Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• описать методику оценки конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• провести анализ конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• предложить пути повышения конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Введение…………………………………………………………………………….……………….3
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………...…………………………….19
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”………………………………………………………………………………………..……49
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО “Призма”………….…………………….62
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение………………………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………………………………………..86
Приложения…………………………………………………………………………………………89
Фондоотдача на 1 рубль основных средств предприятия увеличилась на 34 копейку и составила 5,46 рублей. Фондоемкость 1 рубля товарооборота снизилась на 2 копейки и составила 18 копеек, что говорит о снижении в потребности основных средств на 1 рубль товарооборота. Это говорит об улучшении эффективности использования основных средств на предприятии.
Существует тесная взаимосвязь между фондовооруженностью, производительностью труда работников и фондоотдачей основных средств, которая выражается следующими формулами:
Фотд = РТО / О̅С; (11)
Фвооруж = О̅С / Ч̅; (12)
РТО = Ч̅ * ПТ; (13)
Фотд = (Ч̅ * ПТ) / (Ч̅ * Фвооруж); (14)
Фотд = ПТ / Фвооруж (15)
Следовательно, важным условием увеличения фондоотдачи основных средств в торговле является превышение темпов роста производительности труда над темпами увеличения фондовооруженности.
На данном предприятии наблюдается рост фондоотдачи основных средств(106,64%), поскольку темп роста производительности труда (115,21%) превысил темп роста фондовооруженности (108,03%)
Применение этих показателей в торговле имеет некоторые особенности, так достаточно часто прирост основных средств непосредственно не влияет на рост товарооборота, но способствует снижению издержек обращения, улучшению качества обслуживания посетителей и, как следствие, ведет к росту доходности торговой деятельности. В этом случае фондоотдача и фондоемкость не отражают реальный уровень изменения эффективности использования основных средств. Поэтому в дополнение к ним рассчитывается показатель рентабельности основных средств.
Рентабельность основных средств (РОС) определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств:
РОС = ЧП / О̅С (16)
Если в 2010 году на каждый вложенный рубль основных средств приходились 24 копейки чистой прибыли, то в 2011 ситуация улучшилась, на каждый рубль основных средств приходится 30 копеек чистой прибыли, или на 25% больше, что является положительным фактором в деятельности предприятия.
Показатели фондоотдачи и рентабельности основных средств достаточно часто характеризуют разные стороны эффективности использования основных средств, поскольку направления их динамического развития за один и тот же период могут разниться, поэтому для общей оценки экономической эффективности использования основных средств целесообразно рассчитать интегральный показатель (JО̅С) по формуле:
JО̅С = (17)
В данном случае JО̅С составил:
JО̅С 2010 = 1,11 JО̅С 2011 = 1,28
В целом рассчитанный интегральный показатель свидетельствует о том, что анализируемое предприятие значительно улучшило использование основных средств, а их экономическая эффективность увеличилась на 15,32 %
Что касается анализа эффективности использования издержек обращения, то он осуществляется с использованием показателя розничного товарооборота в расчете на 1 рубль издержек обращения и показателя рентабельности текущих расходов. Показатель розничного товарооборота на 1 рубль издержек оказался одинаковым в 2011 году с показателем 2010 года и составил 4,87 рубля. Рентабельность же текущих расходов увеличилась с 23 копеек на 1 рубль издержек обращения, до 27 копеек, или на 17,39% .
Для обобщающей характеристики использования текущих расходов может быть использован интегральный показатель:
JИ = (18)
Где ТИ – Розничный товарооборот в расчете на 1 рубль издержек обращения, РИ – рентабельность текущих расходов.
JИ2010 = 1,06; JИ2011 = 1,15
Как видно из динамики интегрального показателя, эффективность использования текущих расходов в 2010 по сравнению с 2009 увеличилась на 8,49%.
Принимая во внимания значения всех показателей, рассмотренных в данном параграфе, можно с уверенностью утверждать, что ООО “Призма” будет в дальнейшем очень эффективно вести хозяйственную деятельность.
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма”
Для начала будем исследовать внутреннюю среду ООО “Призма” с помощью SNW-анализа. Для этого будет использовано Приложение 9.
Что касается стратегии организации, то в 2012 году планируется открыть три-четыре гипер- и супермаркета. К 2015 году рассчитывается довести сеть до 20 магазинов. Возможно, уже к 2017 году будет 30 торговых объектов в России.
В настоящее время существует много предложений по аренде торговых площадей. Арендодатели хотят строить с “Призма” долгие партнерские отношения, так как время показало, что в России деятельность налажена успешно. Предложения по недвижимости поступают разные - как адекватные, где цена и качество соответствуют, так и завышенные, так как еще сохранился стереотип, что иностранные компании не владеют информацией о ценовой ситуации на рынке. В Петербурге не так много осталось хороших мест для открытия магазинов. И если появляется какой-то интересный объект, то, чтобы его получить, надо быть знакомым с его владельцем.
Торговый ассортимент вырос, но доля финских товаров в процентах осталась прежней. Количество импортируемых товаров из Финляндии выросло на 15%. В супермаркете это 5 тысяч с учетом товаров под частной маркой позиций из 20 тысяч наименований, в гипермаркете - 6,5 тысяч из более чем 30 тысяч.
Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели ООО «Призма». Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.
На данный момент в организации ООО «Призма» имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям.
Рассматривая финансы организации, отметим слабую позицию в финансах как текущего состояния баланса. Это можно увидеть в Приложении 11.
Если выполнимо неравенство А3 > П3 , то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.
Текущая ликвидность определяется условием А1 + А2 ≥ П1 + П2
192 047 ≤ 266 387 На начало года
253 801 ≤ 456 144 На конец года
Данное условие не соблюдено, а это показывает неспособность компании погасить текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов, учитывая, что не все активы можно реализовать в срочном порядке.
Однако, если рассматривать финансы ООО “Призма” в спектре доступности инвестиционных ресурсов, то тут позиция организации сильна, так как “Призма” входит в крупнейший финский холдинг S-Group, который занимается 6 направлениями бизнеса и крупнейшим из них является сфера розничной тоговли (гипер- и супермаркеты).
Оценка позиции конкурентоспособности товара по товарным группам была проведена на основе результатов маркетингового исследования, проведенного для ООО “Призма” финской компанией “Consumer Compass” в декабре 2011-январе 2012. Методику проведения исследования и результаты можно увидеть в Приложениях 1-8.
В Приложении 8 Приложений представлены сводные оценки товарных групп, рассматриваемых в свете определенных факторов. Сводные оценки получены в результате соотнесения данных о том какую значимость покупатель придает каждой товарной группе в свете определенного фактора при выборе покупки в принципе и данных об оценке покупателями товарных групп в ООО ”Призма” в зависимости от определенного фактора.
Как видно из Приложения 8, основная причина нейтральных и слабых позиций товарных групп в ООО “Призма” это очень высокий уровень цен, особенно в тех товарных группах, которым покупатель придает особое значение, например, такие как мясо, рыба, колбасы и колбасные изделия, хлеб, овощи и фрукты, сыры, молоко и молочная продукция, кофе и чай, жиры и масла. Помимо ценового фактора очень большое негативное влияние имеет фактор выгодных товарных предложений, то есть покупатель не видит никаких выгодных ему предложений в значимых для него товарных группах, например, таких как хлеб, овощи и фрукты, сыры, молоко и молочная продукция, кофе и чай, жиры и масла, сахар, сладости и мороженное, товары для домашнего хозяйства, уборки и мойки. К положительно влияющим факторам можно отнести широкий ассортимент продукции и наличие в нем любимых брендов. Однако, этого все же недостаточно, так в таких значимых группах как рыба, фрукты и овощи, сыр оценки по всем факторам отрицательные.
Применение продуктов сферы информационных технологий в розничной торговле во многом предопределяет успешность развития торговой организации. Современные IT-продукты нацелены на корректировку и оптимизацию как внутренних, так и внешних бизнес процессов. Наиболее важными являются технологии автоматизации отношений с покупателями и налаживания непосредственно торговой деятельности, во всех ее проявлениях.
Динамичное развитие отрасли розничной торговли приводит к усилению конкуренции в сфере обращения. Это вынуждает предприятия торговли повышать эффективность своей деятельности, что во многом зависит от возможностей используемых программных продуктов по оперативной обработке больших объемов информации.
Современные информационные системы позволяют в максимально короткие сроки выявить наиболее существенные тенденции развития компании в целом и оценить эффективность работы отдельных структурных подразделений, а самое главное – вовремя среагировать на ту или иную ситуацию в бизнес-процессе.
В своей деятельности ООО “Призма” использует различные финские корпоративные программы Tuhti, Martti, Stock, Pikkolink, а также пользуется пакетом программ Microsoft Office. Очень негативным моментом для деятельности компании является то, что нет доступных инструкций по использованию финских программ и не проводятся обучающие тренинги. Многие руководители отделов плохо владеют аналитическими программами и работают с программой по определенным последовательностям действий, смысл которых зачастую ими не понимается.
Позиция способности к лидерству ООО “Призма” оценена как нейтральная. В свою очередь, эта оценка складывается из способности к лидерству первого лица организации, способности к лидерству всего персонала и способности к лидерству как совокупности объективных и субъективных характеристик.
Первым лицом организации является Веса Пуннонен (родился в 1971 г).
Получил степень магистра в университете г. Хельсинки и степень магистра управления бизнесом в университете г. Ювяскуля, также прошел годовой курс обучения в США St.Clair High School.
Имеет опыт работы в различных должностях и сферах бизнеса в Финляндии, Странах Балтии и Украине. С 1995 г. работает в России (в Москве и Владивостоке). Стаж работы в холдинге S-Group 12 лет.
Веса Пуннонен о себе – “Первая ступень трудовой деятельности — учитель начальных классов. В плохие дни кажется, что есть что-то общее между школой и розничной сетью. Но если серьезно, умение работать с разными людьми, находить подход к каждому — вот тот урок, который я вынес из работы в школе и которому всегда следую. Из сферы игорного бизнеса я также позаимствовал уйму жизненного опыта. Если ты хороший игрок в покер, при переговорах это не мешает! Моя спина, плечо и колени напоминают о спортивных травмах юности. Я не молодею. Но полон энергии, чтобы двигаться вперед и достигать вместе с сетью Prisma новых высот.”
Говоря о способности к лидерству всего персонала в целом, нельзя сказать, что сейчас позиция организации очень сильна из-за текучести кадров и незаинтересованности некоторых сотрудников в достижении общих результатов, однако, за счет притока молодых, энергичных и целеустремленных работников, желающих построить карьеру в активно развивающейся компании стремление к лидерству компании у персонала будет повышаться.
Рассматривая лидерство как совокупность факторов, можно утверждать, что широкий ассортимент и наличие финских товаров высокого качества является для сети “Призма” очень важными факторами, позволяющими лидировать среди конкурентов. Однако объективными факторами, не позволяющими стать безоговорочными лидерами являются высокие цены на товары, одни из самых высоких среди конкурентов и недостаточность выгодных предложений.
Маркетинговую деятельность оценим по комплексу 4p (product - товар, price - цена, promotion – стимулирование сбыта, place - место)
В супермаркетах PRISMA представлен широкий ассортимент товаров повседневного спроса, а магазинах формата гипермаркет также представлены товары для дома, досуга и спорта, одежда и электротехника. В супермаркете это 5 тыс. с учетом товаров под частной маркой позиций из 20 тыс. наименований, в гипермаркете - 6,5 тыс. из более чем 30 тыс.
В сети гипер- и супермаркетов PRISMA широко представлены финские товары известных производителей, завоевавших доверие и любовь покупателей как в Финляндии, так и в России, таких как молочные продукты Valio, колбасные изделия Snellman, кофе Paulig, варенье и соусы Saarioinen, хлебцы Finn Сrisp, водка Finlandia, ликер Lapponia, пиво Karhu, Lapin Kulta, Koff, Sandels, декоративная косметика LUMENE, хлопья, крупы Myllyn Paras, Nordic, каши Mätte,бытовая химия KIILTO, бытовая химия и косметика все гиппоалергенное LV, подгузники Muumi, женские гигиенические прокладки Mimi, Midinette и Vuokkoset, средства по уходу за волосами Herbina, средства по уходу за волосами XZ, одежда для спорта и отдыха Luhta, пряжа Novita, инструменты и кухонные ножи Fiskars, посуда Hackman, полотенца и постельное белье Finlayson и Luhta
Информация о работе Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб