Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• описать методику оценки конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• провести анализ конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга;
• предложить пути повышения конкурентоспособности розничной торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….……………….3
1. Конкуренция и конкурентоспособность торговых предприятий……………………….....6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентных сил..………………………………………….…….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества..15
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………...…………………………….19
2. Анализ факторов конкурентоспособности ООО “Призма” …………………….….…….33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО “Призма”…….32
2.2. Анализ внутренней среды ООО “Призма” ……………………………………….............39
2.3. Анализ модели «5 сил» Майкла Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ ООО “Призма”………………………………………………………………………………………..……49
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО “Призма”………….…………………….62
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой деятельности………….……62
3.2. Пути совершенствования организационной политики……………………..….………66
3.3. Рекомендации по развитию сети магазинов ООО “Призма”…………....……………..75
Заключение………………………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………………………………………..86
Приложения…………………………………………………………………………………………89

Файлы: 1 файл

диплом 3.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Обращаясь к Василеостровскому району следует учесть, что подобных “Призма” супермаркетов там пока тоже не открыто, поэтому необходимо рассмотреть проект открытия еще одного магазина, помимо открываемого на 16 Линии, с учетом планов Санкт-Петербургского Метростроя по развитию метрополитена на Васильевском острове. Так, планируется ввести в эксплуатацию станции метро Большой Проспект, Шкиперская и Морской Фасад. Не исключено, что вестибюль одной из станций может быть интегрирован в новый торгово-развлекательный комплекс, которых там практически нет, зато много бизнес центров.

     Учитывая активное строительство  жилых комплексов в Шушарах, что в Пушкинском районе, а также возможностям имеющимся там по застройке, можно задуматься о строительстве либо крупного супермаркета, либо гипермаркета. Также следует учесть планируемую к вводу до 2015 года станцию метро Шушары.

Петроградский район является очень привлекательным для открытия на его территории супермаркета “Призма” ввиду потребности в магазине с товарами высокого качества. Следует обратить внимание на большое количество бизнес-центров, поэтому магазин “Призма” может стать отличной возможностью для совершения покупок людьми после работы, но и не стоит забывать про постоянных жителей района, которые нуждаются в открытии магазина, предлагающего товары высокого качества.

Говоря о Московском районе, то “Призма” здесь представлена достаточно хорошо, учитивая открывающиеся в ближайшее время магазины.

Если учитывать дальнейшее активное наращивание представительства сети ООО “ Призма” в Санкт-Петербурге, то одним из ключевых факторов развития сети может стать открытие собственного распределительного центра.

Распределительный центр (РЦ) – это складской комплекс, который получает товары от предприятий-производителей или от предприятий оптовой торговли (например, которые находятся в других регионах страны или за границей) и распределяет их более мелкими партиями заказчикам (предприятиям мелкооптовой и розничной торговли) через свою или их товаропроводящую сеть.

Поддержание запасов на распределительном центре позволяет не только застраховать предприятия торговли от неопределенности спроса и поставок, но и сократить зоны хранения в конечных магазинах.

Выделяются следующие основные цепи поставок в рамках предприятий розничной торговли:

1. поставщик — предприятие розничной  торговли (П — ТК);

2. поставщик — распределительный  центр — предприятие розничной  торговли (П — РЦ — ТК).

Таким образом, можно говорить о централизованных и децентрализованных поставках. В рамках цепи «П — РЦ — ТК» можно выделить следующие способы обработки грузов:

— поставка товара крупной партией на распределительный центр с дальнейшим хранением и отгрузкой то-вара на предприятия сетевой розничной отгрузки мелкими партиями по мере необходимости;

— кросс-докинг в чистом виде: поставка товара на распределительный центр осуществляется грузовыми единицами, предназначенными к отправке на предприятия сетевой розничной торговли без дополнительной переупаковки;

— перевалка с дополнительной комплектацией. Поставка товара на распределительный центр осуществляется в виде, требующем дополнительной комплектации для отгрузки на предприятие сетевой розничной торговли.

Хранение товаров на распределительном центре приводит к формированию дополнительных издержек на содержание и хранение запасов продукции. Однако подобное хранение может быть оправдано в целом ряде случаев:

— закупка возможна и экономически обоснованна только крупными партиями. Причем размер такой партии превышает суммарную эффективную партию поставки в конечные магазины;

— товар является стратегически важным для предприятия. Предприятию сетевой розничной торговли необходимо иметь возможность поставить данную продукцию в магазин в любой момент;

— хранение «сезонных товаров». Зачастую в магазинах остаются запасы сезонной продукции. Такие товары можно или распродать, или вернуть поставщику, или оставить на хранение до следующего сезона;

— предприятие сетевой розничной торговли имеет возможность спекулятивной закупки. Иными словами, компания может закупить продукцию и оставить ее на хранение в распределительном центре, ожидая дальнейшего повышения цен.

Система двойного страхования (поддержание запасов на распределительном центре и непосредственно в местах розничных продаж) увеличивает общий запас товаров в сети, однако позволяет, во-первых, увеличить контроль над системой распределения товаров, а во-вторых, снизить вероятность дефицита (out-of-stock).

Предлагаемые варианты организации распределительного центра основываются на следующих принципах:

  1. Зона складирования распределительного центра реализуется на базе высотных стеллажных блоков и автоматизированных кранов-штабелеров с ярусностью хранения в 6-15 этажей;
  2. Распределительный центр оснащается развитой транспортно-распределительной системой (ТРС) с помощью подвесных толкающих конвейеров, роликовых и цепных транспортеров, такая ТРС реализует систему "динамической подготовки грузов" ("груз к человеку");
  3. За счет высокой производительности всех операций минимизируется количество рабочих мест приема и отгрузки товаров и соответственно въездных ворот и в то же время обеспечиваются минимальные циклы загрузки и разгрузки автотранспорта;
  4. Для идентификации и учета грузов применяется двойная система кодирования: штрих-коды на первичных упаковках и палетах, обеспечивающие учет всех видов товаров;
  5. Разночастотные метки по RFID технологии, обеспечивающие управление грузопотоками РЦ;
  6. Автоматизированная система управления обеспечивает не только управление всем оборудованием РЦ, но и автоматизацию всех информационных потоков и процессов учета. При этом АСУ распределительного центра строится на базе современных серийных и стандартных аппаратных и программных средствах.

Предлагаемая технология построения РЦ позволит добиться следующих результатов:

  1. уменьшения рабочих площадей при одинаковой емкости хранения или увеличения емкости хранения на существующих площадях более чем в 2 раза;
  2. сокращения единиц напольного транспорта в 3-5 раз и численности производственного персонала в 2-2,5 раза;
  3. сокращения затрат на энергоносители, в том числе на освещение складских площадей;
  4. увеличения производительности и соответственно товарооборота РЦ в 2-4 раза;
  5. практически полностью исключаются ошибки при комплектовании партий товаров.

Все это позволяет для распределительного центра достаточно большой емкости (от 5-6 тыс. тонн) значительно сократить затраты на строительство и эксплуатацию РЦ в расчете на одну грузовую единицу. 

Учитывая планы ООО “Призма” по развитию сети в южной части города целесообразно будет открыть распределительный центр именно там. Так, целесообразно будет под распределительный центр арендовать помещение до 5000 кв. м., либо построить его собственными силами в логопарке Nordway в Шушарах. Сумма инвестиций компании в строительство склада без оборудования может составить около $1200 на 1 кв. м, тогда как аренда обойдется в $120 за 1 кв. м в год.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Конкурентоспособность представляет собой ключевое понятие экономической современности, на котором зиждутся основополагающие принципы рыночной экономики. Конкурентные преимущества могут основываться на различных факторах деятельности компании. Наибольшую сложность представляет оценка степени конкурентоспособности предприятия, т. е. выявление характера конкурентных преимуществ фирмы по сравнению с другими компаниями.

Конкурентоспособность предприятий розничных торговых сетей имеет свою специфику, которая заключается в том, что совокупность ее конкурентных преимуществ имеет сильную зависимость oт потребительских предпочтений. Негативная реакция покупателей на процесс совершения покупок в торговых предприятиях розничной сети ведет к снижению популярности всей сети в масштабе ее функционирования, что, в свою очередь, ведет к снижению товарооборота и прибыли предприятия.

Переход к насыщенному рынку максимально обостряет конкурентную борьбу, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Решение проблемы усиления конкурентоспособности предполагает выработку мер по совершенствованию конкурентных преимуществ розничной торговой сети. В этой связи оценка конкурентоспособности розничной торговой сети становится первоочередной для нее задачей.

Целью дипломной работы являлась разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности торговой сети “Призма” на рынке Санкт-Петербурга.

Для этого были рассмотрены сущность конкурентоспособности предприятия, факторы, влияющие на конкурентоспособность сети, методики оценки конкурентоспособности, проведен анализ конкурентоспособности.

 

 

 

ООО «Призма» – это финская сеть гипер- и супермаркетов. Она занимает лидирующие позиции на рынке розничной торговли Финляндии, где в настоящий момент более 60 гипермаркетов, а также успешно осуществляет свою деятельность в России, Эстонии, Латвии и Литве.

Сегодня формат магазинов ООО «Призма» сочетает в себе элементы базового формата, принятого в мировом ритейле, – классический розничный крупноформатный (гипермаркет, супермаркет). Сейчас сеть насчитывает 7 супермаркетов и 2 гипермаркета. Также к открытию в этом году готовятся 3-4 магазина.

Помимо эффективного формата и ориентированной на покупателя концепции магазина, в сочетании с узнаваемостью, Компания выделяется тем, что предлагает своим покупателям широкий ассортимент качественных товаров и новинок и прекрасное обслуживание благодаря знанию товаров продавцами.

На основании проведенного анализа ресурсного потенциала компании и экономических показателей хозяйственной деятельности можно с уверенностью утверждать, что у ООО “Призма” есть огромный потенциал роста.

В результате анализа конкуренции были собраны сведения о деятельности как основных конкурентах, так и о конкурентах, работающих в других форматах, а также о новичках, вступающих в борьбу за долю рынка. Так, к основным конкурентам относятся сети: “Окей”, “Лента”, “Карусель”, “Ашан” и “Перекресток”; к основным конкурентам других форматов (дискаунтеры, магазины у дома) относятся: “Пятерочка”, “Полушка”, “Семья”, “Дикси”. Среди новичков была рассмотрена еще одна финская сеть “kesko”, а также развивающаяся по франшизе сеть голандских супермаркетов “spar”. В рамках анализа конкурентов были изучены их ассортиментная политика, программы лояльности и прочие методы стимулирования сбыта, концепция и стратегия развития.

Для выяснения слабых мест конкурентоспособности ООО “Призма” с точки зрения покупателя был проведен анализ результатов маркетингового исследования, заказанного S-Group для магазинов “Призма”. Также были определены слабые места работы с поставщиками.

Влияние, которое оказывает и будет оказывать на ООО “Призма” было изучено с помощью PEST-анализа. А на основании всех полученных данных удалось провести SWOT-анализ для определения путей дальнейшего развития компании.

 

 

Так к конкурентным преимуществам ООО “Призма” были отнесены:

  • Доступность инвестиционных ресурсов
  • Товарная политика
  • Место продажи
  • Качество торговой марки
  • Репутация на рынке
  • Участие в стратегическом альянсе

К наиболее слабым местам:

  • Информационные технологии (ИТ)
  • Ценовая политика
  • Стимулирование сбыта
  • Уровень менеджмента

Таким образом, были выяснены направления, которые необходимо совершенствовать для  максимального усиления конкурентоспособности, а также предложены конкретные меры.

Наиболее острой проблемой является очень высокий уровень цен. Разработанные меры по совершенствованию ИТ, маркетинговой деятельности и менеджмента, воздействуя комплексно, дадут возможность устанавливать на товары более низкую цену, что существенно повысит конкурентоспособность торговой сети “Призма”

Так была разработана программа лояльности. Это дисконтная карта с накопительной скидкой, которую можно будет при желании приобрести, предъявив чек на совершенную покупку в размере 3000 рублей. Первоначальный уровень скидки будет равен 3% и эта скидка будет действовать в течение тридцати дней, однако в последствии уровень скидки будет зависеть от того на какую итоговую сумму были приобретены покупки за эти 30 дней.  Скидка будет распространяться на всю продукцию финского производства.

Данная программа может стимулировать лояльного клиента совершать больше покупок, а вместе с этим привить ему доверие и любовь к финской продукции. Но, чтобы у потенциального лояльного покупателя был стимул зарабатывать более высокую скидку на финскую продукцию, ассортимент финской продукции должен быть значительно увеличен по всем категориям.

 

  Также выдвинута идея о возможности  приобретать подарочные электронные  сертификаты, на которые можно  будет положить любую сумму  денег.

Использование наружной рекламы также может положительно сказаться на привлечении покупателей.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности торговой сети Prisma на рынке СПб