Основные цели и принципы маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:
1) ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы;
2) сегментация и выявление целевого рынка;

Файлы: 1 файл

Операционный маркетинг.docx

— 519.29 Кб (Скачать файл)

Второй раздел напоминает простой  договор поставки, но в отличие  от него содержит также и общие  принципы предшествующих (до поставки) и последующих (после поставки) действий сторон по управлению дистрибьюцией Товара на Территории. Соответственно, права и обязанности сторон расширены на все направления взаимодействия:

 

Права

Обязанности

Поставщик

  • по взысканию дебиторской задолженности
  • по получению информации о продажах, поступлении и остатках Товара
  • по организационно-техническому взаимодействию
  • по предложениям о развитии каналов продаж на Территории
  • по поставке Товара
  • по сопутствующим услугам:
    • рекламная поддержка
    • система бонусов и скидок
    • обработка рекламаций
    • управление Запасами и Продажами
  • по развитию Товара

Дистрибьютор

  • по подаче заявок на отгрузку Товара и по получению информации об их обработке, а также об отгрузках продукции
  • по сопутствующим услугам:
    • рекламная поддержка
    • система бонусов и скидок
    • обработка рекламаций
    • управление Запасами и Продажами
  • по предложениям о развитии Товара
  • по приемке, продаже и оплате Товара
  • по предоставлению информации о продажах, поступлении и остатках Товара на складах
  • по организационно-техническому взаимодействию
  • по развитию каналов продаж на Территории

Таблица наглядно демонстрирует, как  права одной стороны «зеркально»  соотносятся с обязанностями  другой.

4.2. Стратегический  план развития бизнеса

Характер Стратегического плана  развития бизнеса (СПР) – больше технический, чем юридический. Он составляется на период от года и выше и включает:

  • параметры Товара
    • потребительские свойства
    • технические характеристики
  • параметры Территории
    • площадь, население, административно-территориальное деление
    • инфраструктура
    • каналы продаж (сети, опт, розница, HORECA)
  • параметры Поставщика и Дистрибьютора
  • параметры бизнеса (отгрузки, продажи, запасы, доля рынка и т.д.) в натуральном и стоимостном выражении
  • параметры сопутствующих услуг

на начало периода, на его конец  и в промежуточных точках (по годам, если СПР составлен на несколько  лет).

При составлении СПР применяются:

  • статистика и прогнозы по социально-демографическому положению Территории,
  • статистика и прогнозы по соответствующему сектору рынка,
  • планы развития Товара,
  • планы загрузки производственных и складских мощностей,
  • инвестиционные планы Поставщика и Дистрибьютора.

В совокупности, СПР по всем Дистрибьюторам создает основу для внутреннего  развития Поставщика на ближайшую и  среднесрочную перспективу. В его  отсутствие все планы Поставщика по сбыту продукции и соответствующим  финансовым поступлениям остаются лишь на бумаге. Дистрибьютор к таким  планам если и прислушивается, то «вполуха» и ненадолго.

СПР имеет еще один немаловажный эффект – он снимает все вопросы  о недостаточной привлекательности  совместного бизнеса для кого-то из партнеров. На практике такие моменты  имеют место, особенно когда нужно  платить за Товар или предоставить скидку. Снятие подобных недоразумений  на ранней стадии и на длительный период существенно оздоровляет взаимодействие сторон.

4.3. Дополнительное  соглашение

Для реализации любой стратегии  требуется тактика действий, достаточно гибкая и адаптированная к ситуации на рынке с одной стороны, и  в «хозяйствах» Поставщика и Дистрибьютора  – с другой.

Эта задача решается в Дополнительных соглашениях (ДС), составляемых на основе СПР, как правило, на квартал с  разбивкой по месяцам, и включающих:

  • план Отгрузок (на основе прогноза запасов и страхового запаса Дистрибьютора),
  • план Продаж (на основе прогноза спроса со складов Дистрибьютора),
  • отсрочку платежа по группам Товара и базисам поставки,
  • параметры системы ретро-бонусов (рис.1)
    • за Отгрузки,
    • за Продажи,
    • за отсутствие просроченной дебиторской задолженности (ПДЗ),
  • параметры систем
    • «окон отгрузки»,
    • предарбитражных предупреждений и исковых заявлений.

На практике этот вид документа  присутствует и в первом формате (простой договор поставки), но в  усеченном варианте и без привязки с СПР.

4.4. Спецификация  на поставку Товара

Дальнейшая детализация планов Отгрузки производится путем разбивки месячных планов на отдельные поставки, фиксируемые в Спецификациях  на поставку Товара (СПТ). По сути, это  заявка Дистрибьютора, согласованная  Поставщиком, но предварительно выверенная им на предмет:

  • соответствия месячному и квартальному планам (ДС),
  • отсутствия ПДЗ на момент поставки (по прогнозу),
  • наличия ассортимента Товара на складах на момент поставки,
  • наличия транспортной единицы указанного типа на момент поставки.

СПТ, так же как и ДС, присутствует в первом формате. Это стандартный  документ. Но в первом формате не стандартизируется процесс его  выверки и отсутствует прямая связь с процессом УЗД (Запасы).

Процесс выверки заявок контролируется у Поставщика в клиентской службе. Если контроль пройден, СПТ заверяется Поставщиком и передается на исполнение в логистическую службу (второй экземпляр  высылается Дистрибьютору). При частых поставках документооборот может  быть упрощен до обмена электронными сообщениями.

Но сам процесс согласования с Дистрибьютором возникающих в  процессе выверки СПТ отклонений в ассортименте, объемах и сроках поставки, обязательно должен присутствовать. Иначе, управление процессом Отгрузки вырождается в односторонние действия Поставщика.

Чаще всего это сводится к решению проблемы разгрузки складов готовой продукции. Отгружается не то, что необходимо для оптимального восполнения запасов Дистрибьютора, а то, по чему накопились излишки или остаток срока годности находится на пределе. Стоит ли потом удивляться, что Дистрибьютор не хочет платить за то, что он не заказывал. В результате растет ПДЗ, растут запасы на складах Дистрибьютора, прекращаются заявки и поставки, бизнес стопорится.

То есть, бережное отношение к  СПТ – путь к долговременному  сотрудничеству. Гарантией такого отношения  со стороны Поставщика является оформление процесса выверки СПТ в виде обязательного  Регламента, и неукоснительное его  соблюдение.

Что касается планов Продаж, то их детализация  и реализация выполнения на оперативном  уровне производится в рамках информационного  и организационно-технического взаимодействия Поставщика и Дистрибьютора.

5. ВМЕСТЕ ПОБЕДИМ

Проблема эффективного взаимодействия на местах персонала среднего и младшего звеньев Поставщика и Дистрибьютора  характерна для многих, если не для  большинства компаний. А ведь именно здесь, в «полях», и «куется победа». В большей степени эта проблема касается Поставщика, чем Дистрибьютора, поскольку это он кредитует (см. п.2) и потому должен заботиться о своих  вложениях.

Наладить реальное взаимодействие на ежедневном уровне супервайзеров  и территориальных менеджеров Поставщика с одной стороны, с торговыми  агентами и менеджерами по продажам Дистрибьютора с другой, возможно только при балансе интересов.

Ведь от Дистрибьютора потребуется  «впустить чужаков на кухню», раскрыть информацию о маршрутах сбора  заказов и доставки, об объемах  продаж, остатках на складах, о процедуре и сроках оприходования Товара, и многом другом. Потребуется совместное обсуждение итогов работы и принятие соответствующих согласованных мер на оперативном уровне.

Ясно, что такого уровня объединения  усилий добиться нелегко. А если у  Дистрибьютора в данном сегменте рынка поставщиков не один, и даже не два-три, а с десяток, то задача кажется просто невыполнимой.

Решение возможно только если Дистрибьютор реально почувствует для себя выгоду от предложения о таком  режиме взаимодействия. И этой выгодой  будет максимальная скорость оборота его капитала именно по Товару Поставщика. С другой стороны, это неминуемо приведет к максимальной скорости оборота капитала Поставщика при работе на Территории Дистрибьютора. В этом и заключается баланс интересов.

Достигается это с помощью отработанной системы управления Запасами, Продажами  и Отгрузками (см. рис.1 и п.3). Это  дополнительная услуга Поставщика, она  в корне отличается от традиционных сопутствующих услуг (ретро-бонусы и т.д.)

  • более высоким уровнем технологичности и
  • прямым выходом на конечные результаты бизнеса.

И именно в обмен на нее Дистрибьютор может (и должен) быть готов на то плотное информационное и организационно-техническое  взаимодействие, о котором уже  неоднократно говорилось.

Дистрибьютору останется только пройти свою часть пути в рамках системы  управления дебиторской задолженностью, т.е. вовремя платить за Товар.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно выделить следующие  свойства предлагаемой концепции взаимодействия Поставщик – Дистрибьютор:

  • комплексный охват всех направлений взаимодействия
    • функциональное взаимодействие
    • правовое взаимодействие
    • информационное взаимодействие
    • организационно-техническое взаимодействие
  • расширенное функциональное взаимодействие
    • традиционные процессы Отгрузки и Дебиторская задолженность
    • дополнительные процессы Запасы и Продажи
  • гибкая и прозрачная правовая поддержка взаимодействия
    • структурированный формат Генерального соглашения
    • система предарбитражных предупреждений и исковых заявлений
  • сбалансированность интересов, прав и обязанностей
    • строгое соблюдение Кредитной политики при технической поддержке системы «окон отгрузки»
    • расширенные сопутствующие услуги в обмен на информационное и организационно-техническое взаимодействие.

В результате оказывается возможным  решать следующие задачи:

  • оптимизация восполнения запасов,
  • своевременное погашение дебиторской задолженности,
  • повышение уровня сервиса клиентов,
  • повышение оборачиваемости рабочего капитала.

Информация о работе Основные цели и принципы маркетинговой деятельности