Маркетинговые исследования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований___________6
1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований____________6
1.2. Процесс маркетингового исследования __________________________10
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований ________16
Глава 2. Исследование рынка чая г.Красноярска Свердловского района ___20
2.1. Анализ ассортимента на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________20
2.2. Ценовая политика на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________40
2.3. Исследование предпочтений потребителей на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________48
Заключение______________________________________________________54
Библиографический список_________________________________________56
Приложения ____________________________________________________58

Файлы: 1 файл

МИ курсовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)


 

Содержание

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические аспекты  маркетинговых исследований___________6

1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых  исследований____________6

1.2. Процесс маркетингового исследования   __________________________10

1.3. Информационное обеспечение  маркетинговых исследований ________16

Глава 2. Исследование рынка чая  г.Красноярска Свердловского района ___20

2.1. Анализ ассортимента на рынке  чая Свердловского района г.  Красноярска_____________________________________________________20

2.2. Ценовая политика на рынке  чая Свердловского района г.  Красноярска_____________________________________________________40

2.3. Исследование предпочтений потребителей  на рынке чая Свердловского  района г. Красноярска_____________________________________________48

Заключение______________________________________________________54

Библиографический список_________________________________________56

Приложения ____________________________________________________58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  большинство компаний в той или  иной форме регулярно осуществляют маркетинговые исследования. Маркетинговый  анализ предполагает определение и  оценку рынков предприятия и внешней  среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Маркетинговые исследования связаны с принятием решений  по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса  маркетинга и его внешней среды  по тем ее компонентам, которые оказывают  влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой  деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы.[18.]

Целью данного исследования является рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.

Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей. Чай занимает особое положение среди импортируемых продовольственных товаров – он фактические единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения.

На сегодняшний день ассортимент чая поражает многообразием  и обилием видов и сортов, начиная  с традиционных и заканчивая всевозможными  чайными брендами.

Целью написания данной работы является изучение, анализ и  оценка рынка чайной продукции, реализуемой предприятиями, находящимися на территории Свердловского района г. Красноярска.

В связи с этим следует  провести исследование предприятий  торговли, осуществляющих реализацию чая, с целью изучения полноты  и широты представляемого ими  ассортимента.

При изучении мнения потребителей путем анкетирования определить: потребность в товаре, предпочтения, вкусы, требования к качеству товара, его цену, платежеспособность покупателей.

 Для достижения  этих целей были поставлены  следующие задачи:

- теоретизировать методику проведения маркетинговых исследований;

- разработать методику  проведения маркетинговых исследований (анкетирование);

- изучить состояние  рынка чая;

- выявить предпочтения  потребителей путем анкетирования  и опросов;

Объектом исследования является рынок чая Свердловского района г. Красноярска.

Предметом защиты курсовой работы является формирование товарной и ценовой политики на рынке чая  Свердловского района г. Красноярска, выявление потребительских предпочтений.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты анализа рынка позволяют сделать вывод о состоянии рынка чая Свердловского района г. Красноярска, его динамики и выявить тенденции его развития.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  приложений. В первой главе представлены основные теоретические аспекты маркетингового исследования: цели, задачи, направления маркетинговых исследований, процесс МИ, информационное обеспечение. Во второй приводится практическое обоснование темы на примере исследования рынка чайной продукции г.Красноярска Свердловского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты маркетинговых исследований

1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование- любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговое исследование - это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам, в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.

Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить  за процессом реализации маркетинговых задач.

Глобальные цели маркетингового исследования - это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое  обеспечение, заключающееся в использовании  математических моделей для анализа  данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.

На макроуровне маркетинговое  исследование должно выявить и смоделировать  закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.

На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз  собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта  фирма действует.

Задачи маркетинговых  исследований могут быть самыми различными. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего и будущего спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых фирма может реализовать свои цели. После того, как рынок выбран, нужно проводить текущие наблюдения за его состоянием для того, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения. Изучение рынка необходимо и для прогнозирования долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явиться базой для постановки целей, разработки стратегии и планирование деятельности фирмы. Особую остроту приобретает исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров [11, с.24].

Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:

- изучение характеристик  рынка;

- замеры потенциальных  возможностей рынка;

- анализ распределения  долей рынка между фирмами;

- анализ сбыта;

- изучение тенденций  деловой активности;

- изучение товаров конкурентов;

- краткосрочное прогнозирование;

- изучение реакции  на новый товар и его потенциала;

- долгосрочное прогнозирование;

- изучение политики  цен.

Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих  случаях:

- недостаточный объем  информации для принятия решения;

- наличие внутренних  противоречий относительно стратегии,  целей, механизмов их реализации;

- ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота  и т.д.);

- изучение причин неожиданного  успеха;

- формирование новых  стратегических или тактических замыслов.

 

Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих  случаях: Недостаточный объем информации для принятия решения; Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.); Изучение причин неожиданного успеха; Формирование новых стратегических или тактических замыслов.

Маркетинг занимается исследованием  поведения потребителя, которое  включает его потребности и требования.

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или  комплекса проблем маркетинга. Эта  целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

В зависимости от характера  целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления  маркетинговых исследований:

– разведочные исследования – исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);

– описательные исследования – исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;

– казуальные исследования – исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.

Также направления маркетинговых  исследований можно классифицировать по объекту исследования, например изучение рынка, отдельных элементов  комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение, распределение), поведения потребителей и деятельности конкурентов. Кроме того, в состав маркетинговых исследований входит исследование внешней макросреды среды по тем его компонентам, которые оказывают влияние на маркетинговую деятельность.[14.]

Маркетинговые исследования можно разделить и по характеру  получаемой и анализируемой информации: количественные исследования и качественные исследования; исследования на основе вторичной информации (кабинетные исследования) и первичной информации (полевые исследования).

Маркетинговые исследования составляют основу всей ассортиментно-сбытовой политики и являются тем инструментом, который должен способствовать принятию обоснованных управленческих решений. В настоящее время эффективность  деятельности любого предприятия будет во все возрастающей степени определяться не столько его производственными и даже не финансовыми возможностями, а активностью и опытностью в вопросах проведения и использования исследований маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Процесс маркетингового исследования

Приступая к маркетинговому исследованию, необходимо убедиться, что  нужно фирме для улучшения  результатов предпринимательской  деятельности, необходимо четко определить нужды и потребности покупателей, установить важность решения проблемы в их более полном удовлетворении, а так же обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность. Это может дать соответствующий эффект если тщательно спланировать весь процесс маркетингового исследования. Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения. Обычно выделяют пять основных этапов маркетингового исследования:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.

3. Планирование и организация сбора первичной информации.

4. Систематизация и анализ собранной информации.

5. Представление полученных результатов исследования.

Выявление проблем и  формулирование целей исследования по праву читается важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу".

Отбор внешних источников вторичной информации требует от участвующих в нем работников широкого кругозора, глубокого понимания исследуемой проблемы и навыков в информационно-поисковой работе с библиотечными каталогами. Сбор вторичной информации из внешних источников требует от занятых им работников четкого представления об искомой информации, навыков ведения ее быстрого поиска при обязательном выполнении условия его тщательности .

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка