Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа
Целью данного исследования является рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований___________6
1.1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований____________6
1.2. Процесс маркетингового исследования __________________________10
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований ________16
Глава 2. Исследование рынка чая г.Красноярска Свердловского района ___20
2.1. Анализ ассортимента на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________20
2.2. Ценовая политика на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________________40
2.3. Исследование предпочтений потребителей на рынке чая Свердловского района г. Красноярска_____________________________________________48
Заключение______________________________________________________54
Библиографический список_________________________________________56
Приложения ____________________________________________________58
При составлении анкет следует придерживаться следующих правил:
1) вопрос должен быть ясен не только тому, кто спрашивает, но и тому, кто отвечает.
2) вопрос должен содержать
принципиальную возможность
3) вопрос не должен быть риторическим, то есть должен предполагать вариант ответа.
4) вопрос должен быть
сформулирован таким образом,
чтобы у респондента не
5) анкета должна содержать только те вопросы, на которые следует получить ответ.
6) каждый вопрос и,
соответственно, ответ на него
должны вносить определенный
вклад в достижение
7) вопросы, представляющие праздный интерес, должны быть устранены
8) форма вопроса должна
быть такой, чтобы не
9) последовательность
вопросов должна быть
10) вопросы анкеты не
должны содержать непонятных, редких,
специальных терминов и
11) вопросы не должны ущемлять самолюбие, честь и достоинство респондента.
Сам процесс анкетирования включает в себя следующие этапы:
- выбор темы анкетирования;
- составление выборки и группировку респондентов;
- составление анкеты;
- проведение анкетирования;
- анализ полученных
ответов (математическая
- представление полученных результатов в виде, удобном для дальнейшего использования и выдачи рекомендаций.
Глава 2. Исследование
рынка чая г.Красноярска
2.1. Анализ ассортимента на рынке чая Свердловского района г. Красноярска
Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.
Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, причем треть из них выпивает по 4 и более чашек в день, примерно 1,1 кг чая, а если принять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит примерно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашки в день.
На рынке г. Красноярска чай представлен в широком ассортименте:
1. Черный байховый
чай (получил свое название
из-за похожих на белые
2. Пакетированный чай.
Ему отдают предпочтение 70% населения
планеты. В пакетах должен
3. Гранулированный чай
- это скрученные в машинах
чаинки. На коробках обычно есть
аббревиатура С.Т.С.
4. Зеленый чай получил
свое название от оливкового
цвета чаинок и светло-
5. Красный и зеленый
чаи - это промежуточные между
черным и зеленым. Для желтого
чая используют более молодые
побеги, преимущественно почки. Для
него характерен очень
6. Фруктовый и травяной чаи нельзя считать настоящим чаем, поскольку чайного листа в них нет. Они содержат тонизирующие или успокаивающие сборы трав. Фруктовые чаи - заваренные сухие кусочки фруктов. Хороши тем, что не содержат кофеина и их можно пить на ночь.
7. Бергамотовый и другие ароматизированные чаи - при их изготовлении используются чайный лист и ароматизаторы, которые бывают натуральные или синтетические. Синтетические - это эссенции, формула которых в точности повторяет формулу натуральных веществ.[13.]
На основе изученных теоретических аспектов маркетингового исследования рынка, было проведено маркетинговое исследование рынка чая Свердловского района г.Красноярска.
На первом этапе маркетингового исследования изучим предприятия торговли, осуществляющие реализацию чая в Свердловском районе г. Красноярска. В ходе проведения исследования было обследовано 20 магазинов Свердловского района города, реализующие чай.
Таблица 1 - Анализ предприятий торговли, осуществляющих реализацию чая в Свердловском районе г.Красноярска
Магазины |
Адрес |
Форма соб-ти |
Тип магазина |
Уровень специализации |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
«Красный Яр» |
ул. Свердловская, 53 |
ООО |
Супермаркет |
Отдел |
«Командор» |
пер.Медицинский, 2 |
ООО |
Супермаркет |
Отдел |
«Каравай» |
ул. Свердловская, 35 |
ООО |
Супермаркет |
Отдел |
«Троя Плюс» |
ул. 60 лет октября, 84 |
ООО |
Супермаркет |
Отдел |
«Лилит» |
ул. 60 лет октября,34/1 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Нектар Плюс» |
пер.Медицинский, 35 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Акцент» |
ул. Матросова, 18а |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Апрель» |
ул. 60 лет октября, 106/1 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Орхидея» |
ул. Парашутная, 19а |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Южная Ночь» |
ул. Свердловская 19 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Эскадра» |
ул. 60 лет октября, 106 |
ООО |
Универсам |
Отдел |
«Масис» |
пер.Медицинский, 5/1 |
ЧП |
Продукты |
Ед.продажа |
«Калина» |
ул. 60 лет октября, 26а |
ЧП |
Продукты |
Ед.продажа |
Продолжение Табл.1.
Магазины |
Адрес |
Форма собственности |
Тип магазина |
Уровень специализации |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
«Добрыня» |
ул. 60 лет октября,40а |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Ника» |
ул. 60 лет октября,45/3 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Коровка» |
Ул. Свердловская. 31 |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Гастрономчик» |
ул. 60 лет октября, 55г |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«Авента» |
Ул.Свердловская, 17д |
ЧП |
Продукты |
Единичная продажа |
«25 ЧАСОВ» |
Ул.Свердловская,61г |
ООО |
Супермаркет |
Отдел |
«Добромаркет» |
Пер.Афонтовский, 9 |
ЧП |
Супермаркет |
Отдел |
Теперь проведем анализ предприятий розничной торговли Свердловского района г. Красноярска в зависимости от формы собственности:
Таблица 2- Анализ выявленных предприятий торговли, реализующих чай по формам собственности.
Формы собственности |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес, % |
А |
1 |
2 |
ООО |
6 |
30,00 |
ЧП |
14 |
70,00 |
Итого |
20 |
100,00 |
Из 20 обследованных магазинов наибольший удельный вес составляют частные предприятия - 70%(14 магазинов) и небольшую долю составляют ООО, а именно 30%, то есть 6 магазинов.
Структуру предприятий по формам собственности более наглядно можно рассмотреть на рис. 1.
Рис. 1. Анализ предприятий по формам собственности
Далее проанализируем исследуемые магазины в зависимости от их типа.
Таблица 3 - Анализ предприятий реализующих чай в зависимости от типа магазина
Тип магазина |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес % |
А |
1 |
2 |
Продукты |
13 |
65,0 |
Супермаркет |
6 |
30,0 |
Универсам |
1 |
5,0 |
Итого: |
20 |
100,0 |
Из всех исследуемых предприятий торговли, осуществляющих торговлю чаем, подавляющее большинство составляют «продукты» - 65%, имеется 6 супермаркетов - 30% и 1 универсам(5%).
На рис. 2 отразим структуру предприятий торговли в зависимости от их типа.
Рис.2. Анализ предприятий в зависимости от типа магазина.
Таблица 4 - Анализ предприятий торговли, реализующих чай, по уровню специализации
Уровень специализации |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес % |
А |
1 |
2 |
Отдел |
7 |
35,0% |
Единичная продажа |
13 |
65,0% |
Итого: |
20 |
100,0% |
Каждый магазин имеет свой уровень специализации. В 7 магазинах имеется отдел продажи чая, что составляет 35% удельного веса. В 13 магазинах наблюдается единичная продажа данного товара, что составляет 65%. Специализированных магазинов по продаже чая в Свердловском районе не имеется.
Представим анализ предприятий торговли Свердловского района г. Красноярска в разрезе ассортиментных разновидностей предлагаемого к продаже чая(таблица 5).
Таблица 5 - Анализ выявленных предприятий торговли, осуществляющих реализацию чая в Свердловском районе г.Красноярска, в разрезе видового ассортимента
Ассортимент |
Всего обследо-вано предприя-тий |
В т.ч. реализуют чай |
В т.ч. по уровню специализации, шт. | ||
Коли-чество, шт. |
Удельный вес, % |
Единичная продажа |
Отдел | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Чай черный байховый |
|||||
-крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
-мелкий |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
-гранулированный |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
2. Чай пакетированный |
20 |
20 |
100,00 |
13 |
7 |
3. Чай зеленый |
|||||
- крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
- мелкий |
20 |
12 |
60,0 |
5 |
7 |
4. Чай бергамотовый и другие ароматизированные чаи |
20 |
16 |
80,00 |
9 |
7 |
5. Чай красный |
20 |
3 |
15,00 |
0 |
3 |
6. Чай фруктовый (травяной) |
20 |
2 |
10,00 |
0 |
2 |
7. Чай плиточный черный |
20 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |