Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• описать методику оценки конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• провести анализ конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• предложить пути повышения конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Введение…………………………………………………………………………….……………….3
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………...…………………………….19
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”………………………………………………………………………………………..……49
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО “Призма”………….…………………….62
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение………………………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………………………………………..86
Приложения…………………………………………………………………………………………89
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет управления и бизнес-технологий
Кафедра маркетинга и логистики
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Зав. выпускающей кафедрой:
кандидат экономических наук, доцент:
Капустина И.В.
___________________(подпись)
«___» ______________2012 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По
специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятии
(в торговле, общественном питании) »
На тему: «Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб»
Выполнил: студент 1509 группы
очной формы обучения
Ульянов Михаил Сергеевич
___________________(подпись)
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, доцент:
Розова Наталья Константиновна
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………..
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера,
PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”…………………………………………………………
3. Пути
повышения
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Современная российская экономика на данном этапе развития характеризуется углублением глобализации бизнеса, ужесточением конкуренции на рынках товаров и услуг. Одним из проявлений этой тенденции является увеличение роли сетевых структур в развитии оптовой и особенно розничной торговли. Объем розничных продаж и занятость в розничной торговле - важные экономические показатели, поэтому тенденции в розничной торговле обычно отражают тенденции экономики в целом. В той степени, в какой совокупный спрос служит источником экономического роста, роль розничной торговли во многом является ключевой.
Именно сетевая организация розничной торговли делает торговлю тем, чем она сегодня является с одной стороны - ведущей сферой предпринимательства, а с другой — важнейшим экономическим и социальным инструментом, непосредственно влияющим на качество жизни сотен миллионов людей. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, развитие сетевой торговли способствует увеличению удельного веса прогрессивных форм розничной торговли, формированию новых организационно-правовых форм и структур субъектов хозяйствования в розничной торговле, предопределяет модернизацию связи розничной торговли с поставщиками.
На современном этапе развития сетевой розничной торговли превращение розничных предприятий в крупные международные корпорации привело к тому, что они стали играть огромную роль в торговле.
На сегодняшний день возникло множество хозяйствующих субъектов, основным видом деятельности которых является торговля, что привело к формированию развитой конкурентной среды на потребительском рынке товаров и услуг. Между торговыми сетями отмечается усиление конкурентной борьбы как между собой, так и с проникающими на российский рынок иностранными розничными торговыми сетями, обладающими значительным опытом организации торговли на мировых рынках.
Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.
Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что переход к насыщенному рынку максимально обостряет конкурентную борьбу, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Решение проблемы усиления конкурентоспособности предполагает выработку мер по совершенствованию конкурентных преимуществ розничной торговой сети. В этой связи оценка конкурентоспособности розничной торговой сети становится первоочередной задачей, что и определило тему дипломной работы.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выбрана розничная торговая сеть супер- и гипермаркетов “Призма”.
Предметом исследования являются факторы конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга
Практическая значимость дипломной работы определяется возможностью использования ее результатов с целью повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговой сети.
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил
Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производством как объективный механизм регулирования рыночного хозяйства посредством борьбы между продавцами, производителями и покупателями, в результате которой устанавливается равновесная цена. Конкуренция в предпринимательской среде выполняет ряд функций, которые способствуют выравниванию индивидуальных стоимостей продукции у производителей и способствует распределению прибыли в зависимости от уровня издержек производства и эффективности управления.
Существуют различные походы к оценке роли конкуренции в рыночной экономике, среди них наибольшее значение имеет поведенческий, структурный и функциональный. Поведенческий подход, основоположником которого является А. Смит, рассматривает конкуренцию как соперничество, возникающее между продавцами за наиболее выгодные условия продажи товара. Основные идеи структурного подхода нашли свое отражение в работах Д. Курно, Дж. Робинсона, Ф. Эджуорта и др. При структурном подходе акцент переводится с самой борьбы конкурентов на анализ структуры рынка и условий, господствующих на нем. Главным является установление факта принципиальной возможности влияния субъекта на общий уровень цен. Й. Шумпетер, являющийся основоположником функционального подхода, описывает роль конкуренции в экономике как механизма вытеснения с рынка нежизнеспособных производителей. Каждый из подходов к определению роли конкуренции, взятый в отдельности, нельзя принять достаточным, но все они не противоречат, а дополняют друг друга.[19, 11]
Термины “конкуренция” и “конкурентоспособность” неразрывно связаны, конкурентоспособность появляется только там, где есть конкуренция. Поэтому сущность термина “конкурентоспособность” можно раскрыть через двусложную структуру слова: конкуренция и способность, или способность к конкуренции. Конкуренция, являясь одновременно формой проявления и катализатором рыночных процессов, в то же время неумолимо разграничивает по степени конкурентоспособности отдельных производителей и их товар; и успешное выживание на рынках связано с непрерывным повышением конкурентного статуса предприятия.
Понятия “конкурентоспособность предприятия” и “степень конкурентоспособности” в научной литературе трактуются неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность описывают как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары (услуги), которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары (услуги) их конкурентов.
В экономической литературе принято рассматривать конкурентоспособность в аспекте понятия «конкурентное преимущество». Конкурентоспособность предприятия представляет собой сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть определена только в рамках группы предприятий одной отрасли, либо предприятий, выпускающих товары-заменители. Из этого следует, что конкурентоспособность предприятия - понятие относительное: в рамках, например, региональной отраслевой группы предприятие может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка - нет.
Конкурентоспособность предприятий торговли как предпринимательских структур можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, трактуя конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами.[17, 113]
Наибольшее влияние на формирование конкурентных преимуществ предприятий торговли в условиях нестабильности рыночной среды, как показывают исследования, оказывают следующие факторы: государственные исполнители и законодательные органы, поставщики, потребители продукции и торговых услуг, состояние экономики, конкуренты, социокультурные и политические факторы.
Необходимо отметить важность организации торгового процесса, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды, в которой функционируют торговые предприятия, зависит от размера предприятий, территориального расположения, ассортимента товаров различного назначения и потребления, выбранных целей развития.
Рынок розничной торговли в силу своей специфики требует особого подхода к изучению конкуренции. Разнообразие форм и методов торговли приводит к возникновению разных типов конкуренции (рисунок 1.1). Конкуренция интратипа - это конкуренция между схожими форматами ритейла. Под форматом торговли ритейлера следует понимать совокупность характеристик данного торгового предприятия по особенностям устройства, виду, типу, формам обслуживания, особенностям объемно-планировочного решения и другим функциональным особенностям предприятия. Чем более схожи форматы магазинов, тем острее конкуренция между ними. Для того чтобы ослабить влияние конкурентов, использующих схожие форматы, ритейлерам приходится дистанцировать себя от конкурентов интратипа. Однако торговые сети сталкиваются также с конкуренцией интертипа. Конкуренция интертипа - это конкуренция между различными форматами ритейлеров, торгующих товарами одного профиля.[3, 86]
Конкуренция может возникать и между различными частями канала распределения. Вертикальная конкуренция - это конкуренция между ритейлером и производителем или оптовым торговцем, продающим товары покупателям розничного торговца. Например, если в ассортименте ритейлера есть товары, которые производитель предлагает своим потребителям через Интернет, розничный торговец и производитель могут оказаться вовлеченными в вертикальную конкуренцию.
Конкуренция корпоративных систем возникает между корпорациями, в которые входят н производители, и оптовые торговцы, и ритейлеры. В качестве примера можно привести такую компанию, как IKEA. Корпоративные системы могут создаваться путем как прямой, так и обратной интеграции. При прямой интеграции производитель создает собственную сеть распределения. Примером может служить компания Benetton, начинавшая как производитель, а затем создавшая себе собственные точки розничной торговли и международную франчайзинговую сеть. При обратной интеграции объединяются ритейлеры, которые начинают принимать участие в распределении и производстве товаров. [15, 398]
Информация о работе Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб