Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, отчет по практике
Для того чтобы любая организация могла добиться реализации своих целей, задачи, стоящие перед ней, должны быть скоординированы посредством вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в организации исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего уровня управления, а горизонтальное - различие по видам деятельности: администрирование, производство, снабжение, техническое обеспечение, маркетинг, финансовое обеспечение, охрана труда, управление персоналом, инвестициями, хозяйственное обеспечение.
1 Описание организации ОАО «НОК»……………………………………………..3
1.1 Миссия и стратегия предприятия……………………………………………….3
1.2 Описание организации…………………………………………………………..5
1.3 Функции менеджмента в организации…………………………………………9
2 Организационная структура……………………………………………………..16
2.1 Схема организационной структуры…………………………………………...18
2.2 Структурно-функциональные принципы………………………………..........20
2.3 Методика и этапы принятия управленческого решения…………………….22
3 Анализ состава, структуры и использования активов и их характеристика…25
3.1 Анализ исполнения бюджета доходов и расходов…………………………...25
3.2 Инвестиционные программы………………………………………………….42
3.3 Приложение……………………………………………………………………..44
4 Положение о НОК-Сервисе…………………………………...............................50
4.1 Должностная инструкция менеджера по аренде и услугам……………...…59
4.2 Характеристика……………………………………............................................63
2 Организационная структура
2.1 Схема организационной структуры
Функциональная структура
является старейшей и наиболее часто
используемой. Ее еще называют традиционной,
или классической. Этот вид структуры
является результатом департаментализаци
В линейно-функциональной организационной структуре отделы, службы, главные специалисты осуществляют функциональное управление организацией, но каждый в своей области, а руководители структурных подразделений осуществляют линейное управление в своих подразделениях.
На рис. приведена линейно-функциональная организационная структура комбината численность около 190 человек.
Организационные структуры
В линейной организационной структуре все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего уровня до самого нижнего, каждый уровень управления подчиняется вышестоящему уровню
Преимущества линейной организационной структуры:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий
исполнителей и четкая система
взаимных связей между
- быстрота реакции в ответ на прямые указания;
- получение исполнителями
увязанных между собой
Недостатки линейной организационной структуры:
- высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
- перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, множество контактов с подчиненными и руководителями;
- отсутствие звеньев по
Линейная структура действует эффективно до тех пор, пока организация не станет по своим масштабам крупной, тогда у руководителя возникает необходимость в специальных экспертах.
В линейно-функциональной организационной структуре отделы, службы, главные специалисты осуществляют функциональное управление организацией, но каждый в своей области, а руководители структурных подразделений осуществляют линейное управление в своих подразделениях.
В организации происходит
как вертикальное, так и горизонтальное
разделение управления. Разделение полномочий
между линейными и
В общей системе функциональные руководители, подчиняясь в целом линейному руководству, решают задачи каждый в своей области. Заместитель директора по производству совместно с главным технологом организуют производственный процесс. Заместитель директора по маркетингу организует продвижение изготовленного продукта на рынке товаров и услуг. Главный инженер совместно с главным механиком и главным энергетиком организует техническое обслуживание средств труда. Служба охраны труда следит за соблюдением нормативных законодательных актов по охране труда и т.д.
Взаимоотношения между
функциональными и линейными по
Достоинства линейно-
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением;
- построение связей
«руководитель – подчиненный»
по иерархической лестнице, при
которых каждый работник
- благоприятно воздействует
на достижение конечного
Недостатки линейно-
- каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
- отсутствие тесных
взаимосвязей и взаимодействия
на горизонтальном уровне
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
2.2 Структурно-функциональные принципы:
а) Научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность должна базироваться на объективных законах и закономерностях:
- гибкость системы управления;
- адаптивность к условиям
- ориентация на социальные аспекты;
- самоуправление на всех
б) Системность. Принцип имеет в виду, что качество функционирования систем управления зависит от того, насколько элементы системы соответствуют друг другу и целям управления;
в) Комплексность. Правило предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления;
г) Экономичность. Принцип
гласит, что управление должно осуществляться
с наименьшими затратами
д) Мотивация. Принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование может быть материальным материально-психологическим, причем они должны гармонично сочетаться между собой;
е) Прибыльность и Плановость;
ж) Построение организационных структур;
2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми):
- партнерство в отношениях
между руководителем и
- целевая установка менеджера на создание лучших условий для подчиненных;
- использование мер
поощрения: экономических,
- расширение сфер общения с подчиненными;
- поддержание хорошего микроклимата;
- активное участие.
3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя:
- целенаправленное воспитание и самовоспитание личности;
- специальная подготовка менеджерских кадров.
Действующие принципы управления
Наименование |
Содержание принципов |
Адаптивность |
Своевременная реакция на изменения во внешней среде, позволяющая гибко реагировать в управление |
Деловое партнерство |
Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями, клиентами и заказчиками |
Доброжелательность |
Доброжелательная атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих |
Коммуникативность |
Эффективные коммуникации,
пронизывающие организацию |
Лояльность |
Лояльность к работникам со стороны менеджеров на основе теории человеческих отношений |
Мотивация |
Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности работой |
Ответственность |
Ответственность каждого сотрудника организации как обязательное условие успешного управления и корпоративной культуры |
Патернализм |
Отеческая забота руководителей об улучшении качества трудовой жизни и благосостояния сотрудников |
Перспективность |
Четкое представление о месте и роли организации в будущем, работа в соответствии со стратегическим планом |
Саморазвитие |
Качество личной работы и постоянное самосовершенствование личности |
Согласованность |
Непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности |
Участие в прибыли |
Долевое участие каждого
работающего в общих |
Честность |
Честное отношение и доверие людям, соблюдение норм общественной морали |
Этичность |
Соблюдение деловой этики бизнеса и внутренней философии организации |
Управление социально-экономическими системами
Организация представляет собой систему, состоящую из подсистем: административной, экономической, технической, финансовой, технологической, закупочно-сбытовой, социальной и др. Эти подсистемы в процессе функционирования организации системно взаимодействуют между собой таким образом, что каждое изменение в одной из подсистем влечет за собой изменения во всех других подсистемах
и в системе – организации в целом. Существует несколько подходов к управлению.
Ситуационный подход
Управление – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей организации и отвечающих требованиям внешней и внутренней ситуации
Ситуационный подход ориентируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией
Системный подход
Управление – это функция систем различной природы (биологических, социальных, технологических), обеспечивающая сохранение их структуры и поддерживающая режим активности, реализацию программы и цели деятельности
Системный подход учитывает, что руководитель должен рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология)
Процессный подход
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации контроля, необходимый для достижения целей организации
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций
Кибернетический подход
Управление-это вертикальная координация взаимодействия элементов системы, направленная на достижение целей системы
Кибернетический подход учитывает, что любая совокупность людей становится системой благодаря управлению как инструменту координации взаимодействия элементов
2.3 Методика и этапы
принятия управленческого
При разработке управленческого решения следует учитывать два основных момента. Во-первых, принять решение очень легко, но принять эффективное решение чрезвычайно трудно. Во-вторых, принятие решения психологический процесс, поэтому подходы, используемые менеджерами при их принятии, варьируются от спонтанных до высокологичных.
Существует несколько подходов к разработке управленческого решения.
а. Централизованный подход. Состоит в том, что принятия решения осуществляется высшим руководством организации. Это обеспечивает высокую эффективность принятого решения за счет централизации информации в одном органе и использование опыта и знаний высшего руководства.
б. Децентрализованный подход. В крупных организациях решения принимаются, децентрализовано средним и низшим звеном управления. Такой подход имеет ряд достоинств: повышается авторитет менеджеров за счет доверия им; знание реальной обстановки на местах; разгруженность высшего руководства. Однако имеется существенный недостаток – сложность координации принимаемых решений.
Методы управления
Наиболее широко используются в практике менеджмента организационные, экономические, социальные и психологические методы.
Организационные методы – это способы
воздействия на организационные
интересы людей. Они базируются на объективных
законах организации
Организационные методы |
Организационно- |
Организационно- |
Организационно-дисциплинарные методы |
Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ, а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе. Эти долговременные организационные отношения и связи формируются следующими формами реализации:
- разработкой штатного
- составлением положений о
К организационно-
- организационные документы, носящие нормативный характер и регламентирующие правовой статус организации, подразделений, служб и должностных лиц (уставы, положения, инструкции пр.);
- справочно-информационные
- кадровые документы.