Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• описать методику оценки конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• провести анализ конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• предложить пути повышения конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….……………….3
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………...…………………………….19
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”………………………………………………………………………………………..……49
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО “Призма”………….…………………….62
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение………………………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………………………………………..86
Приложения…………………………………………………………………………………………89

Файлы: 1 файл

диплом 3.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Недостатком такого подхода является то, что данная схема отражает реальное положение фирм, но не дает информации об их возможном дальнейшем развитии в одном из направлений.

 

  Рис. 1.3. Многоугольник конкурентоспособности

 

В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят финансовое положение предприятия, наличие передовой технологии,  обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию. Прочную и надежную связь с потребителями обеспечивают такие факторы, как действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией и кредитоспособность основных покупателей.

Анализ отобранных факторов заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий.

Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. ...Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других» (рис. 1.4.). [20, 192]

 

 

 

Рис. 2. Ромб М. Портера

 

Чтобы получить и удержать преимущества в отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.

М. Портер напрямую связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

• Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

• Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, электроэнергии.

• Ресурс знаний - рыночная информация, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг.

• Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.

• Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы. [20, 198]

Деловые стратегии побеждают, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете, фирма обходит своих соперников, если имеет прочное конкурентное преимущество, то есть если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.

Конкурентное преимущество получают не те, кто располагает неограниченными ресурсами, а те, кто конструктивно мыслит. Далеко не всегда условием долгосрочного роста компании является высокая норма возврата инвестиций.

Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: предлагать высококачественную продукцию, организовать отличное обслуживание клиентов, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое расположение, обеспечивать внедрение нового продукта в более короткие сроки, иметь хорошо известную собственную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены). При этом чтобы преуспеть в создании конкурентного преимущества, компания должна предлагать покупателям то, что они считают наиболее приемлемым для себя, — хороший товар по низкой цене или товар улучшенного качества, но дороже.[21, 234]

Проблема анализа конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако этот анализ необходим предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и так далее. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразием подходов и методов к ее анализу.

 

 

 

 

1.3 Методы анализа  конкурентоспособности

 

 

 

Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:

- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических  объектов, являющихся носителями  свойства конкурентоспособности, без  чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный  характер;

- универсальное общепринятое  понятие конкурентоспособности  отсутствует;

- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность  и конкретность;

- конкурентоспособность  определяется с использованием  результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

- сопоставление экономических  объектов в процессе сравнительного  анализа конкурентоспособности  должно удовлетворять требованиям  полноты и корректности.[]

К количественным методам оценки конкурентоспособности относятся:

1) Интегральный показатель. Рассмотрим первый метод для определения интегрального показателя конкурентоспособности. Широко распространено представление интегрального показателя конкурентоспособности суммой вида:

 

, (1)

 

где K – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

Ki – групповой показатель конкурентоспособности предприятия;

n – число групповых показателей конкурентоспособности предприятия.

Как отмечают Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности организации менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6 – 10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10) и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам.[39, 167-168]

Несомненным плюсом данного метода является простота его использования. Но есть и очень существенный недостаток. При использовании данного метода определения интегрального показателя может искажаться общая оценка конкурентоспособности предприятия, так как единичные показатели конкурентоспособности некоторых показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.

Второй метод оценки основан на использовании среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспобности:

 

, (2)

 

где K – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

Ki – групповой показатель конкурентоспособности предприятия;

Wi – показатель значимости i-го группового показателя конкурентоспособности предприятия;

n – число групповых показателей конкурентоспособности предприятия.

К основным критериям конкурентоспособности предприятия можно относить эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции. Применяя формулу (2), получает для коэффициента конкурентоспособности организации следующее выражение:

 

(3)

 

Где - коэффициент конкурентоспособности предприятия;

- значение критерия эффективности  производственной деятельности  предприятия;

- значение критерия финансового положения предприятия;

- значение критерия эффективности  организации сбыта и продвижения  товара на рынке;

- значение критерия конкурентоспособности  товара.

Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертно способом последовательных сравнений.

К явному отличию, а то есть и преимуществу по сравнению с первым методом можно отнести то, что в этом методе оценки интегрального показателя конкурентоспособности предприятия, учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. Данный метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность при определении значимости единичных показателей конкурентоспособности организации.

Следующий метод основан на определении комплексного показателя конкурентоспособности организации на основе среднего арифметического показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции. И выражается в следующей формуле:

 

(4)

 

где K – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

Kiт – показатель конкурентоспособности i-го товара;

n – число ассортиментных групп товаров.

Четвертый метод - определение комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности выражается следующим образом:

 

(6)

 

где K – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

Ki – групповой показатель конкурентоспособности предприятия;

Wi – показатель значимости i-го группового показателя конкурентоспособ- ности предприятия;

n – число групповых показателей конкурентоспособности предприятия.

Всю совокупность факторов, влияющих на предприятия и тем самым на их конкурентоспособность, можно разделить на три группы:

  • цели, которые ставит перед собой предприятие;
  • ресурсы, которыми располагает предприятие;
  • факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия на предприятие.[19, 134-137]

Таким образом интегральную конкурентоспособность предприятия можно представить в виде функции (6.1) трех групп переменных:

 

К = К({Kri, i = 1, ..., nr}, {Wi, i = 1, ..., nr}, {Фi, i = 1, ..., nф}) (6.1)

 

где К — показатель интегральной конкурентоспособности предприятия;

Kri — это конкурентоспособность отдельных ресурсов предприятия общим числом nr;

Wi — весовые коэффициенты общим числом nr;

Фi — количество факторов внешней среды общим числом nф.

А если не учитывать условия внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы организации, то комплексный показатель внутренней конкурентоспособности организации будет выражаться в виде:

 

К = K({Kri, i = 1, ..., Nr}, {Wi, i = 1, ..., Nr}). (6.2)

 

  • в условиях действия на организацию одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней конкурентоспособности будут равны между собой, и определяться выражением (6.2);
  • в выражении (6.2) коэффициенты весомости будут одинаковыми для одноотраслевых групп организации, действующих в условиях конкретного рынка и использующих одинаковые стратегии. Но это не решает задачу объективной оценки конкретных значений весовых коэффициентов;
  • показатель доли рынка, занимаемой организацией в данный момент, как результат предыдущей конкурентной борьбы, коррелирует с конкурентоспособностью организации, которую оно имело в предыдущий период;
  • показателем результативности организации, отражающим ее сегодняшнюю конкурентоспособность, является также относительная динамика изменения его доли рынка.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб