Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• описать методику оценки конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• провести анализ конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• предложить пути повышения конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Введение…………………………………………………………………………….……………….3
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………...…………………………….19
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”………………………………………………………………………………………..……49
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО “Призма”………….…………………….62
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение………………………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………………………………………..86
Приложения…………………………………………………………………………………………89
В результате комплексный показатель конкурентоспособности организации выражается только двумя величинами - долей рынка (Д) и темпами ее изменения (Т), на которые влияют разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами (N*r). Поэтому выражение (6.2) записывается двумя выражениями:
Д = Кд({Kri, i = 1, ..., N*r}, {Wi, i = 1, ..., N*r}), (6.3)
где Wi – весовые коэффициенты, используемые для определения доли рынка (Д) общим числом N*r;
Kri – конкурентоспособность отдельных ресурсов, определяющих долю рынка (Д) общим числом N*r.
Т = Kт({Kri, i = N*r + 1, ..., Nr}, {Wi, i = N*r + 1, ..., Nr}), (6.4)
где в образовании Д и Т могут участвовать разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами.
Если организация является действующей на данном рынке, то для неё известны показатели её конкурентоспособности, использовав информацию о внутренних ресурсах организации можно оценить её конкурентоспособность. Долю рынка можно рассчитать следующим образом:
(6.5)
где Д – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (доля рынка);
С – конкурентоспособность предприятия по его основным средствам;
Р – конкурентоспособность предприятия по уровню финансового менеджмента;
L – конкурентоспособность предприятия по уровню кадрового и производственного менеджмента.
2)
Рейтинговая оценка - используется
при целевом сравнении
При составлении рейтинга предприятий используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге.
При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов).
Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла в результате оценки.
Итоговый балл отдельного предприятия выводится по формуле:
, (9)
где: ТМ – итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;
Mi – балл предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
Вi – вес i-го показателя, присвоенный ему [8, 139-140]
3)
Оценка конкурентоспособности
Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта – в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
,
где: MS – доля рынка субъекта;
RS – розничный объем товарооборота субъекта;
TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.
Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет в зависимости от распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой легко установить место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.[31, 189]
Для оценки конкурентоспособности организации сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.
Цель системного анализа предприятия – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности предлагаемых товаров, эффективности и устойчивости его функционирования.
В процессе анализа конкурентоспособности предприятия изучаются 2 среды - внешняя и внутренняя. В свою очередь внешнюю среду целесообразно разделить на 2 части: внешнее микроокружение, к которому относятся потребители, поставщики, конкуренты, субституты и новички на рынке и внешнее макроокружение, в которое входят политические и экономические институты, социальная среда, уровень развития техники и технологий, а также экологические требования и стандарты.
Для того, чтобы исследовать каждую из структур, необходимо использовать различные методы анализа:
SNW-анализ — это анализ
сильных, нейтральных и слабых
сторон организации. Как показала
практика, в ситуации стратегического
анализа внутренней среды
Как правило, SNW-анализ оформляется в виде таблицы, как показано в Приложении 9.
Исследование внутренней среды организации как части стратегического анализа представляет отдельный блок. Анализ внутренней среды организации, осуществляемый во имя ее стратегических целей, так же как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным.
При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития организации. Поэтому тождественными понятиями и синонимами термина «стратегический анализ внутренней среды организации» выступают термины «стратегический анализ внутренних ресурсов организации» и «стратегический анализ ресурсов организации».
Организация как сложная система допускает разные виды разбиения на подсистемы, элементы, компоненты и т.д. Причем конкретный вид разбиения организации на составляющие с последующим стратегическим анализом и органичным синтезом, который завершается выработкой стратегии, — это внутреннее дело организации.
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации, в зависимости от конкретной ситуации, может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно соблюдаться главное условие — полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.[21, 202-203]
Методика анализа внутренней среды предприятия в различных срезах представлена в Приложении 10.
PEST – аббревиатура четырех английских слов: Р-Policy – политика, Е-Economy – экономика, S-Society – общество (социум), Т-Technology – технология.
Из названия метода
видно, что среди бесчисленного
множества факторов, характеризующих
воздействие внешней среды на
организацию, PEST-анализ выделяет 4 основные
группы. Это означает, что данным
инструментом стратегического
Технология PEST-анализа (Приложение 15)
1. Структурирование факторов внешней среды, включение в перечень таковых новых появившихся факторов
2. Выявление изменений в форме и содержании таких факторов
3. Формирование выводов, что означают для организации и ее целевых устремлений наступившие изменения.
Политический фактор внешней среды должен изучаться в первую очередь, так как главный политический вопрос – это вопрос о власти. А центральная власть регулирует механизм обращения денег в государстве, а также ряд других ключевых условий получения основных ресурсов для деятельности любой организации.
Составляющие политического фактора:
• структура законодательства;
• политическая стабильность;
• политический курс;
• налогообложение;
• таможенные правила;
• степень участия государства в регулировании бизнеса;
• антимонопольные ограничения;
• лоббирование и неформальные группы.
Анализ экономического аспекта внешней среды организации позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются основные экономические ресурсы. Для большинства конкретных организаций это является общим условием их деловой активности.
Составляющие экономического фактора
• общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабильность, спад);
• динамика спроса-предложения;
• уровень инфляции;
• инвестиции;
• ресурсы;
• собственники;
• ставки налогообложения;
• производительность труда.
Конкретную ситуацию, показывающую, какое значение для стратегии развития конкретной организации имеют экономические решения, принимаемые на уровне дальней внешней среды, иллюстрируют пример ниже:
Социальная компонента внешней среды в наибольшей степени связана с формированием потребительских предпочтений населения. Этим, как правило, и определяется ее особое значение при анализе возможного спроса на продукт организации в стратегической перспективе.
Составляющие социокультурного фактора:
• демографические изменения;
• изменения в уровне и стиле жизни;
• жизненные ориентиры и ценности;
• изменения в структуре доходов;
• социальная стабильность;
• мобильность работников;
• отношение к образованию;
• отношения к работе и отдыху;
• семья;
• защита потребителей;
• религия.
Значение технологического фактора внешней среды представляется почти очевидным. В современных условиях технологических изменений перед любой организацией стоит постоянная угроза потери рынка продукта из-за его вытеснения технологически совершенным продуктом
Поэтому цель стратегического анализа технологического аспекта развития внешней среды такова: анализ должен обеспечить организацию информацию, которая позволяет ей во время перестроится на производство и / или реализацию технологически перспективного продукта; и параллельно с этим организации обязана успевать получать достаточную прибыль от своих традиционных продуктов и при этом уметь вовремя отказываться в пользу более перспективных.
Составляющие технологического фактора:
• технологическая политика государства;
• ориентиры в развитии науки и техники;
• значимые тенденции в области НИОКР;
• уровень техники и технологий;
• оборудование;
• новые патенты и ноу-хау.
Стратегический анализ каждой из указанных 4 компонентов должен быть достаточно системным, так как в жизни все эти компоненты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны. Значимое изменение любого из компонентов, как правило влияет на всю цепочку. И такие изменения в каждой конкретной ситуации могут стать угрозой, или наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес – успеха. [18, 254-258]
PEST – анализ – это
инструмент исторически
Информация о работе Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб