Маркетинговое исследование рынков: сухих растворимых продуктов, специй, приправ и пряностей, рынка горцицы, продуктов быстрого приготовле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:42, доклад

Описание работы

Российский рынок специй и приправ в целом несколько ряд подряд показывал высокие темпы роста. Активному развитию рынка способствует целый ряд факторов. С одной стороны, ускоряющий ритм жизни. С другой стороны – развитие рынка происходит и с позиций предложения: благодаря улучшению технологий производства повышается как качество, так и разнообразие продуктов
Самыми емкими на рынке специй и приправ остаются сегменты черного (красного) перцев и лавровый лист, на который по объему приходится порядка половины всех продаж.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Полное содержание исследования ..................................................................6
Список диаграмм ................................................................................................8
Список таблиц ....................................................................................................9
Список схем .......................................................................................................10
Выдержки из исследования.............................................................................11
Описание влияющих Рынков...........................................................................12
Рынок растениеводства ................................................................................12
Сегментация рынка ......................................................................................12
Объемы рынка ..............................................................................................12
Сегментация рынка............................................................................................13
Определение продукции ..................................................................................13
Сегментирование продукции по основным наименованиям....................13
Сегментирование Продукции по видам упаковки......................................13
Область применения специй и приправ ......................................................13
Ценовое сегментирование Продукции.........................................................14
Тенденции различных сегментах Продукции .............................................14
Основные количественные характеристики Рынка ..................................15
Объемы рынка...................................................................................................15
Влияние сезонности на Рынок.......................................................................15
Сбытовая структура Рынка .............................................................................16
Цепочка движения товара..............................................................................16
Краткое описание основных сегментов участников Рынка...................16
Производители Продукции .........................................................................16
Дистрибьюторы продукции .........................................................................16
Розничный сектор.........................................................................................16
Основные принципы ценообразования.........................................................16
Объемы импорта и экспорта ...........................................................................17
Соотношение объемов импорта и экспорта.............................................17
Объемы импорта .............................................................................................18
Основные страны-импортеры ....................................................................18
Основные страны-производители импорта .............................................19
Объемы экспорта ............................................................................................19
Основные страны-экспортеры....................................................................19
Основные страны-производители экспорта.............................................20
Конкурентный анализ........................................................................................21
Основные параметры конкуренции ...........................................................21
Основные производители. Описание профилей крупнейших компаний21
Сравнительная характеристика крупнейших игроков ............................22
Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими
производителями..........................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими дистрибьюторами и оптовыми
компаниями........................................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими компаниями розничного сектора.....23
Сравнительная характеристика крупнейших сетевых розничных
компаний по основным описательным параметрам и стратегии их
развития .........................................................................................................23
Тенденции в направлении конкуренции между компаниями
розничного сектора ......................................................................................24
Анализ потребителей.........................................................................................25
Описание потребителей................................................................................25
Сегментация потребителей с описанием и количественной оценкой
сегментов..........................................................................................................25
B2C рынки......................................................................................................25
B2B рынки ......................................................................................................25
Уровень потребления Продукции по видам и брендам Продукции........25
По видам ........................................................................................................25
По брендам....................................................................................................25
Степень активности в потреблении Продукции .....................................25
Потребительские предпочтения.................................................................25
Потребительские мотивации и поведение при покупке Продукции или
Услуги .................................................................................................................26
Зависимость спроса на Продукцию или Услуги от различных
характеристик потребителя. Эластичность спроса ................................26
Медиа-предпочтения потребителей (отношение к источникам и
формам рекламы Продукции или Услуги)....................................................26
Обобщающие выводы по отчету....................................................................27
STEP-анализ Рынка..........................................................................................27
Факторы, сдерживающие развитие Рынка ................................................27
Общие выводы по отчету .................................................................................28

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

Кумин семя (зира)

Зимой урожай кумина в Индии был хороший, но возросший  внутренний и внешний спрос на индийский кумин в марте –  апреле  текущего года удержали цены на высоком уровне.

В июле-августе ожидается  новый урожай кумина в Сирии и  Турции. Однако эспорт из Сирии практически невозможен  в связи с нестабильной политической обстановкой в стране, прогнозов об объеме нового урожая в Турции пока нет. К тому же уровень цен на турецкий кумин, обладающий большей эфирностью,  обычно выше, чем на индийский.

Таким образом, индийский  кумин остаётся вне конкуренции  по соотношению цена-качество, и  предпосылок к снижению цены не наблюдается.

Куркума

Объемы урожая куркумы  в этом году ниже прошлогодних, в  связи с этим с марта отмечается тенденция роста цен, которая сохраняется и на текущий момент. Цены выросли в среднем на 15-20% по сравнению с началом года. Ситуация может измениться только после окончания периода муссонов (конец июля – начало августа), так как количество выпавших осадков в это время напрямую повлияет на будущий урожай.

Лук

Сегодня мировой  рынок лука характеризуется нестабильностью  поставок сырья и ростом цен на него.

В Индии, Египте, Китае  урожай первой половины 2013 года был  ниже ожидаемого приблизительно на 20%. В Китае ситуация усугубилась тем, что земли, ранее отведенные под культивирование лука, были засеяны другими культурами. Все перечисленные факторы привели к увеличению роста цен на сырье, экспортируемое из этих стран.

В США, обеспечивающих 50% общемирового спроса лука, объемы производства значительно сократились, а цены возросли на фоне увеличения стоимости воды и газа.

Все это дает основание  полагать, что в ближайшее время  понижения цен на лук не предвидится.

Перец сладкий  хлопьями (красный, зелёный)

В настоящее время  на рынке сладких перцев наблюдается  стабильность и по цене и по наличию. Цены достигли своего минимума в апреле и дальнейшее снижение не прогнозируется. По нашим прогнозам, цены могут измениться только по окончании сбора нового урожая осенью 2013 года.

Перец чёрный горошек/ Перец белый горошек

За последнее  время во Вьетнаме, мировом лидере по производству перца, цены снизились.

Одновременно снизился уровень цены и в Индии в  связи с уменьшением внутреннего  спроса и увеличением объема предложения.

На сегодняшний  день цена стабилизировалась, ближайшие  изменения можно ожидать через месяц, когда на рынок поступит урожай из Индонезии. В этом году в период цветения перечной лианы шли сильнейшие дожди. Поэтому, несмотря на увеличение фермерами количества плантаций, прогноз на урожай неблагоприятный. Если он подтвердится, то не исключен рост цены на черный и белый перцы.

Перец душистый горошек

За последние  несколько месяцев цена на душистый горошек плавно росла, причиной чего являются очень маленькие остатки  старого урожая.  Но в настоящий момент в Мексике уже идет период цветения душистого перца, и многие поставщики уже оценивают  предстоящий урожай как очень хороший. Вследствие этого в июле-августе ожидается снижение цен.

Петрушка  зелень/ Укроп зелень

Цена на рынке  зелени укропа и петрушки стабильна, предпосылок для роста цен  нет, так как новые урожаи по данным продуктам будут только осенью. Традиционно  на рынке доминирует сырье из Египта, товар из Узбекистана и Восточной Европы представлен в гораздо меньших объемах. Изменения в цене могут вызвать лишь существенные колебания курса египетской валюты, вследствие, например, ухудшения политической ситуации в этой стране. К сожалению, такие события сложно прогнозируемы.

Чеснок

Последние 2-3 месяца цена на сушеный чеснок снизилась  в среднем на 10-15%. Падение обусловлено  наличием больших остатков урожая прошлого года и оптимистических прогнозов на новый урожай, который начнется  в июле-августе. После поступления нового урожая на рынок возможно дальнейшее снижение цены. В связи с этим, чеснок из Индии, который, несмотря на существенные отличия в качестве (индийский  чеснок намного темнее китайского), некоторое время был интересен потребителям из-за более низкой цены, потеряет свою актуальность в качестве альтернативы.

 

1.2.2 Анализ микроокружения  фирмы

1.2.2.1 Анализ рынка

Благодаря международной  торговле, современный человек имеет  возможность пробовать продукты со всего мира. К счастью, теперь пряности уже не ценятся на вес золота, а раньше стоимость пригоршни кардамона равнялась годовому заработку бедняка, рабов продавали за несколько пригоршней перца-горошка, а за фунт сушеного мускатного цвета можно было купить три овцы и корову. Однако основным критерием их качества по-прежнему является правило: чем пряность дешевле, тем меньше в ней пряности.

1В русском языке слова «специи», «пряности» и «приправы» являются синонимами. По классификации выдающегося историка кулинарии Вильяма Похлебкина, к специям относятся любые вещества, изменяющие вкус и консистенцию блюда (включая соду и крахмал), к пряностям – лишь растения, обладающие специфичным ароматом, а к приправам – всевозможные (в том числе сухие) заправки и даже соусы.

Говоря о рынке специй, пряностей и приправ научным  языком, следует четко выделять эти  составляющие. Так, под специями понимают ряд продуктов различного происхождения, в том числе и растительного. К ним относят сахар, соль, соду, уксус, поташ, аммоний, квасцы, пищевые кислоты, глютамат. Специи придают продукту или блюду определенный вкус: соленый, кислый, сладкий, острый.

Пряности – это целые  или молотые высушенные продукты растительного происхождения, обладающие устойчивым специфическим ароматом и вкусом, разной степенью жгучести и определенным привкусом. К классическим пряностям можно отнести ваниль, корицу, гвоздику, лавровый лист, перец. Кроме того, в группу пряностей могут быть включены бадьян, базилик, гвоздика, имбирь, куркума, мускатный орех, анис, горчица, укроп, розмарин. 
Существенным и обязательным условием для пряностей является то, что они используются только в предварительно обработанном и сухом виде. В отдельную группу выделяют так называемые местные пряные овощи и травы. 2Так, всем хорошо известны такие пряные овощи и корнеплоды, как лук, пастернак, петрушка, сельдерей, хрен, чеснок. К пряным травам можно отнести мяту, майоран, мелиссу, полынь, тмин, шалфей, шафран. К приправам специалисты относят сухие смеси нескольких ингредиентов: пряностей и специй, число которых может колебаться в смеси от 3 до 24. Составные пряности (или приправы) представляют собой либо порошкообразную, либо пастообразную однородную смесь с собственным оригинальным запахом и вкусом.

Следует отметить неравномерность  в распределении потребности  рынка в специях и приправах. Анализ рынка и мнения специалистов показывают, что категория специй и пряностей развивается более  динамично и в общем рыночном объеме на ее долю приходится около 60 %, а на долю приправ – всего 40 %          (Рис.1).

Основное деление рынка  приправ – на универсальные и  специализированные. По данным компании "Nielsen Россия", категория примерно поровну делится на универсальные и специализированные приправы (55,3 и 44,7% в стоимостном выражении соответственно за период с января по октябрь 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года) и в долгосрочном периоде такое соотношение подкатегорий сохраняет стабильность. Среди специализированных приправ наиболее популярной является категория приправы для мяса – порядка 36% в стоимостном выражении.

 3По статистике продаж, наиболее часто хозяйки добавляют в пищу стандартные специи, такие как перец и лавровый лист. Эти специи остаются самыми востребованными. Однако наиболее динамично развивается категория универсальных (на основе соли и глютамата натрия) и специальных (для приготовления конкретных блюд, например "для курицы", "для борща") приправ. Особенно большим спросом пользуются универсальные приправы, то есть приправы, которые подходят для любых блюд. Ведь так удобно иметь дома один пакетик с приправой, которую можно добавить практически в любое блюдо.

Российский рынок сохраняет  относительную стабильность. Несмотря на некоторое падение продаж в  натуральном выражении в 2011 году, он продолжил расти в денежном выражении. По мнению экспертов, рост рынка в 2013 - 2014 годах происходил за счет интереса потребителей к более дорогой и качественной продукции.

Объем российского рынка  в 2007 году без HoReCa составил $350-370 млн  и достиг около 30 тонн в натуральном  выражении. Рост рынка в последние  годы держится на уровне 10-15% в натуральном  выражении, в 2008 году рост сохранится на том же уровне – 10-15%. Рынок приправ  за последние несколько лет вырос более чем на 20%, что существенно выше, чем в странах Западной Европы.

Специи поступают на отечественный  рынок из многих стран: из Китая, Вьетнама, Индии, Индонезии, Египта, Нигерии, Бразилии, Перу, Мексики, а также из некоторых  европейских стран – Голландии, Польши, Турции. 
По таможенной статистике, большинство специй, пряностей и приправ ввозится в Россию из Вьетнама (25 %), Китая (24 %), Индии (9 %), Узбекистана (8 %), Индонезии (7 %) и Польши (7 %) (Рис.2. Распределение основных импортеров на рынке специй, пряностей и приправ), но лидером по качеству ввозимых в Россию специй является Индия.

4

Основная доля импортируемой  продукции в стоимостном выражении  приходится на группу «имбирь, шафран, куркума, тимьян, лавровый лист, карри  и пр.пряности» - 19,2%. На втором месте  в общем объеме импорта в стоимостном  выражении находится перец -30,6%.

Лидером по экспорту является Казахстан (27,3% всей экспортируемой продукции). На втором месте по объему экспорта в натуральном выражении -Нидерланды (17,2%).

5Велика также доля Монголии – 14,0% от всего объема экспорта в стоимостном выражении. Основной объем экспортируемой продукции в натуральном выражении вывозится из России ООО «ФКЦ «Сарепта», на долю которой приходится 11,3% всей экспортируемой продукции в натуральном выражении.

В стоимостном выражении  наибольшая доля объема экспортируемой продукции приходится на ИП Шармашкеев В.В. (34,5%). 
6Больше всего из России вывозится таких видов специй как анис, бадьян, фенхель, кориандр, тмин, можжевельник, а также горчица и горчичный порошок.  
В натуральном выражении экспорт составляет всего 10,8% от общего объема импорта-экспорта.

Сегодня на рынке присутствуют порядка 150 национальных и региональных производителей специй. Сами производители специй (правильнее их называть импортеры-фасовщики) российский рынок условно делят на три сектора: специи под зарубежными брендами Vegeta, Cycoria, Ziolopex, Gurmetta, Madison, Santa Maria, Maggi, Knorr, Rollton, Kamis, Kotany, Avokado и другие, на которые, по разным оценкам, приходится 40-80% российского рынка.

7Остальной рынок поделили отечественные специи и пряности - безымянные и под торговыми марками "Трапеза", "Русский продукт", "Заморские пряности", "Второй дом", "Проксима", "Айдиго", "Время и К" и др. 
По данным компании ACNielsen, более половины продаж приходится на приправы зарубежных компаний Cycoria и Podravka.

По данным агенства Step by Step, анализирующего региональный уровень  потребления сухих специй, пряностей  и приправ, наиболее привлекательными с точки зрения продаж являются Центральный и Северо-Западный округа, доля которых в общем объеме потребления составляет 48 и 18%, соответственно. Меньше всего эту продукцию покупают жители Южного региона, поскольку они имеют возможность выращивать собственные пряности (Рис.3.).

8 
Наибольший прирост продаж сухих приправ в последние годы наблюдается в Центральном регионе, наименьший – в Дальневосточном. Для национальных производителей во всех регионах самыми перспективными с точки зрения объемов продаж являются областные центры с достаточно высоким уровнем дохода населения.

 

1.2.2.2 Основные игроки рынка

На рынке специй, пряностей  и приправ работает довольно большое  число фирм, как отечественных, так  и зарубежных, но все их можно  выделить в три группы:

– крупные – импортеры;

– торговые и торгово-производственные компании, поставляющие сырье и специи фасовщикам конечной продукции или конечным потребителям (прежде всего предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности), а также осуществляющие помол, расфасовку и приготовление комплексных смесей самостоятельно;

– эксклюзивные представители, дистрибьюторы крупных зарубежных производителей и готовых комплексных смесей.

В ассортиментной линейке  второй группы компаний, к которым  можно отнести компании «Время и  К», «Ланит-99» и другие, как правило, представлено свыше 100 номенклатурных позиций специй, включая пряности, сушеные травы и овощи из различных регионов мира. Поставки осуществляются мешками весом от 10 до 60 кг; наиболее распространенной расфасовкой является вес в 25 кг.

Представителями третьей  группы компаний являются «Могунция-Интеррус», «Матимэкс», «Акжера-Ароматика» и другие. «Могунция-Интеррус» поставляет готовые  смеси одноименной немецкой компании, производственные мощности которой расположены в Германии и Австрии. Самая популярная расфасовка — 1 кг в фольгированном пакете. Представители компаний считают, что отсутствие расфасовки в России может служить гарантией качества поставляемых смесей. Фирма «Матимэкс» поставляет на наш рынок готовые смеси специй австрийской компании Almi, ассортимент которых насчитывает более 200 видов. «Акжера-Ароматика» поставляет специи и приправочные композиции польской компании Intercor.

Рынок специй, пряностей  и приправ характеризуется большим  количеством оптовых и розничных торговых компаний, что позволяет говорить об отсутствии концентрации закупочной деятельности в руках нескольких оптовиков. Основными игроками на данном рынке являются крупные оптовые специализированные компании и оптовые предприятия, которые занимаются распространением широкого спектра продовольственных товаров, то есть продают специи для расширения ассортимента продукции. Компании-производители не производят специи в полном смысле этого слова, они импортируют специи в Россию, затем обрабатывают их (измельчают, составляют смеси и т.д.) и расфасовывают их в упаковки от 1 гр. до 1 кг. и более.  
Для организации дистрибуции пряностей и приправ в своем регионе производитель пользуется услугами оптовых компаний. Такая схема чаще всего используется местными производителями: они не заключают эксклюзивных договоров и поставляют продукцию всем желающим. Схема эффективна для работы с менее перспективными регионами, где контроль над продажами и продвижением может быть несколько ослаблен.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынков: сухих растворимых продуктов, специй, приправ и пряностей, рынка горцицы, продуктов быстрого приготовле