Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа
Целью данного исследования является рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований___________6
1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований____________6
1.2. Процесс маркетингового исследования __________________________10
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований ________16
Глава 2. Исследование рынка чая г.Красноярска Свердловского района ___20
2.1. Анализ ассортимента на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________20
2.2. Ценовая политика на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________40
2.3. Исследование предпочтений потребителей на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________48
Заключение______________________________________________________54
Библиографический список_________________________________________56
Приложения ____________________________________________________58
По данному исследованию видно, что в наиболее полном ассортименте представлены такие группы чая как чай черный байховый, чай зеленый и пакетированный. Это объясняется тем, что на данный товары существует постоянный спрос. Чай черный плиточный полностью отсутствует в продаже, так как в Свердловском районе нет специализированных магазинов.
Таблица 17 – Анализ устойчивости ассортимента чая в разрезе предприятий торговли Свердловского района г.Красноярска
Магазины |
Число разновидностей, шт. Р max |
Число разновидностей на дату обследования |
Коэффициент устойчивости | ||
10.03.2012 |
10.04.2012 |
10.05.2012 | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Красный Яр» |
10 |
9 |
9 |
8 |
2,4 |
«Командор» |
10 |
9 |
7 |
8 |
2,4 |
«Каравай» |
10 |
8 |
8 |
9 |
2,5 |
«Троя Плюс» |
10 |
7 |
6 |
7 |
2 |
«Лилит» |
10 |
5 |
4 |
4 |
1,3 |
«Нектар Плюс» |
10 |
4 |
5 |
4 |
1,3 |
«Акцент» |
10 |
4 |
4 |
4 |
1,2 |
«Апрель» |
10 |
5 |
4 |
4 |
1,3 |
«Орхидея» |
10 |
3 |
4 |
3 |
1 |
«Южная Ночь» |
10 |
6 |
6 |
7 |
1,9 |
«Эскадра» |
10 |
7 |
8 |
7 |
2,2 |
«Масис» |
10 |
3 |
2 |
4 |
0,9 |
«Калина» |
10 |
5 |
5 |
4 |
1,4 |
«Добрыня» |
10 |
5 |
4 |
6 |
1,5 |
«Ника» |
10 |
4 |
5 |
5 |
1,4 |
«Коровка» |
10 |
6 |
5 |
4 |
1,4 |
«Гастрономчик» |
10 |
3 |
4 |
4 |
1,1 |
«Авента» |
10 |
3 |
5 |
5 |
1,3 |
«25 ЧАСОВ» |
10 |
9 |
9 |
9 |
2,7 |
«Добромаркет» |
10 |
7 |
8 |
7 |
2,2 |
В ходе проведенного исследования видно, что самый высокий коэффициент устойчивости (2,7) наблюдается в супермаркете «25ЧАСОВ», также большие коэффициенты в супермаркетах «Каравай», «Командор», «Красный Яр» и в минимаркетах «Добромаркет» ,«ТрояПлюс» и «Эскадра» (от 2 до 2,5).
2.2. Ценовая
политика на рынке чая
Цены и ценовая политика – одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает.
В широком смысле цена
– многофункциональное
Цена товара – это количество денежных единиц определенной валютной системы, которые должен уплатить покупатель продавцу за весь товар или за единицу товара на согласованных условиях.
Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными маркетинга в деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на деятельность фирмы.
Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в общую систему.
В процессе проводимого маркетингового исследования рынка чая Свердловского района г.Красноярска большое внимание уделялось анализу индивидуальных и средних цен на указанную продукцию.
Таблица 18 - Данные об индивидуальных и средних уровнях цен на чай в предприятиях торговли Свердловского района г.Красноярска
Ассортимент |
Дата 1-го обследования |
Дата 2-го обследования | ||||
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Чай черный байховый |
||||||
-крупный (листовой) |
30 |
78 |
54 |
31 |
79 |
55 |
-мелкий |
27 |
72,5 |
49,7 |
27,2 |
73 |
50,1 |
-гранулированный |
26,5 |
62,3 |
44,4 |
26,4 |
62,5 |
44,5 |
2. Чай пакетированный |
28,5 |
76,5 |
52,5 |
28,5 |
76,5 |
52,5 |
3. Чай зеленый |
||||||
- крупный (листовой) |
31,4 |
82,3 |
56,8 |
31,3 |
82 |
56,6 |
- мелкий |
30 |
77,8 |
53,9 |
30 |
77 |
53,5 |
4. Чай бергамотовый и другие ароматизированные чаи |
29,4 |
78,3 |
53,8 |
29,3 |
79 |
54,1 |
5. Чай красный |
43 |
76 |
59,5 |
43,1 |
76 |
59,6 |
6. Чай фруктовый (травяной) |
44,7 |
79 |
61,8 |
44,7 |
79 |
61,8 |
7. Чай плиточный черный |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Анализируя розничные цены на чай в Свердловском районе г.Красноярска в исследуемом периоде, можно заметить, что минимальные и максимальные цены сильно разнятся, это связано с маркой чая.
Для анализа ценообразования необходимо проанализировать динамику и разброс цен на чай.
Таблица 19 - Анализ динамики индивидуальных и средних цен на чай в предприятиях торговли Свердловского района г.Красноярска в ходе проведенного исследования
Ассортимент |
На начало исследования |
На конец исследования |
Абсолютное изменение | ||||||
Min цена |
Max цена |
Сред. цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Чай черный байховый |
|||||||||
-крупный (листовой) |
30 |
78 |
54 |
31 |
79 |
55 |
1 |
1 |
1 |
-мелкий |
27 |
72,5 |
49,7 |
27,2 |
73 |
50,1 |
0,2 |
0,5 |
0,4 |
-гранулированный |
26,5 |
62,3 |
44,4 |
26,4 |
62,5 |
44,5 |
-0,1 |
0,2 |
0,1 |
2. Чай пакетированный |
28,5 |
76,5 |
52,5 |
28,5 |
76,5 |
52,5 |
- |
- |
- |
3. Чай зеленый |
|||||||||
- крупный (листовой) |
31,4 |
82,3 |
56,8 |
31,3 |
82 |
56,6 |
-0.1 |
-0,3 |
-0,2 |
- мелкий |
30 |
77,8 |
53,9 |
30 |
77 |
53,5 |
- |
-0,8 |
-0,4 |
4. Чай бергамотовый и другие ароматизированные чаи |
29,4 |
78,3 |
53,8 |
29,3 |
79 |
54,1 |
-0,1 |
0,7 |
0,3 |
5. Чай красный |
43 |
76 |
59,5 |
43,1 |
76 |
59,6 |
0,1 |
- |
0,1 |
6. Чай фруктовый (травяной) |
44,7 |
79 |
61,8 |
44,7 |
79 |
61,8 |
- |
- |
- |
7. Чай плиточный черный |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 20 – Данные о разбросе цен на чай в Свердловском районе г.Красноярска
Ассортимент |
10.03.2012 |
10.04.2012 | ||
Разброс цен, руб. |
К опережения |
Разброс цен, руб. |
К опережения | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чай черный байховый |
||||
-крупный (листовой) |
48 |
2,6 |
48 |
2.5 |
-мелкий |
45,5 |
2,7 |
45,8 |
2.7 |
-гранулированный |
35,8 |
2,4 |
36,1
|
2,4 |
2. Чай пакетированный |
48 |
2,7 |
48 |
2,7 |
3. Чай зеленый |
||||
- крупный (листовой) |
50,9 |
2,6 |
50,9 |
2,6 |
- мелкий |
47,8 |
2,6 |
47 |
2,6 |
4. Чай бергамотовый и другие ароматизированные чаи |
48,9 |
2,7 |
49,7 |
2,7 |
5. Чай красный |
33 |
1,8 |
32,9 |
1,8 |
6. Чай фруктовый (травяной) |
34,3 |
1,8 |
34,3 |
1,8 |
7. Чай плиточный черный |
- |
- |
- |
- |
Как уже говорилось выше, предприятия торговли Свердловского района реализуют чай как по очень низким, так и по очень высоким ценам. Супермаркеты реализуют чай, в основном, среднего и высокого класса. В минимаркетах и продуктовых магазинах представлен чай среднего и низкого класса. Высокий коэффициент опережения объясняется множеством марок чая, разного качества. Поэтому максимальные цены так сильно превышают минимальные.
По результатам анализа можно сказать, что цены практически не изменялись, динамика не наблюдалась. Коэффициенты в разрезе двух дат остались прежними.
Таблица 21 - Группировка ассортимента чая в зависимости от разброса цен на предприятиях торговли Свердловского района г.Красноярска
Разброс цен, руб. |
Ассортимент |
Уд. вес в общем числе ассорт. разнов., % |
А |
Б |
1 |
25-35 |
Чай красный, чай фруктовый травяной |
20 |
35-45 |
Чай черный байховый гранулированный |
10 |
45-55 |
Чай черный байховый крупный(листовой), мелкий , чай пакетированный, чай зеленый крупный(листовой), мелкий, чай бергамотовый и др.ароматизированные |
60 |
Свыше 55 |
- |
- |
При проведении исследования
обследовались предприятия
Наглядно распределение чая в зависимости от разброса цен представлено на рисунке 3.
Рис.3- Группировка ассортимента чая в зависимости от разброса цен
Таблица 22- Динамика цен чая,реализуемого в розничной торговле Свердловского района г.Красноярска
Ассортимент |
Средняя цена на начало обследования |
Средняя цена на конец обследования |
Темп изменения, % |
1. Чай черный байховый |
|||
-крупный (листовой) |
54 |
55 |
1,85 |
-мелкий |
49,7 |
50,1 |
0,8 |
-гранулированный |
44,4 |
44,5 |
0,2 |
2. Чай пакетированный |
52,5 |
52,5 |
- |
3. Чай зеленый |
|||
- крупный (листовой) |
56,8 |
56,6 |
0,9 |
- мелкий |
53,9 |
53,5 |
0.9 |
4. Чай бергамотовый и другие ароматизированные чаи |
53,8 |
54,1 |
0,9 |
5. Чай красный |
59,5 |
59,6 |
0,2 |
6. Чай фруктовый (травяной) |
61,8 |
61,8 |
- |
7. Чай плиточный черный |
- |
- |
- |