участников Рынка...................16
Производители Продукции .........................................................................16
Дистрибьюторы продукции .........................................................................16
Розничный сектор.........................................................................................16
Основные принципы ценообразования.........................................................16
Объемы импорта и экспорта ...........................................................................17
Соотношение объемов импорта и экспорта.............................................17
Объемы импорта .............................................................................................18
Основные страны-импортеры ....................................................................18
Основные страны-производители импорта .............................................19
Объемы экспорта ............................................................................................19
Основные страны-экспортеры....................................................................19
Основные страны-производители экспорта.............................................20
Конкурентный анализ........................................................................................21
Основные параметры конкуренции ...........................................................21
Основные производители. Описание профилей крупнейших компаний21
Сравнительная характеристика крупнейших игроков ............................22
Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими
производителями..........................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими дистрибьюторами и оптовыми
компаниями........................................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими компаниями розничного сектора.....23
Сравнительная характеристика крупнейших сетевых розничных
компаний по основным описательным параметрам и стратегии их
развития .........................................................................................................23
Тенденции в направлении конкуренции между компаниями
розничного сектора ......................................................................................24
Анализ потребителей.........................................................................................25
Описание потребителей................................................................................25
Сегментация потребителей с описанием и количественной оценкой
сегментов..........................................................................................................25
B2C рынки......................................................................................................25
B2B рынки ......................................................................................................25
Уровень потребления Продукции по видам и брендам Продукции........25
По видам ........................................................................................................25
По брендам....................................................................................................25
Степень активности в потреблении Продукции .....................................25
Потребительские предпочтения.................................................................25
Потребительские мотивации и поведение при покупке Продукции или
Услуги .................................................................................................................26
Зависимость спроса на Продукцию или Услуги от различных
характеристик потребителя. Эластичность спроса ................................26
Медиа-предпочтения потребителей (отношение к источникам и
формам рекламы Продукции или Услуги)....................................................26
Обобщающие выводы по отчету....................................................................27
STEP-анализ Рынка..........................................................................................27
Факторы, сдерживающие развитие Рынка ................................................27
Общие выводы по отчету .................................................................................28
Не могла не отразиться на производителях пряностей, приправ, специй и политика сокращения поставщиков и ассортимента товарных позиций, проводимая сетевыми ритейлерами. Ритейлеры нацелены на сокращение числа поставщиков специй и приправ как непрофильного товара, составляющего незначительный процент в общих продажах. Лидеры рынка понимают, что с ростом цивилизованной торговли доля марок, не представленных в сетях, будет сокращаться, и пытаются потеснить друг друга. Конкуренция особенно обострилась в среднеценовом и премиальном сегментах.
Участники рынка считают, что политика сокращения ассортимента пряностей и приправ не совсем оправданна. Они понимают, что ритейлеры не могут обслуживать в своей сети 5-7 поставщиков, да еще и с полным ассортиментом, но складывается абсурдная ситуация. Когда сеть предлагает избранным поставщикам предоставлять свою продукцию 15 позициями, они, разумеется, выставляют хиты продаж - черный перец, лавровый лист, приправу для курицы. В результате "неходовые" позиции вроде "тимьяна" или "куркумы" остаются за бортом.
Интересным аспектом сотрудничества производителей с розницей может стать создание собственных брендов (private label) в категории пряности и приправы для крупных сетей. Западные сети нацелены на запуск своих частных марок, поэтому в будущем между лидерами рынка развернется борьба за данный сегмент рынка.
Пряности и приправы - сложный товар с точки зрения маркетинга и рекламы. Продвигая свою продукцию на рынок, производители и импортеры специй должны решать одновременно две задачи: расширить потребление специй и воспитать лояльность потребителя к своей марке.
Большинство участников рынка считают, что наиболее эффективным способом продвижения пряностей и приправ является присутствие на полках магазинов. Основные усилия по продвижению продукции на рынок сводятся к максимальному присутствию в розничных сетях каждого конкретного региона. Производители считают, что если продукция присутствует в большинстве розничных точек, можно проводить другие маркетинговые мероприятия, в частности, обращать внимание потребителей на качество и преимущества своей продукции.
В настоящий момент основной тенденцией рынка специй, пряностей и приправ является рост среднеценового и премиум-сегмента. Рост доходов населения приводит к тому, что потребители переключаются на более дорогую продукцию.
Игроки отмечают, что спрос на более качественную и более дорогую продукцию значительно вырос. Потребители стали проявлять интерес к продукции класса премиум. В свою очередь производители, ранее работавшие в нижнем ценовом сегменте, начали осваивать средний ценовой сегмент и сегмент премиум. В частности это происходит за счет улучшения дизайна и качества упаковки.
Недавно на рынок
был выведен целый ряд новинок
в среднем ценовом и премиум-
Благодаря переключению потребителей на более дорогую продукцию рынок специй пряностей и приправ растет в денежном выражении. Правда, в своих оценках этого роста участники рынка расходятся. По мнению одних игроков, в стоимостном выражении рынок вырос на 40-45%. Другие считают, что средний рост рынка составляет 30%. Третьи настаивают на скромной оценке 10-20%. Однако, все сходятся на том, что категория специй развивается более динамично (+60%), чем категория приправ (+40%).
Наиболее эффективный способ выделить свою продукцию среди представленного на рынке многообразия - вывести новационный продукт. Например, екатеринбургская компания "Айдиго" запатентовала и вывела на рынок новые продукты: пряности в одноразовых пакетиках под маркой "Айдиго-букет" и пастообразные смеси пряностей под маркой "Айдиго-паста". Компания "Юроп Фудс ГБ" представила сухие соусы под маркой "Аппетитница" и приправы "Gallina Blanca Игра Вкусов" в порционных кубиках. Под торговой маркой Knorr "Юнилевер СНГ" представила новинку, не имеющую аналогов на российском рынке - Knorr Primerba - свежие травы в растительном масле с солью. В ассортиментной линейке продукта пять наименований: базилик, итальянские травы, травы Прованса, чеснок и измельченные шампиньоны.
Самыми востребованными специями по-прежнему остаются черный перец и лавровый лист. Однако наиболее динамично развивается категория универсальных (на основе соли и глютамата натрия) и специальных (для приготовления конкретных блюд, например "для рыбы", "для борща") приправ. Среди специальных приправ особой популярностью пользуются приправы "для курицы". Хорошо продаются также сезонные миксы: зимой - смеси для приготовления глинтвейна, весной - для шашлыков, в период консервирования овощей - смеси для маринования и засолки.
Редкие и экзотические пряности, например, шафран, ваниль, мускатный цвет, розовый перец, калган, можжевельник и некоторые другие, практически не пользуются спросом у массового потребителя. Считается, что редкие пряности рынку не нужны - им нет места на полке, поскольку они не выходят на определенные объемы продаж. На данном этапе потребитель воспринимает товар на уровне "чем прощcе, тем лучше". Другое дело ресторанный сектор - со стороны шеф-поваров есть огромный спрос на экзотику. Тем не менее, компания "Камис" вывела на рынок две считающиеся самыми дорогими пряности - шафран и ваниль. Они расценивают это как имиджевый шаг, шаг, направленный на расширение культуры потребления пряностей.
Культура потребления пряностей в России еще очень низка, и кардинальных изменений в ближайшем будущем не предвидится. Продажи нетрадиционных для России специй будут незначительно расти. Рынок будет расти за счет разнообразных смесей. Они проще для понимания потребителя, поскольку ему не надо вникать в особенности потребления и сочетания тех или иных пряностей.
Культура потребления постоянно растет, те, кто покупал черный перец и лавровый лист, переключаются на готовые приправы. Наиболее продвинутая категория потребителей будет переходить от использования готовых приправ к отдельным видам пряностей и составлять букеты самостоятельно. Сейчас же, когда культура потребления пряностей остается достаточно низкой, производители решают эту проблему с помощью создания смесей для всех возможных блюд и случаев употребления.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК СПЕЦИЙ, ПРИПРАВ И ПРЯНОСТЕЙ
О таком способе разнообразить вкус блюд известно еще с древних времен. Первые упоминания о пряностях встречаются еще в источниках древних цивилизаций Востока. Поставщиками различных ингредиентов были такие страны, как Индия, Цейлон, Малая Азия, Африка, Средний Восток, Южная Азия и Средиземноморье. В наши дни мировыми лидерами по производству различных пряностей являются Индия и Китай. В России данный продукт, по разным источникам, прижился лишь в XVI веке, но известно, что употребление некоторых пряностей в пищу относится к более ранним периодам: например, анис использовали уже во времена Киевской Руси.
Рынок специй, приправ и пряностей в настоящее время предлагает широкую ассортиментную линейку, способную удовлетворить любые вкусы. Но основной особенностью российского рынка является яркая зависимость от импортного сырья. Тем не менее он позиционирует себя как перспективный. За счет своей привлекательности он интересен новым игрокам, которые могут составить конкуренцию уже работающим здесь компаниям, хотя на текущий момент из-за ужесточения ввоза сырья выйти на рынок специй становится все сложнее. Это связано со сложностью поставок сырья (специй без обработки) на российский рынок.
В последнее время специи и пряности стали использовать не только как дополнение к пищи, чтобы придать блюду особый вкус, а также, например, в медицинских целях. Так, были выпущены новые виды специй, способствующих понизить холестерин, заменить соль и стать средством для похудения. Многие диетологи рекомендуют использовать приправы и специи вместо соли, что полезнее для организма. Кроме того, они способны стать отличной альтернативой калорийным соусам, содержащим большое количество натрия. Таким образом, в качестве одной из тенденций в 2013 году эксперты выделяют смещение потребления в сторону натуральных ингредиентов.
В структуре отечественного рынка основная доля пришлась на специи (60%), доля приправ составила 35%, пряностей – 5%. За 2012 год пряностей и приправ было реализовано на сумму 34 486 млн рублей.
В структуре реализации пряностей
и приправ российского
В открытых источниках отсутствуют данные об объеме российского рынка специй, приправ и пряностей с 2008 года. Аналитики ГК Step by Step оценивают его в натуральном выражении по итогам 2012 года в 231,69 тыс. тонн с учетом данных по объемам внешней торговли, стоимостного объема реализации продукции отечественными производителями.
В 2012 году оборот внешней торговли специями, приправами и пряностями составил 130,18 тыс. тонн в натуральном выражении. В структуре внешней торговли доминировал импорт (56,86% в натуральном выражении).
Общий объем импорта специй, приправ и пряностей в Россию в 2012 году составил 74,02 тыс. тонн в натуральном выражении.
Основными странами-импортерами специй, приправ и пряностей в Россию в 2012 году были Китай и Индия. Доля импорта из Китая в натуральном выражении составила 32,94%, в стоимостном выражении – 47,77%. Доля импорта из Индии достигла 27,68% в натуральном выражении и 19,82% – в стоимостном.
В качестве основных тенденций внешней торговли можно выделить:
рост средней цены импорта
в 2012 году по сравнению с 2011 годом;
снижение общего объема импорта на 2 тыс.
тонн;
смещение страновой структуры импорта
в сторону роста доли специй, приправ и
пряностей из Китая.
На сегодняшний день специалисты отмечают, что интерес к специям в России растет: некоторое смешение мировых культур способствует развитию кулинарной составляющей. Многие заведения перестали ограничивать в выборе своего клиента, предлагая ему попробовать различные кухни мира в одном месте. Поставщики и производители поддерживают эту тенденцию: улучшают упаковку, предлагают новые виды пряностей, стараются объяснить, как и для чего они могут быть использованы.
На сегодняшний день практически все игроки предлагают широкий ассортимент продукции в разных ценовых сегментах. Большую часть рынка приправ в России занимают зарубежные бренды таких компаний, как:
Среди отечественных производителей выделяются следующие игроки: ГК «Арикон», ЗАО «Проксима», ГК «Фарсис», ГК «Айдиго», ООО «Аромадом», – это российские компании, производящие готовую продукцию из отечественного и импортируемого сырья. Все они осуществляют свою деятельность на территории России. Для поставки продукции в своем регионе отечественные компании пользуются услугами оптовых компаний. Тем не менее выделяются две компании-производителя, которые также работают на рынке стран СНГ, ближнего зарубежья, в Германии, Израиле, Монголии и США, – это «Арикон» и «Аромадон».
Стоит отметить, что в сейчас происходит внедрение новых технологий для производства специй, приправ и пряностей, за счет чего увеличиваются объемы выпускаемой продукции. Как следствие, такие внедрения могут изменить соотношения импортных и отечественных товаров.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие рынка специй, приправ и пряностей, на сегодняшний день является фактор потребительских предпочтений. Спрос на данную продукцию носит выраженный эластичный характер. Снижение доходов населения приводит к смещению потребительского спроса в сторону более дешевой продукции, и наоборот, с повышением доходов население отдает предпочтение более дорогой и качественной продукции.
В июле 2013 году специалисты ГК Step by Step провели интернет-анализ запросов по 30 брендам специй, приправ и пряностей. В результате было установлено, что самыми запрашиваемыми брендами являются:
В качестве основных тенденций в потребительском сегменте можно выделить повышение внимания к компонентному составу специй и смесей и рост объемов потребления импортной брендированной продукции.
В последующие годы рынок будет расти как за счет увеличения потребления продукции, так и за счет повышения спроса на более дорогие предложения. Однако аналитики ГК Step by Step полагают, что начиная с 2014 года темпы роста будут постепенно замедляться – до уровня 10% в год в 2020 году. По прогнозам, к 2015 году объем рынка специй, приправ и пряностей составит более 3 млрд долл.