Маркетинговое исследование рынков: сухих растворимых продуктов, специй, приправ и пряностей, рынка горцицы, продуктов быстрого приготовле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:42, доклад

Описание работы

Российский рынок специй и приправ в целом несколько ряд подряд показывал высокие темпы роста. Активному развитию рынка способствует целый ряд факторов. С одной стороны, ускоряющий ритм жизни. С другой стороны – развитие рынка происходит и с позиций предложения: благодаря улучшению технологий производства повышается как качество, так и разнообразие продуктов
Самыми емкими на рынке специй и приправ остаются сегменты черного (красного) перцев и лавровый лист, на который по объему приходится порядка половины всех продаж.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Полное содержание исследования ..................................................................6
Список диаграмм ................................................................................................8
Список таблиц ....................................................................................................9
Список схем .......................................................................................................10
Выдержки из исследования.............................................................................11
Описание влияющих Рынков...........................................................................12
Рынок растениеводства ................................................................................12
Сегментация рынка ......................................................................................12
Объемы рынка ..............................................................................................12
Сегментация рынка............................................................................................13
Определение продукции ..................................................................................13
Сегментирование продукции по основным наименованиям....................13
Сегментирование Продукции по видам упаковки......................................13
Область применения специй и приправ ......................................................13
Ценовое сегментирование Продукции.........................................................14
Тенденции различных сегментах Продукции .............................................14
Основные количественные характеристики Рынка ..................................15
Объемы рынка...................................................................................................15
Влияние сезонности на Рынок.......................................................................15
Сбытовая структура Рынка .............................................................................16
Цепочка движения товара..............................................................................16
Краткое описание основных сегментов участников Рынка...................16
Производители Продукции .........................................................................16
Дистрибьюторы продукции .........................................................................16
Розничный сектор.........................................................................................16
Основные принципы ценообразования.........................................................16
Объемы импорта и экспорта ...........................................................................17
Соотношение объемов импорта и экспорта.............................................17
Объемы импорта .............................................................................................18
Основные страны-импортеры ....................................................................18
Основные страны-производители импорта .............................................19
Объемы экспорта ............................................................................................19
Основные страны-экспортеры....................................................................19
Основные страны-производители экспорта.............................................20
Конкурентный анализ........................................................................................21
Основные параметры конкуренции ...........................................................21
Основные производители. Описание профилей крупнейших компаний21
Сравнительная характеристика крупнейших игроков ............................22
Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими
производителями..........................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими дистрибьюторами и оптовыми
компаниями........................................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими компаниями розничного сектора.....23
Сравнительная характеристика крупнейших сетевых розничных
компаний по основным описательным параметрам и стратегии их
развития .........................................................................................................23
Тенденции в направлении конкуренции между компаниями
розничного сектора ......................................................................................24
Анализ потребителей.........................................................................................25
Описание потребителей................................................................................25
Сегментация потребителей с описанием и количественной оценкой
сегментов..........................................................................................................25
B2C рынки......................................................................................................25
B2B рынки ......................................................................................................25
Уровень потребления Продукции по видам и брендам Продукции........25
По видам ........................................................................................................25
По брендам....................................................................................................25
Степень активности в потреблении Продукции .....................................25
Потребительские предпочтения.................................................................25
Потребительские мотивации и поведение при покупке Продукции или
Услуги .................................................................................................................26
Зависимость спроса на Продукцию или Услуги от различных
характеристик потребителя. Эластичность спроса ................................26
Медиа-предпочтения потребителей (отношение к источникам и
формам рекламы Продукции или Услуги)....................................................26
Обобщающие выводы по отчету....................................................................27
STEP-анализ Рынка..........................................................................................27
Факторы, сдерживающие развитие Рынка ................................................27
Общие выводы по отчету .................................................................................28

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

 

Взвешенные  оценки (как общие, так и по каждому  фактору) позволяют сделать вывод о  степени конкурентного преимущества или недостатка и определить те сферы, где позиции предприятия сильнее или слабее. По данной таблице видно что наибольшим конкурентным преимуществом обладает детское пюре «ФрутоНяня», а наименьшим – «Тема».

4)Матрица General Electric.

Матрица General Electric использует две переменные: привлекательность  отрасли (высокая, средняя, низкая) и конкурентная позиция предприятия (сильная, средняя, слабая).

 

 

Таблица 14. Оценка привлекательности отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес

Оценка привлекательности (по пятибальной шкале)

Результат

1. Темпы роста

0,3

5

1,5

2. Интенсивность конкуренции

0,2

4

0,8

3. Прибыльность

0,3

4

1,2

4. Размер

0,2

3

0,6

Оценка привлекательности отрасли

1

 

4,1


 

Таблица 15. Оценка конкурентной позиции детского пюре «Агуша»

КФУ

Относительный вес

Оценка конкурентной силы (по пятибальной шкале)

Результат

1. Имидж

0,1

5

0,5

2. Способность конкурировать по ценам и качеству

0,3

4

1,2

3. Качество продукции

0,4

4

1,6

4. Доля рынка

0,2

4

0,8

Оценка конкурентной позиции

1

 

4,1


 

Далее строится матрица General Electric (рис. 13), которая включает в себя следующие стратегии:

Вершина успеха, успех – усилия должны быть направлены на рост продаж и увеличение рыночной доли (наращивай).

Доходный  бизнес (аналог дойных коров) – усилия должны быть направлены на сохранение поступлений и доли рынка (держись).

Вопросительный  знак (аналог трудных детей) – следует  накапливать силы, освобождаться  от неперспективных товаров и  услуг (наращивай, держись, приступай  к уборке).

Поражение –  нужно решительно спасать то, что  еще можно спасти.

Средний бизнес  –  не  дает  возможности  однозначно  судить  о дальнейшей судьбе предприятия.

 

Вершина успеха, агрессивный рост

Успех

Вопросительный знак, селективный рост

Успех

Средний бизнес

Поражение

 Доходный бизнес, низкая активность

Поражение

Поражение, деинвестиро-вание


 

Рисунок 4. Матрица «привлекательность отрасли – конкурентная позиция»

 

По представленной матрице General Electric видно, что стратегия  рынка детского пюре – это вершина  успеха, агрессивный рост. Следовательно, усилия должны быть направлены на рост продаж и увеличение рыночной доли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Характеристики  семей-потребителей приправ, специй. Россия в целом

2001

Рынок приправ  и специй (ММЦ "Москва")

Рынок приправ и  специй

Российский рынок  специй и приправ существует, безусловно, уже давно, но высокие темпы развития характеризуют его всего в  течение нескольких последних лет. Ведь с ростом благосостояния населения, а по данным Госкомстата в январе 2001 года реальные располагаемые денежные доходы населения составили 109,4% по отношению к январю 2000 года, а  реальная заработная плата к тому же периоду 115,9%, увеличиваются расходы  на продукты питания, в том числе  и на такие «излишества» как соусы, специи, приправы и прочее. В 2000 году, по данным Российского индекса целевых групп, доля семей с марта по май 2000 года, употреблявших специи и приправы – 55,2%. Это же исследование показало, что выросло не только число потребителей, но и частота потребления специй (рис. 1).

С ростом потенциала этого рынка, на нем увеличивается  число игроков, растет инвестиционная привлекательность. За последние несколько  лет, в несколько раз увеличится продуктовый и марочный ассортимент  этого рынка. Наиболее популярны такие специи, как лавровый лист, перец черный горошком, черный перец молотый, красный перец молотый, хмели-сунели, укроп, петрушка. Потребители нередко считают их просто необходимыми на кухне. Также пользуются спросом такие специи как, гвоздика, душистый перец – особенно в сезон заготовок, ванильный сахар, лимонная кислота, корица, желатин, имбирь, кориандр, молотый базилик, сельдерей, семя кунжута, тмин, мускатный орех, острый перец чили, карри, имбирь, чесночная соль и прочие. Многие продавцы приправ отмечают последнее время интерес потребителей к кокосовой стружке. Среди готовых приправ пользуются спросом приправы для шашлыка, для мыса, для рыбы, карри, для супов, корейской морковки и другие.

Для каждой специи и  готовой приправы характерны свои сезонные изменения спроса. Например, летом  пользуются спросом приправы для  шашлыка и овощей, лимонная кислота, осенью – душистый перец, гвоздика, зимой – ванильный сахар, корица, приправы к мясу, рыбе. Хотя такие приправы, как лавровый лист, черный перец молотый и горошком, хмели-сунели не подвержены сезонным колебаниям, они пользуются спросом не зависимо от сезона.

Сегодня на рынке  такое изобилие различных марок, что нередко потребителю сложно сделать свой выбор – количество новых марок очень велико. Чаще всего встречаются приправы под марками Vegeta, Premier, Cykoria, Santa Maria, Maggi, MacCormak, Kamis, Гурмета, Деликат, Русский продукт, Новая упаковка, Все для гурмана, Домашняя кухня, Золотая поварешка, Старая мельня и многие другие. На рынке также присутствует большое количество не марочной продукции, но ее шансы на выживание в конкурентной среде невелики – потребитель становится более разборчив и требователен, хотя у подобной продукции есть весомое преимущество – низкая цена.

Упаковка у приправ, позиционированная для покупателей  со средним уровнем доходов - бумажные, полиэтиленовые или пакеты из фольги по 5-100 грамм и более. Причем более  предпочитаемый вид упаковки, по данным исследования потребительских предпочтений жителей Санкт-Петербурга в 1999 году, проведенного агентством Той-Опинион, пакеты из фольги или баночки весом 30-50 гр. Качество бумажной упаковки также может быть разным. Например, у приправ Cykoria упаковка из прочной лощеной бумаги, оформлена в ярких насыщенных красках, тогда как большинство отечественных специй упакованы в бумажные пакеты более низкого качества. Чаще всего такая упаковка выполнена с использованием 1-3 цветной печати.

Приправы, позиционированные  для более обеспеченных покупателей, например, специи Santa Maria, обычно фасуются в стеклянные, картонные, пластиковые баночки. Такие приправы свидетельствуют о более высоком качестве, но и их цена значительно выше. По данным исследования Российского индекса целевых групп, потребители для элитных, более дорогих приправ в основном сконцентрированы в столице и крупных городах, поэтому все маркетинговые усилия производителей таких марок направлены на эти территориальные сегменты российского рынка.

Розничные цены на рынке  варьируются в зависимости от размера упаковки, ее качества, известности  марки, поэтому проведение сравнительного анализа вызывает сложности. В Москве розничная цена 25 гр. пакета приправы Cykoria варьируется от 6 до 15 руб., отечественные  специи в бумажных пакетах по 5-10 гр. продаются по цене от 1,5 до 5 руб. за пакетик.

Также необходимо отметить большое количество некачественного  товара на рынке – особенно среди  дешевых отечественных приправ – технология производства проста, поэтому на рынке много продукции сомнительных производителей и сомнительного качества. По результатам теста 6 упаковок разных производителей черного молотого перца, проведенного журналом «Спрос» – ни один продукт не остался без замечаний. Ведь, несмотря на относительную простоту производства, особенность специй проявляется и в процессе производства и в процессе транспортировки и хранения – ведь, как и любой сухой продукт специи очень чувствительны к содержанию влаги в воздухе. Также специи требовательны к продуктам, рядом с которыми они перевозятся или хранятся – ведь аромат специй может быть изменен при смешении с запахами других продуктов. Часто производителями приправ и специй не выполняются все требования по оформлению упаковок и наличию на ней информации для потребителей.

Другая трудность, которая возникает перед потребителями - отсутствие информации о многих приправах, местах их произрастания, способах применения и рецептах приготовления блюд с  приправами, да и использование многих специй связаны с дополнительными  затратами времени, а это фактор, который очень значим для жителей  крупных городов, а именно они  и являются наиболее интенсивными потребителями  специй и приправ.

С ростом благосостояния и частоты потребления, а также  благодаря наличию на рынке большого количества некачественных специй и приправ, потребители становятся более требовательны и разборчивы. Параллельно на рынке увеличивается количество участников, конкуренция ожесточается, производители, которые ставят долгосрочные цели в отношении этого рынка, просто вынуждены разрабатывать и реализовывать стратегии улучшения товара: повышения качества товара, улучшения упаковки, создания марки для товара, создания нового или улучшенного товара, реализовывать стратегии ценообразования, но особое значение необходимо уделить стратегии дистрибьюции и стратегии продвижения компании и марки на рынке.

25.06.2001.


 

Кисель натуральные  моментального приготовления, обогащенные  Омега-3 жирными кислотами для  питания детей от 3-х лет под  ТМ «Смешарики»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кисель – это один из наиболее полезных и вкусных напитков, обладающий прекрасными терапевтическими свойствами. Благодаря вязкой структуре, этот напиток обволакивает слизистую желудка, улучшает пищеварение и препятствует появлению дисбактериоза у детей.

Кисели  «Смешарики» изготавливаются только из натуральных ингредиентов высочайшего качества и не содержат ГМО.

Кисели  «Смешарики» являются важным элементом здорового питания и содержат в своем составе муку из семян растения ЧИА (Salvia hispanica L.) – богатейшего природного источника Омега-3 жирных кислот.

По заключению Института  питания РАМН систематическое употребление детьми продуктов, содержащих Омега-3 жирные кислоты, обеспечивает нормальное течение многих физиологических процессов в организме, способствует правильному формированию центральной нервной системы ребенка, положительно влияет на развитие его когнитивных способностей, укрепляет иммунитет и снижает проявления аллергических реакций.

Состав: сахар, крахмал картофельный, натуральные сушеные фрукты, натуральный ароматизатор, лимонная кислота, натуральные красители, мука ЧИА.

Срок  годности: 18 месяцев

ЧИА - богатое наследие мудрых древних цивилизаций! На протяжении многих столетий индейцы племени ацтеков использовали семена ЧИА как основной и самый важный продукт питания, наряду с кукурузой и фасолью. Обладающие уникальным набором полезных свойств семена ЧИА стали для них воистину Символом Жизни!

Способ  приготовления:  в кружку (150 мл) с горячей водой (температурой мин. 85 С) из чайника или кулера высыпать две чайные ложки киселя (15 г).  Тщательно перемешать и дать настояться 2-3 минуты. Готовый напиток можно употреблять в теплом или охлажденном виде. Интенсивность вкуса и густота киселя зависят от количества воды.

Подробности на сайте:  www.chia4kids.ru


http://www.trapeza.su/

Сверху про деление  киселей.

По прогнозам отечественный рынок специй будет расти минимум на 20% в год.

До сих пор существует некоторая путаница в определении «специй» и «пряностей». В специальной литературе специями называют ряд продуктов различного происхождения, в том числе и растительного (сахар, соль, соду, уксус, крахмал и т. д.), с помощью которых сырой продукт превращается в блюдо с определенным вкусом и консистенцией. Пряности — продукты растительного происхождения, предназначенные совершенно для другого. А путаница в этих терминах происходит оттого, что кулинары именуют специями некоторые очень часто употребляемые и наиболее известные классические пряности (красный и черный перец, гвоздику, корицу, лавровый лист). Мы воспользуемся тем, что в настоящее время в компаниях, работающих на рынке пищевых ингредиентов, термины «специи» и «пряности», как правило, считают синонимами, и будем в дальнейшем использовать термин «специи».

От моно- до поли-

Отечественный рынок специй, как, впрочем, и пищевых ингредиентов в целом, существует как таковой немногим более 10 лет. Сегмент специй является одним из самых быстрорастущих. Его емкость с учетом розничных продаж оценивается в 100 млн долл., 40 тыс. тонн продукта в год. Основной причиной столь бурного развития специалисты называют почти 100-процентный уровень рентабельности. По прогнозам, прирост рынка в ближайшее время будет составлять от 20% в год.

Несмотря  на продолжающееся формирование рынка специй, уже сегодня можно классифицировать работающие на нем компании следующим образом:

·  крупные импортеры;

·  торговые и торгово-производственные компании, поставляющие сырье и специи фасовщикам конечной продукции или конечным потребителям (прежде всего предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности), а также осуществляющие помол, расфасовку и приготовление комплексных смесей самостоятельно;

·  эксклюзивные представители, дистрибьюторы крупных зарубежных производителей готовых комплексных смесей.

В ассортиментной линейке второй группы компаний, к которым можно отнести компании «Время и К», «Ланит-99» и др., как правило, представлено свыше 100 номенклатурных позиций специй, включая пряности, сушеные травы и овощи из различных регионов мира. Поставки осуществляются мешками весом от 10 до 60 кг; наиболее распространенной расфасовкой является вес в 25 кг.

Представителями третьей группы компаний являются «Могунция-Интеррус», «Матимэкс», «Акжера-Ароматика» и др. «Могунция-Интеррус» поставляет готовые смеси одноименной немецкой компании, производственные мощности которой расположены в Германии и Австрии. Самая популярная расфасовка — 1 кг в фольгированном пакете. Представители компаний считают, что отсутствие расфасовки в России может служить гарантией качества поставляемых смесей. Фирма «Матимэкс» поставляет на наш рынок готовые смеси специй австрийской компании Almi, ассортимент которых насчитывает более 200 видов. «Акжера-Ароматика» поставляет специи и приправочные композиции польской компании Intercor.

Больше  вкусов, хороших и разных

В сегменте рынка специй существует достаточно ярко выраженная отраслевая направленность компаний. В основном они ориентируются на какое-то одно или несколько близких направлений — мясопереработка, рыбопереработка, производство соусов, пищевых концентратов, кондитерское, ликероводочное. Тенденцией последнего времени стало освоение некоторыми компаниями ранее не свойственных им направлений, что может служить доказательством роста потребления специй и пряностей.

Специалисты отмечают, что за последние несколько лет не только увеличился объем потребления специй в России, но и значительно расширился их ассортимент. Если в советские времена перечень специй, которые использовались и в пищевой промышленности, и предлагались в розничной торговле, составлял, как правило, не более десяти наименований, то в настоящее время ассортимент стал неизмеримо больше. Впрочем, несмотря на наметившиеся явные позитивные изменения, специалисты отмечают, что до сих пор сравнение количества и разнообразия употребления специй в России и в Европейских странах, не говоря уже о Востоке, не в нашу пользу.

Поэтому не удивительно, что многие российские и зарубежные компании, работающие на российском рынке, постоянно заняты разработкой все новых и новых комбинаций вкусов с использованием самых разнообразных специй. К этому их побуждает и растущая конкуренция. Как отмечает Олег Алферников, генеральный директор ЗАО «Время и К»: «Растет культура потребления специй. Мы считаем, что одна из наших задач — прививать вкус к более широкому употреблению специй, и это нам удается».

Специалисты отмечают, что производители продуктов  питания в настоящее время стали предпочитать уже готовые многофункциональные смеси, составленные в соответствии с рецептурой. Это тем более удобно и выгодно, что в эти смеси, как правило, включаются не только специи, но и технологические добавки, необходимые в производстве продукта. При этом и дозировки в функциональных смесях уже определены и выверены.

Многофункциональные смеси впервые стали использоваться на Западе, но там при их производстве применялись не только натуральные компоненты, но и искусственные добавки. Большинство российских компаний производят функциональные смеси только с использованием натурального сырья.

Следует отметить и еще одну особенность современного отечественного рынка специй: компании, работающие в этом сегменте рынка пищевых ингредиентов, предлагают потребителям не только специи как таковые, а разработанные рецептуры и нормативно-техническую документацию на пищевые продукты с применением производимых добавок, то есть на продукты, в которых использованы те или иные комбинации специй. При этом прилагаются все усилия к тому, чтобы сделать свой продукт отличным от аналогичных. Это еще одно направление расширения ассортимента предлагаемых специй.

Многие  компании либо имеют свои небольшие  опытные производственные подразделения («Время и К»), где разрабатываются новые продукты (например, колбасы, сосиски и пр.), либо используют производственную базу своих партнеров за рубежом. Как отметила Светлана Румянцева, заместитель генерального директора по технологиям и сбыту компании ЗАО «Матимэкс»: «Мы разрабатываем новые продукты с использованием различных комбинаций специй в Австрии на производственной базе нашего партнера. И после соответствующих дегустаций, тестирования и сертификации предлагаем их отечественным производителям, при этом наши технологи всегда готовы проконсультировать технологов потребителя».

О пользе просвещения

То, что для подавляющего большинства  смесей используется импортное сырье — отнюдь не случайно. В России произрастает очень мало растений, которые служат хорошим сырьем для приготовления специй. Но даже те простейшие пряности (укроп, петрушка, чеснок, морковь, сладкий перец), которые можно выращивать и заготавливать в России, отечественные компании предпочитают закупать за рубежом. Российские сельхозпроизводители не в состоянии обеспечить достаточные объемы и конкурентные цены. В странах ближнего зарубежья по приемлемым ценам и хорошего качества можно закупать сырье для таких, например, специй, как: кориандр, горчица, лавровый лист (Грузия), морковь, лук, картофель, паприка, чеснок, барбарис, укроп, петрушку (Узбекистан). Хотя то же сырье поступает к нам и из дальнего зарубежья. Причем зачастую импортное сырье по показателям цена-качество значительно превосходит отечественное.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынков: сухих растворимых продуктов, специй, приправ и пряностей, рынка горцицы, продуктов быстрого приготовле