Маркетинговые исследования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований___________6
1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований____________6
1.2. Процесс маркетингового исследования __________________________10
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований ________16
Глава 2. Исследование рынка чая г.Красноярска Свердловского района ___20
2.1. Анализ ассортимента на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________20
2.2. Ценовая политика на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________40
2.3. Исследование предпочтений потребителей на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________48
Заключение______________________________________________________54
Библиографический список_________________________________________56
Приложения ____________________________________________________58

Файлы: 1 файл

МИ курсовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 23 – Группировка  ассортимента чая, реализуемого в предприятиях торговли Свердловского района г.Красноярска по величине цены

Показатели

Ассортимент

Удельный вес в общем  числе ассортиментных разновидностей, %

А

1

2

«Дешевые»

25-35

Чай черный байховый гранулированный

10,00

«Средние»

35-50

Чай пакетированный, чай черный байховый мелкий,чай зеленый мелкий, чай бергамотовый и другие ароматизированные

40,00

«Высокие»

Свыше 50

Чай красный, чай фруктовый,чай  зеленый крупный листовой, чай  черный байховый крупный листовой

40,00


 

Так как разброс цен  на чай очень высокий, то группировка ассортимента чая проводилась по показателю средней цены. Наибольший удельный вес составляет чай, имеющий среднюю и высокую цену(40%). Данную продукцию производят известные, качественные, мировые марки.

Распределение ассортиментных разновидностей чая по уровню цены показано на рис. 4.

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис.4. Группировка ассортимента чая в зависимости от цены

Цены претерпевают любые  изменения, главным образом, под  воздействием спроса, а спрос, в свою очередь, формируется под воздействием потребительских предпочтений покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Исследование  предпочтений потребителей на  рынке чая Свердловского района  г. Красноярска

Спрос, как экономическая  категория, представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке, или объем товаров, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течении определенного времени.

Следовательно, главными составляющими спроса является наличие  определенных потребностей в товарах  и обеспеченность данных потребителей денежными средствами, а основными факторами, способствующими удовлетворению спроса, является приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу объем и структура товарного предложения.

Таким образом, в процессе маркетингового исследования является необходимым выявить спрос и потребительские предложения чай в Свердловском районе г.Красноярска.

Для реализации целей  и задач анализа выявления  потребительских предпочтений на чай  был выбран метод количественного  опроса потребителей – анкетирование. Для этого разработан опросный лист (анкета) с последующей обработкой и обобщением данных (Приложение 1).

Выборка респондентов осуществлялась по методу случайного отбора среди  покупателей чая. Всего для определения  потребительских предпочтений было опрошено 60 респондентов – потенциальных покупателей чая.

Респондентами стали  мужчины и женщины различных  возрастных категорий ( 18-25, 25-40, Более 40), имеющие различный среднемесячный доход( около 5 тыс.руб., 5-10, 10-15, 15-20, свыше 20 тыс.руб.) .

По результатам проведенного анкетирования, была сделана группировка  мнений потребителей в зависимости  от их пола и возраста.

 

Таблица 24 - Группировка  мнений потребителей в зависимости  от их пола и возраста

Вопрос и варианты ответа

Мужчины

Женщины

18-25лет

25-40лет

Более 40

18-25лет

25-40лет

Более 40

А

1

2

3

4

5

6

1.Ваш среднемесячный доход:

а) около 5 тыс.руб.

б) 5-10тыс.руб.

в) 10-15 тыс.руб.

г)15-20 тыс.руб.

д)свыше 20 тыс.руб.

2. Как часто Вы покупаете чай?

а) раз в неделю

б) раз в месяц

в) раз в 2 месяца

г) около двух раз в месяц

д) реже

3. Какому виду чая Вы отдаете  предпочтение?

а) чай черный байховый

б) чай зеленый

в) чай красный

г) чай фруктовый(травяной)

д) чай бергамотовый(ароматизированный)

4. На что Вы в первую очередь  обращаете внимание при покупке чая?

а) цена

б) качество

в) производитель

5. По какой цене Вы приобретаете  чай?

а) до 50 руб.

б) от 50 до 100 руб.

в) от 100 и выше

6. Где Вы предпочитаете совершать  покупку чая?

а) продуктовый магазин

б) универсам

в) супермаркет

 

 

 

2

3

-

2

1

 

 

1

4

2

-

 

2

 

 

 

2

 

1

-

 

-

 

3

 

 

 

 

 

 

5

2

-

 

 

5

2

-

 

 

 

 

3

 

2

4

 

 

 

2

2

3

2

-

 

 

-

3

1

3

 

-

 

 

 

3

 

3

-

 

-

 

3

 

 

 

 

 

 

4

1

-

 

 

3

5

-

 

 

 

 

2

 

2

5

 

 

 

-

2

3

1

2

 

 

1

4

4

5

 

-

 

 

 

7

 

2

-

 

-

 

-

 

 

 

 

 

 

5

3

2

 

 

2

5

3

 

 

 

 

1

 

2

6

 

 

 

1

-

4

4

5

 

 

-

4

-

2

 

-

 

 

 

3

 

5

-

 

-

 

4

 

 

 

 

 

 

5

6

-

 

 

5

3

-

 

 

 

 

2

 

1

7

 

 

 

-

-

2

3

3

 

 

1

5

1

5

 

-

 

 

 

5

 

3

3

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

6

6

2

 

 

4

10

3

 

 

 

 

2

 

-

8

 

 

 

-

-

2

-

1

 

 

1

3

2

4

 

2

 

 

 

3

 

-

1

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

7

2

-

 

 

7

3

-

 

 

 

 

5

 

4

2


При проведении анкетирования  было выявлено, что на чай существует постоянный спрос и все возрастные группы приобретают этот продукт. 38,3% потребителей покупают чай раз в месяц, тем самым обеспечивая постоянный спрос на данный товар. Распределение потребителей в зависимости от частоты покупки чая показано на рис. 4.

Рис. 5.Распределение потребителей в зависимости от частоты покупки чая

 

При изучении потребительских  предпочтений было выявлено, что черный, зеленый и бергамотовый(ароматизированный) чаи пользуются наибольшим спросом, что говорит о традиционном вкусе  покупателей.

Покупки потребители  предпочитают совершать в основном в супермаркетах(56,7%). Можно сказать, что они уже почти полностью  заменили маленькие магазины и универсамы. За последнее время в Свердловском районе г.Красноярска открылось 4 новых  супермаркета.

При покупке чая потребители обращают внимание в основном на цену(58,3%). 33,3% потребителей, совершая покупку, уделяют внимание качеству. На третьем месте находятся покупатели, которые обращают внимание на изготовителя(8,3%). В основном, это покупатели с высоким доходом, бюджет которых позволяет приобретать чай дорогих брендов. Распределение факторов, оказывающих решающее воздействие на потребителей при выборе чая, показано на рис.6.

Рис. 6. Группировка факторов, оказывающих решающее воздействие на потребителей при выборе чая

Большинство опрошенных людей приобретают чай в ценовой  категории от 50 до 100 руб.(46,7%). 43,3% покупателей  приобретают чай по цене ниже 50 руб. И лишь 10% людей приобретают дорогой  чай по цене выше 100 руб. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что в Свердловском районе проживают, в основном,   люди с низким и средним достатком.

На рис. 7 показано распределение  чая, в зависимости от цены, потраченной  на них потребителями.

 

 

 

 

Рис. 7. Распределение чая, в зависимости от цены, потраченной на них потребителями

Потребители, по результатам  анкетирования, в большей степени  предпочитают покупать чай следующих марок: Lipton(15%), Tess(11,7%), Greenfield и Matre(по 10%), Золотая чаша(6,7%), Беседа(6,7%), Riston(6,7%), Дилма(5%), Аhmad(5%) Пр.Ява(5%). Наименьшим спросом пользуются такие марки чая, как: Лисма (3,3%), Пр.Нури(3,3%) , Майский(3,3%), Akbar(1,7%), Пр.Канди(1,7%). Пр.Гита(1,7%), Curtis(1,7%). На данные потребительские предпочтения оказывает влияние реклама и цена, самые предпочтительные марки чая активно рекламируют в средствах массовой информации ,и они имеют приемлемые цены для потребителя. Марки, пользующиеся наименьшим спросом, обладают высокой ценой, либо низким качеством, что также влияет на предпочтения потребителя.

Большинство опрошенных, которые приобретают чай находятся  в возрасте от 30 до 40 лет(40%). И большинство  из них это женщины(71,6%).

Наглядно распределение  потребителей, принявших участие  в анкетировании в зависимости  от возраста представлено на рис. 8.

 

 

Рис. 8. распределение  потребителей, принявших участие  в анкетировании в зависимости  от возраста

Семейный доход большинства  из опрошенных составляет 15-20 тыс.руб.(35%), 26,7% потребителей имеют доход 10-15 тыс.руб. Лишь 13,3 % опрошенных имеют доход  свыше 20тыс.руб. или 5-10 тыс.руб. Доход 11,7% покупателей составляет меньше 5000 руб. Можно сделать вывод, что большинство покупателей имеет стабильный средний заработок, выше прожиточного минимума.  На рис.9проиллюстрировано распределение потребителей, принявших участие в анкетировании в зависимости от уровня семейного дохода.


 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, по результатам  анализа результатов опроса потребителей, можно сделать выводы о том, что  спрос на чай, как в разрезе  ассортимента, так и в плане  цены, в основном удовлетворен предприятиями торговли Свердловского района г. Красноярска.

 

 

Заключение

 Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

К сожалению, российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ также не существует большого количества организаций, специализирующихся на организации  маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции.

Маркетинг — это основная точка соприкосновения фирмы  с ее окружением. Посредством маркетинговых  решений фирма приспосабливает  свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.  Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности и задействованности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме, что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности новых (модифицированных) действий.

Анализируя всю практическую часть курсовой работы можно сказать  следующее.

В ходе проведенного анализа  было обследовано 20 торговых предприятий  города Красноярска, все они реализуют  чай.

В зависимости от форм собственности было выявлено, что наиболее распространенной организационно-правовой формой собственности является ЧП(70%). По уровню специализации наибольший удельный вес занимает единичная продажа (65%).

Проводя данное обследование, выявили, что в большинстве предприятий торговли реализуются такие традиционные сорта чая, как: черный байховый крупнолистовой, мелкий и гранулированный, а так же зеленый байховый крупнолистовой и мелкий.

Что касается производителя, то наши покупатели предпочитают как  отечественного, так и иностранного. Что в принципе нормально.

Результаты опроса зафиксировали  повышенный интерес к таким видам  чая, как черный, зеленый и бергамотовый и другие ароматизированные чаи. При выборе покупатели, по всей видимости, руководствовались собственным вкусом и ценой.

Самыми популярными  марками чая у потребителей являются: Lipton, Tess, Greenfield, Matre. Так как эти марки чаще всего рекламируют, а в ходе исследования было выявлено, что на покупку того или иного чая значительную роль оказывает именно реклама.

Из общего числа опрошенных респондентов, большая часть считает, что предложение чая по ассортименту, цене и качеству соответствует их покупательскому спросу. Из чего можно  сделать заключение, что, по мнению потребителей, рынок чая Свердловского района города Красноярска удовлетворяет большинство желаний потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики имаркетинга,1996.
  2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика,2001.
  3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 1999.
  4. Базел Р.Д., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. – М.: Финстатинформ, 1993.
  5. Беляевский И.К. Маркетинг: Курс лекций, Вып. 1-6 / Моск. го. ун-т экономики, статистики и информатики. / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  6. Березин И.С Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз М.: Русская деловая литература, 1999.
  7. Букерель Ф. Изучение рынков / Академия рынка: Маркетинг / Пер. с франц. – М.: Экономика,1993.
  8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 1998.
  9. Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. -.М.: ЗАО « Изд-во БИНОМ», 1998.
  10. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высшая школа, 1995.
  11. Дурович А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. – Минск: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997.
  12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  13. Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров. Изд.дом «Альфа-М», 2007.
  14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. – 2-е европейское изд. – К.; М.; СПб.: Изд. дом «Вильямс», 2000.
  15. Котлер Ф. Маркетинг – менеджмент / Пер. с англ. 9-е международное изд. – СПб.: Питер Ком., 1998.
  16. Крутиков Ф.А. Конъюнктура рынка при социализме. – М.: Экономика, 1968.
  17. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 192 с.: ил. – (Профессиональное образование)
  18. Маркетинг: Под ред. / А.Н. Романова, - М.: Банки и биржи, Ю НИТИ, 1995.
  19. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 631 с.
  20. Сребник Б.В. Маркетинг: учебник / Б.В. Сребник.- М.:Высшая школа, 2005. – 360 с.
  21. Черчилль, Гилберт А. Маркетинговые исследования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 752 с.: ил.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка