Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 14:54, дипломная работа
Цель работы состоит в анализе сбытовой политики торговой фирмы и определение способов совершенствования системы управления сбытом на предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие сбытовой политики и роль сбыта в функционировании торгового предприятия;
- охарактеризовать сбытовую деятельность торгового предприятия;
- разработать предложения по оптимизации сбытовой политики торгового предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность сбытовой деятельности предприятия 5
1.2 Основные этапы формирования сбытовой деятельности предприятия 15
1.3 Особенности сбытовой деятельности торгового предприятия 27
2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АКУЛА» МАГАЗИН «НИКА» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Акула» Магазин «Ника» 52
2.3 Оценка сбытовой деятельности ООО «Акула» Магазин «Ника» 58
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АКУЛА» МАГАЗИН «НИКА» 66
3.1 Оптимизация затрат на сбыт ООО «Акула» магазин «Ника» 66
3.2 Стимулирование сбыта в ООО «Акула» магазин «Ника» 70
3.3 Стимулирование сбыта в ООО «Акула» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
- разработку внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в Положении о сбытовой политике на основе анализа адекватности ранее установленных целей и задач организации внутренним и внешним условиям ее функционирования, в том числе ее возможностям;
- выбор орг.структуры отделов, занимающихся вопросами реализации продукции (отделов сбыта, маркетинга, коммерческого отдела и т.п.); их корректировку на соответствие принципам эффективности системы внутреннего контроля и основным требованиям к ее организации («разделение обязанностей», «подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля», «единичная ответственность» и т.д.) для снижения риска ошибочных решений руководителей и ответственного за сбыт персонала (при планировании ассортимента, объемов продаж и т.д.) и злоупотреблений (сговор работников отдела сбыта с заказчиками, искажение отчетов об отгрузках и т.д.);
- разработку программы
мероприятий по продвижению
Документальное закрепление сбытовой политики целесообразно по следующим причинам [45, с. 96]:
1) формальное установление и документальное закрепление стандартов деятельности по сбыту снижает возможность злоупотреблений (сговор сбытовиков с покупателями и т.д.) и ошибок;
2) наглядно демонстрирует взаимосвязь различных аспектов сбытовой деятельности и формирует единое видение сбытовой работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других подразделений предприятия;
3) способствует более четкой
координации предпринимаемых
4) ведет к формальному
установлению показателей
5) делает организацию более
подготовленной к внезапным
6) на базе документально закрепленных положений сбытовой политики функциональные специалисты могут разрабатывать свои подробные планы - например, планы исследований различных аспектов рынка, планы рекламных мероприятий, сметы затрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля заказов и т.д.;
7) заставляет руководителей мыслить перспективно и более ответственно относиться к своим решениям.
Разрабатывать сбытовую
Персонал, имеющий отношение к реализации готовой продукции, должен быть формально ознакомлен (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с информацией в «Положении о сбытовой политике» и обязан четко придерживаться принятых решений в своей текущей деятельности. Обязанности по осуществлению контроля на предмет соблюдения утвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурными подразделениями организации целесообразно возложить на руководителя отдела сбыта. Сбытовая политика должна разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) - оформляться соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, следует определить и документально закрепить приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.
В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики быстро меняющимся внутренним и внешним условиям и адекватного реагирования организации на изменения рыночной конъюнктуры целесообразно периодически (ежемесячно или ежеквартально в зависимости от размеров организации и объемов реализации) проводить рабочие совещания. В них должны участвовать лица, ответственные за разработку сбытовой политики, а также лица, участвовавшие в ее согласовании, в том числе заместители директора по коммерческим, экономическим, производственным вопросам, главный инженер, начальник ОМТС и начальник финансового отдела.
Стратегия сбыта определяет выбор структуры сбытовых подразделений. Сбытовая служба предприятия может быть построена несколькими способами.
Во-первых, если компания продает однородную продукцию предприятиям одной отрасли, которые рассредоточены по обширным территориям, то лучше всего использовать территориальную организацию сбыта. В данном случае на каждой территории есть торговый представитель, который продает весь ассортимент товаров производителя.
Представитель несет ответственность за эффективность бизнеса на определенной территории и старается наладить партнерские отношения с клиентами. В такой ситуации затраты на сбыт можно сэкономить за счет отсутствия командировочных расходов, заинтересованности производителя в их экономии. Облегчается контроль над результатами труда торгового персонала и появляется возможность справедливо вознаграждать торговых работников за полученные результаты.
Во-вторых, производители могут организовать сбытовые подразделения по товарному принципу. Эта структура эффективна, если номенклатура продукции обширна, товар дифференцирован, технически сложен. В процессе использования товара часто возникает необходимость в дополнительных консультациях или техническом обслуживании. Торговый персонал при этом имеет необходимую квалификацию не только для того, что бы продать сложный товар, но и для разрешения проблем потребителя в процессе функционирования изделий.
В-третьих, компания может предлагать свой товар на различных сегментах рынка, работать с клиентами в разных отраслях промышленности и даже ориентироваться на отдельных крупных потребителей. В этом случае лучше использовать рыночную структуру службы сбыта. Торговый представитель превращается в ценного специалиста по работе с особыми клиентами, отлично ориентируется в их запросах, может оценить перспективы сотрудничества и предложить пути инноваций. Затраты на сбыт при использовании товарной и рыночной структур гораздо выше, чем в случае территориальной организации.
В-четвертых, если производитель предлагает широкую номенклатуру дифференцированной продукции и обслуживает разные по характеристикам сегменты рынка, то сложность торговых процессов возрастает и приходится использовать матричные структуры сбытовых подразделений. Например, торговые представители могут специализироваться на территории и продукте, территории и рынке, продукте и рынке. Эти структуры являются самыми затратными, но вместе с тем позволяют объединить преимущества как минимум двух структур службы сбыта.
В зависимости от способа организации сбытовых подразделений принимается решение о количестве торговых работников, штатном расписании, распределении обязанностей между сотрудниками службы сбыта. Решение о численности торгового персонала чаще всего учитывает трудозатраты, структуру рабочего времени торговых работников, норму выработки или иные количественные параметры.
Собственники и высшее руководство компании заинтересовано в том, что бы их торговый персонал был квалифицированным, внимательным и отзывчивым. Для привлечения таких сотрудников необходимо создать привлекательную систему оплаты труда. На практике подходы к формированию системы заработной платы торговых работников различны, но почти все они многоступенчаты. Цель руководства при установлении системы заработной платы состоит в обеспечении простоты, экономичности и возможности контролировать правильность выплат. Чаще всего заработная плата включает несколько составных частей: фиксированную, гибкую, возмещение накладных расходов и социальные выплаты.
Фиксированная часть должна быть достаточной для обеспечения работнику безопасности и стабильности. Гибкая часть может выплачиваться в виде комиссионных, премий или участия в прибылях. Она имеет стимулирующий характер и изменяется от периода к периоду в зависимости от результатов труда.
Возмещение накладных расходов компенсирует торговому персоналу затраты, связанные с поездками, проживанием в гостиницах, проведением презентаций.
Социальные выплаты (социальный пакет) обеспечивают сотруднику социальную защищенность. К таким выплатам могут относиться: оплачиваемый отпуск, медицинская страховка, пенсии и т.д. Предприятия используют несколько форм оплаты труда: повременную, сдельную и их комбинацию.
Наибольшие результаты дает применение систем оплаты труда, которые сочетают фиксированные выплаты и переменную часть, зависящую от выполнения поставленных целей.
Стимулирование сбыта является важнейшей составляющей маркетинговых коммуникаций. Меры по стимулированию сбыта подразделяются на три направления: поощрение конечных потребителей, розничных продавцов и деловых партнеров. Важнейшие решения в области стимулирования сбыта, представлены на рисунке 1.3.
Управленческие решения в области стимулирования сбыта
Рисунок 1.3 Составлено по: [51, с.230]
Цели и задачи стимулирования сбыта вытекают из маркетинговых целей. Задачи стимулирования сбыта чаще всего зависят от особенностей целевого рынка, специфики товаров и направлений стимулирования сбыта, которые на данный момент являются приоритетными. В зависимости от направлений выбираются различные средства стимулирования сбыта. Характеристика средств стимулирования сбыта для конечных потребителей, торговли и деловых партнеров представлена в приложении 1.
Стимулирование сбыта, направленное на конечных потребителей наиболее эффективно проводить совместно с рекламой. В этом случае его эффективность по различным оценкам может возрасти на 4-6 %.
Стимулирование торговли позволяет решить ряд задач:
При реализации поощрительных программ в отношении торговых предприятий возникает ряд проблем:
Для повышения силы воздействия программы стимулирования сбыта маркетологи используют их в сочетании с другими элементами продвижения.
Программа стимулирования сбыта составляется на год и содержит план действий в отношении всех партнеров: конечных потребителей, торговых предприятий, торговых представителей.
В программе стимулирования сбыта должны быть учтены следующие аспекты: