Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 14:54, дипломная работа
Цель работы состоит в анализе сбытовой политики торговой фирмы и определение способов совершенствования системы управления сбытом на предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие сбытовой политики и роль сбыта в функционировании торгового предприятия;
- охарактеризовать сбытовую деятельность торгового предприятия;
- разработать предложения по оптимизации сбытовой политики торгового предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность сбытовой деятельности предприятия 5
1.2 Основные этапы формирования сбытовой деятельности предприятия 15
1.3 Особенности сбытовой деятельности торгового предприятия 27
2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АКУЛА» МАГАЗИН «НИКА» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Акула» Магазин «Ника» 52
2.3 Оценка сбытовой деятельности ООО «Акула» Магазин «Ника» 58
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АКУЛА» МАГАЗИН «НИКА» 66
3.1 Оптимизация затрат на сбыт ООО «Акула» магазин «Ника» 66
3.2 Стимулирование сбыта в ООО «Акула» магазин «Ника» 70
3.3 Стимулирование сбыта в ООО «Акула» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Оптовая база ООО «Акула» занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост). Это стратегическое хозяйственное подразделение имеет преданных приверженцев из числа потребителей, и конкурентам сложно их переманить. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки оптовая база дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, прибыли. Эти деньги поддерживают рост других стратегических хозяйственных подразделений организации. Стратегия управления организации ориентируется на «напоминающую рекламу», периодические ценовые скидки, поддержание каналов сбыта и предложение новых вариантов для стимулирования повторных покупок.
Розничный магазин «Ника» ООО «Акула» незначительно воздействует на рынок (маленькая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Поддержка со стороны потребителей незначительна, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Организация должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, изучить характеристики и снизить цены.
Проанализируем подробно основные технико-экономические показатели деятельности основного розничного подразделения предприятия ООО «Акула» - магазина «Ника».
Организационная структура магазина «Ника» представлена на рисунке 2.4.
Организационная структура магазина «Ника» ООО «Акула»
Рисунок 2.4
Составлено по: данные внутренней отчетности ООО «Акула»
Динамика по основным видам деятельности и реализации продукции в розничном магазине «Ника» предприятия ООО «Акула» за 2007-2008 гг. года в стоимостных единицах измерения отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Виды деятельности магазина «Ника» ООО «Акула»
в 2007-2008 гг., руб.
Виды деятельности |
2007 г. |
2008 г. |
Изменение | |
руб. |
темп прироста, % | |||
Торговая деятельность, в т.ч. |
456802 |
556263 |
99461,0 |
+21,9 |
розничный товарооборот |
456802 |
556263 |
+99461,0 |
+21,9 |
Закупочная деятельность |
350972 |
427895 |
76923 |
+21,9 |
Таблица составлена по данным финансовой отчетности ООО «Акула» за 2007-2008 гг.
Как видно из данных таблицы 2.1, выручка от реализации товаров в 2008 г. составила 556263 руб., что на 21,9 % больше аналогичного показателя за 2007 г.
Основные технико-экономические показатели деятельности основного розничного подразделения предприятия ООО «Акула» магазина «Ника» - за 2007-2008 гг. отражены в таблице 2.2.
Как видно из данных табл. 2.2, выручка от реализации товаров в 2008 г. составила 556263 руб., что на 21,9 % больше аналогичного показателя за 2007 г.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в отчетном периоде характеризуется отрицательной динамикой, она уменьшилась на 7 %, что в абсолютном выражении составило 418,5 руб. Соответственно уровень фондоотдачи увеличился на 31,1 %.
Себестоимость продукции в отчетном периоде выросла на 17,2 %. При этом затраты на один рубль реализованной продукции снизились в 2008 г. на 3,7 % по сравнению с показателем 2007 г.
Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели деятельности
магазина «Ника» ООО «Акула» в 2007-2008 г.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
Абс. откл. |
Темп прироста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 .Выручка от реализации продукц |
456802 |
556263 |
+99461,0 |
+21,9 |
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, руб. |
5957,0 |
5538,5 |
-418,5 |
-7,0 |
3. Фондоотдача, руб./руб. |
76,68 |
100,44 |
+23,8 |
+31,1 |
4. Фондоемкость, руб./руб. |
0,01 |
0,01 |
- |
- |
5. Себестоимость продукции (услуг), руб. |
420253 |
492600 |
+72347,0 |
+17,2 |
6. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. (стр.5/стр.1) |
0,92 |
0,89 |
- |
-3,7 |
7. Прибыль (убыток) от продаж, руб. |
1760 |
-934 |
- |
- |
8. Рентабельность: продукции, % |
0,42 |
- |
- |
- |
продаж, % |
0,39 |
- |
- |
- |
Таблица составлена по данным финансовой отчетности ООО «Акула» за 2007-2008 гг.
Убыток от продаж в отчетном периоде составил 934 руб.,
Рентабельность продукции также характеризуется отрицательной динамикой, что говорит о том, что в отчетном периоде предприятие работало в убыток.
Материально-техническая база предприятия является одним из производственных факторов, от состояния и использования которых зависят результаты деятельности предприятия.
Состав и структура основных средств ООО «Акула» согласно отчетным данным предприятия отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Состав и структура основных фондов магазина «Ника» ООО
«Акула» в 2008 г.
Виды основных средств |
2007 г., руб. |
Уд. вес., % |
2008 г, руб. |
Уд. вес., % |
Абс. откл., руб. |
Активная часть основных фондов |
5957 |
82,5 |
2511 |
65,1 |
-3446 |
Пассивная часть основных фондов |
1265 |
17,5 |
1347 |
34,9 |
+82 |
Итого |
7222 |
100 |
3857 |
100 |
-3365 |
Таблица составлена по данным финансовой отчетности ООО «Акула» за 2007-2008 гг.
Как видно из данных таблицы 2.3, в 2008 г. произошло изменение состава и структуры основных фондов предприятия Таким образом, удельный вес активной части ОПФ в общей структуре уменьшился на 17,4%, а пассивной части ОПФ увеличился на 17,4%.
Обобщающую оценку движения и технического состояния основных средств дают показатели, представленные в таблице 2.4.
Данные таблицы 2.4 показывают, то за отчетный период техническое состояние основных средств на предприятии несколько ухудшилось за счет менее интенсивного их обновления. В общей сложности доля поступивших ОПФ на предприятие составила в отчетном периоде 29%, что на 17% ниже показателя предыдущего периода, доля выбывших ОПФ – 62%, что на 44% выше показателя предыдущего периода. Техническое состояние ОПФ характеризуется низкой степенью износа (12% в 2008 г к 36% в 2007 г.) и соответственно высокой степенью годности к эксплуатации (88% в 2008 г. к 64% в 2007г.). Средний возраст оборудования по предприятию на конец отчетного периода составляет 1,9 года, что позволяет характеризовать оборудование как новое, прогрессивное, не требующее замены, не устаревшее ни морально, ни физически.
Таблица 2.4 - Показатели движения и технического состояния ОПФ магазина
«Ника» ООО «Акула» в 2007-2008 г.
Показатель |
Методика расчета |
Уровень показателя |
Изменение, +/- | |
2007 г. |
2008 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффициент обновления (Коб) |
Стоимость вновь поступивших ОПФ / Стоимость ОПФ на конец отчетного периода |
0,46 |
0,29 |
-0,17 |
Срок обновления |
Стоимость ОПФ на начало отчетного периода / Стоимость вновь поступивших ОПФ |
1,40 |
6,56 |
+5,16 |
Коэффициент выбытия (Квыб) |
Стоимость выбывших ОПФ / Стоимость ОПФ на начало отчетного периода |
0,18 |
0,62 |
+0,44 |
Коэффициент прироста (Кпр) |
Сумма прироста ОПФ / Стоимость ОПФ на начало отчетного периода |
0,54 |
- |
- |
Коэффициент износа (Ки) |
Сумма износа ОПФ / Первоначальная стоимость ОПФ |
0,36 |
0,12 |
-0,24 |
Коэффициент годности (Кг) |
Остаточная стоимость ОПФ / Первоначальная стоимость ОПФ |
0,64 |
0,88 |
+0,24 |
Средний возраст оборудования |
- |
2,30 |
1,90 |
-0,40 |
Таблица
составлена по данным
Основные показатели эффективности использования основных площадей и оборудования предприятия за 2007-2008 гг. отражены в таблице 2.5.
Как видно из данных таблицы 2.5, в 2008 г. эффективность использования основных площадей предприятия возросла за счет увеличения товарооборота.
Коэффициент отношения торговой площади к общей площади магазина составляет (формула 10):
К = Sт / So = 220 / 120 = 0,54, (10)
где Sт - торговая площадь;
So - общая площадь.
Таблица 2.5 - Эффективность использования основных площадей
и оборудования магазина «Ника» ООО «Акула» в 2007-2008 г.
Показатель |
Ед. измерения |
Годы | |
2007 г. |
2008 г. | ||
Площадь торгового зала |
м2 |
120 |
120 |
Складская площадь |
м2 |
100 |
100 |
Объем розничного товарооборота |
руб. |
456802 |
556263 |
Стоимость оборудования |
руб. |
5957,0 |
5538,5 |
Товарооборот на 1 кв.м складских помещений |
руб./м2 |
4568,02 |
5562,63 |
Стоимость оборудования на единицу продукции |
коп./руб. |
0,01 |
0,01 |
Таблица составлена по данным финансовой отчетности ООО «Акула» за 2007-2008 гг.
Данный коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь и позволяет сделать вывод об эффективном использовании площадь магазина ООО «Акула».
Коэффициент использования торговой площади под оборудованием составляет (формула 11):
Ку = S т.об. / S т.з. = 40 / 120 = 0,3, (11)
где S т.об. – площадь, занятая торговым оборудованием,
S т.з. – общая площадь торгового зала.
Значение этого коэффициента на анализируемом предприятии удовлетворяет оптимальному в 0,3-0,32.
Рассчитанные на основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Акула» за 2007-2008 гг. показатели эффективности использования ОПФ на предприятии представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Показатели эффективности использования ОПФ магазина
«Ника» ООО «Акула» в 2007-2008 г.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
Абс. откл. |
Темп прироста, % |
1. Выручка от реализации |
456802 |
556263 |
+99461 |
+21,9 |
2.Стоимость ОПФ, руб., в т.ч. |
7220 |
3857 |
-3365 |
-46,6 |
|
5957 |
2511 |
-3446 |
-57,8 |
3. Прибыль от продаж, руб. |
1760 |
-934 |
- |
- |
4. Фондоотдача, руб./руб. (стр.1/стр.2), в т.ч. |
63,27 |
144,22 |
+80,95 |
+127,9 |
|
76,71 |
221,53 |
+144,82 |
+188,8 |
5. Фондоемкость, руб./руб. (1 /стр.4) |
0,02 |
0,01 |
-0,01 |
-50 |
6. Фондорентабельность, % (стр.3 / стр.2) |
0,24 |
- |
- |
- |
7. Относительная экономия ОПФ (ОПФ1-ОПФ0*IВП), руб. |
- |
4095 |
- |
- |