Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:42, доклад
Российский рынок специй и приправ в целом несколько ряд подряд показывал высокие темпы роста. Активному развитию рынка способствует целый ряд факторов. С одной стороны, ускоряющий ритм жизни. С другой стороны – развитие рынка происходит и с позиций предложения: благодаря улучшению технологий производства повышается как качество, так и разнообразие продуктов
Самыми емкими на рынке специй и приправ остаются сегменты черного (красного) перцев и лавровый лист, на который по объему приходится порядка половины всех продаж.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Полное содержание исследования ..................................................................6
Список диаграмм ................................................................................................8
Список таблиц ....................................................................................................9
Список схем .......................................................................................................10
Выдержки из исследования.............................................................................11
Описание влияющих Рынков...........................................................................12
Рынок растениеводства ................................................................................12
Сегментация рынка ......................................................................................12
Объемы рынка ..............................................................................................12
Сегментация рынка............................................................................................13
Определение продукции ..................................................................................13
Сегментирование продукции по основным наименованиям....................13
Сегментирование Продукции по видам упаковки......................................13
Область применения специй и приправ ......................................................13
Ценовое сегментирование Продукции.........................................................14
Тенденции различных сегментах Продукции .............................................14
Основные количественные характеристики Рынка ..................................15
Объемы рынка...................................................................................................15
Влияние сезонности на Рынок.......................................................................15
Сбытовая структура Рынка .............................................................................16
Цепочка движения товара..............................................................................16
Краткое описание основных сегментов участников Рынка...................16
Производители Продукции .........................................................................16
Дистрибьюторы продукции .........................................................................16
Розничный сектор.........................................................................................16
Основные принципы ценообразования.........................................................16
Объемы импорта и экспорта ...........................................................................17
Соотношение объемов импорта и экспорта.............................................17
Объемы импорта .............................................................................................18
Основные страны-импортеры ....................................................................18
Основные страны-производители импорта .............................................19
Объемы экспорта ............................................................................................19
Основные страны-экспортеры....................................................................19
Основные страны-производители экспорта.............................................20
Конкурентный анализ........................................................................................21
Основные параметры конкуренции ...........................................................21
Основные производители. Описание профилей крупнейших компаний21
Сравнительная характеристика крупнейших игроков ............................22
Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими
производителями..........................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими дистрибьюторами и оптовыми
компаниями........................................................................................................22
Конкуренция между крупнейшими компаниями розничного сектора.....23
Сравнительная характеристика крупнейших сетевых розничных
компаний по основным описательным параметрам и стратегии их
развития .........................................................................................................23
Тенденции в направлении конкуренции между компаниями
розничного сектора ......................................................................................24
Анализ потребителей.........................................................................................25
Описание потребителей................................................................................25
Сегментация потребителей с описанием и количественной оценкой
сегментов..........................................................................................................25
B2C рынки......................................................................................................25
B2B рынки ......................................................................................................25
Уровень потребления Продукции по видам и брендам Продукции........25
По видам ........................................................................................................25
По брендам....................................................................................................25
Степень активности в потреблении Продукции .....................................25
Потребительские предпочтения.................................................................25
Потребительские мотивации и поведение при покупке Продукции или
Услуги .................................................................................................................26
Зависимость спроса на Продукцию или Услуги от различных
характеристик потребителя. Эластичность спроса ................................26
Медиа-предпочтения потребителей (отношение к источникам и
формам рекламы Продукции или Услуги)....................................................26
Обобщающие выводы по отчету....................................................................27
STEP-анализ Рынка..........................................................................................27
Факторы, сдерживающие развитие Рынка ................................................27
Общие выводы по отчету .................................................................................28
При необходимости регионального распространения производители открывают в перспективном для них регионе свое представительство или филиал, который занимается не только продажами, но и маркетингом. При этом если производитель – западная компания, в России открытием филиалов или региональных представительств занимается его центральный офис, расположенный, как правило, в Москве или Санкт-Петербурге.
Потребителей специй и
приправ – компании-
-Пищевые комбинаты
- Мясоперерабатывающие
- Рыбоперерабатывающие
- Предприятия овощной консервации
- Хлебопекарное производство
- Кондитерские предприятия
- Предприятия молочной промышленности
- Ликероводочные предприятия.
Говоря о потреблении специй, пряностей и приправ среди населения, можно выделить следующую тенденцию: 50% хозяек используют универсальные приправы, 35% – приправы для мясных блюд, 33% – для птицы, 23% – для рыбных блюд.
В северных регионах страны сохраняется общероссийская тенденция: 35% жителей используют «Галина Бланка», 26% - «Магги», 24% - «Вегету», 19% - «Кнорр».
9Рынок пряностей и приправ обладает ярко выраженной сезонностью. Так, с конца февраля и до Пасхи повышенным спросом пользуются дрожжи, ванилин, кокосовая стружка, пищевые красители, термоэтикетки для яиц. С апреля к ассортименту подключаются приправы для шашлыка и гриля, которые на пике спроса остаются аж до конца сентября. С июня до конца сентября хорошо идут приправы для консервирования и засолки. Самым слабым по объему продаж является октябрь, но на этот месяц можно запланировать выпуск новинок, а с ноября уже начинаются предновогодние продажи: приправы для всех блюд, разнообразные пряности, включая экзотические. Уровень продаж держится до начала марта, а потом вновь происходит плавный переход к пасхальной и шашлычной темам. Таким образом, пряности и приправы востребованы круглый год, колебания происходят лишь внутри ассортиментных групп.
Заботой о качестве продукта, удобстве для потребителей, а также огромным полем для инноваций является упаковка. Рынок пакетированных специй делится на три сегмента: пряности (их доля составляет 25-30%), универсальные (50-56%) и специальные смеси - для приготовления определенного вида блюд (15-20%).
По оценкам специалистов, около 70% продаж специй, пряностей и приправ носят импульсный характер, поэтому огромное значение имеет доступность выкладки и красочность упаковки.
Упаковка должна быть яркой и привлекательной, бросаться в глаза, чтобы покупатель мог легко ориентироваться в магазине перед полкой. В дополнение к четкому и крупному названию на упаковке необходимо изображение самого продукта (для моноспеций и трав) или готового блюда (для приправ). Также очень удобно, когда специи и приправы разделены по группам и цветам, что дает возможность покупателю быстрее сориентироваться на полке. Например, вот как разделяются специи и приправы Kotanyi: зеленая линия – травы и приправы для салатов и супов, желтая линия – специи и приправы для сладких блюд и выпечки, коричневая линия – классические моноспеции, красная линия – приправы для горячих блюд.
По данным аналитического центра «Бизнес и маркетинг» (Рис.4.) наиболее предпочитаемыми для потребителей упаковками являются:
- бумажные пакетики (47%),
- стеклянные емкости (19%),
- фольга (9%),
- полиэтиленовые пакетики (7%),
- пластиковые солонки (4%):
10
11 Что касается практической
стороны, то упаковка должна быть качественной
и обеспечивать сохранность продукции
(сохранять аромат, вкус и защищать от
солнечных лучей) в течение долгого времени.
Эксперты также отмечают, что многослойная
фольгированная упаковка является оптимальной.
Фольга обладает наилучшими барьерными
качествами, не позволяет эфирным маслам,
содержащимся в пряностях, улетучиваться,
предохраняет их от воздействия кислорода
и ультрафиолета. Наиболее распространенная
упаковка – многослойные плоские пакеты.
По данным "Nielsen Россия", порядка 95%
всей продукции упаковывается в пакеты
разного формата.
Что касается объема, то если универсальные приправы продаются преимущественно в упаковке среднего формата (более 90% – упаковки от 40 до 250 г, в том числе порядка 50% – упаковки от 71 до 100 г), то для специализированных приправ характерен малый формат – более 90% составляют упаковки менее 70 г, в том числе порядка 70% – менее 40 г.
Кроме того, в последние два года очень популярны специи в мельницах, также к новациям можно отнести пакеты с зип-локом (zip-lock) для многократного открывания-закрывания. Стоячий пакет дой-пак также является новым для специй, он позволяет сделать хранение специй дома более удобным. Также сейчас выпускаются специи, пряности и приправы в ПЭТ-банках с крышками-дозаторами по 200 г для хозяек, которые много готовят, и для небольших кафе-ресторанов.
Большинство участников рынка считают, что наиболее эффективным способом продвижения пряностей и приправ является присутствие на полках магазинов. По мнению специалистов, очень эффективна выкладка специй рядом с другими продуктовыми категориями: в отделе мяса, рыбы, полуфабрикатов, замороженных продуктов, бакалейных товаров. В компаниях также используют сезонную планограмму представления специй в местах продаж. Ходовые позиции присутствуют на полке постоянно, а такие как смесь пряностей для глинтвейна или для маринования овощей - в соответствующий сезон.
Основные усилия по продвижению продукции на рынок сводятся к максимальному присутствию в розничных сетях каждого конкретного региона. Производители считают, что если продукция присутствует в большинстве розничных точек, можно проводить другие маркетинговые мероприятия, в частности, обращать внимание потребителей на качество и преимущества своей продукции.
12Наиболее эффективный способ
выделить свою продукцию среди представленного
на рынке многообразия - вывести инновационный
продукт.
Например, екатеринбургская компания
"Айдиго" запатентовала и вывела
на рынок новые продукты: пряности в одноразовых
пакетиках под маркой "Айдиго-букет"
и пастообразные смеси пряностей под маркой
"Айдиго-паста".
Компания "Юроп Фудс ГБ" представила
сухие соусы под маркой "Аппетитница"
и приправы "Gallina Blanca Игра Вкусов"
в порционных кубиках. Под торговой маркой
Knorr "Юнилевер СНГ" представила новинку,
не имеющую аналогов на российском рынке
- Knorr Primerba - свежие травы в растительном
масле с солью. В ассортиментной линейке
продукта пять наименований: базилик,
итальянские травы, травы Прованса, чеснок
и измельченные шампиньоны.
Клмпания «Камис» выводит на рынок ТМ
Kamis Fit up! - композиции ароматных трав и
приправ с добавлением клетчатки и лекарственных
растений для здорового питания, которые
не содержат соли, искусственных ароматизаторов
и усилителей вкуса. А в минувшем году
компания вывела на рынок новую линейку
продуктов Kamis Specialite – специи и сушеные
овощи крупного помола (паприка и чеснок
в хлопьях, дробленый перец и хлопья помидоров
с базиликом), расфасованные в баночки,
форма которых позволяет менять угол наклона
упаковки. Компания "Проммикс" запустила
в 2007 году серию приправ "Волшебное
дерево Люкс" в премиальном сегменте.
Обычная поваренная соль здесь заменена
на морскую, отсутствуют глютамат и другие
искусственные вещества.
"Интер-Релиш" приступил
в прошлом году к выпуску
бренда "8 рек". Это продукция
средней ценовой категории,
Под торговой маркой Knorr «Юнилевер СНГ» представила новинку Knorr Primerba - свежие травы в растительном масле с солью (по данным сайта).
Не менее важным каналом продвижения является спонсорская поддержка кулинарных проектов на телевидении и в глянцевых журналах. Этот способ маркетинговой активности имеет двойную цель - рекламную и просвещенческую.
Пропагандируя культуру потребления
пряностей и приправ, производители
в то же время приучают потребителя к своей
марке. Например, компания "Камис"
была спонсором передачи "Едим дома",
а марка Maggi компании Nestle - передачи "Кулинарный
поединок". Спонсорские проекты на телевидении
были также у компаний Podravka (марка Vegeta)
и Paulig (Santa Maria).
Для российских производителей в первую
очередь важна имиджевая реклама, направленная
на укрепление бренда. Дополнительным
каналом продвижения являются различные
BTL-мероприятия, такие как промо-акции
в местах продаж и сэмплинг (распространение
образцов товаров бесплатно или на пробу).
Все серьезные игроки уже давно поняли,
что необходимо формировать свой круг
потребителей и увеличивать за счет постоянной
рекламной активности лояльность этих
групп к своей марке.
Российский рынок специй, пряностей
и приправ сохраняет относительную стабильность.
Несмотря на некоторое падение продаж
в натуральном выражении, в 2007 году он
продолжил расти в денежном выражении.
Основной причиной быстрого развития
специалисты называют почти 100-процентный
уровень рентабельности. Российские цены
на качественные специи и приправы отличаются
от европейских. Ценовой диапазон среднего
сегмента на полке магазина – 10-14 руб.
за 25-30-граммовый пакетик приправы.
13Российские покупатели постепенно
приходят к выводу, что дешевые специи
с большим содержанием искусственных
красителей, соли и вкусовых добавок, идентичных
натуральным, не только не добавят привлекательности
блюду, но и могут нанести вред здоровью.
Таким образом, формируется культура потребления
специй. В свою очередь производители,
ранее работавшие в нижнем ценовом сегменте,
начали осваивать средний ценовой сегмент
и сегмент премиум. В частности это происходит
за счет улучшения дизайна и качества
упаковки.
По прогнозам экспертов, сделанных до
начала мирового финансового кризиса,
прирост рынка в ближайшее время ожидался
от 10 до 20% в год. По мнению экспертов, рост
рынка должен происходить за счет интереса
потребителей к более дорогой и качественной
продукции.
Однако мировой финансовый кризис затронул рынок специй и приправ, в связи с чем ситуация на данном рынке может измениться, в частности в начале 2009 года уже меняется ценовая политика игроков, что связано с особенностью рынка: специи поступают на отечественный рынок из других стран. Таким образом, игрокам рынка приходится менять механизм ценообразования из-за резких колебаний валютного курса.
Основные выводы:
- Рост рынка в последние годы держится на уровне 10-15% в натуральном выражении, в 2008 году рост сохранился на том же уровне – 10-15%.
- Российский рынок специй,
пряностей и приправ
- Производители, ранее
работавшие в нижнем ценовом
сегменте, начали осваивать средний
ценовой сегмент и сегмент
премиум. В частности это
- Самыми востребованными специями по-прежнему остаются черный перец и лавровый лист. Однако наиболее динамично развивается категория универсальных (на основе соли и глютамата натрия) и специальных (для приготовления конкретных блюд, например "для рыбы", "для борща") приправ. Среди специальных приправ особой популярностью пользуются приправы "для курицы". Хорошо продаются также сезонные миксы: зимой - смеси для приготовления глинтвейна, весной - для шашлыков, в период консервирования овощей - смеси для маринования и засолки.
- Насыщение рынка приводит к сокращению числа мелких производителей и усилению конкурентной борьбы. Наблюдается ужесточение конкуренции между игроками, выразившееся в первую очередь в увеличении рекламной активности. Даже небольшие фирмы осознали, что создание бренда требует вложений в рекламу. Эта тенденция будет продолжаться и в будущем, расходы компаний на рекламу будут расти.
- Финансовый кризис внесет свои коррективы в развитие рынка. В частности, импортерами специй пересмотрены цены, что связано с колебаниями валютного курса.
Российский рынок приправ, пряностей находится в активной фазе роста, и увеличивается из года в год.
Исследование рынка приправ, специй и пряностей провели на данях сотрудники группы компаний «Step by Step». Данное исследование выявило ежегодное увеличения роста продаж данных товаров в среднем на 12 процентов, а также тенденцию развития отрасли.
На сегодняшний день, Россия по-прежнему зависит от зарубежных «пряных» поставок, - Агро Бизнес Консалтингу сообщили эксперты. При этом, продукция из Китая составляет - треть импорта.
Традиционный спрос сохранился в прошлом году на сушеные овощи, от общего оборота - это более 40 процентов, различные заменители соли, а также продукция, которая способствует похудению. На сегодняшний день весьма востребованными по-прежнему остаются приправы для маринадов, душистый перец, гвоздика, корица, в весенний период - мак, изюм, а также зимой - смесь для глинтвейна. От сезонности не зависят только продажи хмели-сунели, черного перца горошком и лаврового листа.